АРМЯНСКИЕ РЕФОРМЫ 1912-1914 ГГ.
АРМЯНСКИЕ РЕФОРМЫ 1912—1914, программа мероприятий в Западной Армении
и населенных армянами местностях Османской империи, разработанная
русской дипломатией и армянскими общественными кругами на основе
статьи 61 Берлинского трактата (см. Берлинский
конгресс 1878). Балканские войны (1912—13) создали благоприятные
условия для возобновления Армянского вопроса. В этом были заинтересованы
армяне, чье бесправное и угнетенное положение в Западной Армении
сохранялось и после прихода к власти младотурок (см. Младотурецкий
переворот 1908), и государства Тройственного согласия (в первую
очередь Россия), стремившиеся воспрепятствовать экономическому и
политическому проникновению Германии в Османскую империю. Поощряемый
русскими дипломатией, католикос Геворг V Тпхисеци обратился 2 октября
1912 к правительству России с просьбой о вмешательстве и содействии
возобновлению вопроса о реформах в Западной Армении. Одновременно
он специальным кондаком уполномочил Погоса Нубара защищать Армянский
вопрос в европейской государствах. Правительство России представило
державам свой проект армянских реформ, который был обсужден на совещании
послов в Константинополе 3—24 июля 1913. Проект, разработанный первым
драгоманом русского посольства А. Мандельштамом на основе майской
программы 1895 (см. «Майские реформы» 1895) и проекта, представленного
армянской патриархией Константинополя, предлагал образовать одну
Область из 6 армянский вилайетов (Эрзрум, Ван, Битлис, Диарбекир,
Харберд, Себастия). Генерал-губернатором Армянской области должен
был быть христианин — оттоманский подданный или, что предпочтительнее,
европеец, который назначался сроком на 5 лет с согласия великих
держав. Ему должна была принадлежать вся исполнительная власть области,
право назначать и увольнять всех административных служащих (также
судей). Генерал-губернатору подчинялись полиция и жандармерия, при
необходимости в его распоряжение предоставлялись также войска. При
Генерал-губернаторе должен был действовать Административный совет
с шестью советниками (3 мусульман и 3 христиан), избранных от Областного
собрания, где мусульмане и христиане должны были иметь одинаковое
количество мест. Этот принцип соблюдался и при распределении всех
должностей области, в том числе судей, постов в полиции и жандармерии.
Законы, приказы и решения должны были публиковаться на трех основных
языках: турецком, армянском, курдском. Каждая народность имела право
основывать свои частные школы (на родном языке) и управлять ими.
Признавались неприкосновенными права и привилегии, предоставленные
армянам Национальной конституцией 1860. Предусматривалось также
распустить курдские конные отряды «гамидие», возвратить отнятые
у армян земли (или их стоимость), а также запрещалось поселение
в области мухаджиров (мусульманских переселенцев с Балкан). Державы
должны были наблюдать за исполнением всех этих постановлений. Англия
и Франция в основном были согласны с русским проектом, а государства
Тройственного союза, в особенности Германия, решительно выступили
против основных положений русского проекта (создание единой Армянской
области, назначение Генерал-губернатора с согласия держав, соблюдение
принципа равенства в областном собрании и при распределении должностей
и т. д.), предложив принять за основу обсуждения турецкую программу
реформ, которая сохраняла прежнюю форму организации вилайетов и
всячески избегала иностранного контроля. Таком образом по вопросу
о реформах возникла дипломатическая волокита, в ходе которой Россия
под давлением германской группировки и в условиях пассивности своих
«союзников» пошла на уступки. В конечном счете России удалось навязать
Турции соглашение о реформах в Армении, согласно которому Западная
Армения делилась на два сектора (Эрзрум, Трапезунд, Себастия и Ван,
Битлис, Харберд и Диарбекир), управление которыми передавалось двум
иностранным Генеральным инспекторам, назначаемым с одобрения великих
держав. Соглашение было ущербным и не предоставляло армянам тех
широких прав автономии, которые были предусмотрены в русском проекте,
однако обеспечивало благоприятные условия для последующего освобождения
Западной Армении от турецкого ига. Рекомендованные державами два
Генеральных инспектора — Вестененк (Голландия) и Гоф (Норвегия)
не успели приступить к своим обязанностям. Воспользовавшись начавшейся
первой мировой войной, младотурецкое правительство объявило соглашение
недействительным (см. также Русско-турецкое
соглашение 1914).
|