Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ

 

Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


ОТДѢЛЪ I.


[стр. 425]

И. Айвазовскій

И. Айвазовскій

 

И. К. Айвазовскій.

Рѣдкій изъ художниковъ столь долгій и славный жизненный путь, какъ маститый художникъ Иванъ Константиновичъ Айвазовскій 17-го іюля 1897 года ему исполнилось 80 лѣтъ отъ роду, a въ 1895 г. онъ праздновалъ 60-тилѣтіе своей художественной дѣятельности, ознаменовавъ его выставкою многочисленныхъ произведеній своей вѣчно-юной, неутомимой, не признающей бремени лѣтъ, кисти.— Съ 1847 г. И. К. признанъ профессоромъ Академіи художествъ, въ 1885 г., по случаю 50-тилѣтняго юбилея онъ получилъ Владиміра 2-й ст., a въ 1895 г. чинъ дѣйствительнаго тайнаго совѣтника.

По происхожденію И. К. крымскій армянинъ. Польское же окончаніе фа-

[стр. 426]

миліи объясняется тѣмъ, что родъ его принадлежалъ къ галиційскимъ армянамъ, переселившимся въ Европу послѣ разрушенія столицы Багратидовъ Ани. Родился И. К. въ гор. Ѳеодосіи и уже съ самыхъ юныхъ лѣтъ поражалъ всѣхъ необыкновенными способностями къ живописи. Благодаря участію Ѳеодосійскаго городскаго головы Казначеева 1), юный живописецъ получилъ возможность зарабатывать средства для своей нуждающейся семьи, a затѣмъ довершить свое художественное воспитаніе въ Академіи художествъ, гдѣ онъ былъ принятъ стипендіатомъ Николая I.

Начавшееся съ начала 30-хъ годовъ художественное творчество великаго мариниста безпрерывно продолжается доселѣ. Счетъ его произведеніямъ давно потерянъ. Безконечная, вѣчно-юная, вѣчно-подвижная стихія, дивная красота коей внушила эллинамъ, экспертамъ въ дѣлѣ красоты, сдѣлать ее колыбелью богини любви и красоты, — нашла въ неутомимомъ художникѣ своего талантливаго, вдохновеннаго истолкователя, почти не разлучнаго съ своей любимицею. Начиная отъ всемірнаго потопа и перехода евреевъ черезъ Черное море и кончая открытіемъ Америки, осадою Севастополя и событіями послѣдней турецкой войны и турецкихъ звѣрствъ 1895 — 1896 гг., Айвазовскій исчерпалъ, можно сказать, всѣ сюжеты, гдѣ море и вода играетъ выдающуюся роль. — Извѣстность Айвазовскаго всемірная. He говоря ужъ о многочисленныхъ иностранныхъ орденахъ. И. К. удостоился рѣдкой и столь цѣнимой художниками чести написать собственный портретъ для извѣстной международной коллекціи портретовъ лучшихъ художниковъ, находящейся во Флоренціи въ галлереѣ Уфичи и открывающейся собственноручнымъ портретомъ Рафаэля.

Для настоящаго сборника И. К. Айвазовскій прислалъ изъ Ниццы 4 рисунка: «Турки нагружаютъ армянъ на пароходъ», «Турки выгружаютъ армянъ въ Мраморное море» (см. отд. II), «Сошествіе Ноя съ Арарата» (см. выше), «Корабль на морѣ» 2).

–––––––––––––––––––––––––

1) Признательный И. К. Айвазовскій построенный имъ на свой счетъ Ѳеодосійскій городской водопроводъ назвалъ именемъ своего благодѣтеля.

2) Съ любезнаго разрѣшенія маститаго художника воспроизводимъ бывшую на его послѣдней выставкѣ картину: „Избіеніе армянъ въ Трапезондѣ" (см. введеніе).

[стр. 427]

Весенняя буря – съ карт. Магдесiана (школы Айвазовскаго)

Весенняя буря – съ карт. Магдесiана (школы Айвазовскаго).

 

Также по теме:

А. Дж. Киракосян:
Великобритания и Армянский вопрос

Полк. Як. Д. Лазаревъ:
Причины бѣдствий армян в Турціи и отвѣтственностъ за раззореніе Сасуна