Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

КОНВЕНЦИЯ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА И НАКАЗАНИЯ ЗА НЕГО 1948 Г.

КОНВЕНЦИЯ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА И НАКАЗАНИИ ЗА НЕГО 1948, документ принятый Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 и определяющий с международной правовой точки зрения явление геноцида, действия, являющиеся актами геноцида, а также меры предупреждения геноцида и наказания за него. Вошла в силу 12 января 1951. В разработке и принятии конвенции существенную роль сыграл Р. Лемкин—польский юрист еврейского происхождения, который во время судебного процесса над главными немецкими военный преступниками в Нюрнберге (1945— 46) был советником обвинителя от США. Этот процесс, вскрывший бесчисленное множество актов геноцида, совершенных оккупантами в Европе с целью уничтожения евреев, славян, цыган и другие этнических групп, побудил к принятию конвенции о геноциде и ускорил ее разработку. Принятая под свежим впечатлением от Нюрнбергского процесса конвенция квалифицирует явление геноцида исходя из сути и целей явления, а не масштабов действий или числа жертв. 2-я ст. конвенции называет геноцидом действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, расовую или религиозную группу. Далее в пяти пунктах перечисляются эти действия, каждое из которых считается актом геноцида: 1 убийство членов группы; 2. причинение им серьезных телесных повреждений или умственного расстройства; 3. предумышленное создание для группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; 4. меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде группы; 5. насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую. В случае геноцида армян в Османской империи в 1915-23 имели место действия, указанные во всех пяти пунктах, а акты, совершенные против армянского населения в Азербайджане, в частности в Сумгаите в феврале 1988 и в Баку в январе 1990, полностью подпадают под первые три пункта 2-ой статьи конвенции. Согласно конвенции, виновные за действия геноцида или за какое-либо из них должны быть наказаны независимо от того, являются ли они избранными конституционным путем правителями, общественными деятелями или частными лицами, независимо и от того, участвовали они в действиях геноцида лично, были соучастниками преступления, участвовали в организованном в целях геноцида заговоре, подстрекательстве к геноциду или попытке совершить геноцид (ст. 3 и 4). Конвенция не признает юридической давности при наказании за геноцид: наказание могут осуществлять как национальные, так и созданные специально для этой цели международные трибуналы. Поэтому государства—участники конвенции обязуются принять необходимые законодательные акты для осуществления ее положений, в частности предусмотреть в своих уголовных законодательствах особые меры по наказанию за действия геноцида (ст. ст. 5 и 6). Согласно ст. 8, каждый участник конвенции может обратиться к соответствующему органу ООН с требованием принять, в соответствии с положениями ООН, все необходимые, по его мнению, меры в целях предупреждения и пресечения актов геноцида. При выработке конвенции представитель СССР настаивал на запрещении национально-культурного геноцида, который выражается в мероприятиях и действиях, направленных против пользования национальным языком и против национальной культуры какой-либо группы населения. Однако предложение о запрещении национально-культурного геноцида было отклонено и не вошло в конвенцию. Представитель СССР при подписании конвенции 16 декабря 1949 сделал оговорку по ст. 9: «Советский Союз считает для себя необязательными положения статьи 9, предусматривающей, что споры между Договаривающимися сторонами по вопросам толкования, применения или выполнения настоящей Конвенции передаются на рассмотрение Международного суда по требованию любой из сторон в споре, и заявляет, что в отношении подсудности международному суду споров по толкованию, применению или выполнению Конвенции Советский Союз будет придерживаться, как он это делал и до сего времени, такой позиции, согласно которой для передачи того или иного спора на разрешение Международного суда необходимо в каждом отдельном случае согласие всех спорящих сторон». Подобная оговорка по существу сводит на нет ст. 9. Другая оговорка СССР касалась ст. 12 конвенции, где говорится, что «любая из Договаривающихся сторон может в любое время, путем извещения на имя Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций, распространить применение настоящей Конвенции на все или некоторые территории, за ведение внешних отношений которых она ответственна». Заявив о своем несогласии с этой статьей, СССР утверждал, что, по его мнению, «все положения Конвенции должны распространяться на несамоуправляющиеся территории, включая подопечные». Данная оговорка утратила свою силу, поскольку ныне не осталось подопечных территорий, СССР, подписавший конвенцию, не имеет в своем внутреннем законодательстве статей о геноциде. В принятом Верховным Советом СССР от 2 апреля 1990 законе СССР об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории СССР нет понятия геноцида и положения о наказуемости за него, хотя сказано, что закон «учитывает международно-правовые обязательства Союза ССР о запрещении в законодательном порядке любой деятельности, направленной на дискриминацию граждан, разжигание национальной ненависти, вражды и насилия».