МАНДАТ НА АРМЕНИЮ
МАНДАТ НА АРМЕНИЮ 1920, установленная Лигой Наций система административного
управления, которую предполагалось распространить и на Армению.
После поражения Германии и Османской империи в первой мировой войне
1914—18 сразу возник вопрос о будущем колоний и подвластных народов
побежденных стран. Одним из первых решений Парижской мирной конференции,
принятом в январе 1919, было решение о лишении Германии ее колоний.
В резолюции также говорилось, что союзные и связанные с ними державы
согласны с тем, чтобы Армения, Сирия, Месопотамия, Палестина и Аравия
полностью отделились от Турции; при этом указывалось, что турками
были осуществлены ужасные избиения армян и другие подвластных народов.
Слабо развитые германские колонии в Африке и на островах Тихого
океана были признаны неспособными к самоуправлению и требующими
длительного периода руководства со стороны европейских стран. С
другой стороны, некоторые народы Османской империи, а именно армяне
и арабы, достигли такой степени развития, когда их существование
как независимых наций могло быть осуществлено при помощи страны,
принявшей мандат на них — до той поры, когда они смогут существовать
самостоятельно. Союзные державы считали, что мандат на Армению могут
принять Соединенные Штаты Америки. США начали вовлекаться в армянские
дела с ХIХ в. (см. Соединенные Штаты Америки и Армянский вопрос).
После резни армян в 1894—96 и особенно в 1915 США приняли большое
участие в оказании помощи выжившим армянам. В 1917 Государственных
департамент США назначил группу людей, известную под названием «Расследование»,
для подготовки рекомендаций по установлению мира. В своем докладе
эта группа рекомендовала освободить подвластные народы Османской
империи от притеснения и плохого управления; это подразумевало автономию
для армян и покровительство над Палестиной, Месопотамией и Аравией
со стороны цивилизованных наций. Эти рекомендации нашли отражение
в известных 14 пунктах мира президента В. Вильсона в январе 1918
и в предварительных директивах американской мирной делегации в сентябре,
где указывалось, что Армения и Сирия должны находиться под протекторатом
такого правительства, которое окажется подходящим как с внутренней,
так и с международной точки зрения, с гарантией того, что обеим
странам сбудет предоставлено самоуправление как можно скорее». По
при бытии в Париж в начале 1919 делегация США получила инструкцию
своего правительства о том, что армянский государство должно простираться
от Киликии, гор Антитавра и Тавра до Черноморского побережья вдоль
Трапезунда, армянские восточные провинции Карса и Еревана и окружающих
высот к северу и востоку. Отдельное армянское государство должно
пользоваться защитой принявшей мандат державы под надзором Лиги
Наций. Конгресс США мог санкционировать принятие мандата в конце
первой мировой войны под воздействием сильных проармянских настроений
в стране, но президент Вильсон придержал решение на время, пока
детали по администрации мандата будут согласованы и включены в договор
о Лиге Наций. На нерешительности Вильсона сказалась и позиция республиканского
большинства в Сенате, выступавшего против мандата. В 1919 две американские
комиссии были направлены на Ближний Восток, чтобы составить рекомендации
о вовлечении США в будущем в дела этого региона. Комиссия Кинга—Крейна
встретилась с турецкими, армянскими, арабскими, еврейскими и другими
представителями в Константинополе, Палестине, Сирии и Киликии. Комиссия
рекомендовала в первую очередь образовать отдельное армянское государство,
включая Киликию; она считала, что держава, которая примет мандат
на Армению, должна также взять мандаты на Анатолию и Константинополь
— для облегчения репатриации, обмена населения, регулирования государственных
долга Турции и регионального эконом. развития. США были единственной
державой с необходимым запасом материальных и моральных ресурсов,
способной принять эти обязательства (см. Кинга—Крейна комиссия).
Американская военная миссия во главе с генералом Дж. Харбордом предприняла
путешествие по Киликии, Анатолии и Республике Армении осенью 1919.
Она собрала обширный материал о ресурсах и потенциале этого региона
и повторила те же аргументы в пользу мандата США на Армению. Анатолию
и Константинополь. Материалы миссии Харборда были предстарлены президенту
Вильсону вместе с изложением аргументов за и против принятия мандата
на Армению (см. Харборда миссия). В ноября 1919 бывший посол США
в Турции Г. Моргентау внес предложение о тройном мандате на Армению
в целях предотвращения дальнейшей резни армян турками. Многие американские
миссионеры и официально лица поддержали этот план, но он был решительно
отвергнут Американским комитетом за независимость Армении и всеми
армянами. Они считали, что любая форма продолжения связей с турками
означала бы не более, чем еще один план реформ, а все предыдущие
планы заканчивались армянским кровопролитием. Они требовали сказать
Республике Армении военную и экономическую помощь, чтобы сделать
возможным занятие ею исконных земель в Западной Армении. Возможность
принятия США мандата на Армению уменьшалась по мере оторочки заключения
мирного договора с Турцией. Сенат продолжал отказываться ратифицировать
мирный договор с Геоманией, который включал договор о Лиге Наций.
К тому времени европейские державы резко уменьшили размеры предполагаемого
армянского государства в ходе конференций по турецкому мирному договору
в Лондоне и Сан-Ремо в феврале-апреле 1920. Киликия и три западных
армянских области (Себастия, Харберд, Диарбекир) были исключены.
Не были приняты меры для оказания Армении необходимой военной и
экономической помощи, чтобы она могла занять районы, окончательно
присужденные ей по Севрскому мирному договору 1920. Вопреки советам
и доводам своих сторонников в Конгрессе президент В. Вильсон запросил
у Сената разрешения на принятие мандата на Армению. Друзья Армении
предупреждали, что отказ со стороны Сената поощрит турецких националистов
предпринять действия протий армян, не опасаясь американского вмешательства.
1 июня 1920 Сенат отклонил предложение президента и похоронил вопрос
о мандате. Мандат на Армению не был принят вследствие политических
маневров союзных держав и изоляционистских настроений в США. Турки
не только прочно обосновались в Западной Армении, но вскоре вторглись
в Республику Армении и завладели половиной Восточной Армении.
|