Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ

 

Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


ОТДѢЛЪ II.


[стр. 158]

Письмо о Восточномъ вопросѣ.

Я родился, въ годъ, когда началась турецкая война, приведшая къ севастопольскому погрому, я пережилъ въ ранней молодости то общественное и народное движеніе y насъ, которое предшествовало и сопровождало турецкую войну 1877 г. Въ прошломъ году пришлось смотрѣть издали какъ загоралось, но не выгорѣло на Востокѣ. Чувствуется связь и хочется вникнуть въ смыслъ этихъ трехъ явленій: крымская война, война 1877 г. и армянскія и греческія дѣла 1896 — 97 гг. Отчего первое кончилось пораженіемъ Россіи, второе — ея, хотя не полнымъ, торжествомъ, a изъ третьяго ничего не вышло, и небывалое накопленіе человѣческихъ бѣдствій не разрѣшилось никакимъ историческимъ ударомъ?

Когда дѣло идетъ о восточномъ вопросѣ, который уже двѣнадцать вѣковъ тому назадъ опредѣлился исторически, какъ борьба между христіанскимъ и мусульманскимъ міромъ,—хорошо, если можно стать на такую точку зрѣнія, которая была бы понятна и для мусульманъ, и для христіанъ и притомъ нетолько для христіанъ религіозно-настроенныхъ, но и для равнодушныхъ къ религіи.

Такая точка зрѣнія есть, и на нее даже трудно не стать. Впервые она была выражена въ простой и наивной формѣ тѣми благочестивыми лѣтописцами, которые говорили, что Богъ далъ верхъ мусульманамъ за грѣхи христіань. Съ этимъ, конечно, согласится и всякій благочестивый мусульманинъ: коранъ Магомета наполненъ разсказами о народахъ и городахъ, пораженныхъ и погибшихъ за грѣхи свои. A между тѣмъ смыслъ этого взгляда можетъ быть принятъ, и постоянно принимается, самыми скептическими историками. Кто же не согласенъ, напримѣръ, въ томъ, что французская монархія погибла за грѣхи ancien régime? Нужно только не смѣшивать личную нравственную отвѣтственность съ общественною, или историческою. Эти два порядка отношеній разнообразно переплетаются между собою, но они никогда не совпадаютъ и не отождествляются вполнѣ. Конечно Людовикъ ХVІ былъ лично менѣе всего виновенъ въ грѣхахъ прежней французской монархіи. Точно также y насъ, хотя смутное время несомнѣнно было отвѣтомъ исторіи на режимъ Ивана IV, но разразился этотъ отвѣтъ не надъ виновникомъ, a надъ дѣтьми Бориса Годунова и множествомъ другихъ лично невиновныхъ жертвъ. Тутъ есть мудреная задача и для религіозной и для философской мысли; но трудность этой задачи, и хотя бы даже ея неразрѣшимость, нисколько не устраняетъ ни естественной солидарности собирательнаго — цѣлыхъ народовъ, государствъ,— ни естественной связи общественныхъ бѣдствій съ общественными грѣхами или неправдами.

Этимъ уже разрѣшенъ первый вопросъ объ исходѣ крымской войны. Рѣ-

[стр. 159]

шеніе это еще тогда было сразу y насъ принято всѣми — безъ дебатовъ, par acclamation. Крѣпостническій и безсудный строй русской жизни, державшійся даже противъ лучшей воли благонамѣреннаго Государя, достаточно объяснялъ и оправдывалъ ходъ событій въ глазахъ всѣхъ мыслящихъ и добросовѣстныхъ людей. Западники и славянофилы, Грановскій и Хомяковъ были тутъ единогласны. Тогда не приходило въ голову и то кажущееся основательнымъ возраженіе: крѣпостническій и безсудный строй русской жизни существовалъ и прежде, однако, Россія торжествовала и надъ шведами и надъ поляками, и надъ Европой Наполеона I, и надъ тѣми же турками. Но при оцѣнкѣ историческихъ явленій,— хотя бы нравственной,— нелѣпо отвлекаться отъ историческихъ условій и отъ даннаго уровня обществеьшаго сознанія. Въ 1709 г. и даже въ 1812 г. отъ Россіи требовалось не то, что въ 1854. Нашъ дореформенный строй былъ сносенъ для полу-варварскаго состоянія образованности; онъ былъ бы даже недосягаемою вершиною совершенства для времени дикихъ. Но общество, произведшее Жуковскаго и Пушкина, Грибоѣдова и Гоголя, не могло безъ тяжкаго грѣха оставаться при этомъ строѣ. Младенцу прощаютъ такія безчинства, за которыя взрослыхъ выводятъ съ позоромъ. Русское общество, по крайней мѣрѣ въ верхнихъ кругахъ своихъ, было взрослымъ въ эпоху крымской войны. Оно само поняло севастопольское крушеніе какъ нравственный урокъ и покаявшись принесло плоды, достойныя покаянія За внутреннимъ исправленіемъ послѣдовали и внѣшніе успѣхи: покореніе Кавказа, Средней Азіи, освобожденіе Болгаріи. Это были побѣды столько же культурныя, сколько и военныя: Россіи Александра II было что передать этимъ варварскимъ странамъ для ихъ собственной пользы. Внѣшнее торжество было не полное, но вѣдь и внутреннее исправленіе было тоже съ грѣхомъ пополамъ: насколько заслужили, столько и получили.

A затѣмъ — кровавая игра незрѣлыхъ школьниковъ въ революцію, 1-е марта и его естественныя послѣдствія. Что же мы заслужили за 15 лѣтъ 1881—1896? Если 1-е марта покрыто своими послѣдствіями, a эти послѣдствія оправдывались тѣмъ событіемъ, которое ихъ вызвало, то не сошелъ ли нашъ нравственный бюджетъ на круглый нуль? Кажется, что такъ. Заглядывая въ душу нашего общества, не увидишь тамъ ни яснаго добра, ни яснаго зла. Точно тѣ тѣни, которыхъ ни адъ, ни рай, ни чистилище не принимаютъ. Non raggionar di lor, ma guarda e passa! или no русски: ни Богу свѣча, ни черту кочерга. Настоящая была, здоровая чертова кочерга въ крѣпостнической и безсудной Россіи; и свѣча Божія горѣла въ эту пору ярко, хотя и подъ спудомъ. Поломали чертову кочергу преобразованія 1861—66 гг. и вьшули свѣчу Божію изъ подъ спуда. A теперь ни то, ни ce: кочерга поломанная лежитъ неубрана на видномъ мѣстѣ, a свѣча Божія запрятана гдѣ-то въ углу, хотя и не подъ спудомъ, a за какими-то негодными, темными ширмами, и еле - еле доходитъ отъ нея тусклый свѣтъ. Такіе тусклые моменты — отсрочка для суда исторіи. Провидѣніе какъ будто выжидаетъ и безмолвствуетъ. Вотъ почему въ прошломъ году всѣ горючіе историческіе матерьялы были какъ отсырѣлыя дрова и не могли зажечь восточнаго вопроса. Борьба христіанскаго міра съ мусульманскимъ! Но гдѣ же, въ чемъ наше христіанство?

Владиміръ Соловьевъ.

 

Также по теме:

А. Дж. Киракосян:
Великобритания и Армянский вопрос

Полк. Як. Д. Лазаревъ:
Причины бѣдствий армян в Турціи и отвѣтственностъ за раззореніе Сасуна