Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

М. Д. Амирханян

ГЕНОЦИД АРМЯН И РУССКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА

Часть I


Содержание | Титульный лист и т.д. | Введение | Диев Гр. А.
Лазарев Я. Д. | Танищев В. | Зелинский Ф. | Михайлов В.
Тыркова Ариадна | Оглавление (как в книге)


[стр. 111]

В. ТАНИЩЕВ

ПОЗОР ЦИВИЛИЗАЦИИ

по поводу турецких дел

[стр. 112]

Очерк В. Танишева "Позор цивилизации. По поводу
турецких дел" был издан в Санкт-Петербурге в 1897 г.
Публикуется по этому изданию.

[стр. 113]

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель моей брошюры - выяснить значение "искусственно раздутого Англией" движения в Армении и "возбужденных армянскими революционерами" "вспышек мусульманского фанатизма". Источником для составления первой главы мне служила книга "Положение армян в Турции до вмешательства держав в 1895 году", вышедшая в настоящее время вторым изданием и содержащая речь Гладстона и статьи Ролен-Жекмена, Макколя, Грина, Диллона, Диева и других. Все авторы разных национальностей, тщательно изучившие армянский вопрос, вполне согласны в своих выводах о настоящем положении дел в турецкой Армении.

В. Танищев
27 сентября 1896 года

ГЛАВА I

Причина застоя в Турции и притеснения христиан.
Положение армян в мирное время.
Судопроизводство. Тюрьмы. Пытки.
Неправильный сбор податей. Набеги курдов.
Сасунская резня. Беспорядки 1895 года.
Ирадэ о реформах.
Резня в Константинополе 1896 года.

Много раз и во многих трактатах турецкий султан давал обязательство перед Россией и перед Европой уравнять своих христианских подданных в правах с мусульманами. Но если в настоящее время собрать строго статистические сведения о действиях турецкого правительства, то мы найдем, что султан и перстом не двинул для исполнения своего обещания. Напротив, поло-

[стр. 114]

жение христиан в Турции только ухудшается. Причина этого вполне очевидна. Магометанская религия есть религия варварства, фанатизма, величайшей нетерпимости; хуже - это религия, предписывающая огнем и мечом истреблять неверных. Все народы, находящиеся на низкой степени развития, бывают религиозны и бессмысленно, фанатично религиозны: посмотрите на Филиппа II испанского и других инквизиторов, и вы увидите, до какого дикого изуверства доходили эти именующие себя христианами, скажу более, эти твердо верующие во Христа люди. Но с постепенным развитием народов, с развитием настоящих понятий о христианстве как о религии культуры и терпимости, все эти изуверства понемногу выродились. Совершенно другая картина представляется нам в мусульманских государствах. Здесь сама религия есть религия фанатизма и вот причина того, что никакой прогресс не прививается в Турции. Люди религиозные могут совершенно безопасно для своей религии стремиться к прогрессу и просвещению только тогда, когда их религия истинная и не боится просвещения. Если же в религии один обскурантизм, то с развитием просвещения в народе такая религия непременно рухнет. Чтобы магометанство осталось в чистоте, оно должно быть вдали от просвещения. Султан, "глава правоверных", хорошо это понимает и во имя обскурантской религии удаляет свою страну от цивилизации. Он дает много обещаний Европе только из страха перед ее военным могуществом, но, как фанатик, он в своей империи и не думает их исполнять, так как исполнение этих обещаний противно его религии. Ведь 20 лет тому назад был султан, который хотел провести радикальные реформы в Турции: его сочли за сумасшедшего, низложили и заточили. И вот доказательство того, как твердо укрепился в турецком народе этот варварский фанатизм. Вот почему ясно, что сколько султан не обещай - реформы провести в Турции трудно,

[стр. 115]

почти невозможно. Как ни силен государь, ему почти невозможно идти против нации. А султан очень слабый государь. Итак, магометанскую религию мы можем смело считать причиною застоя в Турции, притеснения христиан и вообще бесправного турецкого режима. Но зато, как мы увидим ниже, первый и единственный виновник диких избиений есть султан Абдул Гамид, дошедший в настоящую минуту до мании избиений.

Теперь рассмотрим, под каким гнетом живут армяне в мирное время, затем сделаем маленький обзор сасунской резни и других турецких зверств, вплоть до константинопольской резни в августе 1896 года.

Есть страны, где правительства притесняют некоторые покоренные народы. Эти покоренные не получают права полного гражданства и права достижения высших должностей. Но в более или менее образованных странах они все же пользуются полной личной безопасностью, равенством перед законом и возможностью трудиться и приносить пользу себе и другим. Совершенно другая картина в Турции. Здесь опять выступает во всем своем бесчеловечном ужасе и диком безобразии религиозная, фанатичная вражда мусульман к христианам, все грубые проявления которой санкционированы турецким законом. Вот картина грубейшего, неслыханного произвола турецких войск и властей, повального взяточничества и религиозной нетерпимости. В судах свидетельство христианина не допускается против магометанина. Вот уже доказательство того, что правосудия для армян не существует. Посмотрите теперь на ужасные тюрьмы, одно описание которых приводит в ужас. Здесь часто невинно заключенные армяне содержатся вместе с турками, которые и в тюрьме позволяют себе самым отвратительным образом обходиться с "гяурами". Далее следуют пытки. Арестованных иногда совершенно без причины пытают раскаленным железом и другими бесчеловечными снарядами так, что волосы

[стр. 116]

встанут дыбом от одного описания этих пыток, а о тех несчастных, которых мучают, и подумать страшно. Перед этими пытками бледнеют даже пытки инквизиции. Если в стране такое судопроизводство, то понятно, в каком положении находится угнетенный народ. Следствием повального взяточничества турецких властей является неправильный сбор податей. У без того уже бедного народа отнимается последний кусок хлеба. Посмотрите на способ взимания податей: чиновники останавливаются в домах армян и позволяют себе здесь насилия над их женами и дочерьми, так что при одном появлении "блюстителей порядка" народ бежит. Армянские села обязаны давать квартиры проходящим мимо войскам. И опять женщины должны бежать как можно далее во избежание насилий со стороны грубых солдат. Но это еще не все. Недалеко от Армении живут полудикие полчища курдов, которые очень часто производят набеги на беззащитное христианское население. Опять грабежи, насилия над женщинами и девушками. Скот, хлеб и запасы в руках грабителей. Кроме того курды собирают с армян подать в свою пользу и несчастные совершенно разорены двойными поборами, грабежами и насилием. Понятно, что этот грубейший произвол остается безнаказанным: турецкое правительство даже одобряет его.

Теперь спрашивается, может ли продолжаться жизнь целого народа таким образом? Туркофильская часть нашей прессы думает, что армянские революционеры только "бунтовщики". По-моему же, они - люди, питающие искреннюю любовь к своему отечеству и готовые отдать все, чтобы помочь ему хоть немного. Мы ужасаемся татарским игом, инквизицией и вообще жестокостями, известными нам из средней и новой истории. Но разве турецкие зверства не так же ужасны? Армяне, конечно, не вытерпели. Между ними началось движение по имя освобождения. Они заявили, что не

[стр. 117]

могут платить податей одновременно курдам и турецкому правительству. Желая подавить движение в самом начале, султан велел произвести резню. Эта дикая сасунская бойня не поддается описанию, но она тем ужаснее, что произведена была по приказанию государя страны над его подданными. В 1894 году, в Битлисском вилайете, близ Муша, были собраны турецкие войска и курдская конница, которые затем истребили и сожгли дотла 48 деревень, избили 10000 человек, не щадя женщин и малюток. Целая местность наполнилась беглецами, погоня следовала по пятам.. Беглецы неслись в ужасе и с воплем, зная, что рано или поздно они должны попасть в руки мучителей. Некоторые падали в ущелья, другие умоляли о пощаде. Женщины предавались поруганию и делались жертвами животных страстей дикого народа. Дети убивались без пощады и тут же слышен был безумный, раздирающий вопль матерей. Села были в пламени. Церкви осквернялись. Мучители в диком упоении привязывали младенцев друг к другу и стреляли, чтобы узнать, скольких может пробить одна пуля. Юноши были покрыты хворостом и сожжены живыми! Тут же лежали окровавленные трупы прелестных молодых девушек, у которых едва угас взор, полный стыда и отчаяния... Но довольно, я забыл ту презрительную усмешку, которая появится на устах некоторых, даже многих, при чтении этих строк. Что же, смеяться удобнее, чем серьезно задуматься.

Понятно, что сасунская резня не только не подавила движения в Армении, но еще и усилила его. А курдская конница, вместо примерного наказания, получила почетное название "Гамидиэ" (в честь самого султана), начальник ее Зекки-паша - знаки отличия. Все это совершалось, заметьте, на глазах Европы. Какая горькая насмешка над державами, гордыми своим военным могуществом! Начинается затем деятельность революционная пропаганда в Армении. Восстание развивается

[стр. 118]

очень быстро - избиения также. В течение лета и осени 1895 года были две резни в Константинополе, затем произошли беспорядки в Эрзеруме, Трапезунде, Смирне и многих других городах. Наконец султан, по настоянию Великих держав, издал ирадэ о реформах в Армении. В этом указе есть, без сомнения, много хороших основ и узаконений, но он меня поражает как паллиативная мера. Можно издавать много прекрасных законов. Но если правительство само не проникнуто духом своего закона, он останется мертвой буквой. Он будет превосходен на бумаге, но не на деле. Турецкое правительство вводит такой закон правой рукой и уничтожает левой. Много турецких ирадэ было издано Портой, но на самом деле этих законов не существует. И действительно, после издания ирадэ беспорядки продолжались вплоть до самой зимы и за 1895 год было избито турками 100000 армян, причем все исследовавшие это дело люди единогласно признают вину в этих избиениях за султаном и его правительством. Чего нам еще надо? Разве этого недостаточно, чтобы раз и навсегда положить конец этим вопиющим убийствам? Зимой все стало как будто спокойнее. Но это было замирение, не мир. Паллиативные меры не дают хороших результатов, они только вредят делу. Не было в 1896 году серьезных беспорядков в Армении только потому, что народ измучен ужасами предшествующих двух лет. Затем произошло одно из самых вопиющих событий во всей армянской трагедии - дикое избиение 7000 армян в Константинополе в августе 1896 года. Одни уверяют, что беспорядки начались с занятия армянскими революционерами Отоманского банка, другие говорят, что Отоманский банк был занять уже после начала резни. Да если он был занят и до резни, которая, как достоверно известно, была подготовлена и заранее организована султаном, то неужели надо винить в этих убийствах горсть армянских патриотов? Что еще ужаснее, во вре-

[стр. 119]

мя бойни турецкие войска бездействовали, даже помогали убивать. Теперь Порта, на глазах у Европы, совершает самое дикое самоуправство: массовые аресты, неправедные суды, казни, заточения и выселение совершенно невинных армян из Константинополя в провинцию, где зарезать их будет еще легче. Какой же результат? Европейские послы и министры "совещаются", положение дел на европейском Востоке признано "серьезным".

ГЛАВА II

Отношение Великих держав к армянам.
Бесконечные совещания послов.
Права и обязанности государств.
Общественное мнение в России и за границей.

Всякого нравственно развитого человека должны возмущать до глубины души армянские ужасы за последние два года. Но отношение Великих держав к армянскому народу еще ужаснее. Теперь вполне доказано, что убийства совершаются по приказанию турецкого правительства. Между тем послы совещаются без конца, делают представления Порте, пишут ноты, толкуют и что же? Ничего радиального до сих пор не сделано. Ирадэ о реформах издан, но не выполнен. Положение армян ужасно. Европа гордится своей цивилизацией, а вместе с тем каждая держава соблюдает в восточном вопросе свои личные выгоды и, не прекращая сношений с султаном, роняют себя в его же глазах. О, какое будет дивное время, когда государства и народы поймут, что нравственный закон свободы и справедливости написан не для одних только частных людей, но и для целых народов! Что есть политика? Вот Высшая

[стр. 120]

Справедливость, которая сильнее всего мира, создала людей, чтобы они любили друг друга. Отдельные нации группируются в отдельные государства, но как всякий человек должен любить ближнего, так и целые нации должны помогать друг другу во имя их культурного развития. Государство не есть разбойничья шайка, которая только и караулит, как бы отхватить кусочек там или сям. Государство имеет военную силу, как залог сохранения мира и правды внутри и снаружи. Государство усмиряет всякий внутренний бунт силой. Оно поэтому имеет право и должно защищать слабых и во всем мире. Не для себя существует нация. Нация есть только частица человечества. Она поэтому должна жить для всего человечества. Политика миролюбия всегда симпатична. Но выше ее - политика правды. Если под личиной миролюбия скрывается несправедливость, то миролюбие места не имеет. Если совершаются убийства, то нечего просить убийц о прекращении зверств. Надо остановить убийц силою.

Взгляните теперь на общественное мнение по поводу армянского вопроса. У нас в России, по-видимому, нет больших симпатий к армянам. Большинство находит, что вся армянская революция была подстроена Англией, чтобы отвлечь Россию от дел на Дальнем Востоке. Нет сомнения, что Англия снабжала армян деньгами и вообще покровительствовала угнетенному народу; допустим даже, что революционеры армянские подосланы Англией. Но после сасунской резни, совершенной тогда, когда еще открытого возмущения не было, всякое государство вправе было помогать революционному движению, имевшему, казалось бы, такую законную почву: разве не восстанет народ и не будет вправе восстать после такого вопиющего убийства. Хорошо, пусть Англия соблюдает свои личные выгоды; но разве из этого следует, что мы должны делать то же самое? Факты так ясны, что нельзя сомневаться более

[стр. 121]

в том, что армянские убийства не могут быть прекращены одними словами и нотами. После дикой константинопольской резни туркофильская часть нашей прессы и многие заграничные газеты строго осуждали занятие армянами Отоманского банка. Несчастная горсть армянских патриотов даже получила прозвание "бунтовщиков". Но с точки зрения туркофильской прессы можно назвать бунтовщиками Дмитрия Донского и других доблестных князей, свергнувших татарское иго. Конечно, армяне - "бунтовщики", с точки зрения - султана; Дмитрий Донской с точки зрения Мамая тоже был бунтовщиком. Но всякий беспристрастный человек поймет, что любовь к отечеству и бунт не имеют ничего общего. Совершенно другая картина - в Англии. Положим, правительство еще ничего не сделало, чтобы помочь армянам, но общественное мнение принимает грандиозные размеры: повсюду собираются пожертвования в пользу армян, пишутся статьи, организуются митинги. Сам великий Гладстон, до сих пор державшийся вдали, выступил недавно с речью по поводу турецких зверств, доказывая необходимость перейти от слов к делу. Трудно сказать, приведет ли это возрождение общественного мнения в Англии к радикальным мерам в пользу армян, но во всяком случае это движение резко отличается от того бессердечного отношения к угнетенному народу, которое господствует, по-видимому, на Европейском материке. В заключение напомню, как в 1877 году Царь-освободитель вел очень тяжелую войну, чтобы помочь другому угнетенному народу и, несмотря на невыгодный берлинский мир, всякий русский может с гордостью вспомнить об этом событии, так как Россия в то время стояла неизмеримо выше своего века и всех его эгоистических стремлений.

[стр. 122]

ГЛАВА III

Как помочь армянам?

Положение армян настолько ужасно в настоящее время, что их следует немедленно вырвать из когтей дикого народа. Другого средства, чтобы помочь им я не вижу. В Англии шли толки о необходимости низложить Абдул Гамида и поставить на его место другого султана, который, находясь под "коллективною опекою" Великих держав, будет исполнять их предписания. Но это паллиативная мера. Другой султан тоже скоро поймет все прелести деспотического правления и со временем будет таким же ужасным правителем, как и Абдул Гамид. Все будет спокойно лет 20, затем опять наступит кризис, если не в Армении, то в Македонии, хоть где угодно. Ведь кризисы в Турции бывают периодически каждые 20 лет. Держава опять не будет действовать согласно, султан будет опять пользоваться этим и высасывать кровь несчастных народов. Ведь самое существование дикой турецкой орды в Константинополе есть позор цивилизации и только доказывает, какие корыстные виды преследуют многие державы, заинтересованные в восточном вопросе. Просмотрите всю историю Турции за последние 200 лет. Даже при Петре Великом Молдавия восставала против Турции. Екатерина II в войнах своих с Турцией поднимала греков и славян против султана. И так кризис шел за кризисом, а причина все одна и та же. На нее я указывал в начале первой главы. А, смотрите, сколько войн велось из-за Турции, сколько крови пролито, а кровопролития будут продолжаться до тех пор, пока не будет раз и навсегда совершенно изменен порядок вещей на Балканском полуострове. Турция сама по себе так слаба, что не может прекратить даже внутренних неурядиц, но она будет держаться до тех пор, пока державы не бросят антагонизма и не обратятся к исполнению своего долга по отношению к угнетенным народам. Только одно нравственное сознание необходимости распространения начал культуры и гуманнос-

[стр. 123]

ти может заставить Европу очнуться от того позорного отношения к своему долгу, которое она проявляет в настоящее время. Решение армянского и вообще турецкого вопроса должно быть произведено раз навсегда радикальным образом. Надо теперь отказаться от всяких паллиативных средств и полумер, которые приносят неизмеримый вред как державам, так и их культурной миссии на Востоке. Они могут повести ко многим войнам, между тем как радикальное решение вопроса потребовало бы одной войны, к тому же очень легкой: действительно, что стоит целой Европе сломить Турцию? Ведь турки не могли бы и сопротивляться. Да и лучше, миролюбивее, раз вести войну и затем утвердить прочный мир, чем выказывать корыстолюбие под личиной миролюбия и допускать такие вопиющие беззакония, какие творятся в Турции в настоящее время. По-моему, единственно радикальное решение вопроса, следующее: в частности, армянский вопрос разрешается присоединением Армении к России. Составлять из Армении самостоятельного государства не стоит. Такие страны всегда бедны и потому не могут быть вполне независимыми. Во-вторых, армянский народ изнурен и не особенно цивилизован (да и может ли он быть цивилизован при теперешних условиях?). Если же Армения будет присоединена к России, то всегда может надеяться, что она скоро придет в цветущее состояние, особенно благодаря тем либеральным началам царствования императора Александра II, которые, хотя и постепенно, но все же должны быть введены по всем окраинам нашего отечества. Далее следует решение всего Восточного вопроса. И здесь, без сомнения, надо отказаться от всяких паллиативных мер и решить затруднение раз и навсегда. Если отнять у турок Армению, то всегда может появиться на сцену истории другой угнетенный народ. Поэтому надо сделать так, чтобы под властью султана не было ни одного угнетенного народа. Итак, первое и единственное решение вопроса есть изгнание турок из Европы. Не надо ни наказывать, ни угнетать турок. Напротив, следует оставить им полную свободу в их природных азиатских владениях, но надо прекратить зверства, прекратить всякую

[стр. 124]

возможность зверств, поэтому в Европе и той части Малой Азии, где живут христиане, существование турецких орд более недопустимо. Чтобы решить, кому должен принадлежать Константинополь, надо посмотреть на этот город не как на военный пункт или крепость, а как на город с чрезвычайно выгодным географическим положением, как на центр торговли и промышленности. Теперь сразу станет понятным, что он важнее для России, чем для какого бы то ни было другого государства. Англии или Австрии не так важна торговля на Черном море, чтобы обладать Дарданеллами и Босфором. Для нас же, напротив, обладание Мраморным морем очень важно, так как оно обещает расширение нашей торговли на Средиземном море. А такое развитие нашей торговли и промышленности будет залогом нашего внутреннего преуспения и твердого исполнения нашей культурной миссии на Востоке. Не надо забывать также, что Балканские славяне одной с нами религии и народности, и потому обладание Константинополем не будет для нас счастливой случайностью, а следствие нормального течения дел. Припомним еще то историческое стремление России к Мраморному морю, которое обнаруживалось еще 1000 лет тому назад, и ту массу русской крови, пролитой в борьбе с Турцией, и все станет ясным.

Итак, Европейскую Турцию можно разделить следующим образом: Россия получила бы провинцию Фракию с городами Константинополем, Андрианополем и Галлинолы и азиатское побережье Мраморного моря. Австрия - Боснию, Герцеговину и, пожалуй, Салоники. Англия - Египет, Франция - Тунис и Триполи. Болгария - Македонию, Битолию и часть Уксюба. Сербия - другую часть Уксюба. Черногория - часть Албании; Италия - другую часть Албании. Греция - Эпир, Крит, Спорадские острова и западное побережье Малой Азии.

Такое деление мне представляется наиболее практичным, но в заключение еще раз напомню, что цель изгнания турок из Европы не есть раздел турецких владений, но прекращение зверств и прочное установление мира и правды.

 

Также по теме:

М. Д. Амирханян - Русская художественная литература и геноцид армян