ДИАСПОРА (СПЮРК)
ДИАСПОРА армянская, спюрк, армянские общины, существующие вне своей
родины, этнической территории. Армянская Диаспора, в отличие от
зарубежных армянских общин предшествующего периода, сформировалась
вследствие осуществленного в 1915—23 гг. турецкими властями геноцида
1,5 млн. армян в Западной Армении и других районах Османской империи
и депортации со своей Родины оставшихся в живых еще 1 млн. армян,
которые в последующие годы расселились в различных странах мира.
К концу 1920-х — началу 1930-х гг., после многочисленных миграций,
пространственная структура Диаспоры в целом стабилизировалась. Армянские
общины существовали в странах Среднего и Ближнего Востока. (Иран,
Ирак, Ливан, Сирия, Иордания и других), Африки (Египет, Эфиопия
и другие), Европы (Греция. Болгария, Румыния, Франция, Италия, Англия
и других), а также в США, на Кипре, в Индии, Китае и других. Армянские
общины существовали также в различных регионах СССР — на Северном
Кавказе, в Крыму, Средней Азии, Тбилиси, Баку, Москве, Ленинграде,
и других, где армяне обосновались с давних времен. С 1950-х гг.
начался новый и продолжающийся до настоящего времени этап миграции
армян Диаспоры, обусловленный неблагоприятной экономической ситуацией,
дискриминацией этнических меньшинств, нестабильным внутриполитическим
положением в ряде стран Востока (революция 1952 в Египте, гражданская
война в Ливане, турецкая оккупация части Кипра, исламская революция
в Иране, ирано-иракская война 1980—88 гг. и т. д.). Большинство
армян эмигрировало в США, Канаду, Австралию, Францию, Англию; армянские
общины образовались в Бельгии, ФРГ, Западном Берлине, Австрии, Швеции,
Испании, Португалии и других странах. С учетом определенных социально-экономических,
политических и культурных различий между принимающими странами в
системе Диаспоры выделяются армянские общины стран Среднего и Ближнего
Востока (Иран, Ливан, Сирия, Ирак и другие), стран Западной Европы
и Северной Америки (Франция, Англия, США, Канада и другие), стран
Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Уругвай и другие), стран
Восточной Европы (Болгария, Румыния, и другие) и СССР. Армяне, обосновавшиеся
в странах Среднего и Ближнего Востока, пополнили существовавшие
здесь издавна армянские общины. После первоначального этапа адаптации
армянское меньшинство успешно интегрировалось в социально-экономическую
структуру принимающих обществ, чему способствовало также в целом
дружественное отношение к нему местного населения. В Ливане и Иране
армяне, будучи одной из крупных и признанных властями религиозных
общин, представлены в парламентах этих стран. Армянские меньшинства
в странах Востока в наименьшей степени подвержены процессам ассимиляции,
что в основном обусловлено религиозными различиями (христианство—мусульманство)
между армянами и местным населением. Абсолютное большинство армян
стран Среднего и Ближнего Востока проживает в городах (в Ливане
— Бейрут, в Сирии — Алеппо и Дамаск, в Иране — Тегеран и Тебриз,
в Ираке — Багдад и другие), где отчетливо выделяются кварталы с
преимущественно армянским населением. Характерные для армянских
общин стран Востока, и в первую очередь, Ливана, Ирана, Сирии, высокий
уровень развития этнического самосознания местных армян, вовлеченность
их подавляющего большинства в общинную деятельность, наличие широкой
сети различного рода организаций предопределили их роль как культурного
и политического центра Диаспоры в период после второй мировой войны.
Начавшаяся с 1950-х гг. эмиграция армян из Египта, Сирии, Иордании
привела к уменьшению численного состава каждой общины и ослаблению
этнической деятельности. Жизнедеятельность армянских общин в странах
Европы и Северном Америки в начальном период была сопряжена с большими
трудностями. В промышленно развитых странах Европы и Северной Америки
вовлечение в сферу производственной деятельности предполагало наличие
соответствующих профессиональных навыков, а поскольку большинство
прибывших армян были земледельцами, ремесленниками или мелкими торговцами,
то они на первых порах занимались неквалифицированным и низкооплачиваемым
трудом. Новые поколения армян, выросшие и получившие образование
в странах Запада, полностью восприняли нормы существующего образа
жизни, что способствовало их ускоренной интеграции в данные общества,
достижению статуса полноправных их членов, вовлечению в различные,
в т. ч. и в высшие, звенья социальной структуры этих стран. Вместе
с тем для армянских меньшинств в странах Запада характерно достаточно
интенсивное протекание процессов ассимиляции. Иммиграция в страны
Запада из стран Среднего и Ближнего Востока в определенной степени
способствовала активизации этнокультурной, политической деятельности
местных армян, возрождению их этнического самосознания, созданию,
наряду с уже существующими, целой сети новых учреждений (школы,
церкви, культ, и другие союзы и т. д.). В странах Латинской Америки
немногочисленные группы армян проживали с конца ХIХ в. Однако армянские
общины сформировались здесь в первые десятилетия ХХ в. вследствие
массовой иммиграции армян из Западной Армении и Киликии. Местные
армяне успешно интегрировались в социально-культурную и экономическую
структуру этих обществ. Специфической особенностью общин этого региона
является то, что количественный их рост происходит в основном путем
естественного прироста армянского населения, вследствие чего здесь
не наблюдаются резкие качественные изменения в самой жизнедеятельности
общин, будь то в отрицательном (эрозия общин в странах Востока в
результате эмиграции) или в положительном (активизация общинной
деятельности в странах Запада в результате иммиграции) смыслах.
Подобное относительно изолированное развитие местных общин в отсутствие
постоянных и широких контактов с основными центрами Диаспоры создает
определенные трудности в деле сохранения этнокультурной специфики
армянских меньшинств в странах Латинской Америки. Часть депортированных
в 1915— 23 гг. из Западной Армении армян иммигрировала в страны
Восточной Европы (Болгария, Румыния, Венгрия и другие) и в некоторые
районы Российской империи, где с давних времен существовали армянские
общины. В период до второй мировой войны общины в Болгарии и Румынии
отличались активной деятельностью и были одними из центров Диаспоры
в Европе. После установления в этих странах социалистического строя
здесь по примеру Советского Союза начала проводиться политика ограничения
деятельности этнических меньшинств, имеющая целью их скорейшую ассимиляцию.
В Советском Союзе подобная политика, начавшаяся под флагом борьбы
с т. н. национализмом, осуществлялась с 1920-х гг. и с течением
времени привела к ликвидации практически всех общинных структур
этнических меньшинств, в т. ч. и армянского. Лишь начиная с 1988,
в русле процессов демократизации, в ряде городов Прибалтики, Крыма,
Северного Кавказа, а также в Москве, Ленинграде и других начали
создаваться армянские культурные союзы, однодневные армянские школы
и другие. Наряду с этим в 1988—90 вследствие политики геноцида в
отношении армян, проживающих в Сумгаите, Баку и другие районах Азербайджанской
ССР, практически все местное армянские население вынуждено было
выехать в Армению и другие республики Советского Союза. Жизнедеятельность
Диаспоры обусловлена наличием ряда социальных институтов, обеспечивающих
внутреннюю сплоченность армянских общин, консолидацию ее членов
вокруг определенных этнокультурных ценностей. Решающую роль в сохранении
этнической самобытности армян Диаспоры играют армянская апостольская
церковь, армянские школы и печать, многочисленные организации —
политические партии, земляческие, культурные, благотворительные,
научные, спортивные, студенческие, женские и прочие союзы, общества
и ассоциации. Важными факторами, обуславливающими жизнедеятельность
армянских общин, являются также влияние окружающей социально-культурной
среды, форма расселения (компактное или дисперсное) армянских меньшинств,
степень интенсивности связей с Арменией. Одной из важнейших характеристик
Диаспоры является ее активная этнополитическая деятельность с целью
решения Армянского вопроса — реализация права армянского народа
на возвращение на свою родину — Западную Армению, воссоздание на
ее территории национальной государственности, а также воссоединение
с Советской Арменией территорий, насильственно отторгнутых от нее
в 1920-х гг. Достижение этой цели является важнейшей задачей практически
для всех без исключения организаций Диаспоры. В этом смысле 75-летняя
история армянской Диаспоры это и история постоянной борьбы за справедливое
решение Армянского вопроса, в которой выделяются четыре основных
этапа. В течение первого этапа (1915—23) сотни тысяч армян, нашедших
убежище в различных странах мира, были убеждены в своем скорейшем
возвращении на родину и возможности восстановления национального
суверенитета на территории Западной Армении. Эти ожидания связывались
с поражением Турции в первой мировой войне, восстановлением армянской
государственности на части территории Восточной Армении в виде Республики
Армении, надеждой на осуществление справедливых условий Севрского
мирного договора 1920. Однако ход событий, особенно решения Лозаннской
конференции 1922—23, привели к совершенно иной, неблагоприятной
политической ситуации, исключающей в обозримом будущем осуществление
прав армянского народа. В этих условиях произошла смена приоритетов
в жизнедеятельности Диаспоры и был взят курс на обеспечение социально-экономического
самоутверждения армян в странах проживания, сохранение этнической
самобытности и формирование национально-политического самосознания
у новых поколений армян Диаспоры, рассматриваемых в качестве необходимой
предпосылки борьбы за решение Армянского вопроса в будущем. С этой
целью в течение последующего, второго этапа (1923—65) происходит
формирование соответствующих этносоциальных структур в разных общинах
армянский Диаспоры—различного рода организаций, школ, печати и других.
После окончания второй мировой войны, в ходе которой десятки тысяч
армян Диаспоры достойно сражались в составе союзнических армий,
в рядах французских, греческих и других сопротивлений, появились
новые надежды на решение Армянского вопроса, связанные с тем, что
Турция вплоть до окончания войны занимала выжидательную позицию,
а СССР выступил с требованием о присоединении ряда областей Западной
Армении к Советскому Союзу. В этот период активизировали свою деятельность
армянские политической партии (Гнчак, Дашнакцутюн, Рамкавар-Азатакан),
принявшие многочисленные обращения к только что созданной Организации
Объединенных наций, к правительствам США, Франции, Великобритании,
СССР — с призывом восстановить историческую справедливость, содействовать
возвращению армянского народа на его исконную родину. Однако интересы
армянского народа вновь вошли в противоречие с военно-политическими
интересами великих держав. В условиях начавшейся «холодной войны»
и вступления Турции в НАТО, США отказались обсуждать вопрос о пересмотре
границы между Турцией и СССР, а Советское Правительство в 1949,
игнорируя стремления и право армянского народа, объявило, что не
имеет никаких территориальных претензий к Турции. В течение третьего
периода (1965—88) в армянских общинах к руководству пришло новое
поколение, стремящееся к выработке целостной, долгосрочной программы
политического решения Армянского вопроса. Исходя из опыта прошлых
лет, в армянский Диаспоре пришли к осознанию своей особой роли в
этой деятельности, поскольку основные приоритеты внутренней и внешней
политики Советского Союза исключали какие-либо инициативы со стороны
СССР и Советской Армении. В 1965 во всех общинах Диаспоры была широко
отмечена 50-летняя годовщина геноцида армян в Турции. Армянские
политические партии, многие общественные организации направляли
соответствующие послания парламентам и правительствам различных
стран. Результатами подобной беспрецедентной по масштабу политической
деятельности стали выступление министра иностранных дел Кипра Киприану
в "ООН в октябре 1965, призвавшего, к обсуждению Армянского
вопроса; принятие в апреле 1967 на состоявшемся в Монтевидео межпарламентском
съезде стран Латинской Америки решения содействовать обсуждению
Армянского вопроса в ООН. Спустя три года парламент Уругвая поручил
правительству страны и министру иностранных дел представить Армянский
вопрос на рассмотрение ООН. В 1974 все три армянские политические
партии впервые образовали общенациональный центральный орган в целях
выработки единой программы действий в связи с предстоящей 60-летней
годовщиной геноцида 1915. Новосозданная организация провела большую
работу по ознакомлению мировой общественности с преступной политикой
Турции в 1915—23 гг.; приняла обращение в адрес глав ряда государств,
ООН, Европарламента, Всемирного Совета церквей и других международных
организаций с требованием всестороннего обсуждения Армянского вопроса;
обеспечила массовые политические акции со стороны каждой отдельной
общины Диаспоры. Несмотря на определенные сдвиги в направлении признания
и осуждения геноцида армян 1915 в Диаспоре росло неудовлетворение
результатами подобной политической деятельности. Часть молодежи
Диаспоры стала склоняться к мнению, что сугубо дипломатическими
мерами невозможно разорвать порочный круг замалчивания Армянского
вопроса, и, что необходимы более действенные методы воздействия
на мировое общественное мнение. В качестве подобного метода было
избрано проведение вооруженных акций против дипломатических представителей
Турции в различных странах (см. Армянская секретная армия освобождения
Армении). Вооруженные выступления армянских групп, проводимые под
флагом национально-освободительной борьбы, преследовали следующие
основные цели — осудить ведущие страны мира, безразличие которых
к Армянскому вопросу и вынудило армян прибегнуть к подобным крайним
методам борьбы за справедливость; продемонстрировать Турции, что
осуществленный ею геноцид армян не достиг своей цели, что армянский
народ никогда не откажется от права возвращения и проживания на
своей родине; укрепить веру армянского народа в том, что его молодежь,
выросшая вдали от родины предков, унаследовала заветы своих отцов
и дедов и во имя их осуществления готова пожертвовать жизнью. Предпринятые
акции стимулировали обсуждение Армянского вопроса на самых различных
уровнях, начиная со средств массовой информации и кончая парламентами
и правительствами ряда стран. В это же время активизировались те
круги Диаспоры, которые связывали решение Армянского вопроса прежде
всего с новыми формами политической деятельности. Началась широкая
лоббистская деятельность армянских общин в парламентах, правительствах
ряда стран, в первую очередь США, Франции и других, проводимая посредством
созданных с этой целью специальных организаций (см. Армянская Ассамблея,
Армянский Национальный комитет). Взяв на вооружение принятые в странах
Запада методы политической борьбы, новое поколение Диаспоры придало
качественно иной характер борьбе армянского народа за признание
его исторических прав, в ходе которой достигнуты определенные результаты.
В августа 1983 Всемирный Совет церквей на своей VI ассамблее (Ванкувер,
Канада) признал факт совершения Турцией геноцида армян в 1915 и
обратился к Генеральному секретарю ООН с призывом признать этот
факт. В апреля 1984 в Париже авторитетная международная организация
— Постоянный трибунал народов — после обсуждения вопроса с участием
представителей Турции признал ее виновной в совершении геноцида
армян и принял соответствующее обращение в адрес ООН. Начиная с
1975 в конгрессе США неоднократно обсуждаются резолюции, призывающие
признать факт совершения геноцида армян, однако под давлением администрации
США эти резолюции отклоняются сенатом. Тем не менее, в 1990 в штате
Калифорния 24 апреля было провозглашено «Днем памяти жертв геноцида
армян». В июле 1987 Европарламент осудил геноцид армян 1915, призвал
Турцию признать факт его совершения и вступить в диалог с представителями
армянского народа (см. Европейского парламента резолюция...). С
1988 борьба за справедливое решение Армянского вопроса вступила
в новый этап, связанный с требованием армянского населения Нагорного
Карабаха о воссоединении территории области с Советской Арменией,
от которой она была насильственно отторгнута и включена в состав
Азербайджанской ССР в 1921. Это движение нашло широкую поддержку
со стороны Диаспоры, т. к. воссоединение НКАО с Арменией является
составной частью Армянского вопроса. Начавшиеся в Армении процессы
демократизации, выработка новой политики в отношении Диаспоры и,
наконец, вовлечение основной части армянского народа в борьбу за
справедливое решение Армянского вопроса придало новый импульс Диаспоре,
возродило надежды, что совместными усилиями станет возможным осуществление
исконных и неотъемлемых прав всего армянского народа.
|