Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

АРМЯНСКИЕ РЕФОРМЫ 1912-1914 ГГ.

АРМЯНСКИЕ РЕФОРМЫ 1912—1914, программа мероприятий в Западной Армении и населенных армянами местностях Османской империи, разработанная русской дипломатией и армянскими общественными кругами на основе статьи 61 Берлинского трактата (см. Берлинский конгресс 1878). Балканские войны (1912—13) создали благоприятные условия для возобновления Армянского вопроса. В этом были заинтересованы армяне, чье бесправное и угнетенное положение в Западной Армении сохранялось и после прихода к власти младотурок (см. Младотурецкий переворот 1908), и государства Тройственного согласия (в первую очередь Россия), стремившиеся воспрепятствовать экономическому и политическому проникновению Германии в Османскую империю. Поощряемый русскими дипломатией, католикос Геворг V Тпхисеци обратился 2 октября 1912 к правительству России с просьбой о вмешательстве и содействии возобновлению вопроса о реформах в Западной Армении. Одновременно он специальным кондаком уполномочил Погоса Нубара защищать Армянский вопрос в европейской государствах. Правительство России представило державам свой проект армянских реформ, который был обсужден на совещании послов в Константинополе 3—24 июля 1913. Проект, разработанный первым драгоманом русского посольства А. Мандельштамом на основе майской программы 1895 (см. «Майские реформы» 1895) и проекта, представленного армянской патриархией Константинополя, предлагал образовать одну Область из 6 армянский вилайетов (Эрзрум, Ван, Битлис, Диарбекир, Харберд, Себастия). Генерал-губернатором Армянской области должен был быть христианин — оттоманский подданный или, что предпочтительнее, европеец, который назначался сроком на 5 лет с согласия великих держав. Ему должна была принадлежать вся исполнительная власть области, право назначать и увольнять всех административных служащих (также судей). Генерал-губернатору подчинялись полиция и жандармерия, при необходимости в его распоряжение предоставлялись также войска. При Генерал-губернаторе должен был действовать Административный совет с шестью советниками (3 мусульман и 3 христиан), избранных от Областного собрания, где мусульмане и христиане должны были иметь одинаковое количество мест. Этот принцип соблюдался и при распределении всех должностей области, в том числе судей, постов в полиции и жандармерии. Законы, приказы и решения должны были публиковаться на трех основных языках: турецком, армянском, курдском. Каждая народность имела право основывать свои частные школы (на родном языке) и управлять ими. Признавались неприкосновенными права и привилегии, предоставленные армянам Национальной конституцией 1860. Предусматривалось также распустить курдские конные отряды «гамидие», возвратить отнятые у армян земли (или их стоимость), а также запрещалось поселение в области мухаджиров (мусульманских переселенцев с Балкан). Державы должны были наблюдать за исполнением всех этих постановлений. Англия и Франция в основном были согласны с русским проектом, а государства Тройственного союза, в особенности Германия, решительно выступили против основных положений русского проекта (создание единой Армянской области, назначение Генерал-губернатора с согласия держав, соблюдение принципа равенства в областном собрании и при распределении должностей и т. д.), предложив принять за основу обсуждения турецкую программу реформ, которая сохраняла прежнюю форму организации вилайетов и всячески избегала иностранного контроля. Таком образом по вопросу о реформах возникла дипломатическая волокита, в ходе которой Россия под давлением германской группировки и в условиях пассивности своих «союзников» пошла на уступки. В конечном счете России удалось навязать Турции соглашение о реформах в Армении, согласно которому Западная Армения делилась на два сектора (Эрзрум, Трапезунд, Себастия и Ван, Битлис, Харберд и Диарбекир), управление которыми передавалось двум иностранным Генеральным инспекторам, назначаемым с одобрения великих держав. Соглашение было ущербным и не предоставляло армянам тех широких прав автономии, которые были предусмотрены в русском проекте, однако обеспечивало благоприятные условия для последующего освобождения Западной Армении от турецкого ига. Рекомендованные державами два Генеральных инспектора — Вестененк (Голландия) и Гоф (Норвегия) не успели приступить к своим обязанностям. Воспользовавшись начавшейся первой мировой войной, младотурецкое правительство объявило соглашение недействительным (см. также Русско-турецкое соглашение 1914).