Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ

 

Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


ОТДѢЛЪ I.


[стр. 247]

Армянки пекут чалаки (лепехи)

Армянки пекут чалаки (лепехи).

 

Черты быта армянскихъ крестьянъ.
Проф. С. А. Егіазарова.

У армянъ, как у патрархального народа, религія кладетъ свой отпечатокъ на хозяйственную жизнь. Такъ, наприм., важнѣйшія работы по хозяйству сопровождаются религіозными обрядами и священнодѣйствіями. Съ ранней весны до поздней осени армянинъ-земледѣлецъ все время проводитъ въ полѣ и въ работѣ. У него есть и «пopa отдыха», но она продолжается сравнительно не долго. Народная пословица гласитъ: «марта 9-го аистъ въ своемъ гнѣздѣ, a армянинъ — въ своемъ полѣ» 1). И дѣйствительно, со второй половины февраля въ домѣ земледѣльца приготовляются къ «весеннимъ»

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––

1) Аистъ (арагилъ) y армянъ считается вѣстникомъ весны. Своимъ появленіемъ онъ предвѣщаетъ „благополучный" или „неблагополучный" годъ: если при первомъ появленіи увидятъ его съ зеленою травою въ клювѣ, то это значитъ, что наступающій годъ обѣщаетъ быть урожайнымъ; если же въ клювѣ увидятъ сѣно или хворостъ (изъ нихъ аистъ вьетъ свое гнѣздо), то это означаетъ, что годъ будетъ „сухой", т.-е. бездождный. Ho rope, если увидятъ „перваго" аиста съ тряпками въ клювѣ: это значитъ въ предстоящемъ году будутъ эпидеміи на людей и скотъ. Аистъ также считается y армянъ священною птицею, такъ какъ истребляетъ змѣй и другихъ гадовъ.

[стр. 248]

работамъ; начинается починка арбы (телѣги), плуга, сохи, ярма, сошники и проч.,— словомъ, приводятся въ порядокъ всѣ орудія, которыя имѣютъ какое-либо отношеніе къ полевому хозяйству. Работаетъ отецъ — «глава дома» (танъ глухъ); работаютъ и сыновья. He бездѣйствуетъ и «госпожа дома» (танъ тикинъ1) съ дочерьми. Онѣ еще съ начала зимы прядутъ шерсть и бумагу, ткутъ матерію для мѣшковъ и ковры, вяжутъ разныя бумажныя и шерстяныя вещи, нужныя для домашняго обихода. Съ приближеніемъ весны всѣ члены семьи работаютъ съ большимъ усердіемъ. Бездѣйствуютъ только старцы и старухи, потерявшіе способность къ труду. Главное занятіе ихъ — усердное хожденіе въ церковь, особенно великимъ постомъ, и молитвы о спасеніи души и ниспосланіи Божьей благодати на трудъ земледѣльца.

Начало весны для земледѣльца имѣетъ таинственно–торжественное значеніе. И появленіе аиста предвѣщаетъ ему «благополучный» или «неблагополучный» годъ; и «выпускъ» буйволовъ 2) на свѣжій воздухъ для него является своего рода торжествомъ, занимающимъ y него, по меньшей мѣрѣ, недѣлю времени. Вотъ выбѣгаеіъ изъ хлѣва во дворѣ за зиму одичавшій, неуклюжій буйволъ; онъ съ дикимъ мычаніемъ бросается изъ стороны въ сторону; то поднимаетъ на рога телѣгу, которую не успѣли или позабыли убрать; то бросается на кучу навоза или земли и, глубоко вонзивъ въ нее свои могучіе рога, разрываетъ ее и разбрасываетъ въ разныя стороны. A тѣмъ временемъ всѣ члены семьи съ крыши хаты или съ другой возвышенности, притаивъ дыханіе, слѣ-дятъ за движеніями свирѣпствующаго буйвола. Проходитъ часъ и болѣе, онъ начинаетъ привыкать къ воздуху и къ новой для него обстановкѣ. Хозяинъ, къ голосу котораго онъ привыкъ, то съ ласками, то съ угрозами подходитъ къ нему и осторожно загоняетъ его обратно въ хлѣвъ. Такія сцены повторяются нѣсколько дней, пока буйволъ окончательно не привыкнетъ ко всему окружающему.

Затѣмъ начинаются весеннія полевыя работы. Въ назначенный день крестьянинъ съ сохою, запряженною буйволами, выходитъ въ полѣ. Выбравши первое изъ полей, предназначенныхъ для яровыхъ посѣвовъ, онъ проводитъ сохою первую борозду съ запада на востокъ, a затѣмъ вторую съ сѣвера на югъ, чтобы «осѣнить свое поле крестнымъ знаменіемъ». Затѣмъ начинаетъ пахать. Когда поле вспахано, онъ начинаетъ сѣять. Первую мѣру сѣетъ онъ на «Божью» долю, вторую — на «царскую» 3) долю, третью — на долю «птицъ небесныхъ» и, наконецъ, остальное сѣеіъ на долю собственной семьи. Такъ по порядку онъ засѣваетъ всѣ поля и заканчиваетъ первую серію весеннихъ работъ.

Великій постъ въ глазахъ крестьянина — время для искупленія грѣховъ: онъ усердно ходитъ въ церковь и готовится къ причастію. Но религіозныя обя

––––––––––––––––––––––––––

1) Въ крестьянскомъ быту такъ называютъ хозяйку дома.

2) Въ жаркихъ странахъ рабочій скотъ состоитъ главнымъ образомъ изъ буйволовъ. Съ начала зимы ихъ держатъ въ заперти въ хлѣвѣ, безъ свѣжаго воздуха; тамъ ихъ кормятъ и поятъ. Въ началѣ марта ихъ впервые выпускаютъ на воздухъ. За зиму они отвыкаютъ отъ работы и воздуха и дичаютъ. Потому и „первый выпускъ" ихъ на свѣжій воздухъ не безопасенъ.

3) Т.-е. для уплаты податей, которыя y крестьянъ называются "царскимъ долгомъ".

[стр. 249]

занности не отрываютъ его отъ работъ; трудъ, по міровоззрѣніямъ народа, служитъ средствомъ для «укрощенія плоти». Великимъ постомъ крестьянинъ работаетъ такъ же усердно, какъ въ остальное время года. Разница въ томъ, что онъ выходитъ на работы только послѣ заутрени и немедленно прекращаетъ всякую работу при первомъ же звонѣ къ вечернѣ. Воскресные и остальные праздничные дни онъ соблюдаетъ очень строго. Есть только одинъ праздничный день, котораго онъ не соблюдаетъ, это — великая страстная пятница. Въ этотъ день всѣ выходятъ на работы, охотно производятъ земляныя работы: народъ, роя землю, убѣжденъ въ томъ, что при этомъ онъ «ковыряетъ и выкалываетъ» глаза Іуды-предателя.

Кромѣ общихъ церковныхъ праздничныхъ дней, есть еще одинъ народный праздникъ, a именно такъ называемый «мичинкъ», т.-е. «средина» Великаго поста. Въ этотъ день въ каждой семьѣ пекутъ хлѣбъ — «мичинкъ» 1), въ который кладется какая-либо вещица, наприм. бусы или серебряная монета. Вечеромъ, во время ужина, глава семьи, предварительно осѣнивъ мичинкъ крестнымъ знаменіемъ, разрѣзываетъ его на приблизительно равныя доли, раздаетъ всѣмъ членамъ семьи и домочадцамъ по куску. Въ чьемъ кускѣ окажутся бусы или монета, на томъ, по понятіямъ народа, держятся «счастіе и благополучіе»всей семьи.

Къ концу Великаго поста приступаютъ къ работамъ въ виноградникахъ; откапываютъ кусты, зарытые на зиму, стригутъ старья лозы и окапываютъ гряды; остаются только баштаны, хлопчатныя плантаціи и огороды, но посадкою и засѣваніемъ ихъ обыкновенно занимаются послѣ Пасхи.

Наконецъ наступаетъ Пасха; съ Вербнаго воскресенья готовятся къ ней. Особенно много работы для хозяйки дома. Съ понедѣльника Страстной недѣли до четверга идетъ чистка во всемъ домѣ: посуда, хата, дворъ и все должны быть приведены въ праздничный порядокъ. Въ субботу она готовитъ кушанья для розговѣнія и раздаетъ бѣднымъ сосѣдямъ масло, рисъ, яйца и другую провизію. Пасхальная суббота — самый священный день въ году 2). Въ этотъ день, какъ и въ рождественскій сочельникъ, въ каждой семьѣ устраивается «трапеза»: ни одинъ христіанинъ, собратъ по вѣрѣ, не долженъ остаться безъ пріюта и разговѣнія. Каждый считаетъ своимъ долгомъ пригласить на трапезу бездомныхъ странниковъ и нищихъ, такъ какъ, по мировоззрѣнію крестьянина, въ пасхальную субботу, какъ и въ рождественскій сочельникъ, грѣшно оставлять безъ пріюта и угощенія. По принятому обычаю, странники и нищіе собираются на церковномъ дворѣ. Послѣ обѣдни каждый крестьянинъ приглашаетъ къ себѣ этихъ «Божьихъ людей»; на трапезѣ ихъ усаживаютъ на почетномъ мѣстѣ. Никто не спрашиваетъ откуда родомъ странникъ и какъ попалъ въ деревню; совершенно достаточно, что гость его собратъ и вѣруетъ во Христа такъ же, какъ онъ. Изъ-за гостей крестьяне нерѣдко спорятъ между собою. Приглашеніе имѣетъ такой радушный характеръ, что странники иной разъ не знаютъ, къ кому пойти. Такъ встрѣчаетъ пасхальную субботу крестьянинъ.

–––––––––––––––––––––––-

1) По празднику и самый хлѣбъ называется его именемъ. Праздникъ мичинкъ приходится въ четвергъ четвертой недѣли Великаго поста.

2) У армянъ разговляются въ субботу вечеромъ.

[стр. 250]

Къ концу Святой недѣли оканчиваются пасхальныя празднества и возобновляются полевыя работы, но онѣ продолжаются двѣ-три недѣли; сюда относится разведеніе огородовъ, баштановъ и проч. До Вознесенія для мужчинъ наступаетъ время отдыха; начинается орошеніе полей, но это — работа не тяжелая. Женщины въ это время работаютъ больше, онѣ полютъ гряды въ огородахъ и хлопчатныя плантаціи.

Особенно въ хорошую весну, обѣщающую богатый урожай, время отъ Пасхи до Вознесенія для крестьянина — продолжительный праздникъ; онъ, можно сказать, оживаетъ вмѣстѣ съ роскошною природою Юга. По мѣрѣ увеличенія шансовъ на урожай, веселье народа становится интенсивнѣе. Ликуетъ природа ликуетъ и народъ. Поля оглашаются пѣніемъ подростковъ и дѣвушекъ, производящихъ разныя легкія полевыя работы.

Въ неблагопріятную бездождную весну, когда виды на урожай плохи, народъ приходитъ въ уныніе. Лицо крестьянина принимаетъ угрюмый, пасмурный видъ; уныніе народа усиливается, если къ довершенію зла появляется еще саранча. Но онъ до послѣдней минуты не теряетъ вѣры. Совершается всенародно тапуръ (крестный ходъ) или своеобразная люстрація полей; этотъ религіозный обрядъ сопровождается жертвоприношеніями 1). Предварительно посылаютъ нѣсколько юношей въ монастырь святого Якова 2) за «святою» водою, такъ какъ св. Яковъ считается патрономъ земледѣльческаго народа. Когда «водоносцы» приближаются къ границамъ селенія, одинъ изъ нихъ спѣшитъ извѣстить народъ объ этомъ. Общинный глашатай зычнымъ голосомъ извѣщаетъ, что водоносцы со святою водою приближаются. Духовенство въ полномъ облаченіи, съ крестами и хоругвями и народъ выходятъ изъ деревни «встрѣчать святую воду». На границѣ деревни водоносцы вручаютъ воду духовенству. Съ пѣніемъ установленныхъ гимновъ духовенство во главѣ народа направляется сперва къ церкви; здѣсь оно служитъ обѣдню и молебенъ, послѣ которыхъ совершается торжественный крестный ходъ по «главнымъ межамъ» и освященіе полей святою водою. Вся процессія тѣмъ же порядкомъ возвращается обратно на церковный дворъ. Въ такихъ процессіяхъ участвуютъ не толъко армяне, но иногда и мусульмане, такъ какъ послѣ тапура, какъ показываетъ вѣковой опытъ, выпадають дожди и появляются цѣлыя стаи розовыхъ скворцовъ, которые истребляютъ саранчу. Само собою понятно, что не всегда дождливые дни начинаются послѣ тапура и не всегда появляются розовые скворцы. Но важно то, что народъ не падаетъ духомъ и не теряетъ надежды на лучшіе дни. Подобные же тапуры совершаются въ случаѣ появленія холеры или другой эпидеміи.

По климатическимъ условіямъ Юга, Вознесеніе есть исходъ весны и начало страднаго времени. Съ этого времени начинается вспашка полей для озимыхъ посѣвовъ. Исподволь приближается страдное время: хлѣба начинаютъ желтѣть. Крестьянинъ готовится къ жатвѣ и, можно сказать, живетъ своими полями.

–––––––––––––––––––––––

1) У армянъ и до настоящаго времени практикуется языческій обычай приносить въ жертву животныхъ.

2) Остатки монастыря св. Якова находятся на сѣверо-восточномъ склонѣ Большого Арарата, нѣсколько ниже снѣговой линіи. Тамъ находится родникъ, вода котораго, по понятіямъ народа, считается „святою".

[стр. 251]

Начинается жатва: въ случаѣ урожая онъ приступаетъ къ работѣ; отъ зари до зари онъ жнетъ подъ жгучими лучами солнца. На отдыхъ полагается лишь два часа отъ 12 до 2 ч. дня. Вотъ онъ возвращается съ поля; y него за спиною къ серпу привязанъ «крестообразный» пунджъ (букетъ), составленный изъ отборныхъ колосьевъ. Это означаетъ, что крестьянинъ кончилъ жатву. He теряя времени, онъ приступаетъ къ очисткѣ гумна отъ сорныхъ травъ и его орошенію, чтобы укрѣпить почву для молотьбы хлѣба. Въ два-три дня все готово. Начинаетъ онъ свозить хлѣбъ и складываетъ въ скирды. Вотъ медленно движется къ гумну тяжелый возъ, нагруженный снопами; на немъ «крестообразно» стоятъ четыре снопа на двухъ скрещенныхъ вилахъ. Это значитъ, что кончается и свозка хлѣба.

Начинается молотьба. Когда крестьянинъ молотитъ часть хлѣба, то, по обычаю, онъ долженъ «выдѣлить «Божію долю»: приглашаетъ священника благословить гумно и зерно (orhnel kal u cuty). Послѣ благословенія священникъ получаетъ «свои новины». Изъ «первенца» часть посылаютъ на мельницу, чтобы смолоть; когда привозятъ муку, начинается работа и для хозяйки дома. Рано утромъ она встаетъ, мѣситъ «не квашеное тѣсто» и печетъ «жертвенный» чалаки 1). На большихъ корзинахъ выносятъ лепехи на церковный дворъ; раздаютъ народу послѣ заутрени, когда выходятъ изъ церкви, раздаютъ и прохожимъ на улицѣ. Всякій, кто получаетъ лепеху, произноситъ обычную формулу: «да будетъ принята твоя жертва Богомъ! Да благословитъ Онъ твое гумно и зерно!» Раздаватель же жертвенныхъ лепехъ въ свою очередь отвѣчаетъ: «Кушай на здоровье! Да благословитъ Богъ и твое зерно и гумно!» По міровоззрѣнію народа, «пары отъ горячихъ лепехъ возносятъ благодареніе жертвователя къ престолу Бога и испрашиваютъ Его благословеніе и благодать для его посѣвовъ, гумна и зерна». Такъ смотритъ крестьянинъ на «жертвенный чалаки».

Если y крестьянина нѣтъ ни виноградника, ни хлопчатной плантаціи, то онъ продолжаетъ молотьбу; въ противномъ случаѣ работы на гумнѣ пріостанавливаетъ. Всѣ свои заботы, все свое вниманіе сосредоточиваетъ на хлопчатной плантанціи, которую нужно полоть, чтобы сорная трава не заглушила ея, и поливать, чтобы не выгорѣла, или же на виноградникѣ, который также требуетъ усиленнаго ухода за собою; на его грядахъ надо косить сорную траву, окапывать корни, срѣзывать лишніе отростки. До Успенія крестьянинъ не имѣетъ отдыха: это время лѣта — для него страдная пора въ строгомъ смыслѣ слова. Для него немало работы и осенью, но лѣтнія работы крайне тяжелы, такъ какъ производятся подъ жгучими лучами солнца.

Наступаетъ Успеніе. Оно для крестьянина не только религіозный, но и, такъ сказать, хозяйственный праздникъ; виды на урожай хлопка и винограда къ этому времени выясняются. Въ Успеніе освящается виноградъ. Каждый считаетъ своимъ долгомъ нести въ церковь большую корзину винограда не только для освященія, но и для раздачи бѣднымъ общинникамъ, не имѣющимъ собственныхъ виноградниковъ, нищимъ и прохожимъ. Послѣ освя-

------------------------

1) Тонкія лепехи, имѣющія форму растянутаго эллипсиса, большой діаметръ которой доходитъ до аршина, a малый до 9 —12 вершковъ. (См. рисунокъ.)

[стр. 252]

щенія на церковномъ дворѣ, на улицахъ и y калитокъ раздаютъ «жертвенный виноградъ». Раздача сопровождается тѣми же формулами, которыя произносятся при раздачѣ лепехъ, съ тою, однако, разницею, что благословеніе Бога призываютъ не на «гумно и зерно», a на «виноградникъ». Крестьяне вообще охотно раздаютъ странникамъ и бѣднымъ продукты своего труда: по понятіямъ народа, грѣшно отказывать путникамъ, «странникамъ» и особенно нищимъ въ кисти винограда или въ арбузѣ и дынѣ, такъ какъ имъ нечѣмъ «освѣжать засохшія отъ зноя и пыли губы». Впрочемъ, въ селахъ, расположенныхъ y большихъ трактовъ, этотъ прекрасный патріархальный обычай гостепріимства постепенно вымираетъ.

Въ сентябрѣ оканчивается засѣваніе полей, отведенныхъ подъ «озимые хлѣба». При перепашкѣ, какъ и при вспашкѣ, тѣми же символическими бороздами осѣняютъ поля крестнымъ знаменіемъ. Произносятся тѣ же формулы, которыми сопровождается засѣваніе яровыхъ полей. По окончаніи этихъ работъ и сбора винограда, для крестьянина наступаетъ время отдыха; впрочемъ, оно продолжается не болѣе двухъ или трехъ недѣль. Свободное отъ работъ время обыкновенно посвящается чествованію святыхъ патроновъ. Почти каждая семья имѣетъ своего «святого патрона» (pahapan surp). Григорій Просвѣтитель, св. Георгій, св. Предтеча, апостолы Ѳома и Ѳаддѣй — мѣстные святые и считаются патронами народа. Въ отдѣльныхъ монастыряхъ Эриванской губерніи или хранятся ихъ мощи, или сооружены храмы во имя каждаго изъ нихъ. Крестьянинъ считаетъ своимъ долгомъ въ годъ хоть разъ совершить жертвоприношеніе въ честь патрона своей семьи; обыкновенно въ храмовой праздникъ, a иногда въ одинъ изъ воскресныхъ дней отправляетея онъ въ «храмъ своего патрона». Здѣсь онъ закалываетъ жертвенное животное, приготовляетъ національное блюдо шорва (густой рисовый супъ) и по порціямъ раздаетъ народу. Заказываетъ заздравный молебенъ, вноситъ свою лепту въ храмовую кассу и возвращается домой,

Наступаетъ поздняя осень. Онъ собираетъ хлопокъ, закапываетъ на зиму свой виноградникъ. Этимъ онъ заканчиваетъ свои полевыя работы и отъ трудовъ отдыхаетъ до весны, чтобы снова начать свою трудовую жизнь.

 

Также по теме:

А. Дж. Киракосян:
Великобритания и Армянский вопрос

Полк. Як. Д. Лазаревъ:
Причины бѣдствий армян в Турціи и отвѣтственностъ за раззореніе Сасуна