Внимание!
Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если
текст не отображается корректно, см. Просмотр
русских текстов в старой орфографии.
БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ
ОТДѢЛЪ I.
[стр. 549]
Положеніе армянъ в грузинскомъ царствѣ
Древняя грузинская лѣтопись «Картвлисъ-Цховреба», подвергавшаяся въ началѣ XVIII в. переработкѣ подъ редакціей ученаго царя-законодателя Вахтанга VI, открывается легендарнымъ сказаніемъ о происхожденіи грузинъ и армянъ отъ двухъ родныхъ братьевъ, Аоса и Картлоса, сыновей Торгома, одного изъ позднихъ потомковъ Іафета. Эта новая вставка, въ древнюю грузинскую хронику, первые абрисы которой относятся къ VІІ вѣку, внесена въ подражаніе Моисею Хоренскому, авторитетъ котораго новыми изслѣдованіями еще не настолько поколебленъ, чтобы считать его знаменитую «исторію Арменіи» лишь искусственной поздней компиляціей изъ разныхъ, иногда подозрительныхъ, туземныхъ и иностранныхъ источниковъ. Въ настоящее время, подъ вліяніемъ христіанскихъ воззрѣній, усвоенное отцомъ армянской исторіи и редакторомъ грузинской лѣтописи, ложноизвѣстной Вахтанговой, представленіе объ единствѣ происхожденія грузинъ и армянъ отъ общаго предка, восходящаго къ библейскому патріарху, отвергнуто лингвистикой и антропологіей,— нынѣ наиболѣе надежными основами для разрѣшенія темнаго вопроса объ отдаленномъ племенномъ родствѣ различныхъ народовъ. Армяне, какъ свидѣтельствуетъ сравнительное языкознаніе, принадлежатъ къ индо-европейской группѣ племенъ, a грузинъ, не имѣющихъ родства ни съ однимъ изъ установленныхъ семействъ (арійскаго, семитическаго и туранскаго) языковъ, наука выдѣлила въ самостоятельную группу — въ группу иверійскую. Антропометрическія изслѣдованія также удостовѣряютъ, судя по росту и черепу, что армяне и грузины восходятъ къ двумъ различнымъ типамъ Бѣлой или кавказской расы.
Однако легенда о родственныхъ узахъ связывающихъ армянъ и грузинъ, возникшая въ концѣ ХVІІ в., представляется знаменательной и имѣетъ свое историческое объясненіе. Легенда эта, исходя изъ современныхъ взаимныхъ отношеній грузинъ и армянъ, закрѣпила ту фактическую близость и освятила ту традиціонную общность интересовъ, которая удостовѣрена совмѣстною жизнью этихъ двухъ древнихъ народовъ Востока въ предѣлахъ закавказскаго края, на пространствѣ болѣе 1000 лѣтъ. Вѣдь легенда создается не во имя будущихъ идеаловъ, a въ цѣляхъ оправданія вѣками установившейся формы общественнаго строя съ его сложнымъ механизмомъ быта, обычаевъ и народнаго міровоззрѣнія. Пройденный Грузіей историческій путь и далъ благодарную пищу и толчекъ для зарожденія вышеприведенной легенды. Политическія и религіозныя сношенія
[стр. 550]
грузинъ съ Арменіей въ эпоху ея самостоятельнаго существованія, переселеніе армянъ въ Грузію, начавшееся съ V в. и непрерывно усиливавшееся до нашего времени, неумолкаемыя столкновенія съ Персіей и Турціей, грозныя житейскія бури при окристаллизовавшемся національномъ самосознаніи, впрягли въ одно неизбѣжное историческое ярмо два чуждыхъ по происхожденію народа, связанныхъ пережитыми воспоминаніями и одинаково истерзанныхъ судьбою. Ничто такъ не связываетъ людей какъ общее несчастіе, нерѣдко являющееся единственнымъ цементомъ для прочности того фундамента, на которомъ возводится новое зданіе противъ грядущихъ невзгодъ. A исторія Грузіи и Арменіи одинаково раскрываетъ рядъ кровавыхъ страницъ о страданіяхъ народа, выжженныхъ поляхъ, попраныхъ святыняхъ.
Первое упоминаніе объ армянахъ въ лѣтописи грузинъ связано съ принятіемъ христіанства ими изъ общаго византійскаго источника. Отдѣленіе армянъ послѣдовало на Халкедонскомъ соборѣ 451 года. Но это отпаденіе юной паствы отъ греческой церкви не сопровождалось особеннымъ обостреніемъ взаимныхъ отношеній между Грузіей и Арменіей, a въ одной провинціи грузинскаго царства, именно въ Сомхетіи, безпрепятственно водворилось григоріанское вѣроисповѣданіе. Правда, тщетны были попытки къ соединенію церквей армянской и грузинской при грузинскихъ царяхъ Багратѣ IV (958 — 994) и Давидѣ Возобновителѣ (1089 — 1125) и царицѣ Тамарѣ, при которой посредникомъ явился Мхитаръ Гошъ, авторъ Свода Законовъ церковныхъ и гражданскихъ по Юстиніану, но прежнія дружественныя связи не прерывались. При Давидѣ Возобновителѣ армяне стали подъ исключительное покровительство грузинскаго правительства. Этотъ царь, воспользовавшись крестовыми походами въ М. Азіи, освободилъ Грузію отъ владычества турокъ сельджуковъ, взялъ Ани —столицу Арменіи и, въ интересахъ экономическаго подъема разоренной страны, переселилъ армянъ во вновь построенные для нихъ или заброшенные города грузинскаго царства. Лѣтописецъ грузинскій и сами армянскіе историки (наприм. Матвѣй Эдесскій) свидѣтельствуютъ, что царь Давидъ относился съ любовью и такою вѣротерпимостью къ армянамъ, что самъ. посѣщалъ ихъ церкви и получалъ благословеніе отъ армянскихъ пастырей.
He только религіозная свобода армянъ не подверглась какимъ-либо ограниченіямъ, но имъ предоставлены были въ полномъ объемѣ политическія и гражданскія права. Правительство шло навстрѣчу нуждамъ армянскаго населенія, селившагося въ деревняхъ съ грузинами, a въ городахъ пользовавшагося извѣстною автономіей, исключительными преимуществами предъ прочими иностранцами. Такъ, въ судебной юрисдикціи они подлежали карамъ и взысканіямъ на основаніи армянскихъ законовъ Мхитара Гоша XII в., переведенныхъ на грузинскій языкъ и вошедшихъ впослѣдствіи въ «Уложеніе царя Вахтанга VІ». Отвѣтственныя административныя и военныя обязанности возлагались на армянъ наравнѣ съ грузинами доказавшихъ свои способности въ соотвѣтствующей цѣлямъ сферѣ дѣятельности. Такъ въ Сомхетіи «меликами» — правителями или намѣстниками назначались исключительно представители изъ армянскихъ фамилій. При царицѣ Тамарѣ армянинъ Захарій Мхарджели является близкимъ къ трону совѣтникомъ и довѣреннымъ военачальникомъ въ безпрерывныхъ, но побѣдоносныхъ войнахъ въ М. Азіи и Персіи, веденныхъ незабвенной въ памяти народовъ, боговдохновенной ца-
[стр. 551]
рицей. По рѣшительному голосу Абуласана, одного изъ тифлисскихъ армянъ, именитаго купца и бывшаго въ разныхъ краяхъ по торговымъ предпріятіямъ, совѣтъ вельможъ опредѣлилъ просить юную царицу Тамару, вступившую на престолъ дѣвой, по смерти отца своего Георгія III, принять предложеніе русскаго князя, бывшаго въ то время y Кипчакскаго (половецкаго) хана, по мнѣнію Карамзина, Юрія, сына Андрея Боголюбскаго. Бракъ 1), дѣйствительно, былъ заключенъ, но вскорѣ послѣдовали недоразумѣнія, и непродолжительное пребываніе русскаго князя въ Грузіи завершилось его изгнаніемъ въ Грецію.
Нѣтъ нужды перечислять примѣры участія армянъ во внутреннихъ дѣлахъ правленія грузинскимъ царствомъ. Вспомнимъ только, что новый порядокъ престолонаслѣдія, объявленный въ концѣ XVIII в. предпослѣднимъ царемъ Иракліемъ II, былъ составленъ армяниномъ Осепомъ Коргановымъ. Въ силу этого указа престолъ долженъ былъ переходить не отъ отца къ сыну, a къ старшему члену въ родѣ, т. е. сначала братьямъ царя, a потомъ ихъ дѣтямъ по нисходящей линіи. Горькіе плоды реформы порядка престолонаслѣдія не замедлили внести смуту въ царскую семью чрезъ 4 года по его обнародованіи, т. е. 1801 г. въ день смерти Георгія XII. Но самый фактъ составленія указа Коргановымъ свидѣтельствуетъ о вліяніи армянъ въ дворцовой жизни и ея переворотахъ. Усиленіе и ослабленіе участія армянъ въ ходѣ государственныхъ дѣлъ, конечно, легко прослѣдить въ исторіи Грузіи, какъ неизбѣжные періодическіе приливы и отливы безпокойнаго взволнованнаго моря. Правда, Георгій XII относился къ нимъ съ недовѣріемъ, но его отецъ, Ираклій II, цѣнилъ ихъ и, укрывшись въ Ананурахъ послѣ разоренія Тифлиса Ага-Магометъ-Ханомъ, шахомъ персидскимъ, былъ сопутствуемъ единственнымъ слугою, вѣрнымъ армяниномъ, самоотверженно раздѣлявшимъ съ Кранисскимъ героемъ грозу разсвирѣпѣвшихъ персіянъ.
Временное значеніе, пріобрѣтаемое армянами въ Грузинскомъ царствѣ, нерѣдко закрѣплялось за ними въ видѣ наслѣдственно передаваемыхъ должностей или возведеніемъ ихъ въ дворянскія и княжескія достоинства. Такъ, въ фамиліи князей Тумановыхъ члены ея по наслѣдству облекались званіемъ государственнаго секретаря. Родъ князей Бебутовыхъ выдвигалъ одного изъ своихъ сочленовъ, къ которому переходила должность тифлисскаго мелика, т. е. главы городскихъ купцовъ и ремесленниковъ 2). Въ знакъ особаго довѣрія, армяне призывались въ отправленію воинской повинности, къ охраненію трона и государства. Когда царь Ираклій II замѣнилъ нокари милицію, учрежденную отцомъ его, Теймуразомъ II, ополченіемъ мориге, то въ составъ послѣдняго одинаково вошли и грузины, и армяне, и татары. Въ мориге входили поселяне-хлѣбопашцы, скотоводы, садоводы, отправляли службы одинъ мѣсяцъ въ году въ назначенномъ отъ царя пунктѣ.
Значеніе армянъ въ грузинскомъ царствѣ не исчерпывается тѣми услугами на военномъ и административномъ поприщѣ, которыя мы несли лишь отчасти, на ряду съ господствующимъ слоемъ населенія. У армянъ была спеціальная сфера дѣятельности, они составляли въ Грузіи tiers-état, третье сословіе, къ которому принадлежали лишь единицы изъ грузинъ. Все армянское населеніе въ Грузіи раздѣляется понынѣ на 2 группы: сельское и городское. Сельское населеніе зани-
-----------------
1) Царевичъ Давидъ въ своей исторіи Грузіи (Тифлисъ, 1893 года, 29) очевидно находился въ заблужденіи, называя мужемъ Тамары россійск. князя Андрея.
2) Въ концѣ XVIII в. былъ извѣстенъ въ Тифлисѣ меликъ мамасахлисъ Дарчіа Бебуковъ.
[стр. 552]
мается тѣмъ же, чѣмъ грузинскіе крестьяне: земледѣліемъ и винодѣліемъ, a городское населеніе Тифлисской губ. является торгово-промышленнымъ классомъ, роль котораго въ западной Грузіи (Кутаис. губ.) вмѣстѣ съ имеретинами и гурійцами отправляютъ огрузинѣвшіе евреи. Высшее сословіе грузинскаго народа было поглощено обязанностями военными и служебными въ различныхъ вѣдомствахъ государственной машины, a низшее сословіе, въ короткій досугъ отъ бряцанія мечомъ, переходило съ поля брани къ пашнѣ и къ обработкѣ садовъ. A между тѣмъ возраставшія нужды государства, неудовлетворявшіяся натуральнымъ хозяйствомъ, вызывали къ жизни свободный отъ прочихъ обязанностей классъ людей, могущихъ стать посредникомъ между производителями и потребителями, заняться разработкой естественныхъ богатствъ страны и располагающихъ денежнымъ капиталомъ для ссуды самимъ царямъ на государственныя и общественныя потребности. Такимъ нужнымъ Грузіи торгово-промышленнымъ классомъ явились армяне, организовавшіеся въ амкарства или союзы, совершенно аналогичные съ средневѣковыми цехами. Цехи находилось въ вѣдѣніи городского «устабаши» — старшины и «мелика» 1), который принималъ участіе въ судебныхъ процессахъ, касающихся купцовъ и ремесленниковъ. Своей энергіей, неусыпнымъ стремленіемъ къ намѣченнымъ цѣлямъ, при отсутствіи конкуренціи со стороны грузинъ, армяне сумѣли достигнуть высокаго благосостоянія въ городахъ: Тифлисѣ, Гори, Сигнахѣ, Телавѣ, Ахалцихѣ, къ которымъ, какъ къ торговымъ центрамъ, тяготѣетъ вся экономическая жизнь отдѣльныхъ провинцій. Уже въ періодъ самостоятельнаго существованія грузинскаго царства были извѣстны капиталисты изъ армянъ: Мдиванъ Манучаръ при Иракліи II, Ванели Геуркъ, Артемъ Богдановъ при Георгіи XII, которые выдавали ссуды членамъ царской фамиліи 2) и именитымъ аристократамъ подъ залогъ городской или сельской земельной собственности, или давались имъ въ обезпеченіе поступленія государственныхъ податей: какъ, царь Ираклій занялъ y господина Акопа 300 p., которые заемщикъ обязывается уплатить изъ штрафныхъ денегъ, имѣющихъ поступить въ казну. Богатство армянъ, при оскудѣніи средствъ y грузинъ, стало настолько заманчивымъ еще въ ХVIII в., что сами царевичи выступали и женихами дѣвушекъ изъ армянскихъ семействъ.
Если на закатѣ дней Грузіи армяне сосредоточили въ своихъ рукахъ ея экономическую жизнь, то на зарѣ ея исторіи они входили, какъ связущее звено, въ ту культурную цѣпь, которая охватывала Кавказъ съ двухъ противоположныхъ сторонъ: изъ Персіи и Византіи. Въ эпоху язычества зароастризмъ и культъ огня съ равною силой водворились въ Грузіи и Арменіи, a co времени распространенія въ нихъ ученія Евангелія эти двѣ небольшія полосы Закавказья и М. Азіи продолжаютъ мерцать, при всѣхъ превратностяхъ судьбы, единственными христіанскими свѣточами въ мусульманскомъ океанѣ, заливавшемъ ихъ изъ Ирана и Турціи. Вѣра въ Спасителя послужила той благодатной почвой, на которой пришлый элементъ, армяне, могли сблизиться съ туземнымъ грузинскимъ населеніемъ. Пере-
------------------------
1) Нѣкоторые изъ этихъ „меликовъ" назначались съ болѣе широкими полномочіями и получали званіе „меликъ-мамасахлиса", т. е. градоначальника. Въ 1799 г. при царѣ Теимуразѣ былъ опредѣленъ тифлисскимъ меликъ-мамасахлисомъ нѣкто Аветикъ (см. груз. крест. грамот. изд. Д. Пурцеладзе, стр. 29; гр. Двор. акты, изд. имъ же, стр. 18).
2) Подъ 1799 г. читается слѣдующее письмо: Я, царевичъ Георгій, занялъ y тебя Мелика Шакре 200 p.; когда кочевники возвратятся изъ своихъ кочевьевъ, тогда мы уплатимъ имъ сполна. Просимъ, чтобы объ этомъ никто не узналъ.
[стр. 553]
листывая страницы лѣтописи Грузіи, мы удостовѣряемъ, что грузинскіе цари никогда не дѣлали различія между грузинами и армянами, предоставляя послѣднимъ полную свободу совѣсти и во всемъ объемѣ политическія и гражданскія права.
Въ Грузіи всѣ христіанскія вѣроисповѣданія, безъ различія оттѣнковъ, пользовались ничѣмъ неограниченною терпимостью и любопытно, что грузинскій народъ, самъ будучи искони православнымъ, противопоставляетъ себя лишь мусульманамъ, a не отдѣльнымъ фракціямъ, исповѣдующимъ св. Евангеліе. Вмѣстѣ съ армяно-григоріанскимъ вѣроисповѣданіемъ съ ХVІ в. стало безпрепятственно распространяться въ предѣлахъ Грузіи католичество, глава котораго пaпa, Пій VI, благодарилъ царя Георгія XII за покровительство, оказанное послѣднимъ миссіонерамъ перваго. Принадлежность къ двумъ церквамъ не мѣшала армянамъ и грузинамъ заключать смѣшанные браки, являться воспріемниками и вступать въ различныя родственныя связи. Почитаются общія святыни; усвоиваются армянами грузинскій языкъ и обычаи. Оглядываясь назадъ, такимъ образомъ мы не можемъ указать яркихъ примѣровъ вражды или отсутствія солидарности между армянами и грузинами 1). Констатированіе этого факта для многихъ будетъ совершенною неожиданностью, но пусть они не забываютъ,что: dies diem docet.
-----------------------
1) Старый армянскій публицистъ г. Симоніанцъ, припоминая гуманное время 60-хъ годовъ, когда кавказская пресса, безъ различія національностей, преслѣдовала общія культурныя задачи, съ грустью отмѣчаетъ то недовѣріе и вражду, которую сѣютъ въ послѣднее время между грузинами и армянами, связанными смежнымъ сожительствомъ въ теченіе многихъ вѣковъ.— Коснувшись въ частности вопроса о преобладаніи армянъ въ городахъ, авторъ указываетъ, что многовѣковое явленіе было обусловлено особенностями стараго грузинскаго строя. У грузинъ, пишетъ онъ, никогда не было такъ называемаго третьяго сословія; они состояли изъ дворянъ - землевладѣльцевъ и крѣпостныхъ. Третье сословіе (купцы и ремесленники) состояло изъ армянъ не только въ Тифлисѣ, но и въ другихъ городахъ Грузіи. Тифлисскіе мокалаки (горожане) играли такую важную роль, что неохотно выдавали дочерей своихъ за дворянъ. Съ измѣненіемъ историческихъ обстоятельствъ, замѣчаетъ г. Симоніанцъ, должны измѣниться и отношенія между армянами и грузинами, но не по внушенію зависти и ненависти, a въ духѣ взаимнаго благоволенія и помощи.
Только при незнакомствѣ съ исторіею можно утверждать, что въ послѣднее время число армянъ увеличилось въ Тифлисѣ и его губерніи. Напротивъ, % армянъ въ Тифлисѣ теперь гораздо слабѣе, чѣмъ было до присоединенія Грузіи къ Россіи. „Почти невѣроятно, но вмѣстѣ съ тѣмъ достовѣрно, пишетъ Владыкинъ, что въ 1803 г. въ Тифлисѣ считалось до 2700 домовъ,— только 18 домовъ принадлежало грузинамъ, остальные же принадлежали армянамъ; такимъ образомъ столица составляла тогда вполнѣ собственностъ армянскую" (Путеводитель по Кавказу М. Владыкина, стр. 330). По переписи, произведенной духовенствомъ въ 1821 г. въ городахъ, оказалось дымовъ:
|
грузинскихъ и русскихъ. |
армянскихъ. |
Тифлисъ |
417 |
2951 |
Гори |
121 |
331 |
Анануръ |
24 |
123 |
Телавъ |
74 |
236 |
Сигнахъ |
12 |
377 |
(см. Армянскіе каѳоликоси Ериціана, стр. 139).
Лучшая кавказская газета, одна изъ наиболѣе умѣло редактируемыхъ провинціальныхъ газетъ, Новое Обозрѣніе, не устаетъ ратовать за согласіе между этими народностями, споконъ вѣку жившими добрыми сосѣдями. Ред.
|