СЕВАК ПАРУЙР
СЕВАК Паруйр (Казарян Паруйр) (1924—1971), армянский поэт, литературовед,
переводчик. Доктор филологических наук (1970). Окончил филологический
факультет Ереванского университета (1945) и Институт мировой литры
им. А. М. Горького в Москве (1956). Севак придавал большое значение
глубокому изучению истории армянского народа, особенно, периодов,
связанных с геноцидом 1915. В его художественном наследии четко
отражены та система взглядов и те оценочные позиции, которые характеризуют
авторское поэтическое и философское осмысление трагедии родного
народа. Раздумья поэта о геноциде отражены, в основном, в поэмах
«Несмолкающая колокольня» (1959) и «Трехголосная литургия» (1965,
посвящена 50-летию геноцида 1915). В центре поэмы «Несмолкающая
колокольня» — образ композитора Комитаса. Писать о Комитасе, отмечал
Севак, это значит писать о последних 100 годах истории армянского
народа — с его жизнью и чаяниями, бытом и борьбой за существование,
песнями и скорбью, о европейской дипломатии, и турецком варварстве,
об этнографии и народоведении, прошлом и будущем. Уже в первом сборнике
«Бессмертные повелевают» (1948) нашли место два стихотворения, посвященные
репатриированным армянам и Масису, где отмечены трудности исторического
пути «вырезанного мечом целого народа». В стихотворениях «Дом» и
«Масис» проводится мысль о том, что кайзер Вильгельм и кровавый
султан Абдул Гамид II организовали геноцид армян, т. к. Армения
вознамерилась «мысленно изменить султану». Эта мысль впоследствии
прошла и через «Несмолкающую колокольню». Характеризуя Берлинский
конгресс 1878 как «глумление судьбы», Севак считает, что он был
созван, чтобы «Петербург собрал с победного поля меньше ожидаемого
им урожая». В Берлине 16-я статья Сан-Стефанского договора была
заменена 61-й. Вместо предоставления самоуправления было решено
провести в армянских гаварах Турции реформы... Османская Турция,
взявшись всерьез, Решила прикончить армянский вопрос Неслыханным
средством — ему не найдет Подобного весь человеческий род, И даже
в истории турок самих Позорных страниц не найдется таких, В Армении
в целой стране — ни один В живых не останется пусть армянин!.. Мечом
сразу целый народ истребить. Лес целый под корень, под корень срубить!
(«Несмолкающая колокольня», пер. Г. Регистана).
Как в «Несмолкающей колокольне», так и в «Трехголосной литургии»
Севак подчеркивает также вопрос востребования армянских территорий.
Художественное воспроизведение картин турецкого варварства, звериной
сущности действий по истреблению армян на их родине, организованных
с молчаливого согласия европейских держав, сопровождается философским
осмыслением трагической реальности — утери родины.
Бои,
Резня,
Пожаров красная стена,
В крови сердца людские,
А была весна...
Мешать? Зачем? Пусть так идет!.
Была весна. До летних дней
На землю рухнул небосвод,
Снег пал на головы людей,
Снег, обжигающий огнем
— Весна! А выпал снег кругом!
(«Несмолкающая колокольня»,
пер. Г. Регистана)
Боль утерянной родины не подвластна времени, она в душе каждого
армянина, и будет жить, пока живет сам армянский народ.
|