Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ

 

Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


ОТДѢЛЪ II.


[стр. 70]

Патріархъ Измирліанъ.

Turkey and the armenian atrocities by Rev. Edwin M. Bliss, 1896.

Oбразъ дѣйствій и поведеніе константинопольскаго патріарха Матеоса Измирліана, не устававшаго печаловаться за свою злосчастную паству предъ султаномъ и одного имѣвшаго смѣлость говорить ему правду въ глаза, дѣлаетъ честь, говоритъ американскій миссіонеръ Блиссъ, армянскому національному характеру и служитъ залогомъ лучшей будущности для этого замученнаго народа. По описанію одного американскаго резидента въ Константинополѣ, Измирліанъ роста нѣсколько выше средняго, худой, но крѣпкаго сложенія, со строгимъ и рѣшительнымъ взглядомъ и съ крупными, характерными для его народа, чертами лица.

Онъ родился въ Константинополѣ въ 1845 г. и прозвище Измирліанъ получилъ, какъ уроженецъ Смирны (Измиръ по-турецки). Ученіе онъ прошелъ въ армянской школѣ и 19-ти лѣтъ былъ посвященъ въ діаконы въ одной армянской церкви на Босфорѣ. Въ 1867 г. онъ принялъ монашество и былъ посвященъ въ архимандриты. Способности и трудолюбіе выдвинули его впередъ и, постепенно повышаясь, онъ былъ сначала секретаремъ патріархата, потомъ депутатомъ армянскаго національнаго собранія, a затѣмъ членомъ духовнаго Совѣта его. Онъ былъ замѣченъ какъ талантливый проповѣдникъ и скоро пріобрѣлъ большую популярность. Онъ также сталъ извѣстенъ какъ человѣкъ рѣдкой проницательности и благородства.

31-го года Измирліанъ былъ рукоположенъ въ епископы и получилъ въ управленіе Египетскую епархію. Здѣсъ онъ ввелъ много улучшеній; его заслуги были такъ общеизвѣстны, что ему пожаловали ордена не только султанъ, но и абиссинскій король Менеликъ. При послѣднихъ выборахъ на постъ высшаго общеармянскаго іерарха, Эчміадзинскаго католикоса, Измирліанъ былъ выбранъ вторымъ кандидатомъ.

Въ декабрѣ 1894 г., когда положеніе армянскаго народа, послѣ сасунской рѣзни, было крайне плачевно, на Измирліана пало единодушное избраніе на кафедру Константинопольскаго патріарха. Несмотря на то, что рѣшительный

[стр. 71]

характеръ и преданность Измирліана 1) народному благу были хорошо извѣстны, султанъ счелъ нужнымъ утвердить избраніе.

Константинопольскiй патріарх Матеосъ Измирліанъ

Константинопольскiй патріарх Матеосъ Измирліанъ (1895-1896гг.).

 

Съ этого времени Измирліанъ сдѣлался въ истинномъ значеніи слова трибуномъ своего народа, принимая къ сердцу съ рѣдкою отзывчивостью всѣ нужды его и смѣло выступая на защиту попираемыхъ правъ его. Онъ пользовался

–––––––––––––--–––––

1) Чистота жизни Измирліана, его благотворительность и апостольская дѣятельность создали ему, пишетъ Бераръ, репутацію святаго какъ среди христіанъ, такъ и мусульманъ; Европа и ея представители цѣнили его прямоту и умъ.—Твердый патріотъ Измирліанъ не способенъ былъ льстить народнымъ страстямъ или безсмысленнымъ мечтаніямъ относительно націи или себя самого, но онъ былъ не способенъ также и на ту гнусную миссію, которую Ильдизъ-Кіоскъ возлагалъ на его предмѣстниковъ. (cm. Victor Bérard—La politique du Sul­tan p. 179).

[стр. 72]

всѣми законными средствами для защиты своего народа, и никакія угрозы заточеніемъ и смертью не могли остановить его стойкую дѣятельность.

Вскорѣ послѣ своего избранія Измирліанъ потребовалъ назначенія новыхъ епископовъ на мѣсто заключенныхъ турками. Порта отвѣчала, что донесеніе не вѣрно и что епископы будутъ освобождены. Измирліанъ отвѣчалъ: «донесеніе правильно и я не могу допустить несправедливости».—Ни угрозы, ни обольщенія не поколебали его. Вѣрноподданный султана, онъ не унижался до раболѣпства, какъ онъ и самъ заявилъ на аудіенціи султану. «Насколько позволяетъ мнѣ совѣсть, сказалъ онъ, я буду повиноваться вамъ, но вмѣстѣ съ тѣмъ я долженъ имѣть въ виду благосостояніе моего народа». He удивительно, что султанъ пришелъ въ страшную ярость и, прогнавъ патріарха, лишилъ обычнаго ордена. Впослѣдствіи, желая задобрить его, султанъ предлагалъ высшія награды, раздаваемыя свѣтскимъ людямъ. Измирліанъ возражалъ: «Ваше Величество, на что мнѣ эти вещи? Я простой священнослужитель. Я питаюсь хлѣбомъ и оливками, какъ и мой народъ. Въ моемъ домѣ нѣтъ мѣста для столь великолѣпныхъ вещей. Умоляю васъ не настаивать на ихъ принятіи».

Другой образчикъ своей смѣлости и непоколебимости Измирліанъ показалъ въ своемъ вступительномъ словѣ при вступленіи въ должность. «Передъ Богомъ и въ присутствіи народа клянусь, сказалъ онъ, остаться вѣрнымъ своему правительству, своему народу и конституціи, дарованной Абдулъ-Азисомъ. Мое пониманіе вѣрности таково: вѣрность обусловливается защитою правительствомъ нашихъ правъ на жизнъ, на имущество, честь и безопасность. Безъ этого условія заявленіе вѣрности подданныхъ есть лицемѣріе, опасное какъ для армянскаго народа, такъ и правительства. Всякое пожеланіе, домогательство, протестъ, имѣющіе въ виду укрѣпленіе этихъ правъ, не только не будетъ нарушеніемъ моей присяги, но, наоборотъ, будетъ доказательствомъ моей вѣрноподданнической безукоризненности. — Затѣмъ я долженъ быть вѣренъ народу, т. е. церкви, потому что долгъ нашей апостольской церкви не раздѣлять себя отъ народа. Права нашей церкви и народа не отмѣняемы и священны. Вашъ патріархъ будетъ ихъ защитникомъ и истолкователемъ, потому что является ихъ отвѣтственнымъ хранителемъ предъ церковью и народомъ».

Патріархъ проявилъ мужество не только по отношенію къ правительству, но и революціонному кружку, который не разъ обращался къ нему съ угрозами. Едва-ли будетъ преувеличеніемъ сказать, что Измирліанъ достоинъ быть поставленнымъ въ ряду наиболѣе извѣстныхъ борцовъ за право.

Вынужденный покинуть въ 1896 г. каѳедру, Измирліанъ осужденъ былъ на ссылку въ Триполи и только заступничество пословъ спасло его отъ этой замаскированной смертной казни.—Вмѣсто Триполи Измирліанъ былъ сосланъ въ Іерусалимъ, гдѣ онъ живетъ на положеніи опальнаго инока.

 

Также по теме:

А. Дж. Киракосян:
Великобритания и Армянский вопрос

Полк. Як. Д. Лазаревъ:
Причины бѣдствий армян в Турціи и отвѣтственностъ за раззореніе Сасуна