Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene
Барсегов Ю.Г.

ГЕНОЦИД АРМЯН. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества, т. 1

Раздел III. Международное признание ответственности Турции за полное уничтожение армян как национальной группы (1915-1923 гг.) и обязательства мирового сообщества


Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


№ 474

ПЕРВАЯ АССАМБЛЕЯ ЛИГИ НАЦИЙ
Девятое пленарное заседание

(Женева, 22 ноября 1920 г., 10.30)*

Председатель: г-н Гиманс.

Отчет Генерального секретаря о работе Совета. Предложения относительно Армении.

Обсуждение Отчета Генерального секретаря возобновлено.

П р е д с е д а т е л ь: Мы теперь рассмотрим различные предложения, представленные в связи с Отчетом о работе Совета. Начнем, если Вы согласны, с предложения, представленного лордом Робертом Сесилем с поправкой г-на Лафонтена. Предложение гласит: Просить Совет принять к немедленному рассмотрению ситуацию в Армении и представить на рассмотрение Ассамблеи предложения, направленные на предотвращение опасности, которая угрожает оставшейся части армянской расы, и на постоянное обустройство этой страны.

Поправка г-на Лафонтена заключается в том, чтобы просить Ассамблею назначить Комитет из шести членов, чтобы рассмотреть, какие меры могут — и могут ли — быть приняты, чтобы положить конец военным действиям между Арменией и кемалистами.

Лорд Р о б е р т С е с и л ь (Южная Африка):

Я не намерен добавить что либо к тому, что я сказал во время общей дискуссии по докладу о работе Совета, кроме того, что я готов принять поправку г-на Лафонтена, которая, как мне представляется, лучше, если я могу сказать так, той поправки, о которой я был уведомлен. Я надеюсь, что если в ходе дискуссии по этим предложениям будет высказана критика, Ассамблея позволит мне ответить в конце дискуссии.

Г-н С п а й л а к о в и ч (Государство сербов, хорватов и словенцев):<...>

Позвольте, господа, сосредоточить Ваше внимание на некоторое время на вопросе о долге, который уже много дней преследует меня и тревожит мое сознание как члена этой Ассамблеи. На этот долг уже указывали Вам другие выступавшие. Я возвращаюсь к этому потому, что телеграммы, которые я получаю постоянно, побуждают меня в полной мере и честно изложить Вам мое видение этого вопроса. Я зачитаю Вам одну из этих телеграмм:

«Армянская община Александрии просит Ваше Превосходительство поддержать предложение лорда Роберта Сесиля в пользу Армении — жертвы нового заговора против свободы на Ближнем Востоке».

Господа, разве в действительности дело касается только нового заговора против свободы? Армяне слишком терпимы к преследованиям, которым они подвергаются. Я думаю, что я прав, заявляя, что на Ближнем Востоке имеется всеобщее и давнее убеждение в существовании давнишнего смертоносного заговора.

На днях лорд Роберт Сесиль нарисовал горестную картину реального положения дел и, когда я слушал его, ко мне вернулись старые и мучительные воспоминания. Возможно, лучше чем кто-либо я был способен понять в полной мере значение этих слов. Лучше чем кто-либо я видел картину, кошмар, страдания Армении. При описании страшного положения Армении я представил эти страдания во всем их ужасе. Лорд Роберт Сесиль воскресил в моей памяти знакомые сцены страданий и невзгод моей собственной страны. Вспомните, господа, что последняя часть сербской нации была избавлена от этих страданий всего восемь лет назад, т.е. после первой Балканской войны, которая нанесла смертельный удар турецкому господству в Европе. Когда лорд Роберт Сесиль описал ужасную трагедию армян, он воскресил в моей памяти недавние сцены разрушения и опустошения моей собственной страны<...>

Впечатляющий отчет лорда Роберта Сесиля проник прямо в сердце каждого серба. Мы слишком много выстрадали, чтобы не иметь правильного представления об этой отвратительной системе методического и преднамеренного истребления, осуществляемого в отношении целого народа методами постоянных серийных осуждений отдельных лиц, суммарных казней и массовых избиений.

Этот хладнокровный и циничный метод уничтожения народов использовался и все еще используется турками против христианских народов; они наделяют ролью кровавых палачей определенные национальные группы мусульманской веры, используя курдов против армян в Азии, так же как они в прошлом использовали албанцев против греков и сербов на Балканах.

Выступая в поддержку дела Армении, я всего лишь выполняю мой естественный долг как серб и как Президент сербо-хорватско-словенской делегации, я действую последовательно и искренне.<...>

Я считаю, господа, что наша Ассамблея должна выполнить свой настоятельный долг в этом вопросе. Такое действие со стороны Главных Держав является императивом. Я хорошо знаю, что правительства этих держав обременены множеством серьезных проблем, которые накопились в мире в последние годы. Но мы не должны позволить, чтобы эти соображения свернули нас с пути, определенного благородными чаяниями и возвышенными чувствами. Государства вряд ли останутся безразличными к призыву Ассамблеи Лиги Наций. Одно время американский Сенат, который явно не желал принять мандат на Армению для Соединенных Штатов, тем не менее был склонен послать свой флот для помощи несчастному армянскому народу. Очевидно, господа, что в настоящем случае статья 10 Устава [Лиги Наций] к несчастью не может служить основой для нашего действия. К большому сожалению. Эта статья может служить или обязывать только государства, являющиеся членами Лиги Наций. Мы же сталкиваемся с проблемой спасения Армении, с одной стороны, и получения для этой цели необходимой поддержки Соединенных Штатов — с другой. В этой ситуации Устав не только бесполезен, но без него наша позиция оказывается значительно сильнее. По этой причине мы должны обратиться к другой процедуре.

Не отвергая окончательное решение по предложению, внесенному в прошлую среду лордом Робертом Сесилем, я с Вашего разрешения предлагаю Вам немедленно подтвердить негодование Ассамблеи Лиги Наций в отношении этого особенно серьезного положения — положения, в котором само физическое существование народа поставлено под угрозу.

Я имею честь, господа, предложить вам следующее:

Мы должны немедленно направить Парламентам Главных Держав телеграмму, выражающую в качестве первой и самой срочной рекомендации Ассамблеи Лиги Наций, наше единодушное желание, чтобы Правительства этих держав договорились о срочной и эффективной акции с целью спасения оставшейся части несчастного армянского народа.

Мы не колеблясь должны, господа, возвысить свой голос в защиту порабощенных, терзаемых, подвергшихся резне народов. Давайте теперь, немедля подымем свой голос в защиту армянской нации. Используя каждую возможность поднять свой голос, мы подымем престиж Лиги Наций и подтвердим нашу высокую гуманитарную миссию. Мы создадим прецеденты действий, которые в будущем будут представлять, я уверен, самый ценный моральный и политический капитал, по праву принадлежащий Лиге.

Г-н Б р а н т и н г (Швеция):

Г-н Президент, дамы и господа, мне нечего добавить к проникновенным речам, произнесенным на предыдущих заседаниях лордом Робертом Сесилем, г-ном Мотта и г-ном Лафонтеном, и на сегодняшнем заседании г-ном Спалайковичем. Я чувствую, однако, что обязан провозгласить в этой Ассамблее, что в странах Севера общественное мнение в такой же степени взволновано сообщениями о жестоких избиениях и систематическом истреблении целого народа.

Из известий, которые время от времени доходят до нас из Армении, ясно, что резня продолжается. Это, похоже, свидетельствует о неспособности великих держав эффективно вмешаться в защиту армянского народа. Если такие события будут повторяться, это будет упреком человечеству и создаст большую опасность для самой Лиги Наций.

Я уверен, господа, что мы все согласны с тем, что необходимо оказать давление на великие державы, которые имеют в своем распоряжении необходимые военные средства для вмешательства. Важно, чтобы эти преступления не повторились, чтобы был положен конец этому истреблению народа, ужасы которого стали известны нам в последние дни из полученных нами телеграмм.

Я полностью поддерживаю предложение лорда Роберта Сессиля с поправкой г-на Лафонтена и надеюсь, что демонстрация, которая, как я предполагаю, будет проведена единодушным голосованием Ассамблеи, окажет достаточное воздействие на Великие Державы, чтобы принудить их перейти от слов к действиям и принять наконец эффективные шаги для спасения истерзанного народа Армении (Аплодисменты).

Г-н Б а л ь ф у р (Британская империя):

Как я понимаю, нам представлены два предложения для решения самого неотложного вопроса резни армян — одно выдвинутое лордом Робертом Сесилем и другое — уважаемым представителем Бельгии. Лорд Роберт Сесиль сказал нам, что он готов взять обратно свое предложение в пользу бельгийской поправки, и я, если разрешите высказать мое мнение по этому вопросу, полностью согласен с лордом Робертом. Я, как и г-н Брантинг, думаю, что Ассамблея должна принять это второе предложение или первое предложение с поправкой, внесенной вторым.

Г-н Титтони уже объяснил причину тревоги, которую постоянно испытывал Совет Лиги Наций, стремясь найти какой-то метод для решения этой большой проблемы, и он также кратко коснулся трудностей, с которыми встретился Совет. Это, конечно, трудности самого серьезного характера, и я считаю, что если Ассамблея сможет найти способ для преодоления трудностей, которые до сих пор ставили в тупик Совет, он сможет действовать с особыми полномочиями. Имеются особые основания желать вмешательства Совета в это дело.

Отвлекитесь, если это возможно, на какое-то время от рассмотрения общей необходимости оказания помощи армянам и сосредоточьтесь на практических трудностях, которые стоят на этом пути. Добрые намерения являются основой хорошей политики, но добрые намерения сами по себе абсолютно бесполезны, если только не будут найдены средства для их реализации. Я надеюсь, что мои коллеги в Ассамблее заметят, что одна из самых серьезных трудностей, с которыми должен был столкнуться Совет, и с которой, в свою очередь, должна будет столкнуться Ассамблея, заключается в том, что механизм Лиги в том виде, в каком он предусмотрен ее Уставом, не был создан для разрешения такого рода ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в Армении.

Положение вещей, которое создатели Устава конкретно имели в виду, предполагало наличие организованных государств с четко очерченными границами, открытых для воздействия общественного мнения цивилизованного мира и, по крайней мере, поддающихся угрозе экономического давления. Таковы были условия и притом главные условия, при наличии которых считалось, что Лига Наций сможет способствовать сохранению мира во всем мире, сможет предотвратить перерастание споров в войны, сможет добиваться того, чтобы цивилизованные государства с помощью арбитража или каких-либо других средств никогда больше не допустили перерастания своих споров в ужасы большой войны. Заметьте, однако, что положение вещей, с которым мы имеем дело в Армении в настоящий момент, не соответствует ни одному из этих условий. Мы не имеем дело с государствами, с четко обозначенными границами. Нет четко обозначенной границы Армении. Президент Вильсон согласился взять на себя ответственность по установлению этих границ, но до сих пор, насколько мне известно, ничего не выполнено в этом отношении. Повторяю, мы не имеем дело с отношениями между цивилизованными государствами; мы не имеем дело с народом, который считается с общественным мнением, для которого гласность, которой мы придаем столь большое значение, будет хоть в какой-то степени привлекательна. Какое значение имеет для Мустафы Кемаля мнение Лиги Наций или мнение цивилизованного мира или то обстоятельство, что суд любого гуманного народа осудит его действия? Ко всем этим соображениям он относится с полным безразличием. Повторяю, одно из основных средств воздействия, самое важное из всех подобных средств, доступных Лиге Наций, это несомненно экономическое давление. Какое же экономическое давление вы можете оказать на Мустафу Кемаля? Он не несет ответственности за финансы организованного государства; он не несет ответственности за торговлю Азиатской Турции; он возглавляет дезорганизованные банды разбойников, которым абсолютно безразличны все те мотивы, которые самым естественным образом привлекают Лигу Наций и которыми она руководствуется в первую очередь.

Оказавшись в такой ситуации, мы, члены Лиги Наций, испытываем особые трудности. Как мы намерены справиться с ними? Мне кажется, что вообще нет никакого другого способа, позволяющего нам справиться с этой ситуацией, если только мы не найдем мандатария или какую-либо страну, которая взялась бы выполнять обязанности мандатария. Потребность в мандатарии вызвана необходимостью обеспечить единство действий. Провести экспедицию в Малую Азию, осуществить централизованные усилия, которые требуются для выполнения столь трудной и важной операции, возможно только под единой властью одного государства. Дамы и господа, все другие мандатарии согласились принять положение мандатария охотно и с полной уверенностью, что они обладают властью и волей выполнять свои обязанности мандатария, опираясь на свои собственные ресурсы. Где вы найдете мандатария, который, опираясь только на свои собственные ресурсы, будет выполнять такую работу в отношении Армении, какую Франция, к примеру, готова выполнять в отношении Сирии или Британия готова выполнить в отношении Месопотамии или любой другой мандатарий в отношении своих подмандатных территорий? Если бы Америка была готова и желала этого, она обладает ресурсами, у нее есть общественный настрой, у нее есть люди, деньги и энтузиазм, которые сделали бы ее идеальным мандатарием. Она не нашла возможным принять эту позицию, а из этого следует, что вы должны будете искать где-то в другом месте ту помощь, которую только мандатарий может предоставить вам. Насколько известно Совету, вы не сможете найти такого мандатария в каком-либо государстве мире, если только другие государства не проявят готовности гарантировать его от потерь, предоставить ему необходимую финансовую поддержку и, вероятно, необходимую помощь людьми и военным снаряжением. Это очень трудная проблема, и если эта резолюция, как я надеюсь, будет принята, Комитет Ассамблеи должен будет ее решить. Я думаю, что всем должно быть ясно, что если надлежит сделать что-то эффективное, если мы хотим сделать что-то большее, чем получать и, как предложил уважаемый представитель Сербии, посылать телеграммы, члены Лиги Наций, представляющие в этом зале сорок одно государство, должны будут эффективно оказывать поддержку для достижения этой большой цели. Теперь, если я прав в этом, очевидно, было бы лучше, чтобы с призывом к сорок одному государству обратился не Совет, а Ассамблея Лиги Наций.

Совет Лиги Наций, в другой связи и по другому поводу, уже предпринял попытку собрать деньги для того, что считалось великой международной целью. Реакция была неадекватной. Возможно, это объясняется тем, что Совет не мог говорить за всех членов Лиги так же полно, как могут говорить сами члены Лиги, собравшиеся в этом зале. Это могло быть одной из причин. Возможно также и то, что сама эта цель не так сильно воздействовала на сознание миракак в случае с Арменией. Как бы то ни было, фактом является то, что единственный призыв о финансовой помощи, с которым до сих пор обращались к членам Лиги, не имел большого успеха, а без финансовой помощи, т.е. без финансовой помощи, в которой должны участвовать все государства-члены Лиги, мы будем вынуждены, как я думаю, ограничиваться торжественными выражениями добрых намерений без принятия эффективных действий.

Г-н Председатель, позвольте мне сказать, что заявления о добрых намерениях и доброй воле — это то, что обильно расточалось в адрес Армении на протяжении по меньшей мере одного поколения. Многие, многие годы все государственные деятели, занимавшиеся этим вопросом, осознавали тяжесть проблемы. Все они в меру своих сил стремились сделать все возможное, но все то, что они смогли сделать, оказалось, мне тяжело говорить это, незначительным. Это трагическая ситуация. Мы находимся в положении людей, которые с берега смотрят на тех, кто находится на терпящем бедствие судне, которое вот-вот пойдет ко дну. Мы обращаемся к ним со словами ободрения, мы выражаем ужас по поводу их положения и наше сочувствие по поводу постигшей их беды, но до сих пор нам не посчастливилось найти способ для оказания им эффективной помощи. Окажутся ли шесть членов Комитета, которые будут давать совет своим коллегам по Ассамблее, если и когда эта резолюция будет принята, более удачливыми, чем их предшественники? Я могу заверить их, что, если это им удастся, никто не будет так рад этому, как члены Совета, и что члены Совета будут готовы оказать им всю посильную помощь.

Г-н Р е н е В и в и а н и (Франция):

Господа, мы согласны выразить единодушно наше сочувствие в связи с бедами Армении, и от имени делегации Франции я заявляю, что при всех событиях трагической истории Армении она находила глубокое сочувствие в сердцах французов.

Но достаточно ли выражать сочувствие по поводу этих бед? Должна ли Ассамблея Лиги Наций уподобляться своего рода просвещенному и привилегированному собранию общественности, состоящему из выдающихся людей со всех частей мира, которые, приняв одну из этих направленных вечером прессе резолюций, затем разойдутся по домам?

Лорд Роберт Сесиль представил проект резолюции, который был дополнен сенатором Лафонтеном. Первое предложение предлагает нам «рассмотреть меры, которые мы должны принять, чтобы положить конец военным действиям». Поправка сенатора Лафонтена, которая, если я правильно понял, была принята лордом Робертом Сесилем, более конкретна и предлагает нам назначить Комитет из шести членов, «чтобы рассмотреть, какие меры могут — и могут ли вообще — быть приняты, чтобы положить конец военным действиям между Арменией и кемалистами».

Мы выслушали речь г-на Бальфура. Я признаю авторитет, который придают его словам долгая карьера, заслуги перед своей страной и миром и выполняемые им в Совете обязанности, но позволит он мне сказать, что, при всем моем уважении к нему, его речь, если воспринять ее буквально, окажет крайне обескураживающее воздействие.

Ситуация, как сказал г-н Бальфур, исключительно тяжелая, и Совет сделал все, что он должен был сделать. На одном из наших заседаний г-н Титтони напомнил нам, что Совет обратился ко всем государствам с призывом принять мандат, т.е. послать людей и деньги, необходимые для осуществления мандата на Армению.

Америка, имеющая людей, флот и деньги, от мандата отказалась. Другие государства также не согласились взять мандат. Что же в этих условиях сможет сделать предложенный г-ном Лафонтеном Комитет из шести членов? Я хотел бы знать это. Собираемся ли мы дать миру представление с повторением акции Совета? Собираемся ли мы искать на карте мира государство, желающее принять на себя мандат? Я не хочу никого обескураживать, но мне представляется, что если от мандата отказались тогда, когда не было новых, ранее неизвестных факторов, связанных с восточной проблемой, труднее будет просить, чтобы мандат был принят сегодня. Я должен добавить, что мы не должны ограничить себя одними только словами. Перед миром мы окажемся в смешном положении, а армяне, которые связали все свои надежды с Ассамблеей и которые ждут ее решения, будут презирать нас.

Поможет ли нам предложение г-на Лафонтена выйти из трудного положения? Хотя это может показаться постановкой процедурного вопроса о повестке дня, я должен сказать, что предложение г-на Лафонтена представляет исключительную опасность.

Предлагается подменить Совет Комитетом из шести членов. Вы должны будете заняться проектом Правил процедуры, которые будут определять отношения между Советом и Ассамблеей Лиги Наций и разъяснять положения Устава, который говорит иногда о Совете и Ассамблее, а иногда о Совете или Ассамблее.

Ставит ли предложение г-на Лафонтена своей целью окончательно лишить Совет ответственности в этом деле, или же оно имеет целью возложить осуществление мер, которые должны быть приняты, только на Ассамблею?

Здесь я позволю себе заметить в скобках, что Французская делегация не несет никакой ответственность за создание порочного круга, в котором мы оказались. Говоря по правде, мы являемся бессильной Ассамблей, так как нас наделили ответственностью, но не облекли реальной властью (возгласы: Правильно! Правильно!).

Французская делегация, которая была представлена в «Отеле Крийон» г-ном Леоном Буржуа, говорила, что Ассамблея Лиги должна иметь свою армию, что должны быть созданы военные штабы с международными контингентами, т.е. что она должна обладать всеми средствами, необходимыми для действий. Если бы тогда к голосу Франции прислушались, сегодня вы не оказались бы в таком затруднительном положении; военные штабы были бы созданы, международные контингенты существовали бы, а просьбу, с которой г-н Брантинг только что предложил обратиться к Великим Державам, имеющим свои флоты и свои армии, можно было бы адресовать Лиге Наций, которая имела бы в своем распоряжении собственную армию (Бурные аплодисменты).

Я не собираюсь здесь предаваться взаимным обвинениям или предлагать в какой-то скрытой форме поправку к Уставу. Я просто констатирую, что у нас нет возможности предпринять действие и спрашиваю г-на Лафонтена, что он ожидает от Комитета из шести членов, который он предлагает назначить.

Этот Комитет, в случае его создания, должен будет занять место Совета и как только что заметил г-н Бальфур, я тоже не понимаю, как этот Комитет из шести членов, назначенных Ассамблеей, может успешно решит задачу, с которой не смог справиться Совет — орган, состоящий из самых выдающихся лиц. Я опасаюсь, что мы своим поведением дадим Армении основания для ожиданий, которые обернутся разочарованием. Я опасаюсь, что Армения, получив вести из Ассамблеи, вообразит, что военным действиям будет положен конец, в то время как вы сами, внеся вашей поправкой оговорку, просите поручить Комитету рассмотреть, какие меры могут — и могут ли вообще — быть приняты.

Поскольку при этих обстоятельствах мандат не положил бы конец военным действиям, то нельзя ли было бы нам решить эту задачу здесь и сейчас?

Г-н Бальфур отметил, что здесь собрались сорок одно государство. Мы могли бы запросить их Правительства, в состоянии ли они внести свой вклад. Г-н Бальфур в сдержанных выражениях информировал нас, что подобный запрос уже был сделан в связи с эпидемией тифа в Польше и что государства среагировали на это без большого энтузиазма.

Ответят ли они сегодня на другой вопрос: Есть ли среди государств, которые выражают свое сочувствие страданиям Армении, государство, которое может принять мандат? Если да, то пусть его представитель информирует нас об этом. Если у такого представителя нет соответствующих инструкций и он желает запросить свое Правительство, пусть он скажет об этом. Если же ни одно государство не желает взять мандат на Армению и если мы завтра должны будем столкнуться с положением, когда ничего не сможем сделать, не окажемся ли мы в смешном положении Ассамблеи, которая рассматривает, какие меры должны быть приняты, хотя понимает, что осуществить эти меры она не сможет? (Бурные аплодисменты).

В виду таких обстоятельств я вношу предложение.

Я считаю, что мы совершим ошибку и к тому же серьезную, так как знаем, что будет ошибкой, если мы попросим какое-либо государство через Совет или Комитет принять мандат. Мы уже получили ответ и он был отрицательный.

С другой стороны, как отметил г-н Бальфур, говоря об Англии и Франции, великие державы, которые, оставаясь верны своей цивилизационной миссии, уже приняли мандаты, налагающие на них тяжелое бремя, и учитывая, что они вышли из войны исчерпав свои людские и денежные возможности, вероятно не будут в состоянии принять такой мандат, какой имеет в виду г-н Брантинг.

Однако возникает еще вопрос: не можем ли мы рассмотреть возможность другого вида мандата, помимо того, который требует людских и материальных ресурсов? Не могли бы мы, например, попросить Совет обратиться к Правительствам с приглашением попытаться найти не державу, которая примет мандат в том смысле, в каком мы это понимаем, так как ее они вероятно не найдут, а такую державу, которая, используя свой моральный и материальный авторитет, смогла бы вмешаться в отношения между воюющими, чтобы попытаться осуществить урегулирование путем арбитража.

При данных обстоятельствах я вношу конкретное предложение, которое по сравнению с проектом резолюции г-на Лафонтена имеет преимущество в том, что не ведет к потере времени, в том, что достоинство Лиги Наций в глазах всего мира будет сохранено и в том, что не будут поощряться неосуществимые надежды. От имени делегации Франции я предлагаю следующую резолюцию:

Ассамблея, стремясь к сотрудничеству с Советом для того, чтобы как можно скорее положить конец ужасам армянской трагедии, просит Совет прийти к соглашению с Правительствами с целью вверить Державе принятие необходимых мер для прекращения военных действий между Арменией и кемалистами.

Я настоятельно призываю вас принять это предложение. Оно имеет то важное, с моей точки зрения, преимущество, что не создает такого процессуального прецедента, какое создало бы предложение г-на Лафонтена. Я думаю, что действительно было бы очень опасно, если бы мы здесь по данному случаю, между делом, стали решать вопрос о функциях Ассамблеи и Совета. На вас возложили всю ответственность, но оставили без власти. Вы не располагаете никаким оружием. Поэтому я призываю вас не брать на себя никакой ответственности, если вы не будете в состоянии добиться исполнения решения, к которому вы можете прийти, и оставить эту ответственность Верховному Совету, который уже пригласил государства принять мандат, но они от него отказались.

Если мое предложение будет принято, Совет будет в состоянии обратиться к Правительствам, которые попытаются тогда найти в своей среде державу, способную вмешаться с должным авторитетом в события, происходящие на полях битвы, чтобы попытаться остановить военные действия путем переговоров.

Это мера, с которой мы все могли бы согласиться. Приняв предложенную мною резолюцию, мы в пределах наших возможностей откликнулись бы на надежды, которые Армения возложила на эту Ассамблею (Бурные аплодисменты).

Д-р Н а н с е н (Норвегия):

Я хочу от имени Норвежской делегации выразить наше желание поддержать предложение, внесенное лордом Робертом Сесилем и поддержанное г-ном Лафонтеном. Мы принимаем поправку г-на Лафонтена и понимаем, что то же самое делает лорд Роберт Сесиль. Мы считаем, что возможно быстрое осуществление действий имеет жизненно важное значение для Ассамблеи и Лиги и поэтому желаем добавить, что желательно, чтобы этот Комитет представил Ассамблее отчет в самый короткий срок.

Выдающийся член Ассамблеи, представляющий Великобританию, сказал, что весьма желательно, чтобы еще до того, как мы займемся этим вопросом, была бы найдена держава-мандатарий для осуществления необходимых действий по спасению армянского народа. Я думаю, что это без сомнения сильно облегчило бы осуществление операции, но я не могу рассматривать это как абсолютную необходимость. Насколько я понимаю, проблему в действительности можно разделить на две части. Один вопрос — чисто гуманитарный. Он заключается в том, чтобы спасти армянский народ от уничтожения. Прежде чем мы сможем рассматривать вопрос о границе, необходимо спасти население, чтобы остались люди, которые будут жить в стране, границы которой будут определены. Другой вопрос заключается в том, чтобы найти державу-мандатария для защиты территории этой страны. Сегодня мы должны прежде всего заняться первым вопросом. Это чисто гуманитарная работа самого большого значения. Она заключается в том, чтобы спасти от гибели целый народ. Каждый день очень важен. Может случиться так, что пока мы здесь обсуждаем армянскую проблему, армянский народ будет весь вырезан. Эта работа, как я понимаю, имеет сходство с работой по репатриации пленных, хотя она вероятно гораздо важнее для Лиги. Ее значение в том, чтобы уменьшить страдания людей и спасти народ от гибели.

По-моему, это в действительности технический вопрос. Это вопрос о посылке экспедиции для спасения армянского народа от нависшей над ним опасности. Это вопрос о получении необходимого персонала для этой экспедиции и нахождения необходимых денег. Насколько я понимаю, это в действительности вопрос о посылке что-то около 60 000 человек, что должно обойтись приблизительно в двадцать миллионов фунтов. Может понадобиться больше, но, во всяком случае, это только вопрос о персонале и деньгах. Говорят, что Соединенные Штаты отказались взять мандат на Армению, но они, конечно, не отказались помочь спасению народа от уничтожения.

Соединенные Штаты, учитывая все, что они уже сделали в Армении, проявляют к ней большой интерес. Поэтому я не сомневаюсь ни на минуту, что если Ассамблея Лиги обратится к миру с призывом, американский народ отзовется и возьмет на себя очень важную часть работы.

Верно, что Лига Наций рискует, если берется за вопрос, который она не может решить, но, насколько я понимаю, она подвергнется гораздо большему риску, если не сделает абсолютно ничего, заявляя, что это такое трудное и опасное дело, что не смеет к нему прикасаться.

Г-н И о н н е с к у (Румыния):

Господа, просьба Армении о помощи налагает на все свободные народы мира императивную и безотлагательную обязанность спасти наших армянских братьев.

Эти избиения не являются событием вчерашнего или сегодняшнего дня. Они имеют место уже давно. Мы все хорошо знакомы с этими событиями и нет никакой необходимости проводить какие-то расследования по этому вопросу. Если еще есть армяне, то они остались в живых только благодаря их жизнестойкости, благодаря сопротивлению, оказанному ими своим поработителям.

Вопрос, которым мы занимаемся, заключается в следующем: что может сделать Лига Наций в ответ на обращение наших армянских братьев за помощью? Может ли она оказать им только моральную поддержку или она должна оказать помощь материальной, физической, эффективной силой?

Г-н Вивиани только что сказал вам, что мы не обладаем эффективной силой. Это правда. Лига Наций, кажущаяся такой сильной с моральной точки зрения, лишена всякой материальной силы и в этом ее большая слабость.

Поэтому я могу только повторить сказанное г-ном Вивиани, что в этом вопросе, в желании помочь целому народу, мы не можем сделать ничего кроме как надеяться.

Тем не менее мы можем поддержать Армению нашей моральной силой. Тот факт, что сорок одно государство проявляет здесь единство, может оказать мощную поддержку Армении в ее каждодневной борьбе.

Первым делом, надо действовать без промедления и доказать армянам, что все народы мира на ее стороне.

Надо затем выяснить, можем ли мы оказать им действенную помощь. Мне представляется, что для этой цели лучше всего подходит предложение г-на Вивиани. Правительствам всех стран должны быть посланы запросы с целью выяснить, есть ли правительство, которое готово практически и эффективно защитить армян от кемалистских банд. Верно, конечно, что наша моральная сила для кемалистов ничего не значит, но она имеет значение для армян; для них она будет ценной поддержкой в их борьбе. Она будет важна и для правительств стран мира. Она может стать решающим фактором, который побудит одно из них к осуществлению интервенции. Быть может, это будет Америка, этот великодушный народ, который до этого спас мир от варварства! Может быть это будет другое государство — малое или большое, которое, будучи воодушевлено этим же желанием не допустить уничтожения целого народа, во время вмешается.

Поэтому я от имени делегации Румынии поддерживаю предложение г-на Вивиани, которое, как нам представляется, является самым четким, самым ясным, и скорее всего принесет быструю помощь нашим армянским братьям, которые просят от нас столь срочной помощи.

Г-н Д о г е р т и (Канада):

Я не займу много времени у Ассамблеи. Едва ли нужно говорить, что я занял эту трибуну не просто для выражения сердечного сочувствия Канады всему, что было сказано от имени и в интересах Армении, хотя очевидно, что наше сочувствие и сердечное, и искреннее.

Я хотел бы сказать несколько слов о трудностях, о которых так выразительно говорили нам, и возражениях, которые с таким красноречием были выдвинуты против предложения лорда Роберта Сесиля с поправкой г-на Лафонтена.

Позвольте отметить, что помощь в управлении различными странами по мандатам не единственный метод, доступный Лиге Наций для решения вопросов, входящих в ее компетенцию. Мне кажется совершенно ясным, что Армянский вопрос — один из тех вопросов, которыми Лига может заниматься с полным основанием. Решение Армянского вопроса — это, по-моему, долг Лиги Наций в соответствии с прямо установленными положениями статьи 11 ее Устава. Мы, несомненно, имеем дело с войной, если, конечно, эта зверская резня беспомощного народа может называться войной. Если неправильно называть эту резню войной, она, во всяком случае, несет в себе угрозу войны и поэтому, в соответствии с прямым постановлением статьи 11, обязывает Лигу Наций и я бы сказал — Совет этой Лиги особо заняться этой ситуацией и рассмотреть, какие самые эффективные меры в этой связи могут быть приняты для обеспечения мира во всем мире. Таким образом, в данной ситуации речь идет не только об обращенном к вам и к человечеству призыве о спасении угнетенного народа, подвергающегося истреблению. Речь идет о специфической ситуации, затрагивающей и угрожающей миру во всем мире, что обязывает Лигу Наций по меньшей мере использовать все имеющиеся в ее распоряжении возможности для нахождения и предложения эффективного средства защиты.

Здесь с достаточным основанием указывали, что Совет сделал все, что казалось возможным, и наше внимание было убедительно привлечено к возможности или даже вероятности того, что Комитет из шести членов не в состоянии будет добиться успеха там, где Совет потерпел неудачу. То обстоятельство, что Совет несомненно исчерпал свои усилия и не может пока найти решение, конечно, не воодушевляет. Этот факт ставит под сомнение возможность того, что Комитет, который мы можем назначить, добьется успеха в поиске подходящего средства защиты. Но мы не должны поддаваться отчаянию. Мы должны по крайней мере исчерпать все свои возможности.

Г-н Вивиани, если я его правильно понял, кажется, считает, что предложение г-на Лафонтена исходит из того, что Комитету поручается искать по всему миру мандатария в надежде добиться успеха там, где Совет провалился. Как я уже отметил, мандаты не единственный метод, который может быть принят. Наш долг в этой конкретной ситуации состоит в том, чтобы выяснить, нельзя ли найти другой метод. Говорят, что отчаянные ситуации порождают поиск отчаянных средств. И разве не верно также, что исключительные ситуации требуют исключительных средств? Я не думаю, что нас будут критиковать за то, что мы продолжаем изучать вопрос, который, несомненно, был уже внимательно изучен Советом, за то, что мы хотим найти исключительное средство для этого исключительного случая.

То обстоятельство, что этот вопрос затрагивает наш общечеловеческий долг, полностью оправдывает высказанные здесь предложения, чтобы мы обратились не только к Совету Лиги Наций, не только к государствам — членам этой Лиги, но, быть может, даже к государствам, сильнейшим государствам, которые в состоянии действовать, но которые до сих пор не входят в эту организацию. Хотя я лично не осмелился назвать страну, но здесь уже было сказано, что великие Соединенные Штаты Америки, вероятно, могут проявить заинтересованность в сотрудничестве в поисках подходящего средства, я хотел бы сказать, что есть немало оснований надеяться на такой результат: это не только резолюция Сената Соединенных Штатов, на которую сегодня здесь ссылались, но и известный всему миру факт, что граждане этой великой республики щедро жертвовали свои деньги, свое время и свой труд, чтобы помочь армянскому народу и что сегодня в разоренной Армении имеется имущество американских граждан, оцениваемое миллионами фунтов.

Как бы то ни было, возвращаясь к сказанному, я просто хочу подчеркнуть, что наш долг без сомнения состоит в том, чтобы найти исключительное средство защиты для этого исключительного случая. В конце концов, в этом мире более ценным чем мир является только справедливость. Справедливость — это единственная основа, на которой может прочно покоиться мир. Этот деликт, как и деликты такого рода, взывает к человечеству для восстановления нарушенного права. Когда же нарушенное право не восстановлено, то такое положение таит в себе постоянную угрозу войны. Попранная справедливость всегда и постоянно взывает к мести и сохраняет в сердце угнетенного народа стремление получить возможность добиться правосудия над виновной стороной.

В такой ситуации вы оказываетесь в положении, которое затрагивает все человеческие чувства и, если деликт не предотвращен или, по крайней мере, не устранен, несет в себе постоянную угрозу войны. Согласно предложению г-на Вивиани цель создания этого Комитета состоит в том, чтобы эти шесть джентльменов начали рыскать по миру в поисках мандатария с перспективой потерпеть неудачу так же, как это случилось с Советом. В этом, как мне представляется, его подход едва ли может быть признан правильным. Даже его собственное предложение указывает на возможность осуществления других мер, помимо организации поиска мандатария по всему миру. Нет ничего несовместимого между содержанием его предложения и предложением создать Комитет. Мне представляется, что предложенное им средство вполне может быть передано на рассмотрение Комитету, который предлагается создать и не исключена возможность, что Комитет может доложить, что его предложение содержит лучший метод для принятия Ассамблеей. Какой же вред может нанести поиск других и, возможно, лучших методов и представление соответствующего доклада Ассамблее? Даже если они ничего не добьются, то, хотя бы Ассамблея Лиги предстанет перед миром как организация, которая признает, что в Армении сложилось такое положение, которое, по меньшей мере, требует нашего самого внимательного изучения. Это положение обязывает нас не отказываться от попыток оказать помощь до тех пор, пока мы не исчерпаем все имеющиеся в нашем распоряжении средства. Ситуация требует, чтобы мы самым тщательным образом рассмотрели и исследовали эту проблему вначале через этот Комитет, а потом, по получении его доклада, посредством совместной акции всех членов Лиги Наций.

Поэтому я от имени Канады выражаю поддержку предложению г-на Лафонтена, модифицирующего предложение лорда Роберта Сесиля.

Лорд Р о б е р т С е с и л ь (Южная Африка):

Г-н Председатель, позвольте прежде всего поблагодарить Ассамблею за чрезвычайно важное и интересное обсуждение, которое имело место. Я думаю, что в некоторых отношениях это была, если позволите сказать, самая интересная дискуссия, которую мы когда-либо имели, ибо это была настоящая дискуссия по очень важной и трудной проблеме. В особенности я желал бы выразить мою благодарность г-ну Бальфуру и г-ну Вивиани за высказанные ими замечания. Они показали, что нам крайне необходимо иметь ввиду огромные трудности сложившейся ситуации. Они убеждали и настаивали так, как бы убеждал и настаивал я сам, что разговорами мы ничего не сделаем для Армении и что мы действительно должны постараться найти практическое решение. Я не буду поддаваться соблазну, хотя соблазн и велик, уйти в сторону и последовать тому, что было сказано г-ном Вивиани в скобках — о допущенной ошибке, выразившейся, как он думает, в том, что не были созданы международные силы или, по меньшей мере, международный штаб. Я только напомню ему, что мы создали постоянную Военную комиссию, которой можно было поручить рассмотрение этого вопроса, если бы это было сочтено желательным. Я, однако, хотел бы, если можно, исправить вероятно неправильное представление о его намерении. В действительности, он ведь не выступал против моего предложения. Он опасался предложения г-на Лафонтена, потому что расценил это как попытку заменить Совет другим органом. На самом же деле идея г-на Лафонтена заключалась совсем в другом. Соглашаясь с его поправкой, я, конечно, тоже не имел в виду подобную замену. Мы хотели только следовать процедуре, которая уже была установлена в Ассамблее и которая является, как мне представляется, очень ценной процедурой. Я имею в виду порядок, при котором до вынесения Ассамблеей решения по важному и серьезному предложению, оно должно передаваться Комитету для рассмотрения и доклада. Поскольку существующие постоянные Комитеты уже полностью загружены, а вопрос этот чрезвычайно срочный, мы сочли, что было бы желательно образовать специальный Комитет из небольшого числа членов для немедленного рассмотрения этого вопроса и доклада Ассамблее. Мы никогда не предполагали и никогда не желали, чтобы этот Комитет обладал какой-нибудь собственной исполнительной властью и чтобы Ассамблея уступила ему часть своей исполнительной власти. Было просто предложено, чтобы Комитет немедленно рассмотрел этот вопрос и внес, если он сможет, четкое предложение на рассмотрение Ассамблеи, с тем чтобы она могла немедленно принять по нему решение.

Я имел возможность посовещаться с Французской делегацией. Если я не ошибаюсь, они готовы согласиться с предложением сенатора Лафонтена при условии, что будет четко указано, что Комитет должен представить доклад Ассамблее. Поэтому с разрешения Ассамблеи я предлагаю включить несколько слов, чтобы это стало ясно. Таким образом, резолюция будет предложена в следующей редакции:

Назначить Комитет из шести членов, чтобы рассмотреть и представить Ассамблее в ходе нынешней сессии доклад о том, какие меры могут, и могут ли, быть приняты, чтобы положить конец военным действиям между Арменией и кемалистами.

Надеюсь, я правильно понял Французскую делегацию относительно того, что я только что зачитал. Возможно, они любезно выскажутся об этом. Сейчас Комитету будут переданы все предложения, которые были представлены Ассамблее: внесенное сербской делегацией предложение о необходимости посылки телеграммы всем странам мира, предложения, которые были внесены или будут внесены о прямой военной интервенции и, прежде всего, предложение, которое сделал сам г-н Вивиани, о необходимости немедленно приступить к переговорам по этому вопросу. Я бы желал, чтобы Комитет, если только я могу связать его обещанием, рассмотрел предложение г-на Вивиани раньше других и чтобы мы определили, что может быть сделано. Я хочу только, чтобы мы не бездействовали. Г-н Вивиани сказал, и сказал правильно, что мы не должны внушать армянам несбыточные надежды. Я полностью согласен с этим. Но мы не можем стоять в стороне и ничего не делать. Происходит большое событие, которое угрожает миру войной, которое уже породило войну самого разрушительного характера, и Лига Наций, существующая для поддержания мира, не может оставаться, не имеет права оставаться безучастной к возникновению новой и ужасной войны. Мы обязаны, нравится нам это или нет, предпринять все возможные шаги, чтобы выяснить, что может быть сделано, чтобы положить конец создавшемуся положению. Я очень доволен тем, что мы попытаемся предпринять переговоры или попробуем обратиться к Державам, или рассмотрим возможности использования других средств — мандата, прямой помощи, прямой интервенции.

Я должен сказать, однако, что отнесусь с отвращением к любому решению Ассамблеи, которым не будет предусмотрено действие в этой критической ситуации и которым будет заявлено, что организация, созданная для сохранения мира, столкнувшись с крайне критическим положением такого рода, оказалась бессильной. Сегодня утром г-н Бальфур завершил изложение своих замечаний сравнением нашего положения с положением тех, кто стоит на берегу в то время, как перед их глазами происходит кораблекрушение. Да, господа, мы находимся в таком положении. Происходит кораблекрушение. Действительно, идет истребление целой нации. Предпримем ли мы попытку, чтобы послать спасательную шлюпку для спасения тех, кому грозит крайняя опасность, или будем просто стоять в стороне и говорить: «Мы ничего не можем сделать. Вы должны погибнуть, так как мы не в состоянии вмешаться»?

Г-н Р е н е В и в и а н и (Франция):

Мы все согласны в отношении принципа. Мы, конечно, не можем смотреть отсюда, на расстоянии, как в Армении разыгрывается страшная драма и не принимать какие-то меры. Весь вопрос заключается в том, чтобы решить, какие меры будут приняты.

Лорд Роберт Сесиль и г-н Лафонтен предложили, чтобы Комитет собрался и рассмотрел меры, которые должны или могут быть приняты, чтобы остановить военные действия. Я подчеркнул ранее, что обтекаемость формулировок самой резолюции по этому вопросу привела меня к мысли, что никакие меры не будут приняты.

Лорд Роберт Сесиль сказал, что нас просят сделать то, что Совет уже попытался предпринять без успеха. Я позволю себе заметить, что во всем мире не нашлось государства, которое могло бы принять этот мандат. Возникает вопрос, будет ли Комитет из шести членов, который желают создать, иметь больше влияния чем Совет? Поэтому я предложил обратиться к государствам с предложением избрать из своей среды не государство, которое взяло бы на себя тяжелую и всестороннюю обязанность мандатария, а государство, которое взяло бы на себя обязанности по ведению переговоров.

Я просил, чтобы Ассамблея здесь и сейчас выступила единодушно и уполномочила Совет обратиться к Правительствам. Таким образом, перед Вами два предложенных решения. Трудно выступать против одного или другого и вот почему: если я попрошу Ассамблею принять мой проект резолюции, то достаточно будет лорду Роберту Сесилю выступить против него, чтобы оно было отклонено, поскольку необходимо единогласие. Если же лорд Роберт Сесиль предложит что-то Ассамблее, моего противодействия будет достаточно, чтобы отвергнуть его предложение, поскольку необходимо единогласие.

Я не намерен здесь критиковать Устав для того, чтобы показать как трудно запустить наш механизм. Я обращаюсь к лорду Роберту Сесилю и г-ну Лафонтену с просьбой помочь нам прийти к единогласию. Нам говорят, что Армения страдает, что она в агонии и просит нас о помощи. Этот призыв мы слышим на расстоянии, здесь. Какое решение предлагают нам? Комитет. Когда в доме есть больной в предсмертном состоянии, разве не посылают за доктором?.. Мы же, господа, останавливаемся на пороге и говорим: «Комитет».

Сможет ли этот Комитет немедленно приступить к действию? Мы, вы и я, входим в состав Комитетов и Подкомитетов. Если только мы не обладаем даром вездесущности, мы не будем в состоянии в течение одного дня посетить два Комитета и три Подкомитета.

Вы добавляете, что «доклад должен быть представлен Ассамблее в ходе нынешней сессии». И это то, что вы собираетесь сообщить Армении сегодня вечером? Собираетесь ли вы сообщить ей, что сессия, срок окончания которой еще не объявлен, не закончит свою работу до рассмотрения ее просьбы? Если вы сделаете это, то обратите надежды, которые Армения возложила на нас, в разочарование.

Вот мое решение. Я буду настаивать на своем предложении, если лорд Роберт Сесиль и г-н Лафонтен согласятся со мной: мы не должны идти на риск, добиваясь голосования, которое будет иметь нулевой результат, поскольку я уверен, не смогу добиться единогласия, если лорд Роберт Сесиль и г-н Лафонтен не согласятся со мной. Я не буду более противиться передаче дела Комитету при том понимании, которое изложил лорд Роберт Сесиль с присущей ему логикой, а именно, что предложение Французской делегации должно быть рассмотрено первым.

Следовательно, наш первый принцип заключается в посредничестве. Если мы не преуспеем в посредничестве, если не будет державы, желающей принять минимум ответственности, то есть, если не будет державы, готовой посредничать, это значило бы a priori, что мы не сможем найти державу, готовую принять максимум ответственности, то есть применить оружие и мобилизовать на своей территории шестьдесят или восемьдесят тысяч человек. Вот почему, мое предложение способствует решению проблемы. Если вы найдете державу, готовую посредничать, тем лучше. Но давайте не будем посылать в Армению просто документы и телеграммы. Я прошу моих коллег принять во внимание тот факт, что мы должны достичь результата совместными усилиями и при том немедленно. Для достижения этой цели мы должны сделать то, что я предлагаю и приступить к единогласному голосованию.

Итак, мы могли бы дать наш мандат Совету, который сможет собраться уже сегодня вечером и обратиться к Правительствам. Тогда Правительства смогут заняться этим вопросом уже завтра. Таким образом, мы сделали бы что-то определенное. Не забывайте, что у нас нет армии. Мы смогли бы сделать максимум того, что в наших силах.

Либо мы найдем державу, которая будет заниматься посредничеством, и тогда мы подчинимся ее решению и будем помогать ей; либо если никто не выразит готовности вмешаться, мы вынуждены будем признать провал человечества. В таком случае мы должны не отчаиваться, а работать с еще большей настойчивостью и смелостью, чтобы усилить Лигу Наций и дать ей на будущее, если человечества вновь окажется перед подобной катастрофой, оружие, которого у нее нет сегодня. (Бурные аплодисменты.)

Я вношу предложение, которое, возможно, получит единодушную поддержку Ассамблеи. Я предлагаю принять предложение французской делегации в пользу посредничества. Поскольку все же может оказаться, что посредничество не состоится и не удастся найти государство-посредника, предлагаю направить предложение лорда Роберта Сесиля и г-на Лафонтена в Комитет, ибо, в случае провала посредничества, мы должны будем изучить меры материального характера, которые позволят нам получить деньги и людей.

Лорд Р о б е р т С е с и л ь (Южная Африка):

Я, конечно, очень хочу, чтобы мы пришли к единодушному заключению и я полностью готов принять то, что, как я понимаю, является предложением г-на Вивиани. Я только хочу знать, правильно ли я понял это предложение и чтобы быть уверенным, я хочу изложить его своими словами.

Я понимаю так, что г-н Вивиани предлагает, чтобы Совет собрался немедленно сегодня днем и чтобы он попытался получить согласие какого-то государства на посредничество между армянами и кемалистами. В то же время Комитет, который г-н Лафонтен и я хотим создать, должен собраться сегодня днем и приступить к рассмотрению вопроса о том, что можно сделать, в случае если осуществление плана переговоров станет невозможным. Если есть согласие, чтобы мое предложение и предложение г-на Вивиани начали осуществляться сегодня, я буду только рад принять такой подход. Если г-н Вивиани желает, чтобы его предложение было передано Совету, а мое осталось в Комитете и если он считает, что это лучшее решение, я целиком и полностью приму это предложение.

Г-н Б а л ь ф у р (Британская империя):

Г-н Председатель, я хочу только пояснить для себя и, возможно, для других членов Ассамблеи. Полагаю, что я прав, считая, что г-н Вивиани и Французская делегация желают, чтобы Ассамблея приняла немедленные шаги и чтобы какое-то государство немедленно начало переговоры с Мустафой Кемалем с целью сохранения существования армян. До того, как мы примем это предложение мы, конечно, должны яснее понять, в этом ли состоит его суть. Как вы можете вести переговоры или просить кого-то вести переговоры с Мустафой Кемалем, если у того, кто ведет переговоры, нет чего-то, что он может предложить Мустафе Кемалю? Как может наш переговорщик быть в состоянии предложить что-то, пока не состоялись столь необходимые переговоры с державами, имеющими отношение к договору с Турцией и урегулированию в Малой Азии? Какова вероятность того, что Мустафа Кемаль, который, в конце концов, всего лишь главарь иррегулярной банды разбойников, примет то, что вы сможете предложить ему? Вы можете предложить ему только одну из двух вещей: вы можете предложить ему деньги или вы можете предложить ему территорию. Собираетесь ли вы предложить ему одну из этих двух вещей? Если нет, то какими возможными средствами убеждения вы, по вашему мнению, располагаете? Это те вопросы, которые следует рассмотреть. Возможно, имеются ответы на них. Я это не отрицаю. Я хотел бы, чтобы были сделаны немедленные шаги, но я согласен с г-ном Вивиани в том, что идея посылки экспедиционного корпуса в шестьдесят тысяч или восемьдесят тысяч человек в Армению настолько трудна по своему характеру, что мы можем от нее отступить и, поэтому, если переговоры не помогут нам преодолеть эту трудность, то давайте примем этот курс и как можно скорее. Я полностью за такой подход, но прежде чем согласиться с этим принципом, хотел бы знать, что думают об этом французы и дать им знать, что из себя представляют переговоры в нашем понимании. Переговоры — это обсуждение между двумя цивилизованными государствами, в которых одно предлагает что-то другому со взаимным учетом интересов. Но что же мы можем делать в ситуации, которая ныне существует в Малой Азии? Можем ли мы обращаться с Кемалем как с цивилизованным государством? Можем ли мы предложить ему что-нибудь такое, что он примет? Мы без сомнения должны рассмотреть эти вопросы до того как свяжем себя с программой действий, которая по рассмотрении может оказаться изначально неосуществимой. Я хотел бы точно знать, что имеет в виду Французская делегация под переговорами и как они предлагают справиться с трудностями, на которые я указал.

Г-н Р е н е В и в и а н и (Франция):

Господа, я не предполагал, что компромисс, предложенный мною Ассамблее, натолкнется на такое сопротивление, какое оказал г-н Бальфур. Его противодействие было умеренным, но оно, тем не менее, ставит мое предложение под сомнения. Осмелюсь указать, что в Ассамблею внесено предложение по Армении лорда Роберта Сесиля с поправкой г-на Лафонтена и, поскольку мы должны были высказать свои мнения, мы сделали это, пытаясь указать Ассамблее практические и эффективные средства решения или попытки решения проблемы.

Совет выполнил свой долг, который заключался в поиске мандатария. Он не смог его найти. Следовательно, возможности найти мандатария завтра будет не больше, чем сегодня. Мы должны отложить надежду найти флот и армию, готовые воевать. Поэтому, если предлагаемое мною посредничество будет отклонено, не останется ничего другого как признать, что в международной сфере Лига Наций и правительства всех стран мира оказались несостоятельными. Мы, в действительности, придем к чисто отрицательному результату. Мы не сможем вести войну, у нас не будет ни флота, ни денег, ни армии, ни посредничества, ни арбитража. Мы должны будем признать, что в этой Ассамблее нет ни побуждений к состраданию, ни чувства вины в отношении тех, кого истребляют. (Аплодисменты.)

Я вновь обращаюсь к моему предложению с полным сознанием моей ответственности. Высказывается возражение, что правительство, уполномоченное державами вести переговоры или, по меньшей мере, заявить миру о своей позиции (вероятно слово «переговоры» может быть с успехом заменено словом «посредничество») столкнется с трудностями. Но ведь в международных делах мы каждый день сталкиваемся с трудностями. Мы, господа, неизбежно будем сталкиваться с ними в будущем везде и во всех направлениях. Но я осмеливаюсь сказать, что если бы эта задача была возложена на г-на Бальфура, я настолько уверен в гибкости его ума, что нисколько не сомневаюсь в том, что он успешно с нею справился бы. (Аплодисменты.)

Какие трудности имеются в этом деле? Правительство, избранное Державами, должно будет обратиться к другим Державам, чтобы выяснить, как далеко оно может идти.

Утверждается, что мы имеем дело с дикарем, который не имеет представления о нормах гуманности. Разве впервые в истории цивилизации цивилизованный народ защищает элементарные интересы человечества даже от дикаря?

Высказывается возражение, что Мустафа Кемаль не будет слушать нас. Давайте хотя бы попытаемся. Мы впервые собрались здесь вместе. Впервые Лига Наций собрала под одной крышей представителей всего мира. Неужели мы начнем с признания нашего бессилия?

Кто может сказать, что этот дикарь, который знает Европу и мир, не будет поражен, когда узнает, что правительство, назначенное для посредничества, имеет поддержку всего мира? Кто может сказать, что на человека, который нарушает все законы гуманности и убивает целый народ, не произведет впечатления сознание того, что за этим одним государством, даже при возможности того, что оно может иметь скрытый мотив, стоит весь мир и все человечество? Каким бы дикарем он ни был, он может дрогнуть от ужаса, аккумулированного на армянской земле.

Я предлагаю, чтобы пришли к пониманию с правительством, которое будет готово искать в согласии с Державами средства для ведения переговоров или, по меньшей мере, для навязывания своего посредничества. Если же это невозможно, господа, то мы должны признать свое бессилие. Мы не имеем права ввязываться в дипломатические переговоры. В нашем распоряжении нет вооруженной силы в одной части мира для навязывания уважения к правосудию или к Уставу Лиги Наций, под которым стоят наши подписи. Мы обращаемся к Совету, который я не могу сказать, что обладает исполнительной властью (я не сторонник такого решения), но который, тем не менее, представляет собой некую определенную власть. Мы говорим ему: «Вы потерпели неудачу. Мы не просим вас сделать ту же попытку вторично. Существуют ответственные правительства, созданные для того, чтобы рассмотреть и выяснить, должна ли эта рана у самого сердца человечества остаться открытой». Если мы не способны совершить это минимальное действие, о котором я прошу и которое менее значительно, чем действие, предложенное лордом Робертом Сессилем, значит мы вообще не способны предпринять какое бы то ни было действие. Нам ничего не остается кроме как продолжать наши теоретические и академические дискуссии перед всем миром, который скажет: «Воистину нет ничего нового под солнцем». (Бурные, продолжительные аплодисменты.)

Лорд Р о б е р т С е с и л ь (Южная Африка):

Я хотел бы добавить одно слово к тому, что сказал г-н Вивиани. Я позволю себе выразить надежду, что мы согласимся с этим предложением, но я не могу поверить, что если переговоры не увенчаются успехом, то это значило бы, что мы исчерпали наши ресурсы. Я верю, что каким-то образом и другие средства будут найдены всем миром или большей его частью, которая здесь представлена, чтобы претворить в жизнь его волю силой, если переговоры не принесут успеха. Я надеюсь, что Комитет, который должен быть назначен, не будет обескуражен в своих усилиях найти выход из трудностей, если, предположим, план г-на Вивиани не приведет к успеху. Ведите переговоры всеми имеющимися средствами, но не создавайте впечатления, что державы мира бессильны, если переговоры с таким человеком, как Кемаль, закончатся провалом. (Бурные аплодисменты.)

П р е д с е д а т е л ь:

Мне кажется, что дебаты практически исчерпаны и что настало время поставить вопрос на голосование. Я должен прежде всего напомнить вам содержание статьи 5 Устава, которая гласит:

«За исключением случаев, когда иное прямо предусмотрено настоящим Уставом или положениями настоящего [Версальского] Договора, решения Ассамблеи или Совета, принимаются единогласно всеми членами Лиги, представленными в собрании».

Таким образом, только вопросы процедуры и вопросы, касающиеся индивидов, могут приниматься большинством голосов. Поэтому для принятия решения по данному случаю необходимо достичь единогласия всех государств, представленных на этой Ассамблее.

Я напоминаю, что сейчас лорд Роберт Сесиль согласен с поправкой г-на Лафонтена и поэтому мы имеем предложение, которое может называться предложением лорда Роберта Сесиля и г-на Лафонтена. Его содержание формулируется следующим образом:

«Назначить Комитет из шести членов, чтобы рассмотреть и представить Ассамблее в ходе нынешней сессии доклад о том, какие меры могут, и могут ли, быть приняты, чтобы положить конец военным действиям между Арменией и кемалистами».

С другой стороны, г-н Вивиани предлагает:

«Ассамблея, стремясь к сотрудничеству с Советом для того, чтобы как можно скорее положить конец ужасам армянской трагедии, просит Совет прийти к соглашению с Правительствами с целью вверить Державе принятие необходимых мер для прекращения военных действий между Арменией и кемалистами».

После состоявшегося здесь обмена мнениями мне представляется, что предложение г-на Вивиани шире по содержанию и что оно не исключает предложение лорда Роберта Сесиля и г-на Лафонтена. Поэтому для того, чтобы все могли выразить свое мнение, мы должны проголосовать сперва по предложению г-на Вивиани.

Лорд Р о б е р т С е с и л ь (Южная Африка):

Смею просить Вас, Сэр, поставить на голосование оба предложения вместе. Я окажусь в большом затруднении, если Вы поставите их на голосование раздельно, ибо если Ассамблею попросят принять только предложение г-на Вивиани, то я буду вынужден голосовать против, а если на голосование будет поставлено только мое предложение, то он, без сомнения, проголосует против моего. Вот почему я прошу, чтобы они были включены в одно предложение.

Г-н Г а б р и е л А н о т у (Франция):

Должно ли предложение г-на Вивиани быть поставлено на голосование первым по логическим соображениям?

П р е д с е д а т е л ь:

Да. Это предложение ставится первым ввиду того, что оно шире по содержанию и не исключает другое предложение, но имеется понимание, что эти два предложения дополняют друг друга.

Из объяснений, данных лордом Робертом Сесилем и принятых, если я правильно понял, г-ном Вивиани, следует, что два предложения тесно взаимосвязаны и составляют одно целое. Я не предлагаю зачитать весь текст снова, но я отмечу, что в конце текста предложения г-на Вивиани мы добавляем второй параграф, который начинается так:

«И назначает Комитет из шести членов, чтобы рассмотреть и представить Ассамблее в ходе нынешней сессии доклад о том, какие меры могут, и могут ли, быть приняты, чтобы положить конец военным действиям между Арменией и кемалистами».

Г-н М о т т а (Швейцария):

Я предлагаю в случае, если голосование не будет единодушным, не рассматривать это как окончательный отказ от рассмотрения вопроса; тогда мы должны вновь рассмотреть наше решение на завтрашнем заседании.

П р е д с е д а т е л ь:

Мы должны сейчас приступить к голосованию предложения г-на Вивиани, лорда Роберта Сесиля и г-на Лафонтена. (Предложение было принято под аплодисменты.)

П р е д с е д а т е л ь:

Я предлагаю поручить должностным лицам Ассамблеи назначить, после консультаций с различными заинтересованными группами и лицами, шесть членов Комитета, о создании которого только что было принято решение. (Предложение также было принято.)

__________________________
*Печатается по: League of Nations. The Records of the First Assembly Plenary meetings, held from 15 of November to 18 of December, 1920. Geneva. P. 184—202.


Содержание   Обращение   Предисловие
[1-15] [16-19] [20] [21-25] [26-45] [46-82] [83-109] [110-149] [150-185] [186-213] [214-244] [245-277] [278-314] [315-358] [359-371] [372-406]
[407] [408-423] [424] [425-442] [443-460] [461-473] [474] [475-507]
[508-538] [539-564] [565-584] [585-591] [592] [593-606] [607-626]

 

Также по теме:

Барсегов Ю. - Геноцид армян - преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации)