ФИДАИ
ФИДАИ, фидаины (араб. — жертвы), участники вооруженной борьбы армянского
народа против турецких поработителей в Западной Армении, Киликии
и населенных армянами местностях Османской империи в конце ХIХ —
начале ХХ вв. Будучи своеобразным проявлением национально-освободительной
борьбы армянского народа, действия фидаи по своему характеру и целям
соответствовали гайдуцкой борьбе балканских народов против турецких
захватчиков в ХV—ХIХ вв.; преследовали и социальные, и национально-освободительные
цели (см. Армянское гайдуцкое движение). Фидаи действовали по определенным
принципам, которые впоследствии были обобщены и изложены Андраником
в его «Боевых наставлениях». Фидаи давали клятву не жалеть жизни
ради родины и народа, быть правдивыми, нравственно чистыми, соблюдать
доверенную им тайну, содержать в порядке оружие, метко стрелять,
довольствоваться скромной пищей, не употреблять алкогольных напитков,
с уважением относиться к трудовому народу, быть отважными и находчивыми
в бою, побеждать врага, если даже он обладает численным превосходством.
Первые группы фидаи в Муше и Сасуне возглавляли Арабо и Мхо Шаэн,
в Васпуракане — жители села Качет Чато и Шеро. Из группы Арабо выдвинулся
ряд известных фидаи, в т. ч. Геворг Чавуш и другие Во второй половине
1880-х гг. это движение в Хнусе и Карине возглавлял Акоп Саркаваг,
в Тароне и Сасуне — Mаргар Варжапет. В конце 80-х и начале 90-х
гг. ХIХ в. в Ерзнка и Себастии действовали группы Ованеса Минасяна
(см. Минаса оглу группа). Тороса Царукяна (Челло) —в Вардо, в Алеппо
— Мириджана. Группы фидаи часто пополнялись армянской молодежью,
которая перебиралась в Западную Армению из Восточную Армении, населенных
армянами местностей России. В 1890-х гг. сформировались группы Битлисци
Мушега, Ахбюр Сероба, Андраника, Спаганац Макара. Известный фидаи
Грайр стремился превратить разрозненные действия фидаи в широкое
народное движение, во всеобщее восстание против турецкого ига. Ряд
фидаи выступал за создание союза с трудящимися другие нетурецких
народов Османской империи. После младотурецкого переворота 1908
фидаи была дарована амнистия; большая часть их возвратилась к мирному
труду. В начале первой мировой войны 1914—18 многие фидаи вступили
в отряды армянских добровольцев (см. Армянское добровольческое движение
1914—18), а во время геноцида армян в Турции приняли участие в самообороне
армян. Армянский народ воспел героизм фидаи, посвятил им песни.
Стихотворения, посвященные фидаи, создали Д. Варужан, О. Туманян,
А. Исаакян и другие поэты; в книге Х. Даштенца «Зов пахарей» созданы
образы ряда известных фидаи, им посвящены картины многих армянский
художников. Движение фидаи, которым руководили армянские национальные
партии, является блестящей страницей национально-освободительной
борьбы армянского народа.
|