Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ

 

Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


ОТДѢЛЪ II.


[стр. 134]

Мушъ (Турец. арм.)

Мушъ (Турец. арм.).

Правда объ Арменіи *).

I.

Сухiя цифры.

Необходимо, наконецъ, высказать объ Арменіи всю правду. Въ продолженіе цѣлыхъ трехъ четвертей года нѣмецкая пресса переполняется извѣстіями изъ такого источника, который отличается не только крайнею односторонностью сужденія, но и прибѣгаетъ къ невѣроятному искаженію фактовъ. Нѣтъ поэтому ничего удивительнаго въ томъ, что Германія до сихъ поръ ничего не знаетъ о происхожденіи, теченіи и слѣдствіяхъ массоваго избіенія, грабежа и принудительнаго обращенія въ магометанство цѣлаго христіанскаго народа; a германская пресса старается выставить при бенгальскомъ освѣщеніи «бунтующихъ» армянъ, какъ зачинщиковъ и виновниковъ всѣхъ безпорядковъ.

Турецкая комиссія для изслѣдованія дѣла о рѣзнѣ въ Сассунѣ (осенью 1894 г.) имѣла свое второе засѣданіе въ Мушѣ 26-го января 1895 г. Делегаты англійскаго, французскаго и русскаго консульствъ, установивъ фактъ избіенія нѣсколькихъ тысячъ христіанъ и разрушенія 27 христіанскихъ селеній при содѣйствіи турецкихъ войскъ, предложили, сообразно своимъ европейскимъ поня-

--------------------

*) Изъ книги — мессіонера Лепсіуса — Armenien und Europa. Berlin. 1896.— Книга переведена на англійскій и французскій языки и переводится на русскій.

[стр. 135]

тіямъ о справедливости, произвести слѣдствіе надъ виновными. Но турецкая комиссія хоть и признавала a priori фактъ убійствъ, однако отъ этого предложенія уклонилась. Согласно предписанію Порты, она намѣревалась произвести слѣдствіе о «преступныхъ дѣяніяхъ армянскихъ разбойниковъ». Комиссія пребывала въ Мушѣ отъ 24 января до 21-го іюля, находясь отъ пяти до десяти часовъ разстоянія отъ мѣста рѣзни. Она заботливо устраняла всѣхъ свидѣтелей христіанъ, представленныхъ ей европейскими делегатами, и въ ста восьми засѣданіяхъ выслушивала только показанія свидѣтелей турокъ, которые предварительно были научены, что именно нужно показывать. Такимъ образомъ вина «армянскихъ разбойниковъ» была вполнѣ удостовѣрена. Свидѣтели, которые осмѣливались утверждать противное, безъ долгихъ разсужденій заключались въ тюрьму. Европейскіе делегаты, наконецъ, отказались присутствовать при этой комедіи. Они удалились въ Сасунъ и, установивъ всѣмъ извѣстные возмутительные факты, признали полную невиновность мирнаго армянскаго населенія.

Мы намѣрены изслѣдовать не одно, a сотни убійствъ, которыя непрерывно продолжались въ Арменіи, начиная съ октября прошлаго года (1895) по настоящее время. Но мы не станемъ слѣдовать похвальному примѣру турецкой комиссіи, a будемъ придерживаться европейскаго образа дѣйствій. Мы начнемъ съ фактовъ и будемъ затрогивать quaestio juris только тосда, когда наши читатели въ состояніи будутъ судить о quaestio facti. Итакъ, къ фактамъ!

Въ продолженіе нѣсколышхъ мѣсяцевъ великія христіанскія державы, въ особенности Англія, Франція и Россія, настаивая на томъ, чтобы обѣщанныя семнадцать лѣтъ тому назадъ реформы были, наконецъ, даны армянскимъ провинціямъ. Тогда султанъ рѣшился уступить и принять планъ реформъ, предложенный ему державами для шести армянскихъ провинцій — Эрзерума, Битлиса, Вана, Мамуретъ-уль-Азиса (Харпутъ), Діарбекира и Шиваса. Чтобы заставить замолчать угрожающій голосъ Англіи, султанъ въ письмѣ къ лорду Сальсбюри даетъ слово, что требуемыя реформы немедленно будутъ введены.

30-го сентября 1895 г. армянское населеніе Константинополя, желая придать болѣе вѣсу требованіямъ державъ, которыя настаивали на исполненіи обѣщаній, выраженныхъ въ Берлинскомъ трактатѣ, составило на имя великаго визиря петицію, въ которой были изложены жалобы и требованія армянскаго народа. Толпа армянъ въ 2000 человѣкъ двинулась по улицамъ Стамбула къ Высокой Портѣ. Полиціи было приказано не допускать подачи петиціи; софты, вооруженныѳ палками, ж турки устроили мѣстную демонстрацію. Это повело къ схваткѣ, съ обѣихъ сторонъ обмѣнялись выстрѣлами, и полиція разсѣяла армянъ въ разныя стороны. Многіе изъ упавшихъ на землю были пристрѣлены жандармами, арестанты при полиціи заколоты штыками, армянскій кварталъ (Khaus) ночью взятъ приступомъ. 500 человѣкъ армянъ были немедленно арестованы, a всеобщая паника заставила армянское населеніе искать прибѣжища въ церквахъ.

Это возмутительное событіе было сигналомъ къ сотнямъ убійствъ. При трубныхъ звукахъ опустошались не только тѣ шесть провинцій, которыя готовились осчастливить реформами, но и остальныя четыре болѣе отдаленныя провинціи подверглись страшному разгрому. Уцѣлѣвшихъ отъ рѣзни предавали голодной смерти или принуждали къ насильственному переходу въ магометанство.

[стр. 136]

Самыя плодородныя провинціи Оттоманской имперіи, страна, равная пространствомъ Германіи, была опустошена въ конецъ и залита кровью, потоки которой должны были поглотить весь армянскій народъ.

Слѣдующій статистическій матеріалъ, далеко еще не полный, заимствованъ нами, главнымъ образомъ, изъ доклада пословъ шести великихъ державъ, который былъ поданъ 6-го февраля 1896 г. султану для ознакомленія его величества съ происшедшими событіями и дополненъ показаніями очевидцевъ-европейцевъ, консуловъ, (путешественниковъ) туристовъ, купцовъ и пр.

 

Рѣзня въ Трапезундскомъ вилайэтѣ.

8-го октября. Уже 4-го и 5-го октября было сдѣлано нападеніе на христіанскій кварталъ въ Трапезундѣ толпою изъ 3 тысячъ вооруженныхъ мусульманъ изъ городского и сельскаго населенія. 8-го же октября произошла настоящая рѣзня, въ которой погибло около 600 армянъ. Число убитыхъ магометанъ не превышало 20-ти. Избіеніе началось въ полдень по сигналу изъ трубы и закончилось по такому же сигналу въ 3 часа. Базаръ и армянскій кварталъ были разграблены. Убытки простираются до 4-хъ милліоновъ марокъ. Консулы прямо утверждали, что «со стороны армянъ не было никакого вызова». Что же касается до дѣйствій мусульманъ, то всѣ улики налицо, что они были начаты съ вѣдома администраціи и заранѣе подготовлены: днемъ на базарѣ было закуплено оружіе и устроенъ для него складъ. Администрація до самаго вечера терпѣливо взирала на грабежъ. Въ Трапезундѣ и его окрестностяхъ число лишившихся всякихъ средствъ къ существованію доходило до 3 — 4 тысячъ.

Въ сельскихъ округахъ Трапезунда, Гумушъ-Ханэ (25 и 26 октября), Самгунѣ (7 декабря) и Агдійа-Гунэй (14 и 15 декабря), было разрушено, насколько извѣстно, 34 селенія и перебито около 2100 человѣкъ христіанъ.

 

Рѣзня въ Эрзерумскомъ вилайэтѣ.

Магометане открыто дѣлали свои приготовленія къ нападенію, a администрація и не думала имъ препятствовать въ этомъ, несмотря на настояніе консуловъ. 20-го октября вооруженная толпа при содѣйствіи офицеровъ и солдатъ, какъ утверждаютъ консулы, напала на армянскій кварталъ и базаръ города Эрзерума. 1500 лавокъ и нѣсколько сотенъ домовъ были разграблены. Въ городѣ и его окрестностяхъ во время рѣзни погибло 1200 христіанъ и 12 человѣкъ турокъ. Администрація не предприняла ничего до тѣхъ поръ, пока лавки не были окончательно разграблены, a владѣльцы ихъ перебиты. Рѣзня и грабежъ продолжались и ночью, a въ отдаленныхъ кварталахъ даже и на слѣдующую ночь.

Въ округѣ Тердіанъ было разграблено и разрушено 40 селеній и перебито безчисленное количество христіанъ. Въ округѣ Пассенъ разрушено 14 деревень и убито 140 человѣкъ армянъ. Въ округѣ Ова разрушено и разграблено 23 селенія; въ округѣ Кичи разграблено 9 селеній. Всюду безчисленное множество убитыхъ.

[стр. 137]

Въ городѣ Эрцингіанѣ во время рѣзни 21-го октября убито 700 христіанъ и ранено 400, тогда какъ турки потеряли только 7 человѣкъ.

Въ городѣ Байбуртѣ 27 октября всѣ армяне мужского пола были перебиты или заключены въ тюрьму. Число убитыхъ достигаетъ до тысячи. Въ окрестностяхъ Байбурта совершенно разграблено и разрушено 165 деревень.

Въ Нарзаганѣ убито 100, въ Ксантѣ 400, въ Баязетѣ 500 человѣкъ армянъ. Турки нигдѣ не имѣли потерь убитыми.

Кромѣ того, въ Байбуртѣ сожжено 14 женщинъ съ грудными дѣтьми, 100 женщинъ изрублено въ куски и 50 молодыхъ женщинъ, во избѣжаніе позора, умертвили себя сами.

Такъ какъ во время всѣхъ этихъ звѣрствъ было обезчещено множество женщинъ и дѣвушѳкъ, то мы не будемъ входить здѣсь въ дальнѣйшія подробности, тѣмъ болѣе, что къ этой главѣ намъ еще придется вернуться. Нѣсколько деревень было пощажено, благодаря данному ими откупу въ 120 турецкихъ фунтовъ (2400 марокъ). Но вообще всѣ армянскія селенія этой провинціи были или разграблены или разрушены. Администрація ни въ чемъ не мѣшала мятежникамъ. Войска принимали участіе въ убійствахъ и грабежѣ и оставшіеея въ живыхъ всюду принуждались къ переходу en masse въ исламъ.

 

Рѣзня въ Битлисскомъ вилайэтѣ.

25-го октября по выходѣ изъ мечети турки напали на армянъ и притомъ, какъ видно изъ донесенія пословъ, безъ малѣйшаго вызова со стороны послѣднихъ. Рѣзня началась и закончилась по звуку сигнальнаго рожка. Число убитыхъ дошло до 900 человѣкъ. По донесенію турецкой администраціи при этомъ было убито 39 магометанъ.

Въ округахъ Сасуна, Талори, Муша, Зеерта, Йерума, Ширвана, Гуцель-Дэрэ, Зегьерда, Гиндьи и Дьябагъ-Фагура вооруженныя банды магометанъ разрушили безчисленное множество селеній не только армянскихъ, но и халдейскихъ, якобитскихъ и другихъ. Жители всюду были перебиты. Отвѣтственность въ этой рѣзнѣ лежитъ на администраціи.

 

Рѣзня въ Ванскомъ вилайэтѣ.

Лежащія предъ нами объемистыя таблицы испещрены названіями селеній и перечисленіемъ разрушенныхъ домовъ, церквей и монастырей. Всего въ 25-ти округахъ было разграблено и, по большей части, разрушено 543 селенія. Въ Ванскомъ вилайэтѣ въ отличіе отъ прочихъ провинцій убитыхъ можно считать только сотнями. Произошло это благодаря тому, что здѣсь орудиемъ правительства были курды, обращавшіе свое вниманіе главнымъ образомъ на грабежъ, тогда какъ въ другихъ провинціяхъ дѣйствовали турки, цѣль которыхъ была убійство. Это упущеніе, впрочемъ, скоро было исправлено новой рѣзней. Въ это время, по словамъ франкфуртской газеты, отъ 11-го до 22-го іюня погибло въ самомъ Ванѣ 1000 человѣкъ. Въ округахъ же убитыхъ было по меныпей мѣрѣ 20000.

[стр. 138]

Число нуждающихся, которые безъ поддержки должны были умереть съ голоду, дошло въ городѣ въ маѣ мѣсяцѣ до 13000, a въ округахъ — до 70000. Сдѣлаемъ еще краткое замѣчаніе о томъ, что въ Ванскомъ вилайэтѣ и въ двухъ округахъ Битлиса было разграблено и по большей части до основанія разрушено 236 церквей и 53 монастыря; жители же 245 селеній насильственно переведены въ магометанство, a 116 церквей обращены въ мечети, Въ лежащихъ предъ нами таблицахъ перечислены разграбленныя селенія и церкви не во всѣхъ округахъ. Едва ли стоитъ упоминать, что въ разграбленіи принимали дѣятельное участіе вновь сформированные полки Гамида (иррегулярная курдская конница).

 

Рѣзня въ вилайэтѣ Мамуретъ-уль-Азисѣ.

Въ Харпутѣ 10-го и 11-го ноября турки, безъ всякаго вызова со стороны мирнаго армянскаго населенія, напали на армянскій кварталъ и перебили жителей. Изъ донесенія пословъ видно, что офицеры и солдаты принимали участіе не только въ грабежѣ, но и въ убійствахъ, для чего пускали въ ходъ ружейные и пушечные выстрѣлы. Въ одномъ изъ домовъ протестантской миссіи разорвалась граната, уничтожившая все ея достояніе — шесть домовъ и школъ. При рѣзнѣ въ Харпутѣ погибло 900 армянъ и, какъ видно изъ донесенія эрзерумскаго вали, только 12 мусульманъ. Число раненыхъ было громадно. Въ докладѣ пословъ говорится, что курды утверждаютъ, будто они дѣйствовали съ вѣдома и одобренія властей.

Болѣе 60 деревень въ окрестностяхъ Харпута были опустошены. Убитыхъ безчисленное множество, такъ какъ въ этой мѣстности христіанское населеніе очень многочисленно. Курды напали на караванъ изъ 200 человѣкъ армянъ, возвращавшихся изъ Адана на родину въ Харпутъ. 193 человѣка было убито, a сопровождавшіе ихъ жандармы, вмѣсто того, чтобы защитить ихъ, приняли участіе въ грабежѣ. Теперь на 60 деревень въ окрестностяхъ Харпута нѣтъ ни одной церкви и ни одной школы. Уцѣлѣлъ только священникъ; все остальное населеніе или перебито или обращено въ исламъ. Даже въ самомъ ШарпугЬ 200 семействъ были принуждены принять магометанство.

Въ Арабкирѣ вооруженные турки и курды набросились на христіанъ и разграбили городъ. По донесеніямъ консуловъ грабежъ и пожары продолжались десять дней, при чемъ было разграблено 3700 домовъ и 500 лавокъ и убито 4000 армянъ. По оффиціальной статистикѣ турокъ, послѣдніе потеряли убитымі 60 человѣкъ. По окончаніи пожаровъ «полиція начала слѣдствіе, и всѣ мужчины, уцѣлѣвшіе отъ рѣзни, были брошены въ тюрьму» (донесеніе пословъ).

Нужда среди оставшихся въ живыхъ женщинъ и дѣтей вопіющая. Администрація «въ продолженіе нѣсколькихъ дней» раздавала хлѣбъ. Затѣмъ помощь прекратилась.

Городъ Эгинъ былъ пощаженъ, такъ какъ далъ въ видѣ откупа 1500 турецкихъ фунтовъ (около 30000 марокъ). Но за эту временную отсрочку въ рѣзнѣ турки вознаградили себя въ прошломъ мѣсяцѣ (іюлѣ 1896 г.). 0 послѣднемъ событіи нѣтъ еще точныхъ извѣстій.

Въ г. Малатіи вооруженные турки ж курды напали 4 ноября на кварталъ

[стр. 139]

христіанъ, которые вслѣдствіе паники съ 29 октября не выходили изъ своихъ домовъ. Мутессарифъ (губернаторъ) въ продолженіе цѣлыхъ сутокъ допускалъ рѣзню и грабежъ и только послѣ этого взялъ подъ свою охрану армянъ-католиковъ, укрывшихся въ церкви. Рѣзня армянъ григоріанскаго вѣроисповѣдапія тянулась, безъ всякаго вмѣшательства властей, шесть дней; убито 5000 человѣкъ армянъ, между прочимъ множество женщинъ и дѣтей и сожжены дотла всѣ армянскіе дома (около 1000).

Въ сельскихъ округахъ вилайэта разграблены деревни и перебито безчисленное множество армянъ. Изъ имѣющагося y насъ въ рукахъ сообщенія видно, что разорено 176 деревень и городовъ, въ которыхъ разрушено и разграблено 7542 дома и 512 лавокъ. Общее число убитыхъ въ этомъ вилайэтѣ христіанъ доходитъ, судя по извѣстіямъ, до 15845 чел. Что же касается до людей, лишившихся всякихъ средствъ къ жизни, положеніе ихъ до того ужасно, что безъ необходимой поддержки они должны умереть съ голоду. Число ихъ, безъ преувеличенія можно сказать, доходитъ до 100000. До марта этого (1896) года европейскіе вспомогательные комитеты снабдили средствами къ жизни 60000 человѣкъ и роздали 11000 тур. ф. (220000 мар.). Но чтобы сохранить жизнь въ конецъ разореннаго народа необходимо еще по крайней мѣрѣ 100000 тур. фун. Намъ остается добавить, что большая часть уцѣлѣвшаго въ этомъ вилайэтѣ населенія, во избѣжаніе новой рѣзни, приняла исламъ.

 

Рѣзня въ Діарбекирскомъ вилайэтѣ.

Утромъ 1-го ноября являются въ городъ курды, вмѣстѣ съ магометанами грабятъ базаръ, поджигаютъ его и начинаютъ избивать христіанъ всѣхъ вѣроисповѣданій. Солдаты, заптіи и курды соединяются вмѣстѣ, чтобы стрѣлять въ христіанъ. Звѣрства продолжаются три дня, хотя предъ рѣзней вали (генералъ-губернаторъ) заявлялъ французскому консулу, что онъ «ручается за спокойствіе». (Донесеніе пословъ). Утвержденіе, что христіане сами вызвали безпорядки, опровергается консулами, какъ совершенно ложное, тогда какъ ими вполнѣ установленъ фактъ заботливаго подготовленія магометанъ къ рѣзнѣ. Даже зданіе консульства пять разъ, хотя и безуспѣшно, подвергалось нападенію курдовъ. Для того, чтобы возстановить порядокъ, вали заставилъ христіанъ разоружиться, но магометанамъ оставилъ оружіе. Въ самомъ Діарбекирѣ убито 2000 христіанъ, разграблено 1701 домъ и сожжено 2448 лавокъ. Матеріальные убытки исчисляются въ 2 милліона турец. фун. (40 милліоновъ марокъ). Бсѣ окрестные округа опустошены курдами; число тѣхъ людей, которые были свидѣтелями гибели своихъ семействъ и разоренія селеній, доходитъ до 30000. Кромѣ упомянутыхъ убитыхъ христіанъ, безъ слѣда исчезли 1000 человѣкъ городскихъ жителей и 1000 сельскихъ, пришедшихъ въ городъ на работу. Въ Сандіакѣ разграблено и сожжено 119 деревень. Ta же участь постигла и остальные округа вилайэта. Въ одномъ округѣ Северекъ было уничтожено 176 деревень. Въ монастырѣ Маганай - Этцоцъ было перебито 300 человѣкъ, искавшихъ въ немъ убѣжища. Въ округахъ Селиванѣ, Гинэ и сосѣднихъ разграблены 105 церквей и обращены въ мечети; оставшееся же въ живыхъ населеніе григоріанскаго и православнаго

[стр. 140]

исповѣданія почти во всѣхъ селеніяхъ вилайэта вынуждено было принять исламъ. Большое армяно-католическое селеніе Теларменъ было въ конецъ разграблено. Городъ Мардинъ хоть и въ большой опасности, но до сихъ поръ пощаженъ. Между пострадавшими началась холера.

 

Рѣзня въ вилайетѣ Сивасѣ.

Въ началѣ ноября вооруженныя шайки курдовъ наводнили страну и, совмѣстно съ магометанами, все предали огню и мечу. “Вали не можетъ добиться отъ Порты уполномочія для принятія надлежащихъ мѣръ" (донесеніе пословъ). Рѣзня въ городѣ Сивасѣ начинается 12 ноября въ полдень и продолжается три часа; 14-го числа она опять возобновляется. Всѣ принадлежащіе армянамъ магазины предаются разграбленію, a мелкая торговля уничтожается. Число жертвъ доходитъ до 2000. Вечеромъ муэдзины съ высоты минаретовъ возглашали, что Аллахъ благословляетъ дѣяніе магометанъ. Всѣ селенія на разстояніи 10 километровъ отъ города опустошены. 12-го ноября городъ Гурунъ осажденъ 2000 курдовъ или, какъ утверждаютъ, редифовъ (резервное войско). По четырехдневномъ сопротивленіи городъ взятъ и обращенъ въ груду развалинъ. Тысячи армянскихъ домовъ сожжены; число жертвъ доходитъ до 2000. "28-го ноября, т.-е. двѣ недѣли спустя послѣ рѣзни, 1200 труповъ еще валялись непогребенные на улицахь” (донесеніе пословъ).

Какъ обычное слѣдствіе рѣзни, 150 женщинъ и молодыхъ дѣвушекъ забраны курдами. 5075 человѣкъ остались безъ куска хлѣба.

Въ Шабднъ-Кара-Гиссаръ и Шарки убійства и грабежъ происходили съ 27-го по 29-е октібря. 1-го ноября было убито 2000 человѣкъ, большею частью женщинъ и дѣтей, искавшихъ убѣжища въ армянской церкви. Число жертвъ въ окрестностяхъ города выше 3000. 30 селеній разграблено и 40 — 50 процентовъ населенія перебито. Изъ городовъ назовемъ еще Амазію — съ 1000 человѣкъ убитыхъ (всѣ магазины и заведенія разграблены), Марзиванъ съ 500 убитыхъ (разграблено 300 домовъ), Циле съ 200 убитыхъ (разграблено 300 домовъ и 200 магазиновъ). Всѣ сельскіе округа вилайета опустошены, a оставшееся въ живыхъ населеніе принуждено en masse принимать исламъ, какъ наприм. въ Гасмѣ, гдѣ обращены насильно въ магометанство сразу 655 человѣкъ. Число нуждающихся въ этой провинціи доходитъ, по достовѣрнымъ извѣстіямъ, до 180000. Само собою разумѣется, что вспомогательные комитеты могутъ весьма облегчить нужду.

Эти шесть провинцій были именно тѣ, въ которыхъ султанъ давалъ слово ввести реформы. Звѣрства коснулись однако и сосѣднихъ вилайетовъ — Алеппо, Адана и Ангоры. Въ вилайетѣ Исмидтъ, противъ Константинополя, рѣзня была устроена въ г. Акъ-Гиссарѣ еще 3-го октября (убитыхъ 50 человѣкъ; матеріальныя убытки — 15000 турец. фун. (300000 марокъ).

 

Рѣзня въ вилайетѣ Алеппѣ.

Вилайетъ Алеппо, вслѣдствіе малаго избіенія, происходившаго въ Айнтабѣ, Урфѣ, Биреджикѣ, Марашѣ и другихъ городахъ, принадлежитъ къ числу про-

[стр. 141]

винцій, которыя понесли наиболѣе потерь въ людяхъ. Мы записываемъ по числу жертвъ: Биреджикъ — 96 убитыхъ; Эль-Оглу — 250 убитыхъ, Албистанъ — 300 убитыхъ, Іенидже-кале — 600 убитыхъ, Айнтабъ — 1000 убитыхъ, Марашъ — 1390 убитыхъ, Урфа — 10000 убитыхъ христіанъ. Цейтунъ единственный городъ на всей территоріи армянской бойни, который оказывалъ всю зиму отчаянное сопротивленіе, увѣнчавшееся успѣхомъ. Бъ городѣ нашли убѣжище 20000 бѣглецовъ и, несмотря на всѣ усилія, турецкія войска не могли заставить ихъ сдаться. Наконецъ въ дѣло вступились европейскіе консулы и цейтунскимъ армянамъ была дарована амнистія. Тѣмъ не менѣе во время осады города умерло отъ голода и пало въ сраженіяхъ 6000 человѣкъ, не считая сотенъ, погибшихъ въ горахъ. Въ довершеніе позорнаго дѣла турецкія войска окружили между Цейтуномъ и Марашемъ караванъ изъ 4000 бѣглецовъ армянъ и перебили 3720 человѣкъ мужчинъ, женщинъ и дѣтей.

Въ Урфѣ, Биреджикѣ, Зеверекѣ и Адіаманѣ, по отчетамъ консуловъ, было насильственно обращено въ исламъ 5000 человѣкъ. Въ Биреджикѣ теперь нѣтъ христіанъ.

Число нуждающихся, которыхъ европейскіе вспомогательные комитеты должны спасти отъ голодной смерти, доходитъ до 47000. 0 сельскихъ округахъ относительно еще мало извѣстно. При всѣхъ этихъ звѣрствахъ дѣло всюду шло одинаковымъ путемъ: или вооруженныя банды при подстрекательствѣ войска внезапно нападали на ничего не предчувствовавшихъ христіанъ, или же власти вѣроломнымъ образомъ лишали христіанъ оружія и всякихъ средствъ къ оборонѣ и тогда ихъ рѣзали, какъ стадо барановъ. Всѣ старанія консуловъ предупредить рѣзню разбивались о противодѣйствіе правительства. Солдаты, редифы и гамидіэ, по донесеніямъ пословъ, принимали живое участіе въ убійствахъ и грабежѣ и нападали на христіанъ подъ предводительствомъ офицеровъ.

 

Рѣзня въ вилайетѣ Аданѣ.

Въ этой провинціи, вслѣдствіе прибытія американскихъ и французскихъ военныхъ кораблей, уцѣлѣли города Мерсина, Тарсъ и Адана. Впрочемъ, угроза начать рѣзню повторялась трижды, но вали, благодаря личному вмѣшательству командира кораблей, не смѣлъ дать разрѣшенія на грабежъ. Но за то тѣмъ болѣе пострадали сельскіе округи: въ округѣ Адана было разграблено 20 селеній со всѣми постройками, a въ округѣ Pajas — 16 селеній, въ которыхъ совершенно разрушены 1809 домовъ со всѣми надворными постройками. Вали предпринялъ поѣздку по вилаейту, и какъ только онъ оставлялъ селеніе, тамъ тотчасъ начинался грабежъ. И тѣмъ все яснѣе онъ увѣрялъ командира французскаго крейсера «Le Linois», что порядокъ нигдѣ не былъ нарушенъ. Повсюду y христіанъ отбирали оружіе, тогда какъ магометане оставались вооруженными. Матеріальные убытки въ округѣ Pajas исчисляются въ 50000 тур. ф. (1000000 мар.). Въ Таврѣ было уничтожено нѣсколько квадратныхъ миль виноградниковъ. Число нуждающихся, включая сюда 7000 бѣглецовъ изъ другихъ округовъ, доходитъ до 17000.

[стр. 142]

Рѣзня въ вилайетѣ Ангорѣ.

Въ вилайетѣ Ангора безъ всякаго вызова со стороны армянъ началась 30 ноября страшная рѣзня, въ которой убито 1000 человѣкъ армянъ и ранено 600. 200 лавокъ на базарѣ были совершенно разграблены; было сдѣлано нападеніе на женскія бани. Въ Юцгатѣ, Чорунѣ и Хаджи-Кои тоже происходило избіеніе. Въ Юцгатѣ были перебиты всѣ жители, въ Хаджи-Кои 90 человѣкъ. 45 селеній этого вилайета были разграблены. Селенія Экрекъ съ 800 и Мундъ-юрзужъ съ 1000 домовъ по избіеніи въ нихъ всѣхъ жителей были совершенно уничтожены. Власти спокойно смотрѣли на буйства черкесовъ, которые, не встрѣчая препятствій, все предавали огню и мечу. Изъ 12 мобилизированныхъ батальоновъ 8 взбунтовались и солдаты дезертировали. Одинъ изъ высшихъ офицеровъ гарнизона въ Цезареѣ говорилъ, что не будь помѣхи со стороны властей, онъ сразу могъ бы подавить возстаніе и не допустить до рѣзни. Другой сожалѣлъ, что, благодаря вмѣшательству власти, они не успѣли уничтожить всѣхъ армянъ до единаго человѣка. To обстоятельство, что во всѣхъ этихъ звѣрствахъ принимали участіе военные подъ предводительствомъ даже высшихъ чиновъ, не подлежитъ никакому сомнѣнію; и этотъ фактъ бросаетъ особенный свѣтъ на происхожденіе безпорядковъ, тѣмъ болѣе, что, по свидѣтельству пословъ, со стороны армянъ не было никакою вызова и никакою революціоннаго возстанія. Что касается до возмущенія въ Цейтунѣ, то это случай исключительный и, при ближайшемъ разслѣдованіи, совершенно оправдываемый положеніемъ армянъ.

Нашъ отчетъ о статистическихъ данныхъ, почерпнутыхъ изъ вполнѣ достовѣрнаго источника, не можетъ считаться совершенно полнымъ, такъ какъ намъ не хватаетъ цифръ изъ многихъ сельскихъ округовъ. Тѣмъ не менѣе извѣетно слѣдующее: перебито 85000 человѣкъ, разрушено городовъ и селеній около 2500 монастырей и церквей 568. Насильственно обращено въ исламъ все оставшееся въ живыхъ населеніе въ 559 селеніяхъ и сотни семействъ въ городахъ. Обращены въ мечети 282 церкви. Число нуждающихея около 500000. Эти числа указываютъ только на объемъ нашего статистическаго матеріала, но не касаются фактовъ, которые при изслѣдованіи кажутся еще ужаснѣе.

Если причислить сюда тысячи убитыхъ въ селеніяхъ, еще не попавшихъ въ списки умершихъ отъ ранъ и отъ голода, безслѣдно пропавшихъ во время бѣгства, погибшихъ отъ чумы и занесенныхъ снѣгомъ въ горахъ, то число человѣческихъ жертвъ надо полагать выше 100000.

[стр. 143]

Семья Ванскиxъ армянъ-ткачей

Семья Ванскиxъ армянъ-ткачей.

II.

Нечто для крепких нервов.

В нашемъ первомъ отчетѣ мы коснулись дѣла только съ точки зрѣнія статистики. Мы дали однѣ сухія цифры. Читатель, пробѣгая ихъ глазами, видитъ, что убито 100 чел. или 1000, находятся въ крайней нуждѣ 10000 ч. или 100000. Но что значитъ при бѣгломъ обзорѣ одинъ лишній нуль? По-этому статистическія таблицы не могутъ произвести должнаго впечатлѣнія. Вслѣдствіе этого мы намѣрены оживить мертвый матеріалъ и хоть на нѣсколькихъ примѣрахъ показать, какая жестокая дѣйствительность стоитъ за сухими цифрами. Насъ могутъ упрекуть въ томъ, что мы разсказываемъ о вещахъ, отъ которыхъ невольно отворачивается взглядъ, что не останавливаемся передъ описаніемъ такихъ ужасовъ, отъ которыхъ содрагается сердце; но душевное спокойствіе читателя нарушается при этомъ только нѣкоторымъ потрясеніемъ нервовъ; тогда какъ гекатомба изъ стоновъ, слезъ и крови стоила жизни сотнѣ тысячъ людей, дошедшихъ до крайнихъ предѣловъ человѣческихъ страданій. Еслибъ дѣйствительно было такъ, какъ увѣряетъ насъ наша оффиціальная пресса, что эти вопіющія позорныя преступленія, это избіеніе массъ — не что иное какъ плодъ досужей фантазіи англійскихъ дипломатовъ и газетчиковъ, желающихъ время отъ времени «угощать Европу розсказнями о новыхъ бѣдствіяхъ армянъ», то наше описаніе послужило бы лишнимъ доказательствомъ злонамѣренности англійскихъ государственныхъ людей и публицистовъ. Но если то, что мы разсказываемѣ, справедливо, независимо отъ могущаго произойти отъ этого

[стр. 144]

вреда или пользы для высшей и низшей политики, то слѣдуеть признать, что право на большое довѣріе имѣетъ тотъ, кто высказываетъ правду, a не тотъ, кто умалчиваетъ о ней.

При дальнѣйшемъ изложеніи мы просимъ читателя не упусіать изъ виду, что турецкія звѣрства, стоившія жизни 100000 человѣкъ, происходили среди мирнаго и безоружнаго народа. Все, что разсказывалось въ нашихъ газетахъ о вызывающемъ образѣ дѣйствій армянъ передъ турецкимъ правительствомъ, о ихъ бунтахъ и революціонныхъ мятежахъ, пустая выдумка отъ перваго слова до послѣдняго и можетъ относиться развѣ только къ нѣкоторымъ безпокойнымъ личностямъ въ Лондонѣ, Парижѣ, Аѳинахъ или Константинополѣ, но никакъ не ко всему армянскому народу. Но мы еще къ этому вернемся. Пока достаточно взять въ руки донесеніе пословъ. Кто незнакомъ съ самыми фактами, для того ясно говорятъ цифры. Иначе чѣмъ же объяснить тотъ фактъ, что, наряду съ сотнями и тысячами погибшвхъ армянъ, посольскій отчетъ приводитъ самыя незначительныя цифры убитыхъ магометанъ? Послѣднія притомъ взяты изъ оффиціальной статистики турокъ, которымъ нѣтъ интереса уменьшать количество убитыхъ магометанъ. Для сравненія приводимъ пополненныя нашими справками цифры убитыхъ армянъ и цифры убитыхъ турокъ. Выводъ изъ этого предоставляемъ сдѣлать самому читателю.

  Магометанъ Армянъ
Трапезунтъ 20 800
Эрзерумъ 12 900
Эрцингіанъ 7 1000
Битлисъ 39 900
Хартутъ 12 900
Арабкиръ 60 4000
Сивасъ (10) 1400
Айнтабъ 50 1000

Дѣйствительно замѣчательно, что при столкновеніи овецъ съ волками погибло такое громадное количество первыхъ и такое незначительное число вторыхъ. Дѣло это требуетъ еще разъясненія.

Но вернемся къ рѣзнѣ. He подлежитъ никакому сомнѣнію, что избіеніе армянъ было для турокъ праздникомъ. Все происходило въ замѣчателъномъ порядѣ и по заранѣе составленной программѣ: рѣзня начиналась по сигналу изъ трубы, заканчивалась торжественной процессіей; муллы, съ высоты минаретовъ, посылали участникамъ въ рѣзнѣ благословеніе аллаха. Редифы (регулярныя войска), заптіи (жандармы) и вновь сформированные иррегулярные курдскіе полки, носившіе имя Гамида, дѣйствовали въ братскомъ единодушіи съ толпой, которой заранѣе было выдано оружіе, и какъ на веселый праздникъ шли на кровавое дѣло. Согласіе было полное. Турецкія женщины своимъ гортаннымъ голосомъ испускали воинственные клики, поощряли храбрецовъ къ дальнѣйшимъ подвигамъ и громкими свадебными пѣснями заглушали стоны и вопли жертвъ. Дикій кровожадный духъ овладѣлъ благороднымъ народомъ. Да и почему бы нѣтъ? Здѣсь его воодушевлялъ офицеръ: «смерть армянамъ! На то воля султана!» Тамъ поощрялъ вали: «Будьте смѣлѣе не уставайте рѣзать, грабить и

[стр. 145]

молиться за султана!» Почему-же имъ было не молиться и не рѣзать? Награда за благочестіе y всѣхъ передъ глазами: сваленные въ кучу товары въ магазинахъ армянскихъ купцовъ, все имущество въ ихъ домахъ — бери, сколько можешь захватить, и уноси къ себѣ. При этомъ увѣренностъ въ полной безнаказаняости за свои позорныя дѣйствія... Мало того: заботливое правительство приняло всѣ мѣры, чтобъ облегчить своимъ вѣрнымъ подданнымъ дѣло кровопролитія, не подвергая жизнь ихъ опасности, и поэтому они безопасно могли рѣзать армянъ какъ барановъ на бойнѣ.

Мужественному народу и храбрымъ солдатамъ нечего было бояться за собственную жизнь. Они могли смѣло предаваться своей звѣрской забавѣ и заканчивать это позорное дѣяніе дикой оргіей.

Вытаскивать изъ домовъ и скрытыхъ убѣжищъ сотни безоружныхъ и беззащитныхъ армянъ, рубить имъ головы, рѣзать ихъ, давить, вѣшать, убивать дубинами, топорами и желѣзными кольями — скоро надоѣло. Веселому народу понадобшюсь разнообразіе. Однообразное убійство прискучило, надо сдѣлать его позанятиѣй, наприм.— развести огонь и жарить на немъ раненыхъ, или вѣшать однихъ на столбахъ внизъ головою, другихъ прибивать гвоздями, или связывать по пятидесяти человѣкъ вмѣстѣ и разстрѣливать... Для чего y армянина столько членовъ, какъ не для того, чтобы ихъ по одному отрубать и этими кровавыми обрубками затыкать ему ротъ. Выкалываніе глазъ, обрубаніе носовъ и ушей сдѣлалось спеціальностью. Въ особенности священники, которые отказываются принять исламъ, не заслуживаютъ лучшей участи. He привести ли списокъ несчастныхъ, погибшихъ такимъ образомъ. Списокъ этотъ всегда къ услугамъ желающихъ ознакомиться съ нимъ... Но это старая метода, не могущая похвалиться новизной. Вотъ петроль и керосин! Власти выдали ихъ, чтобы поджигать дома и уничтожать жизненные пріпасы и житницы. Но, разумѣется, онѣ не будутъ противъ, если изъ петроля и керосина будетъ сдѣлано болѣе полезное употребленіе. Посмотрите на этого человѣка: это — фотографъ, по имени Мардиросъ. Какая y него большая борода! Спрысните ка ее петролемъ и подожгите! Вяжите христіанъ вмѣстѣ, поливайте ихъ керосиномъ и пока они горятъ, бросайте въ эту кучу другихъ, чтобъ они задохлись отъ ѣдкаго дыму!

Какіе роскошные волосы y этой женщины! Посыпьте-ка ихъ порохомъ,— y правительства хватитъ еще! — пусть взорветъ ей голову! Да, дѣло мастера боится! Вотъ эффенди, по имени Абдулла. Въ монастырѣ Качтцорнайятцъ онъ заставилъ молодого человѣка и молодую дѣвушку лечь другъ на друга, и когда это было исполнено, однимъ сабельнымъ ударомъ отрубилъ имъ головы.

Но дѣло иногда обходится безъ огня и желѣза. Курдскій шейхъ Джевгеръ изъ Табарса велитъ связать двухъ братьевъ и сквозь нихъ вбиваетъ въ землю колъ. Соревнованіе побуждаетъ лѣнивыхъ къ дѣйствію; является честолюбивое желаніе похвалиться числомъ головъ, отрубленныхъ одной рукой. Одинъ булочникъ изъ Кессерика, убившій 97 армянъ, въ доказательство чего приноситъ ихъ обрубленные носы и уши, заявляетъ, что онъ до тѣхъ поръ не успокоится пока не дойдегь до сотни. Но онъ находитъ счастливаго соперника въ хаджи Бегосѣ изъ Тадема, который перешагнулъ за сотню и увѣнчалъ свои героическіе подвиги тѣмъ, что разрубилъ одну женщину на четыре части, прибилъ отрубленные куски къ столбамъ и выставилъ ихь напоказъ. Мясника въ

[стр. 146]

Айнтабѣ, который посадилъ на колъ шесть армянскихъ головъ, превзошли турки изъ Субашнгульна, рѣзавшіе армянъ какъ барановъ и вѣшавшіе ихъ вокругъ на ножахъ, употребляемыхъ мясниками. Народъ въ Трапезунтѣ прибавилъ къ дѣлу даже юмора: тамъ турки застрѣлили армянскаго мясника Адама съ сыномъ, разрѣзавъ ихъ на части; развѣсили куски и предлагали прохожимъ: «Кому нужны руки, ноги, головы? Дешево продаемъ—покупайте!»

Но невинность надо щадить! Оставляйте дѣтямъ жизнь! «Султанъ велѣлъ избивать христіанъ начиная съ семнадцатилѣтняго возраста!» Но кто послушается голоса благоразумія? Да и что станется въ жизни съ этими безполезными ребятишками, которыхъ въ страхѣ и смятеніи при поспѣшномъ бѣгствѣ потеряли ихъ родители? Эти армянскіе выводки бродятъ по пустыннымъ ущельямъ въ окрестностяхъ Муша и, подобно стаѣ уличныхъ собакъ, голодные и холодные шатаются по улицамъ. Магометане одного большого селенія близъ Мараша освободили годовалаго ребенка отъ ожидавшей его печальной участи тѣмъ, что забросили его въ огонь. Въ Байбуртѣ турки оказались до того великодушны, что сожгли грудныхъ младенцевъ вмѣстѣ съ матерями въ 14 домахъ. Богатый Оганъ Авакіанъ предлагаетъ бѣснующейся толпѣ все свое имущество, лишь бы только она пощадила жизнь его и его семьи. Онъ держалъ на рукахъ своего трехлѣтняго сына. Но имущество и безъ того не уйдетъ отъ толпы, надо только сначала расправиться съ мальчишкой, a потомъ и со старикомъ. И оба убиты на глазахъ матери и остальныхъ дѣтей. Для храбраго турка ничего не стоитъ задушить ребенка на груди матери, a солдаты Битлиса, какъ мячикъ перебрасывая штыками малютку, на глазахъ его матери, отъ одного къ другому, считаютъ это чрезвычайно веселой военной игрой. Толпа въ Эрзерумѣ ликуетъ, убивая дѣтей на обезображенномъ трупѣ отца, y котораго передъ этимъ вырѣзали куски мяса и поливали уксусомъ раны.

Но если при всѣхъ убійствахъ и гибли десятки женщинъ и дѣтей, если въ Ксантѣ и Лессонкѣ и были изрублены сто женщинъ, если среди жертвъ въ Битлисѣ и находились малъчики отъ пяти до двѣнадцатилѣтняго возраста — ученики духовноі школы,— все же нужно отдать туркамъ ту справедливость, что высшія власти не всегда одобряли подобныя жестокости. Кромѣ того, въ отчетахъ приведены названія многихъ селеній и городовъ, гдѣ не щадили младенцевъ даже въ утробѣ матери. Ихъ насильственно и прежде времени извлекали на свѣтъ Божій и затѣмъ или разрубали на части и бросали въ колодцы, или же разсѣкали крестообразно и снова вкладывали въ утробу матерей. Но факты такой неслыханной жестокости могутъ считаться единичными и совершались чудовищами въ человѣческомъ образѣ. Равнымъ образомъ и то обстоятельство, что среди погребенныхъ на кладбищѣ Сиваса 450 труповъ сто женщинъ оказались съ распоротыми животами, далеко превышало инструкціи, данныя властями народу. Но во всемъ остальномъ власти не ставили никакихъ границъ звѣрствамъ толпы. Если же армяне брали надъ нею численный перевѣсъ, на подмогу являлось войско и приводило дѣло къ желанному результату. Обезумѣвшія отъ страха толпы мужчинъ, женщинъ и дѣтей искали убѣжища въ храмахъ, въ надеждѣ, что святость мѣста послужитъ имъ защитой и спасетъ ихъ жизнь. Нo разъ рѣшено искоренить ненавистное христіанство, стоило ли обращать вниманіе на такую бездѣлицу, что сотни мужчинъ, женщинъ и дѣтей бѣ-

[стр. 147]

жали подъ кровлю храмовъ, и сотни церквей и монастырей превращались въ груду пепла со всѣми находящимися тамъ людьми. И что могло помѣшать разрушать двери храма въ Рессуанѣ и перебивать всѣхъ укрывшихся тамъ бѣглецовъ? 300 человѣкъ армянъ укрылись въ монастырѣ Магапаецвоцъ для того чтобы быть убитыми тамъ вмѣстѣ съ братіей... И кто станетъ порицать толпу за то, что церкви въ Индизѣ (округъ Лу-Шери), въ Гарбурѣ и Буссу (округъ Харпута) обрушились надъ головою христіанъ, если сами войска подавали ей примѣръ, какъ надо дѣйствовать? Въ Шабанъ Кора-Гиссаръ священному мѣсту было оказано уваженіе тѣмъ, что 2000 укрывшихся въ храмѣ мужчинъ, женщинъ и дѣтей были перебиты не въ самомъ храмѣ, a y его дверей. Но читатель собственными глазами можетъ изъ ІІ-й части убѣдиться, что въ Урфѣ воздвигнута колонна для вѣчнаго напомжнанія о позорномъ участіи ислама въ рѣзнѣ.

При вопросѣ о томъ, что дѣлать съ тысячами труповъ, кровожадной фантазіи народа открылся широкій просторъ. Нечего и говорить, что здѣсь не было мѣста ни для чувства стыда предъ позорнымъ дѣяніемъ, ни для чувства страха предъ величіемъ смерти. Но въ лѣтописи исторіи необходимо занести, что трупы тысячъ убитыхъ христіанъ, цинически раздѣтые донага, ужаснѣйшимъ образомъ изувѣченные и изуродованные, валялись всюду: въ горахъ, въ деревняхъ, въ городахъ, на улицахъ, на навозныхъ кучахъ, въ помойныхъ ямахъ, въ колодцахъ... Наконецъ, при помощи ословъ и евреевъ ихъ, какъ падаль, вывезли за городъ. Въ кучѣ обезображеннаго человѣческаго мяса никто не могъ разыскать или признать своихъ погибшихъ родныхъ... Трупы или оставляли на съѣденіе собакамъ, или, обливъ излюбленнымъ петролемъ, предавали аутодафе, или закапывали въ одной огромной ямѣ...

Людямъ почетнымъ устраивались особенныя похороны. Такъ, напримѣръ, въ Буссейдѣ отрубленная голова священника Матѳея была положена между ногами трупа, который молодые турки мѣстечка ради забавы хлестали розгами. Священнику Тер-Арутюну изъ Діарбекира и другому изъ церкви въ Алипунарѣ и еще десяти священникамъ изъ округа Тадема была оказана особая честь: съ ихъ труповъ содрали кожу. Настоятелю монастыря Сурпъ-Качъ въ округѣ Кизанъ и его молодому послушнику былъ воздвигнутъ памятникъ такого рода: содранную съ нихъ кожу набили соломой и повѣсили на деревья. Поведеніе турокъ въ Арабкирѣ достойно фантазіи Нерона: они украшали свой округъ рядами столбовъ съ воткнутыми на нихъ отрубленными головами армянъ. Что же касается до начальника жандармовъ въ Байбуртѣ, онъ съ полнымъ правомъ могъ бы принять на себя званіе командира лейбъ-гвардіи Тамерлана. 29-го октября онъ взялъ съ женщинъ селенія Ксанта откупъ деньгами и драгоцѣнностями на сумму 500 тур. фунт., обѣщая за это пощадить жизнь ихъ мужей. Но черезъ нѣсколько дней одумался, собралъ въ полѣ всѣхъ женщинъ и дѣтей означеннаго селенія и велѣлъ ихъ изрубить.

Жители двѣнадцати селеній на сѣверъ и западъ отъ Мараша бросились при началѣ безпорядковъ къ мѣстечку Турнусъ, въ надеждѣ пробраться оттуда въ горы Зейтуна. Такимъ образомъ собралось около 4000 человѣкъ. Но однажды утромъ они были внезапно окружены солдатами. Началась страшная рѣзня, отъ которой уцѣлѣло только 380 ч. женщинъ и дѣтей. По окончаніи кровопролитія солдаты погнали эту толпу, какъ стадо овецъ, къ Марашу, находящемуся на раз-

[стр. 148]

стояніи двухъ дней пути. Почему же, однако, ихъ не прикончили тутъ же? Да потому, что правительству султана надо было сохранять за собою репутацію великодушія, которое беретъ подъ свою защиту невинность. Но бѣдныя женщины не могли оцѣнить этого великодушія: въ декабрьскую стужу ихъ гнали, какъ стадо безсловесныхъ животныхъ, черезъ горы по снѣжнымъ сугробамъ; ихъ изнемогшихъ отъ усталости дѣтей бросали на дорогѣ, чтобы они не были помѣхой на дальнѣйшемъ пути, a останавливаться для отдыха не было времени, 0, еслибъ они довели свое великодушіе до конца ш перебили бы ихъ всѣхъ сразу! Какая радость оставаться въ живыхъ? Одна мать разсказывала, что она несла по дорогѣ двухъ своихъ дѣтей на рукахъ. Падая отъ уеталости, она была счастлива, что солдаты позволили ей посадить ихъ на лошадей, бывшихъ при нихъ. Но при переходѣ черезъ рѣку чудовища сбросили обоихъ малютокъ въ воду...

Неужели еще мало пролито крови и слезъ? Когда же вопли истерзаннаго народа достигнутъ до слуха христіанскаго міра? И что говорятъ объ этомъ тѣ христіанскія державы, которыя въ теченіе 18 лѣтъ простирали руку на защиту армянъ и во имя Всемогущаго составляли и закрѣпляли на бумагѣ реформы для порабощеннаго народа.

Но довольно объ этомъ! Надо еще привести здѣсь листъ, покрытый описаніемъ позора, крови и слезъ. «Убивайте мужчинъ! Ихъ имущество, жены и дочери — наши! Вотъ лозунгъ, которымъ солдаты въ Цезаріи поощряли вооруженный народъ къ убійствамъ, грабежу и позорнымъ преступленіямъ. И лозунгу этому слѣдовали во всѣхъ сотняхъ городовъ и тысячахъ селеній, гдѣ происходили ужасы опустошенія. Солдаты были настолько безсовѣстны, что еще до рѣзни наказывали христіанскимъ матерямъ беречь ихъ дочерей, ибо, говорили они, скоро всѣ христіанскія дѣвушки въ странѣ сдѣлаются ихъ собственностью.

Въ нашемъ отчетѣ приведено число 85000 убитыхъ. Но кто считаетъ гекатомбы подвергшихся позору и обезчещенію, тотъ считаетъ слезы тысячъ и десятковъ тысячъ погибшихъ въ горахъ, отданныхъ въ гаремы, проданныхъ на невольничьемъ рынкѣ или убитыхъ изъ любви къ искусству въ какомъ-нибудь потаенномъ мѣстѣ.
Могу ли я дать здѣсь понятіе о той массѣ преступленій, касающихся лишенія чести и позора, которому по сіе время ежедневно подвергаются тысячи женщинъ и дѣвушекъ?

Одинъ негодяй, Хаджи Бегосъ, похвалялся тѣмъ, что онъ собственноручно изрубилъ сто человѣкъ армянъ и, затѣмъ, раздѣвъ христіанскую дѣвушку совершенно донага, гонялъ ее по всѣмъ городскимъ улицамъ. Народъ въ Цезаріи, сжегши 30 армянскихъ домовъ со всѣми ихъ обитателями, произвелъ нападеніе на женскія бани какъ разъ въ часъ купанья. Можно представить себѣ, какой пріемъ получили тридцать женщинъ изъ Кошмята, бродившія совершенно нагими по горамъ и, наконецъ, попавшія въ руки солдатъ? Но въ этомъ еще нѣтъ ничего особеннаго. Ни одна рѣзня не обходилась безъ того, чтобы послѣ убійства мужчинъ не слѣдовало обезчещеніе женщинъ и дѣвушекъ. Послѣ каждаго грабежа женщины и дѣвушки продавались, обмѣнивались на лошадей и ословъ или выводились на невольничій рынокъ. Каждый постой, назначавшійся въ селенія ради охраны (?) или избіенія жителей, сопровождался тѣмъ, что ага и офицеры производили дѣлежку дѣвушекъ между солдатами и заптіями.

[стр. 149]

Женщины въ собственныхъ домахъ подвергались. низкимъ оскорбленіямъ на глазахъ своихъ связанныхъ мужей или же, перегоняемыя изъ дома въ домъ, лишались чести. Вотъ участь вашихъ армянскихъ сестеръ, гермажскія женщины! Кого же изъ нихъ вы больше пожалѣете: тѣхъ ли, которыя, потерявъ мужей или дѣтей, едва прикрытыя лохмотьями, ютятся въ какомъ-нибудь уголкѣ своего разрушеннаго дома и вздрагиваютъ при малѣйшѳмъ шумѣ шаговъ турка или курда, или тѣхъ, которыя, отличаясь красотою, плѣнили сердце какого-либо сластолюбиваго аги и, несмотря на стоны и вопли, увлечены въ его гаремъ, гдѣ должны принести въ жертву не только свою честь, но и религію?

Всѣ эти факты вполнѣ объясжяютъ то обстоятельство, что сотни женщинъ въ Арменіи нашли исходъ въ добрвольной смерти. Становится совершеяно понятнымъ, что побуждало пятьдесятъ женщжнъ жзъ Ксанты и Лессонка бросаться въ колодцы или низвергаться въ пропасти. Можно представить себѣ, какое чувство заставило броситъся въ волны Евфрата одну знатную армянку, которую гнали вмѣстѣ съ цѣлой толпой другихъ женщжнъ и дѣтей и нѣсколышми мужчинами изъ Узунъ-Оба (въ 25 миляхъ на востокъ отъ Харпута). Что позоръ страшнѣе смерти — это доказали остальныя 55 женщжнъ, которыя вмѣстѣ съ дѣтьми послѣдовали ея примѣру и нашли смерть въ волнахъ...

У кого же содрогнется сердце отъ жалости при чтеніи письма, которое одинъ несчастный старый отецъ пишетъ сыну, находящемуся на чужбинѣ: «0, я не смѣю тебѣ сказать!.. Они пришли и грозили убить меня, если я не выдамъ имъ твоей сестры. Они уже взяли все: одѣяла, постели, одежду, всѣ припасы и даже дрова. Потомъ пришли опять и стали требовать, чтобы я отдалъ имъ дочь. Я противился имъ, на все готовый... Но когда они поднесли мнѣ саблю къ горлу и смерть была уже близко, дочь бросилась предъ турками на колѣни съ крикомъ: Пощадите отца! Я иду за вами!

И они ее увели».

Но позорныя дѣйствія офицеровъ и солдатъ далеко превосходятъ грубость курдскихъ ордъ и цинизмъ городской толпы и заставляютъ изумляться турецкой военной организаціи и хваленой магометанской чистотѣ нравовъ. Мнѣ гадко обмакивать перо въ это море грязи, но надо же показать на что сяособны охранители порядка и законности, говорящіе объ «армянскихъ реформахъ».

Слѣдующій краткій отчетъ составленъ по двумъ, независящимъ одно отъ другого показаніямъ.

«Въ селеяіи Гуссейникъ (въ Харпутскомъ вилайэтѣ) 600 человѣкъ солдатъ (а гдѣ солдаты, тамъ и офжцеры) собрали y себя въ лагерѣ приблизительно такое же число армянскихъ жеящинъ и молодыхъ дѣвушекъ. По удовлетвореніи совершенно открыто низкихъ страстей солдаты безжалостяо перебили всѣхъ жертвъ своего сластолюбія.

Неужели кровь эта же водіетъ къ небу? Неужели стоны этихъ женщинъ и дѣвушекъ не достигдутъ слуха Всемогущаго, если сильные міра сего остаются къ нимъ глухи? Но если есть Богъ на небесахъ, Онъ услышитъ ихъ.

Д-ръ Лепсіусъ.

 

Также по теме:

А. Дж. Киракосян:
Великобритания и Армянский вопрос

Полк. Як. Д. Лазаревъ:
Причины бѣдствий армян в Турціи и отвѣтственностъ за раззореніе Сасуна