НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ГЕНОЦИД
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ГЕНОЦИД, мероприятия и действия, направленные
против национальной культуры какой-либо группы населения или народа.
В определении геноцида, данного специалистом по международному праву
Р. Лемкиным (см. Геноцид), отмечалось что геноцид – это не только
уничтожение этнической или религиозной группы путем физического
истребления, но и путем разрушения ее национальной духовной культуры.
Однако понятие «национально-культурный геноцид» не вошло в основной
текст Конвенции ООН 1948г. о предупреждении преступления геноцида
и наказании за него, хотя при выработке конвенции представитель
СССР настаивал на запрещении также национально-культурного геноцида.
Многие исследователи считают, что понятия «национально-культурный
геноцид» или «культурный геноцид» должны быть включены в более широкое
определение преступления геноцида. Директор Института по изучению
истребления и геноцида (Иерусалим) И. Чарни считает, что такие меры,
как, например, запрет на употребление родного языка (лингвицид),
также следует квалифицировать как геноцид. Социолог С. Тоттен (США),
говоря о геноциде армян в Османской империи, указывает также на
вандализм в отношении памятников армянской культуры, продолжающийся
и в наши дни. Неоспоримые факты свидетельствуют, что в годы массовой
резни и депортации армянского населения Османской империи Правительство
младотурок целенаправленно стремилось уничтожить также материальные
свидетельства существования армянской цивилизации. Погромщики руководствовались
приказом Талаата, направленного в Комитет по делам высылки в Алеппо,
где было сказано: «...настоятельно рекомендуется... всячески стараться
уничтожить само название «Армения» в Турции» («Геноцид армян в Османской
империи. Сборник документов и материалов», 1983г, с. 474). Следствием
этой политики явилось уничтожение в годы геноцида многих ценностей
армянской культуры. Жертвами геноцида стали талантливые армянские
писатели, ученые, журналисты, деятели культуры (см. Геноцид армян
1915-16гг). При аресте деятелей армянской литературы и искусства
уничтожались их архивы. Сохранилась лишь часть их богатого творческого
наследия, которую чудом удалось спасти. Огромной потерей стало уничтожение
памятников письменной культуры армянского народа: десятки тысяч
рукописей по истории, философии, естественным наукам, искусству,
рукописи религиозного содержания были сожжены, уничтожены или бесследно
исчезли. В становлении духовного облика, культурной самобытности
армянского народа большую роль сыграла церковь. Многочисленные документы,
свидетельства очевидцев, говорят о целенаправленном уничтожении
погромщиками армянского духовенства, церковных сооружений и церковной
утвари. В телеграмме Талаата от 1 декабря 1915 говорилось: «...Армянское
духовенство должно быть истреблено в первую очередь» (там же, с.
485). В 1912-13гг. по поручению Министерства внутренних дел Османской
империи Армянским патриаршеством в Константинополе был составлен
и представлен правительству полный список армянских церквей и монастырей,
находившихся на территории империи. Особый интерес турецкого правительства
к количеству и местонахождению армянских церквей накануне войны
имел определенную связь с вынашиваемой программой уничтожения армян.
По данным патриарха Орманяна, общее число монастырей и церквей в
Западной Армении составляло в 1912г около 2200. Не менее 2150 из
них были разграблены, сожжены и разрушены во время погромов. Таким
образом, наряду с истреблением огромной части армянского народа
на его Родине были уничтожены также созданные им в течение тысячелетий
культурные ценности и памятники. Подобные потери не поддаются количественным
определениям: они невосполнимы. Преднамеренный характер действий
и их масштабы свидетельствуют о том, что в Османской империи был
осуществлен геноцид в отношении армянской национальной культуры.
Национально-культурный геноцид в отношении армянского народа продолжается
и в современной Турции. Присваиваются духовные и культурные достижения
армян, планомерно разрушаются памятники армянского зодчества, дискриминируется
система школьного образования в армянской общине Стамбула. Наступление
на армянскую историю и культуру преследует две цели: доказать, что
Западная Армения никогда не была исторической Родиной армян и что
в Турции не был совершен геноцид в отношении армянского народа.
В современной турецкой историографии выдвигаются и «обосновываются»
положения о том, что Армения – это лишь географическое название
местности в Восточной Анатолии, что памятники культуры, «неправильно
называемые армянскими», были созданы турками. «Турецкое происхождение»
приписывается многим деятелям армянской культуры, в том числе Месропу
Маштоцу, Григорию Просветителю, Комитасу. На протяжении многих лет
слово «Армения» последовательно стирается со всех турецких карт,
со страниц справочников и путеводителей. Если тем не менее это название
попадает на страницы печатных изданий, то конфискуется весь тираж,
а авторы и издатели привлекаются к ответственности. В 1982г. турецкий
архитектор Н. Болук был привлечен к судебной ответственности за
то, что в изданном им путеводителе по Турции ряд районов так называемой
Восточной Анатолии обозначен как историческая Армения. В 1986г.
издательница турецкого перевода «Британской энциклопедии» была обвинена
в «антитурецкой прюпаганде и оскорблении национальных чувств турецкого
народа» за то, что в книгу была включена сноска о Киликийском Армянском
царстве. Турецкие власти неоднократно заявляли протесты тем иностранным
компаниям, авторам или издателям, которые упоминали о существовании
древних Армянских государств на территории нынешней Турции. В 1984г.
турецкие власти выступили с обвинениями в адрес французской туристической
компании «Клуб Медиттеране», которая в изданных ею путеводителях
назвала город Ани древней столицей Армении. С конца 1920-х гг. в
Турции начался процесс переименования Армянских географических названий,
было учреждено специальное управление по замене старых топонимов.
По данным Института Зоряна (США), свыше 90% географических названий
Западной Армении переименованы. Иностранные специалисты, работающие
в Турции, отмечают, что чрезвычайно трудно получить разрешение на
исследование территорий с армянскими памятниками. В 1975г, например,
при снятии плана армянской церкви близ Вана был задержан французский
архитектор Ж.-М. Тьерри, который затем был вынужден покинуть страну.
Правительство Турции приняло закон, налагающий запрет на любые организации,
популяризирующие иные народы, религии и культуры. Автор исследования
о династии армянских зодчих Палянов Б. Тухладжян был привлечен к
судебной ответственности по обвинению в том, что он «приписывает
армянам создание архитектурных памятников, характерных лишь для
турецкого гения». Туркам постоянно приписываются многочисленные
образцы армянского музыкального фольклора, прикладного искусства.
Дискриминации подвергаются армянские школы в Турции. В школах запрещено
преподавать историю Армении, литературные произведения на исторические
темы не должны упоминаться. Таким образом, в современной Турции
продолжается политика, направленная против истории и культуры армянского
народа. В пункте 6 резолюции Европарламента от 18 июня 1987г (см.
Европейского парламента резолюция... от 18 июня 1987г) сказано,
что турецкое правительство должно проявлять справедливое отношение
к самобытности армянского народа, его языку, религии, культуре и
системе образования; Европарламент настоятельно требует должного
отношения правительства к охране памятников армянской архитектуры,
находящихся на территории современной Турции.
Уничтожение памятников армянской архитектуры. В результате национально-культурного
геноцида тяжелая участь постигла архитектурные памятники Армении.
В 1914г. общее число церковных сооружений на территории Османской
империи и Западной Армении составляло 2549. По данным ЮНЕСКО на
1974г, из оставшихся после геноцида 913 сооружений 464 - полностью
исчезли, 252 - представляют собой руины, 197 - нуждаются в капитальном
восстановлении. В результате планомерного уничтожения исчезли с
лица земли такие известные памятники раннехристианского зодчества,
как церкви Степанос Нахавка (VII в.) в Аграке, св. Анании (637 г.)
в Аламане (обе – в Карсском вилайете), собор св. Ованеса (631- 639гг.)
в Багаване (вилайет Агри). Взорвана церковь св. Теодороса (624-631гг.)
в Багаране (Карсский вилайет) – памятник мирового значения, композиция
которого вышла за пределы страны и в Х-ХI вв. распространилась в
Европе (в научной литературе существует термин «памятники типа Багарана»),
взорваны в Карсском вилайете кафедральный собор Ширакавана (890-914гг.)
и четыре из пяти церквей одного из шедевров ансамблевой архитектуры
– монастыря Хцконк (ХI в.); здесь были уничтожены церкви св. Богородицы,
св. Степаноса, св. Просветителя и св. Карапета, а выдержавшая взрыв
церковь св. Саркиса (1029г.) находится в аварийном состоянии. Церковь
VIIв. в Цпни (ныне село Зибини Карсского вилайета) превращена в
мечеть, десятки церквей – в загоны для скота. В древней столице
Армении – Ани камни нижних рядов стен сооружений вырваны и использованы
для возведения жилых домов в окрестных деревнях (такое отношение
к армянским памятникам характерно для всех вилайетов), вследствие
чего в 1957г. обвалилась половина церкви Спасителя (1036г.), в 1966г.
полностью обрушился уникальный памятник – Пастушья церковь (ХI в.),
а другие сооружения Ани и среди них один из шедевров армянского
зодчества – Кафедральный собор (1001г.), находятся под угрозой разрушения.
В провинции Васпуракан исторической Армении (ныне Ванский вилайет)
в 1970г. бульдозерами был снесен монастырь ХI в. св. Акопа в Капуткохе
– с ценными фресками на библейские темы, представлявшими большую
художественную ценность. В конце 1980-х гг. полностью разрушен монастырь
Нарекаванка (Х в.) – крупный просветительский и религиозный центр
средневековой Армении. Монастырь св. Карапета (VII-ХVII вв., Муш)
в 1915г. был разрушен частично, разграблен (как и все армянские
монастыри на территории Турции). В 1960-е гг. монастырь был превращен
в развалины в результате проведенных на его территории артиллерийских
учений. В вилайете Тунджели при сооружении Кебанского водохранилища
на реке Восточный Евфрат (Мурад-чай) остались под водой армянские
церкви Богородицы (Х в.) и св. Ованеса-Карапета (Х в.) в Тиле и
двухабсидная церковь в Бердаке (ХIII в.). Советские и армянские
ученые и специалисты лишены возможности изучения армянских архитектурных
памятников на территории Турции. Их изучение осуществляется учеными
Франции, Италии, ФРГ, США. Вопросам охраны памятников армянской
культуры на территории СССР, Турции и Ирана был посвящен международный
симпозиум «Защита армянского архитектурного наследства», состоявшийся
в апреле 1990г. в Страсбурге. Были приняты резолюции (с обращениями
к ЮНЕСКО, правительствам Турции и СССР) «О спасении армянских памятников»,
«О памятниках Ани» и о памятниках, пострадавших от земтрясения 1988г.
Национально-культурный геноцид в отношении армянской культуры охватил
также армянские рукописи. За свою многовековую историю армянский
народ создал десятки тысяч рукописей, представлявших собой труды
по истории, искусству, естественным наукам, сочинения духовного
и светского характера. Эти рукописи время от времени уничтожались
различными завоевателями, однако в конце ХIХ и начале ХХ вв. уничтожение
армянских рукописей осуществлялось запланированным образом, поскольку
турецкие власти преследовали цель не только уничтожить армянский
народ, но и созданные им духовные ценности, в том числе и рукописи,
чтобы не осталось никаких свидетельств об «исчезнувшем народе».
В 1894-96гг. и 1915-23гг. погромщики, разрушая армянские монастыри
и церкви в Западной Армении и многих местностях Турции, уничтожили,
сожгли хранившиеся в них тысячи рукописей и старопечатных книг.
Хотя о количестве уничтоженных рукописей имеются некоторые данные
(так, в Васпуракане было уничтожено не менее 3000 рукописей, в Тароне
- до 2000, в Кесарии и ее округе - 700, в Армаше - 250, в Себастии
и округе – около 170, и т. д.), тем не менее не известно точное
количество уничтоженных во время геноцида армянских манускриптов,
поскольку в тот период не имелось полного списка хранящихся в различных
местах армянских рукописей. Несмотря на это, многие армянские и
иностранные исследователи (Г. Срвандзтян, А. Ташчян, Г. Овсепян,
Е. Лалаян, В. Ланглуа, Ф. Мюллер и другие) описали тысячи рукописей,
хранившихся в Западной Армении, Киликии, населенных армянами местностях
Турции. Епископ Месроп Тер-Мовсисян составил список 22 тысяч армянских
рукописей. До геноцида большое количество армянских рукописей хранилось
в церквях и монастырях Сиса, Аданы, Константинополя, Евдокии, Хизана,
Тарона, Карина, Себастии, Малатии и других мест Западной Армении
и Турции; немало рукописей имелось в личных собраниях. Во время
резни и депортации армяне нередко брали с собой вместо предметов
первой необходимости рукописи, стремясь спасти эти плоды человеческой
мысли. Многие рукописи закладывались в тайники, но погромщики, обнаружив
их, уничтожали. Некоторые сохранившиеся рукописи были впоследствии
проданы турками в европейские страны; известны случаи, когда листы
и страницы рукописей и книг использовались на рынках Муша, Карина
и других мест в качестве оберточной бумаги. Среди уничтоженных рукописей
имелись Библии, Ветхие и Новые Заветы, маштоцы, требники, часослобы,
псалтыри, книги проповедей, календари, жития святых, книги канонов,
труды историографического, философского, богословского характера,
авторами которых являлись армянские, греческие, римские, сирийские,
еврейские ученые начиная с древнейших времен и до позднего средневековья.
Имелись рукописи, содержащие шедевры армянской миниатюры. Таким
образом, уничтожение армянских рукописей явилось ударом не только
по армянской, но и мировой культуре и науке, невосполнимой утратой
для человечества. Благодаря самоотверженности армянских беженцев,
усилиям армянской интеллигенции часть рукописей, находившихся на
территории Западной Армении, все же была спасена. Значительное количество
их хранится ныне в Ереванском Матенадаране им. Маштоца, в Эчмиадзинском
и Киликийском католикосатах, Иерусалимском и Константинопольском
армянских патриаршествах, в матенадаранах конгрегации мхитаристов
Венеции и Вены, в крупнейших библиотеках и музеях мира.
|