Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ

 

Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


ОТДѢЛЪ I.


[стр. 43]

Большой и Малый Араратъ. Араратъ съ долины Аракса.

Большой и Малый Араратъ. Араратъ съ долины Аракса.

Древняя страна Урарту (Араратъ).

I

Нa сѣверѣ Месопотаміи, на верховьяхъ Тигра и Ефрата и около озеръ Вана, Урміи и Гокчайскаго жило многочисленное племя, не имѣющее ни-какого родства съ семитскими племенами Сиріи и Месопотаміи. Въ асси-рійскихъ памятникахъ X и IX вѣка до Р. X. оно называлось собирательнымъ именемъ странъ Наири. Во второй половинѣ IX в. эти племена собираются въ одно государство, которое въ ассирійскихъ памятникахъ называется страною Урарту, въ еврейскихъ библейскихъ книгахъ Араратомъ (имена эти тождественны). Центръ этого царства первоначально былъ на сѣверѣ въ горной странѣ, если не около самого Большого Арарата, въ предѣлахъ Эриванской низменности, то во всякомъ случаѣ сѣвернѣе Ванскаго озера. Ассирійскій царь Салманассаръ чтобы достигнуть средоточія этого царства, долженъ былъ подняться на горы, лежавшія на сѣверѣ Вана, и уже послѣ совершенныхъ побѣдъ спустился вн зъ къ Ванскому озеру. Въ виду того, что Эриванская низменность между горами Араратомъ и Алагêзомъ по сіе время называется Айраратскою областъю, весьма вѣроятно, что въ этой низменности, въ предѣлахъ, ограниченныхъ вышеназван-ными горами, находилось первоначальное царство Урарту. Но впослѣдствіи, въ первой половинѣ VIII в., центръ этого царства, всего вѣроятнѣе по стратегическимъ соображеніямъ, переносится на югъ, къ восточнымъ берегамъ Ванскаго озера, гдѣ находится нынѣшній городъ Ванъ. Огромная неприступная ванская

[стр. 44]

скала съ окружающими ее хребтами служила передовымъ оплотомъ для новаго царства въ его войнахъ съ ассирійцами. Здѣсь въ продолженіи болѣе ста лѣтъ царствуетъ династія изъ 6 царей, преемственно отъ отца къ сыну передававшихъ свою власть; въ лицѣ этой династіи выступаетъ на всемірно историческое поприще одинъ изъ самыхъ сильныхъ противниковъ, какихъ имѣла великая ассирійская монархія. Почти ежегодно ассирійскіе завоеватели предпринимаютъ походы въ эту горную мѣстность на энергическое племя урартійцевъ или араратцевъ, которое пе только даетъ сильный отпоръ ассирійцамъ, но даже, насколько можно судить по оставшимся памятникамъ, переходитъ въ наступленіе, съ явнымъ намѣреніемъ оспаривать ту роль міровой державы, какую присвоила себѣ Ассирія. Передъ эпохою Тиглатъ-Пилесера III, т. е. въ первой половинѣ VIII в., перевѣсъ явно былъ на сторонѣ Урарту, весь сѣверъ и частію западъ ассирійской монархіи перешелъ въ руки Урарту. Вѣсы колебались и могло случиться, что вмѣсто семитскаго племени племя урартское будетъ обладать міромъ и направлять ходъ всемірной исторіи. Но перемѣна правленія и неожиданный подъемъ силъ спасъ Ассирію. Страна Урарту была побѣждена, но при слѣдующемъ царѣ Саргонѣ урартскій царь Руса или Урса, какъ называютъ его ассирійскія надписи, поднялъ весь сѣверъ и западъ противъ Ассиріи, произошло ужасное единоборство племенъ урартскаго и семитскаго, окончившееся пораженіемъ перваго.

Памятниками этого періода остались многочисленныя надписи, которыхъ открыто въ настоящее время около ста; ключъ къ нимъ найденъ, но языкъ надписей не удалось еще отождествить ни съ одною изъ извѣстныхъ намъ лингвистическихъ группъ. Поэтому этнографически точно опредѣлить это племя пока нельзя; отсюда и разнообразныя наименованія его—алародійскимъ, урартскимъ, ванскимъ, халдейскимъ; всѣ эти названія пока условныя. Очень можетъ быть, что среди многочисленныхъ кавказскихъ горцевъ найдутся гдѣ-нибудь потомки этого нѣкогда великаго народа. На своемъ національномъ языкѣ страна эта называлась не Урарту, какъ въ ассирійскихъ надписяхъ, a Біайна, имя, которое можно считать тождественнымъ съ нынѣшнимъ названіемъ города Вана. Большая часть надписей находится въ самой цитадели Вана и въ окрестностяхъ Вана, равно какъ на сѣверныхъ берегахъ Ванскаго озера. Но попадаются надписи и въ мѣстахъ отдаленныхъ отъ Вана, именно около Урміи къ востоку и около Эрзерума къ сѣверозападу. Наконецъ 25 надписей найдены въ предѣлахъ нашего государства, въ Эриванской губерніи и Карсской области. Эти 25 надписей, помимо своего историческаго и лингвистическаго значенія, представляютъ и не малый географическій интересъ. Многія изъ надписей находятся на скалахъ и повѣствуютъ о завоеваніи странъ, о строеніи городовъ, дворцовъ, проведеніи каналовъ и т. п. Мѣстоположеніе надписей даетъ намъ часто прямое указаніе на положеніе странъ, городовъ и каналовъ, упоминаемыхъ въ надписяхъ. Безъ всякаго сомнѣнія, большинство географическихъ именъ ничего не имѣютъ общаго съ нынѣшнимъ названіемъ мѣстностей, но по крайней мѣрѣ нѣкоторыя изъ нихъ уже по сіе время могутъ быть отождествлены съ современными названіями, a впослѣдствіи удастся, быть можетъ, и остальныя названія пріурочить къ нынѣшнимъ мѣстностямъ.

Культура этого царства вполнѣ должна была носить отпечатокъ ассиро-

[стр. 45]

вавилонской. Объ этомъ съ очевидностью свидѣтельствуетъ уже одно то, что текстъ надписей урартскихъ царей изображенъ ассирійскими клинообразными знаками. Мало того, двѣ надписи древнѣйшаго изъ царей Вана, Сардури I, написаны на ассйрійскомъ языкѣ. Чрезвычайно трудная система клинообразныхъ знаковъ была упрощена: изъ множества знаковъ были выбраны только нѣкоторые, простѣйшіе, и приспособлены къ звукамъ урартскаго языка. Стиль надписей представляетъ также подражаніе надписямъ ассирійскихъ царей, что въ значительной степени помогло ихъ дешифрированію. Но несмотря на эту очевидную зависимость въ культурномъ отношеніи отъ ассиро-вавилонянъ, народъ урартскій представляетъ весьма ясныя черты оригинальности и самобытности, напр. въ одеждѣ, вооруженіи, въ архитектурныхъ постройкахъ. Религія ихъ, подобно языку, была почти совершенно особою, несмотря на нѣкоторыя совпаденія идеограммъ божествъ съ ассиро-вавилонскими.

II.

Ванскіе завоеватели проникли въ низменность Арарата всего вѣроятнѣе прямымъ путемъ чрезъ ущелье Бендемагу и по близости Большаго Арарата, съ запада отъ него, переваливши хребетъ Агры-дагъ чрезъ Чингильскій перевалъ. Здѣсь они спускались въ роскошную Эриванскую низменность, въ то время, вѣроятно, густо населенную и обильно орошаемую водами Аракса, который протекаеть по этой равнинѣ. Первый царь, о походахъ котораго въ Эриванскую низменность, мы знаемъ, былъ Менуа, жившій въ самомъ началѣ VІІІв. до Р.Х. По выходѣ изъ ущелья онъ двинулся по направленію къ Большому Арарату, гдѣ верстахъ въ 25 отъ перевала находился весьма значительный центръ мѣстнаго владычества, именно городъ Лухіунини, бывшій столицей царства или графства Эридуахи. Городъ находился неподалеку отъ нынѣшней армянской деревни Ташбурунъ, вѣроятно, въ самой долинѣ, но и сосѣдніе съ нею склоны Большаго Арарата, круто поднимающіеся изъ равнины, представляли, вѣроятно, въ то время рядъ крѣпостей, обладаніе которыми доставляло ключъ къ господству надъ всею Эриванскою низменностью. Изъ найденныхъ въ этой мѣстности 3-хъ надписей, изъ которыхъ одна въ 24 строки выгравирована на огромномъ камнѣ поблизости отъ Арарата, въ долинѣ, видно, что завоеваніе этого города стоило большихъ усилій ванскому царю и результаты его были для него чрезвычайно важны. Завоевавъ городъ, ванскій царь занялся постройками и говоритъ о возстановленіи дворцовъ и храмовъ. Это обстоятельство даетъ поводъ думать, что ванскіе цари не въ первый разъ въ его лицѣ проникли въ эту область, что эти пришедшія въ развалины и возстановленныя ими постройки принадлежали тому періоду, когда царство Урарту имѣло своимъ центромъ Эриванскую низменность, гдѣ оно, быть можетъ, и имѣло столкновеніе съ ассирійцами. Переселившись на югь, въ Ванъ, они не переставали смотрѣть на сѣверную страну, какъ на свою собственную, но разстояніе и борьба съ могущественной Ассиріею отвлекали ихъ отъ ихъ первоначальной родины и дали возможность мѣстнымъ царямъ сдѣлаться независимыми. Прежнія ихъ столицы принадлежали мѣстнымъ правите-

[стр. 46]

лямъ, которые не имѣли возможности поддерживать огромныя сооруженія, оставленныя имъ, такъ какъ это подъ силу было только могущественнымъ монархамъ. Къ этимъ сооруженіямъ принадлежали и каналы и вообще тѣ постройки, посредствомъ которыхъ регулировалось теченіе рѣки Аракса и распредѣлялось получаемое изъ него орошеніе. Возстановленныя имъ зданія дворцовъ и храмовъ Менуа назвалъ собственнымъ именемъ, равно какъ самый городъ «мѣстопребываніемъ Менуа—(Menuachinili). Безъ всякаго сомнѣнія, ванскій царь не жилъ и не могъ жить въ этомъ городѣ и въ этихъ дворцахъ, имѣя свою дѣйствительную резиденцію въ Ванѣ (Туспа) и занятый своими походами, но столь заботливое сооруженіе дворцовъ и храмовъ въ этой далекой отъ его столицы мѣстности свидѣтельствовало о томъ, что въ глазахъ ванскаго царя этотъ городъ имѣлъ значеніе столицы, резиденціи, подобно Вану (Туспа), и нужно думать, что и въ дѣйствительности городъ Лухіунини въ его царствованіе представлялъ важнѣйшій политическій и культурный центръ во всей Эриванской низменности и былъ постоянною резиденціею его намѣстника или вице-короля.

Надписи Менуа найдены только около Ташбуруна на мѣстѣ его столицы Лухіунини, и есть основаніе думать, чтe онъ въ своихъ завоеваніяхъ не проникалъ далѣе въ долину Аракса и даже не переходилъ эту рѣку. Послѣднюю задачу покоренія всей долины Аракса пришлось разрѣшить его знаменитому сыну Аргишти I. Это—былъ одинъ изъ великихъ монарховъ Востока, завоевавшій y Ассиріи весь ея сѣверъ и частію западъ и давшій своему племени временное преобладаніе надъ семитскимъ. Имъ оставлено и болѣе всего надписей, большею частью въ самомъ Ванѣ, причемъ одна надпись вырѣзана на фасѣ Ванской скалы и заключаетъ въ себѣ около 500 строкъ. Подобно надписямъ ассирійскихъ царей она содержитъ анналы его царствованія въ хронологическомъ порядкѣ и можетъ быть поставлена на одномъ уровнѣ съ Бегистунскою надписыо Дарія, такъ какъ служитъ памятникомъ преобладанія въ передней Азіи Урартской расы. Этотъ Аргишти, завоевавшій весь югъ до самаго сердца Ассиріи и проникшій въ страну Хатти (Хеттея) въ сѣверной Сиріи, имѣлъ время развить свою завоетельную дѣятельность и на сѣверѣ. Онъ перешелъ Араксъ и здѣсь на другомъ его берегу, на томъ мѣстѣ, гдѣ теперь возвышается холмъ, признаваемый армянами за мѣстоположеніе своей древней столицы Армавира, основалъ другую столицу, которая была для него тѣмъ же, чѣмъ для его отца Лухіунини, нынѣшній Ташбурунъ. Этотъ небольшой продолговатый холмъ занимаетъ выдающееся положеніе въ долинѣ, и мѣсто было весьма удачно выбрано.

Армавирскія надписи принадлежатъ тремъ царямъ: Аргишти I, его сыну Сардури II, a одна,—впервые обнаруженная и прочитанная мною, Русѣ II, жившему около 100 лѣтъ спустя во 2-ой половинѣ VІІ в. до Р. X. Изъ этихъ надписей видно, что дѣйствительнымъ строителемъ этого укрѣпленія былъ Аргишти. Но и здѣсь повторяется тотъ же замѣчательный фактъ, что и въ Ташбурунѣ, т. е. что Аргишти говоритъ о возстановленіи разрушенныхъ храмовъ и дворцовъ. Это опять показываетъ, что Армавирскій холмъ еще въ до-ванскую эпоху былъ царскою резиденціей, но былъ совершенно покинутъ, такъ какъ въ надписяхъ ничего не говорится о завоеваніи этого мѣста, какъ въ надписи Ташбурунской. Возобновивъ городъ и его зданія, Аргишти, подобно своему отцу,

[стр. 47]

назвалъ его своимъ именемъ Аргиштихинили т. е. мѣстопребываніемъ Агишти. Очень можетъ быть, что есть связь этого назнанія съ названіемъ Армавиръ, миѳической столицы Арменіи, основанной, по Моисею Хоренскому, за 2 тыс. лѣтъ до Р. X. Этотъ Армавиръ подъ именемъ Armauria былъ дѣйствительнымъ городомъ во времена Птоломея, въ Армянскій періодъ исторіи этой страны.

Изъ Армавира ванскіе цари Аргишти и его преемники имѣли легкій доступъ по всѣмъ направленіямъ къ горнымъ странамъ Малаго Кавказа. Ихъ стремленіе явно направлялось на сѣверъ, и они испробовали и частію овладѣли тѣми естественными и традиціонными путями, которые вели чрезъ Малый Кавказъ на Большой Кавказъ. Первый и ближайшій путь направлялся изъ Эриванской низменности къ сѣверовостоку. Это тотъ путь, по которому въ настоящее время происходитъ движеніе изъ Эривани въ Тифлисъ.

Изъ Армавира въ Эривань путь по равнинѣ совершенно безпрепятственный. Нужно думать, что городъ этотъ или одноименная съ нимъ страна существовала въ ванскій періодъ Закавказья. Эривань лежитъ въ самомъ подножіи хребта, запирающаго съ сѣверо-востока Эриванскую низменность, на горной рѣчкѣ Зангу, которая вытекаетъ изъ Гокчи на сѣверозападъ и течетъ по горной мѣстности, направляясь чрезъ Эривань къ Араксу. Рѣчка эта сама по себѣ должна бы служить тоже естественнымъ путемъ на сѣверъ, еслибы рядомъ съ нею по самымъ склонамъ горъ не было пути болѣе удобнаго, чѣмъ ущелье Зангу. Но долина Зангу должна была имѣть важное значеніе, какъ одинъ изъ источниковъ орошенія полей и производительности почвы. Нужно думать, что система рѣки Зангу была средоточіемъ маленькаго государства, которое называлось по имени нынѣшней Эривани. Въ одной изъ надписей, о которой я еще буду говорить, упоминается страна Eriani—созвучіе съ Эриванью такъ поразительно, что трудно не признать тожества этихъ названій, тѣмъ болѣе, что этимологія имени Эривань не поддается объясненію ни на одномъ изъ мѣстныхъ языковъ. Самая долина Аракса, по крайней мѣрѣ въ южной части Эриванской низменности, прилегающей къ Большому Арарату, называлась, какъ мы видѣли, Эридуахи—именемъ созвучнымъ съ Эріани. Впрочемъ, надобно думать, что крѣпость Эриванъ (Еriаіпі) въ урартскую эпоху находилась не на мѣстѣ нынѣшней Эривани, a на разстояніи версты отъ нея, на сѣверо-востокъ около селенія Чалмакчи. Здѣсь на одномъ холмѣ, имѣющемъ названіе по армянски «Аринъ-бертъ», по татарски «Ганли—тапа», найдена клинообразная надпись, говорящая о сооруженіи крѣпости царемъ Аргишти. Остатки крѣпости, по изслѣдованію A. A. Ивановскаго, имѣютъ всѣ признаки урартскаго происхожденія. Очень можетъ быть, что страна Эріаини захватывала и часть самой низменности по крайней мѣрѣ настолько, насколько достигала ирригаціонная система Зангу.

Въ 15 верстахъ отъ Эривани, около 1-й станціи шоссейной дороги, въ одномъ небольшомъ ущельи, близъ деревни Эйляръ, виднѣется на скалахъ ущелья огромной величины камень, который нельзя было перетащить изъ другаго мѣста, съ клинообразною надписью изъ 11 строкъ. Надпись прекрасно сохранилась, и въ ней царь Аргишти I повѣствуетъ о своемъ завоеваніи страны Улуани и города Дарани. Нѣтъ никакого сомнѣнія, что страну Улуани и го-

[стр. 48]

родъ Дарани надобно искать въ той мѣстности, гдѣ находится этотъ замѣчательный монументъ. Какъ страна, такъ и городъ, имѣли, какъ видно, немаловажное политическое значеніе, если великій Аргишти нашелъ нужнымъ увѣковѣчить ихъ завоеваніе надписью, которая невредимо сохранилась до сего времени.

Покоривъ эту страну и соорудивъ памятникъ своей побѣды, Аргишти отправился далѣе къ сѣверозападу по той же дорогѣ, которая теперь служитъ единственнымъ трактомъ изъ Эривани въ Тифлисъ. Не болѣе одного дня ему нужно было, чтобы добраться до Гокчи, съ той его стороны,гдѣ получаетъ начало рѣка Зангу и гдѣ находится Севангскій островъ съ замѣчательнымъ въ настоящее время монаетыремъ того же имени. Памятникомъ его пребыванія здѣсь и завоеваній осталась также клинообразная надпись, высѣченная имъ на одной скалѣ на самомъ берегу озера, близъ армянскаго селенія Ордаклю. Изъ этой надписи въ 9 строкъ мы узнаемъ, что покоренная имъ въ этой мѣстности страна называлась Кіехуни и что здѣсь также былъ городъ Иштикуни. Замѣчательно, что въ армянскій періодъ исторіи Закавказья страна на сѣверѣ Гокчи называлась Кегахуни, — названіе, которое совершенно покрывается древнимъ Кіехуни. Неподалеку отъ селенія Ордаклю, въ полуверстѣ отъ надписи, находится также холмъ, образующій берегъ озера, весьма похожій на холмъ въ Эйлярѣ, съ остатками древнихъ построекъ. Быть можетъ, здѣсь находился городъ Иштикуни.

Съ береговъ Гокчи Аргишти стоило только одного дневнаго перехода, чтобъ пройти Семеновскій перевалъ и спуститься въ Делижанское ущелье, откуда открывался свободный доступъ къ Большому Кавказу въ долину рѣки Куры; но на этомъ пути не найдено ни одной клинообразной надписи и ни одного памятника тогдашней эпохи, a потому мы и не знаемъ, пытался ли Аргишти овладѣть этою дорогой и расширить свои завоеванія въ этомъ направленіи. Но что этотъ путь для него былъ открытъ и онъ имѣлъ его въ виду при своихъ движеніяхъ на сѣверъ, въ этомъ едвали можно сомнѣваться. Точно также мы не знаемъ, продолжалъ ли онъ свои завоеванія вдоль Гокчи. Поэтому мы возвратимся опять съ береговъ Гокчи къ покинутому нами Армавиру, чтобы попытаться найти въ другомъ направленіи тѣ тракты и тѣ мѣстности, которые отмѣчены походами знаменитаго ванскаго завоевателя.

III.

Другой путь на сѣверъ лежалъ изъ Армавира по долинѣ рѣки Арпачая вдоль по западному склону Алагеза въ низменность нынѣшняго Александрополя, откуда открывается дорога съ одной стороны въ горы высокой Арменіи, нынѣ Карсской области, съ другой по долинѣ Арпачая можно было также проникнуть чрезъ Малый Кавказъ въ долину рѣки Куры, чрезъ нынѣшніе Ахалкалаки и Ахалцихъ. Это путь гораздо болѣе затруднительный, чѣмъ долина Акстафы, но онъ тоже естественный путь къ сѣверному Кавказу.

У самаго подножія югозападнаго пика Алагеза начинаются два самыхъ большихъ ущелья Алагеза, пройденныя мною во время экспедиціи: одно, Ам-

[стр. 49]

пертское направляется къ юговостоку по теченію рѣки Ампертъ, впадающей въ Касахъ при подошвѣ Алагеза, другое идетъ въ противоположномъ направленіи къ сѣверозападу; по нему течетъ горная рѣчка Карангу, направляющаяся по склонамъ Алагеза и впадающая затѣмъ въ рѣку Арпачай. Недалеко отъ того мѣста, гдѣ совсѣмъ кончается ущелье, при селеніи Гулиджанъ, на стѣнѣ ущелья и на самомъ берегу рѣки имѣется надпись Аргишти въ 7 строкъ, весьма хорошо сохранившаяся. Она говоритъ о завоеваніи Аргишти страны Куліаини и города Дурубани. Это маленькое государство Куліаини должно было находиться въ этой мѣстности и очень вѣроятно въ нынѣшнемъ названіи селенія Гулиджанъ скрывается старинное имя страны Куліаини, городъ же Дурубани надобно отыскивать, если не на мѣстѣ Гулиджана, то по близости отъ него.

Отъ Голиджана всего только 18 верстъ до Александрополя; по очень удобному спуску можно было нроникнуть въ низменность къ этому важному стратегическому пунку. Неподалеку отъ нынѣшняго александропольскаго полигона, въ какихъ-либо 8 верстахъ къ сѣверу, въ самомъ ущельѣ Арпачая раскинулось большое селеніе Ганлиджа; надъ нимъ высится холмъ съ остатками старинныхъ построекъ, очень удобный для крѣпости, a рядомъ съ нимъ на одной базальтовой стѣнѣ высѣчена прекрасная 5-ти строчная клинообразная надпись Аргишти. Она такъ отлично сохранилась, что какъ будто бы она написана была вчерашній день. Въ ней Аргишти говоритъ о покореніи страны Эріахи и города Ирданіуни. Страна Эріахи находилась вѣроятно въ низменности, a городъ Ирданіуни на мѣстѣ нынѣшней Ганлиджи. Прекрасный памятникъ этотъ замѣчателенъ тѣмъ, что онъ отмѣчаетъ для насъ по крайней мѣрѣ самый сѣверный предѣлъ, до котораго простирались завоеванія Аргишти. Пунктъ этотъ былъ въ то время такъ же важенъ, какъ Александрополь въ послѣднее время. Отъ него открывался путь по всѣмъ направленіямъ внутрь страны; къ востоку можно было проникнуть въ Делижанское ущелье, на сѣверъ открывались ворота въ долину рѣки Куры и къ Большому Кавказу. Овладѣвъ этимъ важнымъ стратегическимъ пунктамъ, Аргишти, можно сказать, имѣлъ въ своихъ рукахъ всѣ проходы чрезъ Малый Кавказъ: онъ могъ дифилировать и чрезъ долину Акстафы и чрезъ долину Арпачая, но воспользовался ли онъ этими воротами, которыя были, очевидно, въ его рукахъ, чтобы пронести свое оружіе и свою культуру далѣе на сѣверъ къ высотамъ Большаго Кавказа, на этотъ вопросъ мы не можемъ дать рѣшительнаго отвѣта. Но сказать съ рѣшительностію, что онъ не дѣлалъ этихъ попытокъ, тоже нельзя, такъ какъ нельзя ручаться, что дальнѣйшія изслѣдованія не дадутъ намъ новыхъ показаній въ совершенно неожиданномъ свѣтѣ. Положеніе Александрополя, равно какъ и Ганлиджи важно еще тѣмъ, что открываетъ путь въ совершенно другомъ направленіи. Здѣсь лежитъ дорога въ высокую Арменію, нынѣ Карсскую область. Это тотъ самый путь, по которому шли наши войска въ прошлую русско-турецкую войну, вторгнувшись изъ Александрополя въ предѣлы Турціи, т.-е. чрезъ Карсъ, Сарыкамышъ на Эрзерумъ. Этотъ путь былъ очень древнимъ, и царь Аргишти безъ всякаго сомнѣнія проходилъ этимъ путемъ. О стратегическомъ значеніи этого пути въ урартскую эпоху свидѣтельствуютъ открытыя вь 1894 г. A. A. Ивановскимъ остатки древнихъ укрѣпленій въ долинѣ Карсъ-Чая. Принадлежитъ ли сооруженіе этихъ крѣпостей са-

[стр. 50]

мому Аргишти или его преемникамъ, мы не знаемъ, но принадлежность ихъ ко урартской эпохѣ едвали можетъ подлежать сомнѣнію: очень можетъ быть даже, что его движеніе въ Эриванскую низменность было обратное тому, какое мною указано, т.-е. онъ не чрезъ Чингильскій перевалъ достигалъ Армавира и Александрополя (Ганлиджи), a напротивъ чрезъ Эрзерумъ—Карсъ—Александрополь достигалъ Эриванской низменности и оттуда чрезъ Чингильскій перевалъ возвращался обратно. Что всѣ эти пути ему были доступны, объ этомъ свидѣтельствуетъ, кромѣ вышеупомянутыхъ надписей, надпись найденная въ Сарыкамышѣ и находящаяся въ настоящее время въ Тифлисскомъ музеѣ. Надпись эта найдена на самой нынѣшней русско-турецкой границѣ на пути изъ Карса въ Эрзерумъ. Дорога же изъ Вана въ Эрзерумъ еще была открыта дѣдомъ Аргишти, царемъ Ишнуини, оставившимъ свою надпись недалеко отъ Эрзерума. Саракамышская надпись интересна тѣмъ, что говоритъ о завоеваніи Аргишти страны Этіуни. Это названіе въ другихъ надписяхъ Аргишти служитъ общимъ терминомъ для обозначенія всей сѣверной провинціи, отвѣчающей нынѣшнему Закавказью. Это отчасти подтверждается и разсмотрѣнною уже нами Эйлярскою надписью, въ которой страна Улуани является частью большаго цѣлаго, именно страны Этіуни. Такимъ образомъ, по закавказскимъ надписямъ страна Этіуни простиралаеь отъ Саракамыша до Эривани или Эйляра. Кромѣ того, въ той же надписи есть интересное названіе города Ахуріани, завоеваннаго Аргишти, имя это тождественно съ армянскимъ названіемъ Арпачая Ахурьянъ. Къ сожалѣнію, Карсская область остается до сего времени еще малоизслѣдованною, но есть основаніе думать, что въ ея предѣлахъ могутъ найтись новые памятники урартскаго періода и клинообразныя надписи ванскихъ царей.

ІV.

Мы видимъ, что Аргишти достигалъ почти до самыхъ сѣверныхъ береговъ Гокчайскаго или Севангскаго озера. Но пытался ли онъ завладѣть другими берегами этого озера, мы не знаемъ, между тѣмъ намъ вполнѣ извѣстно, что его преемники утвердили на немъ свое господство. Нужно замѣтить, что берега этого озера до послѣдняго времени были мало изслѣдованы въ географическомъ, этнографическомъ и археологическомъ отношеніи. Только благодаря экскурсіи, совершенной лѣтомъ 1893-го года по порученію Императорскаго Московскаго Археологическаго Общества A. A. Ивановскимъ, мы теперь имѣемъ болѣе близкое понятіе о берегахъ этого озера и находящихся на нихъ памятникахъ. Большое озеро это имѣетъ въ длину съ сѣверо-запада на юго-востокъ до 70 верстъ, въ ширину въ нѣкоторыхъ мѣстахъ достигаетъ 35 и болѣе верстъ. Оно расположено въ центрѣ большаго поднятія почвы, на высотѣ около 7 т. ф. и представляетъ потухшій и наполненный водою огромный кратеръ вулкана. Берега его высокіе, скалистые и не вездѣ удобные для поселенія. Это особенно слѣдуетъ сказать о восточныхъ берегахъ озера, столь возвышенныхъ, что они достигаютъ почти снѣговой линіи, до 9 т. ф. На этихъ берегахъ почти нѣтъ въ

[стр. 51]

настоящее время поселеній и трудно думать, чтобы когда-либо въ прежнее время они могли быть. Берега же западные и южные болѣе доступны и удобны для человѣческихъ доселеній.

На юго-вясточнмъ углу озера, неподалеку отъ берега, на одной скалѣ окол селенія Захалу находится клинообразная надпись, прекрасный эстампажъ съ которой былъ снятъ A. A. Ивановскимъ. Она принадлежитъ сыну и преемнику Аргишти Сардури II и говоритъ о завоеваніи имъ страны Аркукини. Эта страна, безъ всякаго сомнѣнія находившаяся на южномъ берегу Гокчи, въ свою очередь составляла часть другой страны, называющейся въ надписи Уртахини. Названіе это интересно для насъ потому, что въ немъ возможно находить урарто скую форму названія самой страны Урарту, до сего времени не встрѣчавшуюся въ урартскихъ надписяхъ. Объ объемѣ и положеніи этой страны, конечно, трудно судить.

Надпись Захалу отмѣчаетъ намъ крайній восточный предѣлъ, гдѣ мы пока можемъ находить слѣды ванскихъ завоеваній въ Закавказьѣ. Но не въ очень далекомъ разстояніи отъ нея, на томъ же южномъ берегу Гокчайскаго озера, близъ селенія Келаны-Кирланы находится памятникъ огромной важности изъ разсматриваемой нами эпохи. Здѣсь на высокомъ скалистомъ берегу, надъ самыми волнами озера, высѣчена довольно значительная по объему клинообразная надпись, которая уже съ давняго времени интересовала русскихъ и иностранныхъ археологовъ. Но попытки достигнуть до нея и снять ее были неудачны по ея недоступности ни съ сухого пути, ни со стороны озера. Заграничные ученые, особенно Оксфордскій проф. Сэйсъ, неоднократно въ своихъ трудахъ, обращались къ русскому правительству съ заявленіями о необходимости снаряженія экспедиціи для снятія этой надписи, имѣющей, по предположеніямъ, большое историческое значеніе. Во время нашей совмѣстной экспедиціи на Кавказъ отъ Императорскаго Московскаго Археологическаго Общества, лѣтомъ 1893 года, моему почтенному другу A. A. Ивановскому удалось блистательно разрѣшить эту трудную задачу и подарить наукѣ эстампажъ съ этой надписи, который представляетъ вполнѣ точное и ясное воспроизведеніе того, что находится на самой надписи. Надпись эта уже мною издана и сдѣлалась общимъ достояніемъ науки. Значеніе ея уже оцѣнено западными учеными. Она доставляетъ намъ новыя и совершенно неожиданныя историческія и географическія данныя первой важности. Надпись принадлежитъ тому ванскому царю, отъ котораго до сего времени не было найдено надписей и о которомъ мы знали только изъ ассирійскихъ источниковъ, это именно тому Урсѣ, который велъ отчаянную борьбу съ Саргономъ, царемъ ассирійскимъ, возбудивъ противъ него всѣ народы сѣвера. Побѣда осталась за ассирійцами, но борьба была упорна и продолжительна, и ея герой Урса занимаетъ почетное мѣсто въ анналахъ Саргона въ качествѣ его противника. Изъ настоящей надписи, единственной пока принадлежащей этому царю, мы узнаемъ, что онъ былъ сыномъ Сардури II, и такимъ образомъ ванская династія изъ 5 царей, преемственно отъ отца къ сыну царствовавшихъ въ Ванѣ, дополняется еще однимъ членомъ. Его національное имя Руса, по числу I, въ отличіе отъ ІІ-го, о которомъ я говорилъ и который жилъ 100 лѣтъ спустя. Но содержаніе надписи, кромѣ принадлежности этому царю, имѣетъ весьма важное значеніе и

[стр. 52]

въ другихъ отношеніяхъ и особенно въ географическомъ. Въ надписи говорится о покореніи Русой I 23 странъ и о построеніи дворца въ этой мѣстности. Послѣднее обстоятельство весьма интересно. Кромѣ Ташбуруна и Армавира мы встрѣчаемъ здѣсь 3-й центръ ванскаго господства въ этой мѣстности, новую резиденцію урартскихъ монарховъ. Какъ называлась эта резиденція, мы не знаемъ, но вѣроятно только потому, что нижняя часть надписи, повѣствующая о постройкахъ, сильно разрушена, благодаря тому, что она находилась въ древнее время, когда вода въ озерѣ была выше нынѣшняго. уровня, подъ прибоемъ волнъ. Но по соотвѣтствію съ двумя разсмотрѣнными нами центрами, носившими имена ихъ основателей и реставраторовъ, мѣсто это носило имя Русы и называлось вѣроятно Rusachinili, въ соотвѣтствіи Menuachinili (Ташбурунъ) и Аrgistichinili (Армавиръ). Здѣсь, между прочимъ, Руса построилъ храмъ общеурартскому божеству Теишба, богу водной стихіи, который, быть можетъ, былъ спеціальнымъ покровителемъ обширной Гокчи и имѣлъ, по тогдашнимъ вѣрованіямъ, въ ея водахъ свое любимое мѣстопребываніе.

Въ результатѣ оказывается, что ванскіе цари владѣли двумя единственно доступными путями изъ нынѣшней Турціи на Кавказъ: это—чрезъ Чингильскій перевалъ и чрезъ Эрзерумъ-Александрополь; имѣли въ Закавказьѣ 3 главныхъ центра своего господства, два—въ долинѣ Аракса и одинъ на Гокчѣ; владѣли также обоими главнѣйшими проходами чрезъ Малый Кавказъ на сѣверъ, хотя мы не знаемъ, были ли по ту сторону Малаго Кавказа; оставили намъ нѣсколько десятковъ географическихъ названій странъ и городовъ, изъ которыхъ нѣкоторыя уже теперь могутъ быть вполнѣ точно пріурочены къ извѣстнымъ мѣстностямъ.

М. В. Никольскій

 

Севангскій мон. на о. Гокчѣ.

Севангскій мон. на о. Гокчѣ.

 

Также по теме:

А. Дж. Киракосян:
Великобритания и Армянский вопрос

Полк. Як. Д. Лазаревъ:
Причины бѣдствий армян в Турціи и отвѣтственностъ за раззореніе Сасуна