Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ

 

Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


ОТДѢЛЪ I.


[стр. 533]

Эпизоды изъ персидской войны 1827 года*).

I.

 Воинъ-епископъ Манучарянцъ.

Въ верховьяхъ рѣчки Гассан-су, Шамшадильскаго участка, нынѣшняго Казахскаго уѣзда, есть небольшое армянское селеніе Ахумъ, прозываемое также „деревнею вардапета (монаха)", вблизи котораго находятся полу-развалины монастыря Варагскаго св. Креста, постройки XI вѣка. Въ настоящемъ столѣтіи это поселеніе пріобрѣло извѣстность тѣмъ, что тамъ родился и проживалъ Григорій архіепископъ Манучарянцъ, почему и названо «деревнею вардапета». Сей скромный монахъ выступилъ на сцену еще въ 1803 году во время Ганджинскаго похода кн. Циціанова. Но приглашенію послѣдняго, онъ изъ Шамшадильскихъ и Казахскихъ армянъ набралъ конно-вооруженную дружину изъ 500 молодцовъ и самъ же предводительствовалъ ими. Сложивъ дома рясу и клобукъ свой, онъ надѣлъ простую крестьянскую чуху и папахъ и, вооруженный саблею, пистолетами и ружьемъ, на бѣломъ конѣ, водилъ дружину свою на бой какъ при Ганджинской, такъ и при Эриванской экспедиціяхъ, находясь всегда впереди авангарда русскихъ войскъ. Страшенъ и не узнаваемъ былъ сей смиренный и скромный архипастырь при встрѣчѣ съ персидской конницей. До сихъ поръ живы преданія про чудеса храбрости и отваги Григорія архіепископа Манучарянцъ, что подтверждается и имѣющимися документами. При одномъ дѣлѣ кн. Циціановъ лично былъ свидѣтелемъ геройскаго поступка этого архіерея и тутъ же, на полѣ брани, собственноручно наградилъ его орденомъ св. Георгія и назначилъ ему пожизненную пенсію въ 300 р. При походѣ гр. Гудовича въ 1808 году на Эривань находился и архіерей Манучарянцъ съ своей конницей. Здѣсь, при взятіи Нахичевани, въ одной жестокой сѣчи архіерей получилъ опасную рану и едва не погибъ. По предстательству гр. Гудовича, Высочайшими именными рескриптами архіепископъ Манучарянцъ былъ всемилостивѣйше пожалованъ орденами св. Владиміра и св. Анны, a пожизненная пенсія ему увеличена съ 300 на 600 руб. По заключеніи мира онъ вернулся въ родное селеніе и, предавшись мирной жизни, занимался возобновленіемъ помянутаго

----------------------------

*) Изъ книги А. Д. Ериціана — Нерсесъ V и кн. Воронцовъ.

[стр. 534]

Варагскаго монастыря. Лишь по временамъ, когда извѣщали его, что татары-хищники угнали y армянъ скотъ или убили кого-либо, архіерей, надѣвъ папахъ вмѣсто клобука, съ нѣсколькими молодцами пускался въ погоню за разбойниками и всегда возвращался съ удачею. Онъ наводилъ страхъ на хищниковъ-татаръ, прозывавшихъ его „дели-кешишъ" (сумасшедшій попъ), a y оберегаемыхъ имъ армянъ былъ извѣстенъ онъ именемъ „ага-теръ" (отецъ-ага).

Нерсесъ (см. выше) любилъ и уважалъ этого героя-архіерея. Въ 1826 г., когда персидская конница вторглась и безчинствовала даже въ окрестностяхъ Тифлиса, всѣ опасались за пребывавшаго въ тѣ времена въ Ахпатскомъ монастырѣ (въ Борчалинскомъ уѣздѣ) престарѣлаго патр. Ефрема, котораго персіяне домогались взять въ плѣнъ. По просьбѣ Нерсеса, архіеп. Григорій съ сорока отборными молодцами поѣхалъ въ Ахпатъ пригласить патріарха на безопасное пребываніе въ Тифлисѣ. При переѣздѣ, y рѣки Храмъ, въ Борчалахъ, партія въ 300 человѣкъ персидской конницы внезапно напала на патріаршую свиту и завязался рукопашный бой. Подъ архіепископомъ палъ конь и два его близкихъ родственника были изрублены, но онъ, геройски пробивъ непріятеля, безопасно довезъ патріарха въ Тифлисъ. Узнавъ о такомъ подвигѣ архіерея Манучарянца, Ермоловъ просилъ его поспѣшить въ Шамшадильскую провинцію для усмиренія возставшихъ татаръ и отбить y персіянъ взятыхъ ими въ плѣнъ поселянъ. Чрезъ два-три дня архіерей съ 500 своей конницы творилъ уже удивительные подвиги. Онъ настигъ хищниковъ y Геокчинскаго озера и, послѣ жестокой схватки, вернулъ нa мѣста жительства нѣсколько сотъ армянскихъ семействъ, полоненныхъ персіянами. Въ Шамшадилѣ уже потушено было возстаніе, когда прибылъ туда Ермоловъ; онъ обнялъ архіерея и на вопросъ: чѣмъ бы вознаградить его подвиги, получилъ отъ него записку, въ которой архіепископъ просилъ освободить армянское сельское населеніе отъ зависимости татарскихъ агаларовъ и бековъ. Въ отвѣтъ на просьбу свою Манучарянцъ получилъ отъ Ермолова письмо въ которомъ, выражая за оказанныя услуги, указываетъ: «я предписалъ Шамшадильскому главному приставу, освободивъ всѣхъ армянъ ввѣренной ему дистанціи изъ подъ зависимости татаръ, описать ихъ въ казну. Что же касается до общей независимости всѣхъ армянъ и въ другихъ татарскихъ провинціяхъ, я не оставлю вслѣдъ за симъ сдѣлать распоряженіе и формально обвѣстить о томъ для вѣдома каждаго».

По окончаніи персидской войны, архіеп. Григорій Манучарянцъ, сложивъ свои доспѣхи, вновь предался монашеско-отшельнической жизни въ излюбленномъ имъ Варагскомъ монастырѣ, что близъ родного его селенія Ахумъ, на рѣчкѣ Гассан-су, гдѣ и покоится нынѣ прахъ его.

II.

Армянское ополченіе.

На военномъ совѣтѣ, происходившемъ въ Тифлисѣ предположено было сформировать Грузинскую дворянскую дружину, конную милицію изъ татарскихъ агаларовъ и армянское ополченіе. За послѣднее дѣло взялся самъ Нерсесъ. Въ мартѣ

[стр. 535]

1827 года, въ нѣсколько дней, записалось въ Тифлисѣ въ ополченцы свыше 200 армянъ и число этихъ добровольцевъ съ каждымъ днемъ возрастало безъ всякаго съ чьей-либо стороны понужденія. За два дня до выступленія своего въ походъ съ авангардными русскими войсками, a именно 30-го марта 1827 года, архіеп. Нерсесъ на площади Кабахъ (гдѣ нынѣ Александровскій садъ) лично произвелъ смотръ созванному имъ ополченію. Владыко пріѣхалъ на площадь верхомъ, съ крестомъ и обнаженной саблей въ рукахъ. Послѣ привѣтствія архипастырь-военачальникъ обратился къ своимъ ополченцамъ съ воодушевляющею рѣчью, и, затѣмъ, по командѣ, военнымъ строемъ и съ музыкой нѣсколько разъ дефилировали добровольцы мимо обожаемаго своего предводителя-отца. Зрѣлище было, говорятъ, чрезвычайно умилительное. Нa привѣтствіе сѣдого, маститаго старца: «желаю вамъ здравствовать дѣти мои, спасибо храбрецы мои» раздавалось громкое «кецце!» и «ура!» и съ восторженнымъ кликомъ армянскихъ ратниковъ сливалось неумолкаемое, оглушительное «ура» громадной толпы зрителей.

Однакоже армянское ополченіе еще не было окончательно сформировано, когда Нерсесъ, апрѣля 2-го, выѣхалъ изъ Тифлиса на Эривань вмѣстѣ съ авангардомъ русскихъ войскъ. Предполагалось организовать въ Тифлисѣ нѣсколько армянскихъ баталіоновъ, каждый въ 1000 человѣкъ. Дѣло это было поручено особому комитету, состоявшему, подъ предсѣдательствомъ военнаго губернатора ген.-ад. Сипягина, изъ замѣстителя Нерсеса — ректора его духовнаго училища священника Арутюна Аламдарянъ и нѣсколькихъ почетныхъ гражданъ. Въ началѣ мая получено было воспослѣдовавшее Высочайшее соизволеніе на сформированіе армянскихъ баталіоновъ, о чемъ и было обнародовано печатными на армянскомъ языкѣ листиками.

15-го мая 1827 года въ Тифлискомъ Ванкскомъ соборѣ было чрезвычайное торжество. Въ этотъ день совершалось освященіе баталіоннаго знамени «армянскаго ополченія». Паскевича въ то время не было въ Тифлисѣ и на торжествѣ присутствовалъ ген. Сипягинъ съ генералитетомъ. По окончаніи литургіи въ оградѣ церкви построился армянскій баталіонъ; вышедшее къ нимъ изъ храма многочисленное армянское духовенство торжественно привело добровольцевъ къ присягѣ и, освятивъ знамя, вручило баталіону. При этомъ священникъ Аламдарянъ замѣчательное назидательное обращеніе свое къ ратникамъ закончилъ словами: «Вручаемое вамъ нынѣ освященное именемъ Господа знамя сіе есть залогъ любви къ вамъ Бога и Помазанника Его. Храните же сей драгоцѣнный даръ, яко зѣницу ока своего, и да сокрушатся и устыдятся враги ваши! Да поможетъ вамъ Господь именемъ Бога Іакова, аминь!».

Изъ Ванкскаго собора армянскій баталіонъ, съ музыкой, отправился на городскую площадь Кабахъ. Прибывшій туда ген. Сипягинъ произвелъ смотръ и остался ратниками весьма доволенъ.

Чрезъ нѣсколько дней, во множествѣ печатныхъ экземпляровъ на армянскомъ языкѣ, распространено было слѣдующее воззваніе ген. Сипягина:

«Въ прошломъ году, при вторженіи персіанъ въ наши предѣлы, армяне отличились: храбрымъ сопротивленіемъ врагамъ, непоколебимою твердостью въ понесенныхъ бѣдствіяхъ, безпредѣльною вѣрностью къ христіанской религіи и похвальною преданностъю русскому правительству. Государь императоръ мило-

[стр. 536]

стиво взираетъ на таковую ревность вѣрноподданнаго ему армянскаго народа; и хотя русскихъ войскъ достаточно для сокрущенія враговъ и безъ помощи другихъ, но Его Величеству благоугодно имѣть въ рядахъ побѣдоносныхъ своихъ войскъ и особый полкъ, сформированный изъ здѣшнихъ армянъ.

«При отъѣздѣ своемъ для личнаго предводительствованія войсками противъ враговъ, главнокомандующій возложилъ на меня исполненіе воли государя императора. Армяне съ радостью согласились на сдѣланный имъ призывъ».

«На третій день послѣ объявленія я смотрѣлъ первый армянскій баталіонъ съ оружіемъ въ рукахъ. Въ моемъ присутствіи совершилось торжество освященія и новобранцы-ратники, ставъ подъ сѣнью священнаго знамени, отправились уже дѣлить славу русскаго воинства.

«Я убѣжденъ, что многіе изъ ихъ братьевъ готовы послѣдовать ихъ славному примѣру. A потому считаю нужнымъ опубликовать «Предположеніе» относительно армянскаго полка, дабы всякій, добровольно въ него вступающій, могъ знать на какой срокъ и на какихъ условіяхъ онъ долженъ служить».

«Армяне! Усердіе ваше достойно вознаграждено! милостивый взоръ великаго Государя обращенъ на васъ! Вы будете имѣть подъ своими знаменами ваши собственные полки. Вамъ даруется оружіе: для водворенія благоденствія среди угнетенныхъ братьевъ вашихъ, для дарованія безопасности семьямъ вашимъ, для снисканія милостей царя и для защиты отечества!»

Слѣдуетъ замѣтить, что по первому призыву архіеп. Нерсеса, поспѣшили записаться въ ратники армянскаго ополченія армяне изъ Грузіи 67 чел., изъ карабагскихъ — 9, изъ турецко-подданныхъ — 18 и персидско-подданныхъ —130 человѣкъ; послѣдніе, удалившись съ родины по случаю царившихъ тамъ смутъ, проживали въ Тифлисѣ, занимаясь ремеслами, и теперь съ охотой шли на освобожденіе отечества. Число карабагцевъ было не велико, такъ какъ въ то же время и въ Карабагѣ формировалась изъ тамошнихъ армянъ конная милиція. Достойно вниманія, что въ число здѣшнихъ ратниковъ записался и тифлисскій татаринъ — нѣкто Гусейнъ-Кули-оглы, пожелавшій помочь армянамъ въ дѣлѣ освобожденія ихъ отечества.

Мая 12-го выѣхалъ изъ Тифлиса Паскевичъ, имѣя съ собою блестящую свиту изъ 500 грузинскихъ и армянскихъ князей и дворянъ.

17-го же мая выступилъ отсюда первый армянскій баталіонъ, со знаменемъ. На пути восторженно встрѣчали ихъ армянскіе поселяне, угощали и сами добровольно записывались въ ихъ ряды, такъ что еще до перехода чрезъ персидскую границу число ратниковъ намного превышало положенный комплектъ. Этимъ баталіономъ командовалъ армянинъ, капитанъ Егоръ Лазаревъ, a помощникомъ его былъ прапорщикъ Давидъ Коргановъ.

Въ іюлѣ число записавшихся армянскихъ ратниковъ было свыше 2000 человѣкъ. «Всѣ они,— доносилъ Паскевичъ — Государю, самоотверженно преданы Россіи и усердны». По словамъ очевидцевъ, восторгу этихъ ратниковъ не было предѣла, когда они подошли къ оградѣ Эчміадзинскаго монастыря, гдѣ уже водружено было русское знамя.

 

Также по теме:

А. Дж. Киракосян:
Великобритания и Армянский вопрос

Полк. Як. Д. Лазаревъ:
Причины бѣдствий армян в Турціи и отвѣтственностъ за раззореніе Сасуна