Внимание!
Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если
текст не отображается корректно, см. Просмотр
русских текстов в старой орфографии.
БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ
ОТДѢЛЪ I.
[стр. 525]
Патріархъ Нерсесъ V
Патріархъ Нерсесъ V и Персидская война 1827 г.
Нарушеніе мира Персіанами и впезапное вторжение ихъ въ наши области подало случай Армянскому народу, въ Грузіи обитающему, явить на опытѣ свое усердіе и нелицемѣрную къ намъ преданность. Съ давняго времени вы оказали отличную приверженностъ вашу къ Россіи, въ особенности же въ нынѣшнюю войну съ Персіанами, вы приняли дѣятельнѣйшее при войскахъ нашихъ участіе, подвергаясь даже немалой опасности.
Изъ Высоч. грамоты Николая I на имя архіепископа Нерсеса.
I.
Въ длинномъ спискѣ многовѣковой іерархіи армянской церкви занимаетъ одно изъ выдающихся мѣстъ патріархъ-каѳоликосъ Нерсесъ V, игравшій важ-
[стр. 526]
ную роль не только въ церковной жизни и въ духовномъ просвѣщеніи Армянъ, но и въ политическихъ и даже военныхъ событіяхъ начала нынѣшняго столѣтія, въ періодъ присоединенія Армянской области къ Россіи.
Нерсесъ (въ міру Ѳоросъ) родился въ 1770 г. близъ Эчміадзина въ селѣ Аштаракѣ и происходилъ изъ владѣтельнаго княжескаго рода Камсараканъ. Съ 7-ми лѣтъ онъ былъ опредѣленъ въ духовное училище, открытое въ стѣнахъ Эчміадзина покровителемъ просвѣщенія каѳоликосомъ Симеономъ (см. выше). Уже съ юныхъ лѣтъ способности и твердый характеръ Нерсеса выдѣлили его изъ среды братьи и въ концѣ XVIII в. онъ былъ посылаемъ въ разные города Турціи въ качествѣ патріаршаго уполномоченнаго. Въ Смирнѣ онъ получилъ въ 1794 г. санъ архимандрита и съ тѣхъ поръ имѣлъ большое вліяніе на дѣла, подвѣдомыя эчміадзинскому патріаршему престолу.
Съ 1803 г. впервые онъ вступаетъ въ сношеніе съ представителями русской 1) власти, чтобы заручиться ея содѣйствіемъ для разрѣшенія патріаршаго кризиса, возникшаго вслѣдствіе появленія двухъ претендентовъ на престолъ Давида и Даніила. Патріаршій кризисъ и отказъ Персіи возвести на престолъ сторонника Россіи Даніила вызвали въ 1804 г. осаду Ганжи и блокаду Эривани; архимандритъ Нерсесъ неотлучно находился въ русскомъ лагерѣ, расположенномъ близъ Эчміадзинскаго 2) монастыря, причемъ послѣдній и армяне 3) помогали русскимъ войскамъ всѣми имѣвшимися y нихъ средствами 4). Даніилъ 5) возстановленъ былъ русскою властью на патріаршемъ престолѣ, при немъ остался и Нерсесъ, руководившій всею политикою Эчміадзина. Всѣ усилія Нерсеса клонились къ возможно тѣсному сближенію Армянъ съ Россіей. Какъ
-------------------------------
1) Нерсесъ, всю жизнь продолжавшій учиться, самоучкой научился и русскому языку. He имѣя ни словаря, ни грамматики, Нерсесъ сталъ читать библію на церковно-славянскомъ языкѣ (въ то время еще на русскій языкъ она не была переведена) и впослѣдствіи въ разговорѣ Нерсесъ иногда употреблялъ забавные славянскіе обороты. См. интересную брошюру А. Д. Ерицова — Нерсесъ Y и Воронцовы, Тифлисъ, 1898 г., стр. 12, откуда мы и заимствуемъ біографическія данныя.
2) Здѣсъ близко сошелся съ молодымъ офицеромъ гр. М. С. Воронцовымъ, впослѣдствіи намѣстникомъ кавказскимъ, съ которымъ онъ въ теченіе 53 лѣтъ поддерживалъ самыя
задушевныя дружескія отношенія. (Cm. y Ерицова переписку между Нерсесомъ и супругами Воронцовыми, отличающуюся рѣдкою теплотою и нѣжностью съ обѣихъ сторонъ).
3) Призывая Карабагскихъ Армянъ къ совмѣстному съ русскимъ войскомъ дѣйствію противъ Персіанъ командующій войсками кн. Циціановъ писалъ въ своей прокламаціи: „Опомнитесь, воспримите прежнюю свою храбрость, будьте готовы къ побѣдамъ нынѣшняго лѣта и при сильной помощи россійскихъ войскъ покажите, что вы и теперь тѣ же храбрые Карабагскіе Армяне, какъ были прежде страхомъ для персидской конницы. (Акты Кавк. Арх. Ком., т. II, 833).
4) Монастырь отпустилъ войскамъ весь свой хлѣбный запасъ въ 12.000 п. и 25 пуд. пороха. (См. назв. Акты, т. V).
5) Утверждая Даніила въ санѣ каѳоликоса, Александру I приходилось становиться въ противорѣчіе съ самимъ собою, такъ какъ, по его настоянію, ранѣе Порта утвердила Давида, но это соображеніе его не остановило. „Сколько бы писалъ Александръ I константинопольскому послу своему, утвержденіе Давида, дающее право перевѣса на выборахъ армянскихъ патріарховъ, ни казалось для Россіи выгоднымъ, я лучше хочу на сей разъ имъ пожертвовать, нежели пренебречь гласъ народный и прикоснуться къ нарушенію справедливости, выше всего мною чтимой". (Назв. Акты, т. I).
[стр. 527]
ни рискованно было проведеніе такой политики на персидской территоріи (Персіане нѣсколько разъ сажали Нерсеса въ тюрьму и даже грозили его жизни), но онъ мужественно преслѣдовалъ свою цѣль, при единодушной поддержкѣ Грузинскихъ Армянъ. Какъ извѣстно, во время нашествія Наполеона I на Россію началось движеніе мѣстами въ только-что присоединенной Грузіи, но Армяне проявили такую непоколебимую преданность русской власти, что, по особому ходатайству высшей мѣстной власти и въ назиданіе другимъ народамъ Грузіи, Александръ I издалъ особую Высочайшую грамоту на имя Армянскаго народа, обитающаго въ Грузіи, для «засвидѣтельствованія предъ цѣлымъ свѣтомъ Монаршей признательности и благоволенія и въ честь и славу ихъ въ памяти потомковъ» (см. выше статью «Наброски изъ исторіи армянъ»). Грамота была торжественно внесена и читана на русскомъ и армянскомъ языкахъ въ Тифлисскомъ Ванкскомъ соборѣ.
Въ 1814 году Нерсесъ, въ санѣ архіепископа, назначается начальникомъ Грузинской епархіи. Тутъ на первыхъ же порахъ пришлось стойкому и крутонравному архіерею прійти въ столкновеніе съ могущественною армянскою княжескою фамиліей Бебутовыхъ, которая, при Грузинскихъ царяхъ, держала въ своихъ рукахъ управленіе дѣлами всего тифлисскаго городского, почти сплошь, армянскаго населенія, подчинивъ себѣ и армянское духовенство. Борьба велась съ обѣихъ сторонъ съ большимъ ожесточеніемъ; хотя вначалѣ побѣда и осталась на сторонѣ Нерсеса, но впослѣдствіи (при ген. Паскевичѣ) Бебутовы не мало ему повредили.
Первою задачею своей Нерсесъ поставилъ распространеніе просвѣщенія какъ среди духовенства, такь и вообще среди своего народа. Съ этою цѣлью онъ завелъ, въ 1824 г., послѣ неимовѣрныхъ трудовъ, первое въ Тифлисѣ общеобразовательное среднее учебное заведеніе, обращенное впослѣдствіи въ Армянскую Духовную семинарію 1). Замѣчательный природный умъ, широкое богословское образованіе, чистота жизни и близкое знакомство съ краемъ создали Нерсесу выдающееся общественное положеніе. Онъ пользовался значительнымъ авторитетомъ не только y Армянъ но и y Грузинъ и даже y высшаго мѣстнаго начальства, высоко цѣнившаго совѣты его и услуги Армянъ по управленію только-что присоединеннымъ новымъ краемъ съ значительнымъ мусульманскимъ населеніемъ. Главноуправляющіе Ртищевъ, Ермоловъ неоднократно, удостовѣряя о выдающихся услугахъ Нерсеса, ходатайстовавали о награжденіи его алмазнымъ крестомъ на клобукѣ и орденами.
II.
Особо выдающуюся роль пришлось играть Нерсесу, во время послѣдней Персидской войны, 1826 — 1827 гг., въ организаціи армянскаго ополченія, въ присоединеніи къ Россіи Армянской области и переселеніи изъ Персіи 40.000 Ар-мянъ-земледѣльцевъ.— Пользуясь тревожными событіями начала царствованія Ни-
-----------------------------
1) Замѣчательныя для своего времени программы и учебный планъ, собственноручно написанный Нерсесомъ еще въ 1807 г., см. въ книгѣ Ериціана — 75-тилѣтіе Нерсисянъ семинаріи. Тифлисъ 1898, стр. 11.
[стр. 528]
колая I, Персія не вторглись лѣтомъ 1826 г. въ Россію. Персидская конница дошла до ближайшихъ окрестностей Тифлиса, опустошивъ армянскія селенія и уводя Армянъ въ плѣнъ. Почти все мусульманское населеніе поднялось и перешло на сторону врага. Передовой русскій отрядъ въ 1.000 человѣкъ, застигнутый врасплохъ внезапнымъ появленіемъ 60-ти-тысячной персидской арміи, былъ весь перебитъ, кромѣ 2-хъ офицеровъ и 6-ти солдатъ. Аббасъ-Мирза приступилъ къ осадѣ Шуши, въ которой заперся небольшой русскій гарнизонъ и Армяне. Войска въ краѣ было немного и единственную опору, до прибытія подкрѣпленія, представляло мѣстное армянское населеніе, которое съ рѣдкимъ мужествомъ защищало свой очагъ, при чемъ даже жены не отставали отъ мужей. Въ этой партизанской войнѣ отличился, между прочимъ, знаменитый воинъ-епископъ Григорій Манучаріанцъ (см. ниже).
Нерсесъ, находившійся въ Тифлисѣ, принималъ участіе въ военномъ совѣтѣ. Онъ издалъ особое пастырское воззваніе, въ которомъ приглашалъ армянское населеніе къ вооруженному сопротивленію Персіанамъ для избавленія своей родины и св. Эчміадзина отъ мусульманскаго ига. Усердіе Нерсеса было такъ горячо и результаты его проповѣди такъ плодотворны, что Николай І-й далъ 2 февраля 1827 г. на имя Нерсеса особую милостивую грамоту на имя Армянскаго народа, которая была торжественно объявлена въ Ванкскомъ соборѣ. Кромѣ того, организовано было, при ближайшемъ участіи Нерсеса, особое армянское ополченіе (см. ниже) съ своимъ знаменемъ и съ командою на армянскомъ языкѣ. Въ составъ ополченія вошли сначала тифлисскіе Армяне, a потомъ Армяне персидскіе. Самъ Нерсесъ верхомъ, съ крестомъ въ рукѣ, дѣлалъ смотръ и благословлялъ предъ походомъ армянскихъ воиновъ.
He дождавшись окончательнаго сформированія армянскаго ополченія, Нерсесъ, по предложенію новаго главнокомандующаго, ген. Паскевича, выступилъ въ походъ совмѣстно съ авангардомъ. 13 апрѣля 1827 г. русскіе войска, въ сопровожденіи Нерсеса, вошли въ первопрестольную армянскую святыню Эчміадзина, которая встрѣтила крестнымъ ходомъ и колокольнымъ звономъ христіанскія войска, несшія избавленіе отъ многовѣковой мусульманской неволи.
Здѣсь не мѣсто входить въ подробности хода Персидской войны 1827 г., отмѣтимъ вскользь одинъ геройскій эпизодъ —Аштаракскую битву и спасеніе русскимъ войскомъ Эчміадзина отъ полнаго разрушенія 1). Наступившія въ іюлѣ сильныя жары и болѣзни вынудили генерала А. И. Красовскаго снять осаду Эри-вани и перенести лагерь въ горы, въ 35-ти верстахъ отъ Эчміадзина. Воспользовавшись этимъ, Персіяне перешли въ наступленіе и начали съ 30.000 войска осаду Эчміадзина, гдѣ сидѣлъ Нерсесъ вмѣстѣ съ небольшимъ гарнизономъ. 15-го августа началась бомбардировка. Изъ Эчміадзина получались Красовскимъ вѣсти объ рь чаянномъ положеніи защитниковъ монастыря. Несмотря на малочисленность своего отряда (1.800 человѣкъ пѣхоты, 500 всадниковъ, 100 человѣкъ изъ армянскаго ополченія), ген. Красовскій счелъ долгомъ военной чести спѣшить на помощь осажденнымъ. При Аштаракѣ произошла 17-го августа кровавая схватка: подавленный
-------------------------------
1) Ериціанъ: „Армянскіе каѳоликосы XIX столѣтія" (на арм. яз.). Тифлисъ, 1894 г., томъ I, 283 — 284.
[стр. 529]
численностію и тяжкимъ переходомъ отрядъ Красовскаго понесъ ужасныя потери, и только появленіе помощи изъ Эчміадзина спасло его отъ полнаго истребленія 1). Спасшаяся горсть героевъ была принята эчміадзинской братіею съ ликованіемъ; Нерсесъ въ привѣтственной рѣчи сказалъ, что они достойны безсмертія, a имя Красовскаго навсегда сохранится въ лѣтописяхъ Эчміадзина 2). Однако главнокомандующій Паскевичъ выразилъ неудовольствіе генералу Красовскому по поводу Аштаракской битвы, находя, что не слѣдовало итти на выручку Эчміадзина. Совсѣмъ иначе взглянулъ на дѣло Николай І-й, который увидѣлъ въ дѣлѣ 17-го августа не пораженіе, a блистательную побѣду и пожаловалъ Красовскому Владиміра 3-й степени 3).
Послѣ взятія Эривани было образовано временное правительство, въ составъ котораго вошли: ген. Красовскій и архіеп. Нерсесъ. Вынужденный силою обстоятельствъ пользоваться ихъ услугами, ген. Паскевичъ впослѣдствіи всячески ихъ преслѣдовалъ. Человѣкъ непомѣрнаго честолюбія и самомнѣнія 4), Паскевичъ не могъ выносить чужой славы, и когда Нерсесъ отказался стать орудіемъ для преслѣдованія достойнаго человѣка, Красовскаго 5), Паскевичъ сначала добился удаленія Красовкаго, a потомъ и самого Нерсеса 6). Въ Петербургѣ хорошо знали личныя особенности Паскевича, но онъ былъ нуженъ для предстоящей войны Турціи, и потому перевели Нерсеса въ армянскую Кишиневскую епархію, расширивъ ее, такъ что самый переводъ далеко не имѣлъ характера опалы 7).
--------------------------
1) Помогла отряду и измѣна въ персидскомъ лагерѣ: артиллеристъ Акопъ Арутюніанъ, видя неизбѣжную гибель отряда, шедшаго на выручку Эчміадзина, сталъ стрѣлять въ собственныя войска. Акопъ былъ уличенъ, ему выкололи глаза, отрѣзали носъ, губы, пятки и бросили въ кучу труповъ. На рукахъ онъ доползъ до Эчміадзина. Русское правительство назначило ему пенсію 100 руб. въ годъ (н. соч. Ериціана, 294).— Другой Эриванскій армянинъ, посланный Паскевичемъ въ Эчміадзинъ, былъ пойманъ Персіянами. Они отрѣзали ему языкъ за молчаніе. Кое-какъ доползши до Эчміадзина, онъ знаками объяснилъ данное порученіе. Правительство назначило ему пенсію въ 300 р.
2) Въ 1831 г. патріархъ Ефремъ получилъ разрѣшеніе воздвигнуть памятникъ въ честь павшихъ въ Аштаракскомъ сраженіи воиновъ, и 17-го августа ежегодно братья Эчміадзинскаго монастыря служитъ панихиду y памятника.
3) Другое такое дѣло самопожертвованія, въ духѣ военнаго братскаго, былопри Ахтахъ въ 1848 г., когда ген. Аргутинскій пошелъ на выручку 3-хъ ротъ, обложенныхъ 10.000 скопищъ Шамиля (см. выше стр. 279 біографіи Лазарева). Этихъ героевъ Ширванскаго полка, которыхъ Ермоловъ называлъ 10-мъ легіономъ, воспѣлъ Пушкинскій стихъ:
Видали-ль въ Персіи Ширванскій полкъ?
Ужъ люди! Мелочь, старички, кривые,
A въ дѣлѣ всякъ изъ нихъ что въ стадѣ волкъ!
Всѣ съ ревомъ такъ и лѣзутъ въ бой кровавый!
4) См. „Русск. Стар." 1896 г., т. LХХХѴІ.
5) Ген. Красовскій былъ переведенъ на Дунай и тамъ скоро выдвинулся. См. Энциклопедическіи словарь Арсеньева.
6) Изъ переписки полковника Л. Я. Лазарева, подъ начальствомъ коего состоялось переселеніе изъ Персіи въ Россію 40.000 Армянъ, видно, что Паскевичъ старался черезъ него вооружить Нерсеса противъ Красовскаго, но усилія оказались тщетными (н. с. Ери-ціана, стр. 316, 318).
7) Причина гоненій, воздвигнутыхъ Паскевичемъ противъ Нерсеса, еще не выяснена. Хотя Паскевичъ и рѣшился назвать Нерсеса „измѣнникомъ", но такъ какъ никакихъ
[стр. 530]
III.
Въ 1831 г. происходили выборы каѳоликоса всѣхъ Армянъ, за отказомъ престарѣлаго Ефрема. Огромное большинство избирателей склонялось въ пользу архіеп. Нерсеса, но Паскевичъ прибѣгъ ко всевозможнымъ средствамъ давленія, чтобы не допустить, вопреки общему желанію, избраніе ненавистнаго для него Нерсеса 1). Былъ избранъ Іоаннесъ VIII, не признанный, однако, турецкими Армянами. Нерсесъ былъ выбранъ въ санъ патріарха всѣхъ Армянъ 12 лѣтъ спустя въ 1843 г., когда уже Паскевича не было на Кавказѣ. Избраніе состоялось единогласно. Нa этотъ разъ протестъ графа Паскевича не оказалъ никакого вліянія и Николай І-й утвердилъ избраніе. Предъ возвращеніемъ на Кавказъ, Нерсесъ представлялся Николаю І, который принялъ его очень милостиво.
Весною 1845 г. пріѣхалъ въ Тифлисъ, въ санѣ намѣстника, кн. Воронцовъ, старинный пріятель Нepceca. Въ декабрѣ того же года, послѣ 17-лѣтняго отсутствія, пріѣхалъ и Нерсесъ, встрѣченный очень тепло и торжественно не только со стороны населенія города, но и намѣстника. За чертою города Нepceca принялъ сынъ кн. Воронцова, a пo прибытіи въ патріаршія палаты, тот-часъ навѣстилъ его кн. Воронцовъ съ супругою. Дружескія отношенія продолжались y Нepceca съ семьею кн. Воронцова во все время его управленія, которое и понынѣ вспоминается съ признательностью всѣмъ Кавказомъ.
Нерсесъ обращалъ особенное вниманіе на поднятіе образовательнаго уровня среди духовенства и на улучшеніе основанной имъ въ 1824 году школы, сильно упавшей при Іоаннесѣ, a потомъ и закрытой. Кромѣ того онъ чрезвычайно былъ озабоченъ развитіемъ въ имѣніяхъ, принадлежавшихъ Эчміадзину, земледѣлія, шелководства и проч. Самъ Воронцовъ часто совѣтовался съ нимъ, какъ съ знатокомъ края, по вопросамъ о развитіи въ немъ промышленности.
Оставляя въ 1853 г. временно, по болѣзни, Кавказъ, кн. Воронцовъ въ инструкціи, составленной для своего преемника, между прочимъ изъяснялъ: «по-вторяю то, что я уже сказалъ о несомнѣнной къ намъ вѣрности и даже привязанности всѣхь Армянъ, изъ которыхъ даже есть нѣкоторыя сословія воинственныя, всегда готовыя служить противъ нашихъ непріятелей; прибавлю только, что въ патріархѣ Нерсесѣ вы имѣете сильное и всегда готовое орудіе по всѣмъ дѣламъ и отношеніямъ армяно-григоріанскаго исповѣданія. Онъ всегда
-----------------------------
доказательствъ своего обвиненія не представилъ, то Николай I приказалъ прекратить всякую переписку по взаимнымъ жалобамъ Паскевича и Нерсеса (см. н. Акты, т. VII). До самой смерти Нерсесъ хранилъ при себѣ какую-то бумагу, которая, по его словамъ, была „уликою" противъ Паскевича, но бумага пропала безслѣдно послѣ внезапной кончины Нерсеса (н. с. Ериціана, 356). — Изъ обнародованныхъ актовъ видно, что Паскевичъ ставилъ въ вину Нерсесу стремленіе его оградить интересы Эчміадзина и предоставить Армянамъ, всѣми силами помогавшимъ русскимъ войскамъ, нѣкоторыя преимущества сравнительно съ мусульманами.
1) Руководитель выборовъ кн. Бебутовъ, впослѣдствіи герой Башкадыклярскаго сраженія, истощивъ всѣ дипломатическія средства убѣжденія и прельщенія, прибѣгъ къ угрозамъ: наканунѣ выборовъ онъ обошелъ кельи несговорчивыхъ молодыхъ монаховъ и сдѣлалъ имъ внушительное предостереженіе. Жестъ князя и произнесенныя имъ слова; „смотри!" и „цыцъ!" долго потомъ повторялись монахами при ссорѣ между собою (н. с. Ериціана, 637).
[стр. 531]
Народное гулянье вѣ Нерсесовской рощѣ близѣ Эчмiадзина.
[стр. 532]
намъ оказывалъ большія услуги. Онъ былъ оклеветанъ Иваномъ Коргановымъ y фельдмаршала Паскевича. Армянская церковь, съ удаленіемъ его, лишилась въ немъ единственнаго человѣка, могущаго завести въ оной порядокъ, семинаріи, школы и приготовлять хорошихъ священниковъ. Хотя ему теперь болѣе 80-ти лѣтъ, онъ имѣетъ еще довольно силъ, чтобы дѣйствовать усердно и съ величайшею пользою для его единовѣрцевъ и для вліянія на нихъ Россіи. Я находилъ въ немъ всегда полную готовность помогать намъ во всемъ полезномъ, когда въ дѣлахъ онъ могъ имѣть участіе, въ этомъ вы скоро и вполнѣ удостовѣритесь».
Кн. Воронцову не суждено было вернуться на Кавказъ. Новый намѣстникъ кн. А. И. Барятинскій установилъ съ Нерсесомъ наилучшія отношенія. Какъ текущіе вопросы, такъ и пересмотръ Положенія 1836 г. объ управленіи Армянскою церковью были близки къ разрѣшенію, но 14-го февраля 1857 г. Нерсесъ скончался внезапно. Человѣкъ рѣдкаго трудолюбія и воздержанія, Нерсесъ велъ обширную собственноручную переписку (до 2.300 бумагъ въ годъ). Его нашли мертвымъ съ перомъ въ рукѣ: онъ доканчивалъ объясненіе по вышеуказаннымъ вопросамъ. Вся паства горько и долго оплакивала смерть своего 86-лѣтняго маститаго святителя, пріобрѣвшаго общую любовь святостью жизни и свѣтлымъ умомъ.
Z. Z.
О. Гокча.
|