НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1860 Г.
НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1860г. – Положение, регулирующее внутреннюю
жизнь западных армян. Национальная конституция была принята армянским
Национальным собранием Константинополя 24 мая 1860г. и утверждена
Высокой Портой 17 марта 1863г. под названием «Положение об армянской
нации» («Низамнамеи миллети эрманиан»). Утверждая Национальную конституцию,
турецкое правительство стремилось ограничить жизнь армян рамками
их национально-религиозных вопросов, отвлечь их внимание от общегосударственных
политических задач, надеялось, что предоставлявшаяся иллюзия «национальной
власти приблизит армянские общественно-политические круги к турецкой
государственности, повысит престиж Турции в Европе – как правового
и демократического государства», что отвечало обязательствам, взятым
Турцией согласно Парижскому договору 1856г. Национальная конституция
состояла из 99 статей. Армянский патриарх признавался «главой нации»
и посредником в исполнении законов государства. В качестве основного
принципа отмечалось, что каждый член армянской нации имеет обязанности
в отношении нации, а нация, в свою очередь, имеет обязанности в
отношении каждого члена нации. Разъяснялось, что члены нации обязаны
принимать участие в затратах нации – в пределах своих возможностей,
участвовать в требуемых мероприятиях и начинаниях, подчиняться ее
указаниям. Обязанность нации – заботиться о национальных нуждах,
блюсти чистоту и традиции Армянской церкви, предоставлять возможности
получения образования детьми (в равной степени мальчиками и девочками),
сохранять жизнеспособность национальных учреждений, увеличивать
доходы и производить затраты, проявлять отеческую заботу о нуждающихся,
улаживать возникающие между членами нации споры и, наконец, содействовать
национальному прогрессу. Для ведения внутренних дел Западных армян
избиралось Национальное собрание (законодательный орган) в составе
140 депутатов (20 – от духовенства, 120 – от светских кругов). Для
ведения церковных дел в патриаршестве должно было действовать Духовное
собрание, а для ведения политических дел – Политическое собрание,
которые, в случае необходимости, могли образовать Общее собрание.
Патриарх и члены этих двух собраний избирались общим собранием,
состоявшим из почетных членов нации. Депутаты избирались сроком
на 10 лет и раз в два года их состав обновлялся на одну пятую часть.
Депутатское собрание, называвшееся Общим национальным собранием,
созывалось раз в два года. В Национальной конституции были определены
также порядок избрания светских и церковных органов, их права и
обязанности. Наиболее активным периодом действия Национальной конституции
были 1870-90-ые гг., когда Национальное собрание, в бытность М.
Хримяна (см. Мкртыч I Ванеци) патриарха (1869-73гг.), совершило
свой первый шаг, представив турецкому правительству сведения о разорении
Западных армян, чем фактически впервые фиксировалось существование
Армянского вопроса в Османской империи. Эту линию продолжил патриарх
Н. Варжапетян, представивший вторую справку о разорении Западных
армян; он же после русско-турецкой войны 1877-78гг. способствовал
превращению Армянского вопроса в объект внимания международной дипломатии.
В этот период «конституционные» органы Константинополя в условиях
острой внутренней политической борьбы (когда преобладали то протурецкие,
то проевропейские или прорусские настроения) подготовили и внесли
в Сан-Стефанский договор (статья 16-я) и Берлинский трактат (статья
61-я) вопрос об армянских реформах. Деятельность армянских конституционных
органов вновь оживилась после некоторого перерыва, во время Балканских
войн 1912-13гг., когда Армянский вопрос вновь был поставлен на повестку
дня и при их самом активном участии было заключено Русско-турецкое
соглашение 1914г. относительно армянских реформ. Во время Первой
Мировой войны 1914-18гг. многие депутаты и деятели армянских Национальных
органов Константинополя стали жертвами организованного правящими
кругами Турции геноцида армян, а младотуркское правительство попыталось
покончить с Национальной конституцией, заменив ее по закону от 10
августа 1916г. «Новым Положением об армянском патриаршестве». После
войны патриаршество и «национальные собрания» вновь развернули деятельность
в защиту Армянского вопроса на послевоенных мирных конференциях
(Париж, Сан-Ремо, Лондон, Лозанна и т. д.). Действие Национальной
конституции было прекращено в республиканской Турции, хотя некоторые
ее положения и сегодня используются патриаршеством и армянской общиной
Константинополя в их сношениях с государством. Национальная конституция
оставила заметный след в армянской действительности. В последующие
годы принципы Национальной конституции послужили основой при разработке
положений о самоуправлении армянских общин в ряде стран.
|