Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ

 

Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


ОТДѢЛЪ I.


[стр. 385]

Эчмiадзинскiй первопрестольный монастырь у Арарата (IV вѣка)

Эчмiадзинскiй первопрестольный монастырь у Арарата (IV вѣка).

 

Армянскіе патріархи.

(Изъ «Правительственнаго Вѣстника» 11-го іюня 1895 г. № 125).

 

Армянская церковь — одна изъ древнѣйшихъ христіанскихъ церквей. Отецъ армянской исторіи, Моисей Хоренскій, заимствовавшій y Евсевія Кессарійскаго исторію принятія христіанства армянами, повѣствуетъ слѣдующее:

Когда Іисусъ Христосъ проповѣдовалъ въ Іудеѣ, въ Эдессѣ (Арменіи) царствовалъ Абгаръ. Послѣдній, будучи пораженъ тяжкою болѣзнью обратился за помощью къ Іисусу. Послѣ вознесенія Спасителя апостолъ Ѳаддей, по Его повелѣнію, посѣтилъ Абгара и излѣчилъ его отъ недуга. Абгаръ и его народъ приняли тогда христіанство. Св. Ѳаддей, утвердивъ такимъ образомъ въ Эдессѣ первую христіанскую церковь въ Арменіи и оставивъ тамъ нерукотворенный образъ Спасителя, отправился, съ разрѣшенія Абгара, проповѣдывать христіанство въ другихъ частяхъ Арменіи. Преемники царя Абгара воздвигли жестокія гоненія противъ христіанъ въ Арменіи. Эти преслѣдованія продолжались до 301 года, когда св. Григорій, прозванный Просвѣтителемъ Арменіи и самъ происходившій изъ царскаго рода Арсакидовъ, крестилъ послѣдняго языческаго царя Тиридата и его народъ; съ тѣхъ поръ христіанская вѣра стала народной вѣрой армянъ. Для избранія верховнаго пастыря армянской церкви, Тиридатъ созвалъ народное собраніе, на которомъ былъ избранъ св. Григорій, посвященный передъ тѣмъ въ Кесаріи епископомъ. Съ тѣхъ поръ св. Григорій сталъ проповѣдывать христіанство въ Арменіи, основывая церкви и церковныя общины. При содѣйствіи Тиридата, св. Григорій построилъ въ 302 году Эчміадзинскій монастырь, (см. рисунокъ) въ которомъ основалъ свой архипастырскій престолъ. Патріархи эчміадзинскаго престола признаютъ свои права преемственными.

Первосвятители армянской церкви обыкновенно назывались католикосами. Любовь и признательность армянъ къ своему Просвѣтителю была до такой степени велика, что въ первыя времена христіанства католикосы выбирались исключительно изъ рода св. Григорія, что облекло ихъ ореоломъ святости, и

[стр. 386]

когда прекратился этотъ родъ, то всѣ несчастія, которыя постигали Арменію, приписывали этому именно обстоятельству. Месропъ говоритъ: «Аршакъ видѣлъ, что не находится болѣе первосвятителя изъ святаго рода великаго архипастыря Григорія и полководца изъ храбраго и преданнаго рода Мамиконіанъ и что это было причиною разоренія Арменіи».

Католикосы избирались всѣмъ народомъ, но неизвѣстно, существовали ли для этого какія-либо постановленія; они посвящались первоначально кесарійскимъ епископомъ. Такъ какъ изъ всѣхъ странъ, гдѣ проповѣдывалъ слово Божіе апостолъ Ѳаддей, только въ Кесаріи, начиная съ посвященнаго имъ епископа Ѳеофила, непрерывно существовала епископская каѳедра до Григорія Просвѣтителя, то и онъ, считая Арменію удѣломъ св. Ѳаддея, принялъ посвященіе отъ епископа кесарійскаго. Такъ продолжалось до Нерсеса I Великаго (конецъ IV вѣка). Въ это время епископы константинопольскіе и іерусалимскіе начали именоваться патріархами; въ виду этого, царь Аршакъ и нахарары (феодалы) возвели Нерсеса въ патріаршій санъ. Съ этихъ поръ патріархи принимали посвященіе не отъ кесарійскаго епископа, но отъ собора своихъ епископовъ.

Отношеніе власти католикоса къ царской опредѣлились при самомъ введеніи христіанства въ Арменіи. Тиридатъ совершенно подчинился вліянію св. Григорія Просвѣтителя. Католикосы были строгими блюстителями дѣлъ царскихъ и миротворцами между царемъ и нахарарами, порицали царей за ихъ неправыя дѣла, сносились съ византійскими императорами, арабскими халифами и персидскими царями, которые смотрѣли на нихъ какъ на истинныхъ выразителей чувствъ и желаній армянскаго народа. Во время междуцарствія всѣ оффиціальныя бумаги писались отъ имени католикоса, епископовъ и нахараровъ, и хотя въ такомъ случаѣ имѣлся всегда марзпанъ (правитель страны), но власть и управленіе фактически заключались въ рукахъ католикоса. Персидскій полководецъ Деншапухъ говорилъ, что патріархъ Іосифъ «былъ настоящимъ владѣтелемъ всѣхъ христіанъ и повѣреннымъ во всѣхъ дѣлахъ царскихъ». He всѣ католикосы оставили одинаковую память въ исторіи армянской церкви, но всѣ служили выразителями внутренней духовной жизни своего народа. Выходя изъ нѣдръ его и охраняя его интересы, католикосы, естественно пріобрѣтали въ странѣ все большее вліяніе. Между тѣмъ какъ свѣтская власть посреди безпрестанныхъ политическихъ бурь падала, переходя изъ рукъ арсакидовъ къ сассанидамъ, отъ сассанидовъ къ византійцамъ, a нахарары отступничествомъ или насиліемъ старались ее вырвать другъ y друга,— церковное управленіе казалось основаннымъ на незыблемомъ началѣ. Дворъ католикоса сталъ отличаться пышностью. По свидѣтельству историка Матѳея, «двѣнадцать епископовъ и четыре вардапета (ученые монахи), 60 іереевъ изъ иноковъ и 500 мірянъ» были всегда въ домѣ патріарха. Престолъ патріаршій былъ не бѣднѣе царскаго. Страна покрылась монастырями, готовыми исполнять повелѣнія католикосовъ; каждый изъ этихъ монастырей, привлекая толпы богомольцевъ, сдѣлался средоточіемъ цѣлаго округа. Свѣтская власть должна была селиться бокъ-о-бокъ съ духовною, и, при шаткости первой, рѣзко выставлялась наружу незыблемость послѣдней. Такимъ образомъ, Арменія, безсильная противъ бурь политическихъ, создала себѣ крѣпкій оплотъ противъ религіозныхъ притязаній Рима. Католикосъ являлся и

[стр. 387]

Эчмiадзинскiй каѳедральный соборь, основ. вь 303г.

Эчмiадзинскiй каѳедральный соборь, основ. вь 303г.

[стр. 388]

является независимымъ главою особой церкви,— по возвышенности своего сана онъ равенъ вселенскимъ патріархамъ и римскому папѣ; эта самостоятельность составляетъ духовную связь, понынѣ дѣлающую изъ армянъ, разсѣянныхъ по разнымъ сторонамъ, одинъ народъ.

Co времени св. Григорія Просвѣтителя и понынѣ католикосы являются выразителями чувствъ армянскаго народа. Патріархи Нерсесъ Великій и св. Саакъ имѣли при дворахъ греческихъ и персидскихъ государей рѣшающее значеніе по вопросамъ, касавшимся армянскаго государства. To же было въ V — IX вв. при дворахъ персидскихъ и арабскихъ завоевателей. Россійское государство, оцѣнивъ значеніе патріарховъ среди армянъ, начиная съ ХVІІІ вѣка, также поддерживало ихъ въ этой дѣятельности, оказывая имъ всевозможное содѣйствіе въ дѣлѣ защиты ихъ народа отъ преслѣдованій магометанъ и пользуясь ихъ вліяніемъ для своихъ торговыхъ и политическихъ цѣлей (начиная съ царя Алексѣя Михайловича и въ особенности Петра Великаго). Указомъ 30-го іюня 1768 г. императрица Екатерина II распространила власть Эчміадзинскаго монастыря, находившагося тогда въ предѣлахъ Персіи, на армянъ, проживавшихъ въ Россіи, и послала патріарху Симеону дорогіе подарки, a послѣ завоеванія Крыма предоставила, по ходатайству архіепископа князя Іосифа Аргутинскаго, 100.000 десятинъ земли на берегахъ р. Дона армянскимъ переселенцамъ, основавшимъ городъ Нахичевань и рядъ деревень. Имѣя въ виду важное политическое значеніе армянскихъ патріарховъ для христіанскаго населенія Кавказа, Закавказья и всей Малой Азіи, русское правительство всегда обращало особенное вниманіе на свои отношенія къ Эчміадзинскому монастырю; съ 1801 года, когда на патріаршій престолъ былъ избранъ архіепископъ князь Іосифъ Аргутинскій, Россія получила преобладающее вліяніе на выборы патріарха, несмотря на то, что монастырь находился до 1828 года въ предѣлахъ Персіи. Это объясняется тѣмъ исключительнымъ положеніемъ, которое искони занимали католикосы среди армянъ: они продолжали быть заступниками своего народа передъ христіанскими государями и принимали дѣятельное участіе въ нашихъ войнахъ съ персами и турками, выступая иногда на конѣ съ крестомъ въ рукахъ во главѣ нашихъ войскъ. Въ такомъ видѣ выступили въ 1827 г., при завоеваніи Эривани, патріархъ Нерсесъ V (см. ниже) и въ 1829 — 30 гг., при завоеваніи Карса и Эрзерума епископы Карапетъ и Степанносъ.

Патріархъ-католикосъ эчміадзинскаго престола признанъ главой армянской церкви. Онъ одинъ имѣеть право освящать мѵро, употребляемое при таинствѣ мѵропомазанія, и одинъ посвящаетъ епископовъ всѣхъ армянскихъ епархій. Онъ имѣетъ попеченіе о дѣлахъ церкви, религіи и нравственности, посылаетъ уполномоченныхъ въ епархіи, для исполненія распоряженій и рѣшенія въ возникшихъ спорахъ. При всѣхъ церковныхъ службахъ армянской церкви его имя упоминается непосредственно послѣ Императора Всероссійскаго и Августѣйшаго Дома. Книги религіознаго содержанія на армянскомъ языкѣ печатаются только съ его дозволенія. При своемъ вступленіи на престолъ св. Григорія, онъ даетъ обѣтъ сохранять законы, преданія и обычаи своей церкви во всей ихъ неприкосновенности. Армянская церковь признаетъ первые три Вселенскихъ собора и соборы отдѣльной армянской церкви.

[стр. 389]

Патріархъ получаетъ званіе свое только законнымъ выборомъ. Въ прежнія времена, когда Арменія имѣла еще своихъ царей, послѣдніе для выбора новаго патріарха созывали людей духовныхъ и свѣтскихъ.

Каѳоликось Гевоекь IV, основ. Эчмiадзинской Дух. Академiи

Каѳоликось Геворкъ IV, основ. Эчмiадзинской Дух. Академiи.

 

Впослѣдствіи, вслѣдствіе угнетеннаго политическаго положенія, бывали случаи, когда участіе свѣтскихъ ослабѣвало, выборъ представлялся духовнымъ, часто однимъ только мо-

[стр. 390]

нахамъ, однако свѣтскіе никогда не исключались, и въ послѣдующія времена они стали принимать болѣе рѣшительное участіе. Иначе стало, когда Арменія подчинилась магометанскимъ завоевателямъ, для которыхъ право утвержденія выборовъ стало служить поводомъ, къ поборамъ и налогамъ. Такъ продолжалось до половины XVIII столѣтія, но мало-по-малу, при выборѣ патріарха, усилилась и русское вліяніе ко благу армянской церкви.

Патріархъ Симеонъ (см. ниже), при выборѣ своемъ, первый искалъ утвержденія Россіи и получилъ его 30-го іюня 1765 г. Преемникъ его, католикосъ Гукасъ, утвержденъ 26-го февраля 1798 года. Послѣ него вліяніе Россіи такъ усилилось, что жившій въ С.-Петербургѣ армянскій епископъ князь Іосифъ Аргутинскій-Долгорукій былъ избранъ въ патріархи и утвержденъ императоромъ Павломъ 30-го октября 1800 г. Послѣ Россіи слѣдовало признаніе выборовъ Персіею и Турціею. Патріархи Даніилъ и Ефремъ избраны подъ исключительнымъ вліяніемъ Россіи. Затѣмъ слѣдовали Іоганесъ VIII (Карбійскій), Нерсесъ V (Аштаракскій), Матеосъ I, Геворкъ IV, Макаръ I (умеръ въ 1891 г.).

По существующимъ россійскимъ законамъ, основаннымъ на канонахъ армянской церкви, патріархъ ни въ какомъ случаѣ не можетъ передать власти, правъ, и имуществъ присвоенныхъ его сану, ни эчміадзинскому армяно-грегоріанскому синоду, ни какому-либо иному мѣсту или лицу. При вакантности престола верховнаго патріарха-католикоса всѣхъ армянъ, эчміадзинскій синодъ посылаетъ извѣстительныя грамоты о томъ во всѣ армяно-григоріанскія епархіи, находящіяся какъ въ Россіи, такъ и внѣ ея предѣловъ, и назначаетъ годичный срокъ для избранія новаго патріарха. Каждая епархія назначаетъ для избранія патріарха двухъ депутатовъ: духовнаго и свѣтскаго депутатовъ, въ выборѣ патріарха участвуютъ всѣ члены синода и семь старшихъ, пребывающихъ въ Эчміадзинѣ, епископовъ, причемъ, въ случаѣ недостатка послѣднихъ, число это пополняется старшими эчміадзинскими архимандритами. Избраніе производится въ эчміадзинскомъ соборѣ св. Григорія Просвѣтителя; по отобраніи голосовъ всѣхъ присутствующихъ и разсмотрѣніи письменныхъ отзывовъ, доставленныхъ въ синодъ, имѣющими право на выборъ въ кандидаты признаются четыре старшіе по большинству поданныхъ въ ихъ пользу голосовъ; въ случаѣ равенства голосовъ жребій рѣшаетъ, кто должны считаться старшими; изъ нихъ производится всѣми присутствующими выборъ двухъ кандидатовъ на мѣсто верховнаго патріарха. Эти кандидаты представляются на благоусмотрѣніе Его Императорскаго Величества. Указъ объ управленіи дѣлами армянской церкви въ Россіи вышелъ 11-го марта 1836 г. и впервые былъ введенъ въ дѣйствіе при избраніи въ католикосы Нерсеса V (въ 1843 г.).

Сообразно съ древними обычаями, патріарха, выходящаго изъ дворца и ограды Эчміадзинскаго монастыря, сопровождаютъ почетная стража (шатиры), составленная изъ армянъ, принадлежащихъ Эчміадзинскому монастырю, a также нѣсколько членовъ духовенства и два духовныхъ сановника, изъ которыхъ одинъ несетъ патріаршій посохъ, a другой — хоругвь. Католикосъ имѣетъ постоянное пребываніе въ Эчміадзинскомъ монастырѣ; когда онъ считаетъ нужнымъ отлучиться изъ монастыря болѣе нежели на 4 мѣсяца, то испрашиваетъ на это Высочайшее соизволеніе.

[стр. 391]

Co временъ св. Григорія Просвѣтителя патріаршій престолъ оставался въ Эчміадзинѣ, несмотря на то, что патріархи, вынуждаемые разными неблагопріятными политическими обстоятельствами, оставляли временно этотъ монастырь и переселялись въ другія мѣста. Такъ, въ 451 году, послѣ извѣстной вартанской религіозной войны съ персидскимъ царемъ Аскертомъ II, когда городъ Двинъ сдѣлался столицею персидскихъ, a затѣмъ арабскихъ завоевателей, патріаршій престолъ былъ на время переведенъ въ Двинъ. Въ IX и X вв., въ царствованіе Багратидовъ, престолъ былъ переведенъ въ Ширакъ. Въ XI в. греки, желая ослабить власть и вліяніе армянскихъ патріарховъ, дѣлали невозможнымъ пребываніе послѣднихъ въ предѣлахъ Арменіи, вслѣдствіе чего въ 1065 г. впервые армянскій патріаршій престолъ былъ переведенъ за предѣлы Великой Арменіи, a именно въ гор. Сисъ, въ Киликіи. Въ 1441 г. состоялся въ Вагаршапатѣ соборъ, на которомъ было постановлено возвратить патріаршій престолъ въ Эчміадзинъ.

Представителемъ и намѣстникомъ верховнаго патріарха-католикоса въ Палестинѣ и Египтѣ является іерусалимскій армянскій патріархъ. Время учрежденія армянскаго патріарха въ Іерусалимѣ съ точностью не выяснено; извѣстно только, что еще въ 637 г. эмиръ Хаддаба, завоевавъ Іерусалимъ, подчинилъ мѣстному армянскому патріархату ассирійскую и коптскую церкви. Намѣстникомъ верховнаго патріарха-католикоса въ Турціи является константинопольскій армянскій патріархъ, которому подвѣдомы дѣла турецкихъ армянъ. Этотъ патріархатъ основанъ въ 1453 году. Армянскіе патріархи въ Іерусалимѣ и Константинополѣ могутъ быть низведены католикосомъ или даже народомъ, но самъ католикосъ несмѣняемъ, какъ помазанный мѵромъ.

Нынѣ эчміадзинскимъ верховнымъ патріархомъ-католикосомъ всѣхъ армянъ состоитъ Мкртичъ I, на народномъ собраніи 1892 г. въ Эчміадзинѣ онъ былъ избранъ на этотъ высокій постъ единогласно армянами Россіи, Турціи, Персіи и Великобританіи (Индіи). Нынѣшній католикосъ пользуется глубокими симпатіями армянъ, которые называютъ его не иначе, какъ «айрикъ» (отецъ родной). Отличительною чертой нынѣшняго католикоса является его безпредѣльная любовь къ своему народу, терпимость, готовность помогать всякому, безъ различія вѣроисповѣданія, кто обращается къ нему за помощью. Дворъ его не отличается пышностью: католикосъ живетъ въ весьма скромной обстановкѣ.

«Рабъ Христа и милостію и волею Его католикосъ армянскій» —такъ титуловались католикосы армянскіе; впослѣдствіи этотъ титулъ былъ нѣсколько распространенъ. Въ числѣ титуловъ своихъ, признанныхъ закономъ, патріархъ именуется помазанникомъ Божіимъ и Вехапаръ. Подпись патріарха дѣлается обыкновенно красными чернилами. Къ патріаршей грамотѣ прикладывается печать, на которой въ серединѣ изображенъ Агнецъ, a вокругъ имя католикоса. Полный титулъ католикоса въ такъ называемыхъ кондакахъ (посланіяхъ): «Мкртичъ, рабъ Іисуса Христа и, по неисповѣдимой волѣ Бога, глава епископовъ и католикосъ всѣхъ армянъ, верховный патріархъ всенароднаго первочтимаго престола араратскаго апостольской Матери-Церкви святаго каѳедральнаго Эчміадзина».

Величавыми преданіями окружены армянскія святыя мѣста. Эчміадзинъ, резиденція католикосовъ, въ которой встарину считалось обязательнымъ для

[стр. 392]

каждаго армянина побывать хотя одинъ разъ въ жизни, славенъ своею древностью. На томъ мѣстѣ, гдѣ стоялъ нѣкогда царственный Вагаршапатъ, существуетъ теперь Эчміадзинъ, a вблизи его другіе три монастыря: Гаяне, Рипсиме и Шогокатъ, на тѣхъ самыхъ мѣстахъ, гдѣ возникли столбы въ видѣніи св. Григорія. Эчміадзинскій соборъ, построенный крестообразно, въ теченіе длиннаго ряда вѣковъ сохранилъ общій характеръ и размѣры, данные видѣніемъ. Все здѣсь говоритъ о тѣхъ временахъ, когда въ странѣ появился впервые свѣтъ истинной вѣры. Въ Эчміадзинѣ хранятся величайшія святыни армянской церкви: десница св. Григорія, голова блаженной Рипсимы и руки: апостола Ѳаддея, сына св. Григорія, Аристакеса, и родственника его св. Іакова. По древнему армянскому обычаю, священные предметы эти вложены въ особыя серебряныя изваянія, чтобы благословлять ими народъ, какъ бы руками самихъ святителей. Тамъ же хранится и кусочекъ дерева отъ Ноева ковчега, добытый, по мѣстнымъ преданіямъ, св. Іаковомъ. Богатый серебряный кіотъ, съ вычеканенными на немъ иконами, хранитъ священное для каждаго христіанина копье, которымъ бымъ прободенъ на крестѣ Спаситель. Прежде, по свидѣтельству старыхъ людей, вмѣстѣ съ копьемъ хранился въ Эчміадзинѣ и одинъ изъ гвоздей, которымъ былъ пригвожденъ Спаситель ко кресту. Теперь его уже нѣтъ.

Основатель династіи Арсакидовъ, Вагаршакъ, одинъ изъ величайшихъ царей Арменіи, возвелъ городъ Вагаршападъ на степень столицы. Царь Вагаршакъ окружилъ его во II столѣтіи новыми стѣнами и назвалъ Норкагакомъ (новый городъ). Одинъ изъ Сассанидовъ, Шапухъ II, разрушилъ его въ 354 г.; въ то время, по увѣренію Фауста, Византійца, въ немъ находилось 19,000 домовъ. Городъ не былъ возобновленъ, но деревня и понынѣ называется Вагаршападъ. На томъ мѣстѣ, гдѣ было видѣніе, Тиридатъ Великій и св. Григорій построили первую христіанскую церковь и назвали ее Эчміадзинъ, т.-е. «Сошелъ Единородный». Съ 529 до 618 года церковь находилась въ развалинахъ. Патріархъ Комитасъ снова отстроилъ ее, имъ же сооруженъ и каменный куполъ. Во всѣ послѣдующія времена дѣлались къ храму пристройки. Церковь сильно была разорена Шахъ-Аббасомъ; въ 1629 году она совершенно отстроена въ такомъ видѣ, въ какомъ находится и теперь.

Въ древнія времена библіотека монастыря была чрезвычайно богата, но, при частыхъ опустошеніяхъ монастыря и по случаю упадка въ немъ учености, большая часть погибла, и теперь находится въ ней до 3,000 рукописей историческаго и богословскаго содержанія. Кромѣ того, имѣются многія любопытныя сочиненія о церковныхъ преданіяхъ. Когда въ 1809 г. персіяне разграбили монастырь, то увезли всѣ книги, которыя были получше переплетены.

Арменія — страна развалинъ. Но и въ этихъ развалинахъ вѣетъ все тотъ же духъ религіозныхъ преданій. Одно изъ нихъ, относящееся къ св. Іоанну, прибавляетъ лишнюю мистическую черту къ исторіи вѣчно таинственнаго Арарата. Св. Іаковъ, родственникъ св. Григорія, принадлежитъ къ замѣчательнѣйшимъ подвижникамъ Арменіи, и нетлѣнная рука его хранится въ Эчміадзинѣ. Мѣстная легенда передаетъ, что св. Іаковъ, проводившіи подвижническую жизнь въ ущельяхъ Арарата, былъ мучимъ желаніемъ увидѣть Ноевъ ковчегъ. Нѣсколько разъ пытался онъ подняться на вершину Арарата, но каждый разъ, какъ исполненіе

[стр. 393]

завѣтной мечты казалось уже близко, сонъ овладѣвалъ имъ, и невѣдомая сила, сносила его обратно къ подножію горы. Іаковъ не хотѣлъ, однако же, оставить своего намѣренія. И вотъ, однажды, въ сонномъ видѣніи, явился ему ангелъ и запретилъ всходить на ropy, a въ вознагражденіе трудовъ вручилъ ему кусокъ дерева отъ Ноева ковчега. Іаковъ принесъ его въ даръ Эчміадзину, a на мѣстѣ видѣнія построенъ былъ, впослѣдствіи, монастырь во имя св. Іакова.

Запад. врата Гегартскаго монаст., близъ Арарата (X в.)

Запад. врата Гегартскаго монаст., близъ Арарата (X в.).

 

Также по теме:

А. Дж. Киракосян:
Великобритания и Армянский вопрос

Полк. Як. Д. Лазаревъ:
Причины бѣдствий армян в Турціи и отвѣтственностъ за раззореніе Сасуна