Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ

 

Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


[P]

ПРЕДИСЛОВІЕ КЪ 1-МУ ИЗДАНІЮ.

 

И въ жизни цѣль есть, цѣль святая:
Помочь слабѣйшему въ пути.

Скорбная своеобразность безпримѣрныхъ бѣдствій разразившихся въ послѣдніе (1894—1897) годы, надъ многострадальнымъ армянскимъ населеніемъ Турціи, заключалась, между прочимъ, въ томъ, что не сразу выяснились предъ общественнымъ мнѣніемъ ихъ истинная причина и характеръ, равно какъ ихъ ужасающіе размѣры.

Недовѣріе къ безкорыстію англійской политики, заслуженное ея прошлымъ; осложненія на крайнемъ Востокѣ; натянутое международное положеніе; отдаленность мѣста кровавыхъ событій и опасеніе вызвать призракъ грознаго Восточнаго вопроса,—все это, вмѣстѣ взятое, заставляло относиться скептически къ первымъ извѣстіямъ англійской печати о безчеловѣчномъ истребленіи въ 1894 г. турками въ Сасунѣ 10.000 мирныхъ армянъ подъ предлогомъ усмиренія мнимаго возстанія 1). Искусная турецкая дипломатія, съ своей стороны, пользуясь благопріятными обстоятельствами, сначала отрицала общеизвѣстные факты, а потомъ оправдывалась предъ общественнымъ мнѣніемъ, превращая черное въ бѣлое и наоборотъ 1)—въ кровавой эпопеѣ Сасунскаго разгрома.

Ободренные безнаказанностью своего перваго варварскаго поступка въ Сасунѣ и желая свести къ нулю предложенныя для армянскихъ вилайетовъ реформы, турки, по утвержденіи

---------------------------

1) См. ниже извл. изъ Желтой Книги, въ отд. II.

[Q]

этихъ реформъ Портою въ октябрѣ 1895 г., задумали и выполнили чудовищный планъ 2) истребленія армянскаго населенія, именно, въ районѣ проектированныхъ рефомъ 3). Разоряя, истребляя тысячами, десятками тысячъ мирное армянское населеніе, совершая невѣроятные акты насилія, утонченной жестокости и скотскаго разврата, акты поруганія христіанскихъ святынь и совращенія въ исламъ, турки, при помощи услужливыхъ органовъ печати, увѣряли Европу, что они только обороняются отъ армянскихъ «бунтовщиковъ», осмѣливающихся нападать на «правительственныя зданія» и даже «на молящихся въ мечети мусульманъ». И нашлись люди, которые искренно повѣрили или прикинулись повѣрившими этимъ побасенкамъ! Еще разъ оправдался грустный возгласъ Тютчева:

Опять Востокъ дымится свѣжей кровью,
Опять рѣзня, повсюду вой и плачъ!
И снова правъ пирующій палачъ,
А жертвы преданы злословью.

Но правда о неслыханныхъ звѣрствахъ, совершоыныхъ турками, всплыла, наконецъ, наружу, когда, вслѣдъ за англійскою печатью, о нихъ заговорила далеко не солидарная съ нею американская, французская и нѣмецкая печать. Самые упорные скептики должны были убѣдиться, что турецкая орда осталась прежнею «ордою дикарей» 1), усвоивъ себѣ лишь усовершенствованные способы истребленія христіанъ.

«Теперь,—писалъ въ «С.-Петербургскихъ Вѣдомостяхъ» въ

-----------------------------------

1) Желтая Книга содержитъ массу тому доказательствъ. Вынужденная назначить слѣдственную комиссію для разслѣдованія Сасунской рѣзни, Порта въ своемъ органѣ Тарикъ, не стѣсняясь, печатала, что комиссія имѣетъ цѣлью разслѣдованіе «преступленій  армянскихъ разбоиниковъ» (см. Ж. К. № 12). Поспѣшно заключивъ, изъ боязни предъ опасностями зимней кампаніи (депеша № 72), съ Зейтунцами капитуляцію и февраля 1896 г., Порта открыто нарушила требованіе ея о назначеніи христіанскаго каймакама и только 4 мѣсяца спустя исполнила настойчивое домогательство державъ (депеши №№ 207, 208, 211).

2) См. ниже извлеченіе изъ Желтой Книги. Отд. II, стр. 101 и слѣд.

3) По офиціальнымъ даннымъ, сообщеннымъ Портѣ, въ нотѣ шести великихъ державъ, въ февралѣ 1896 г., значилось: въ шести армянскихъ вилайетахъ, гдѣ предположено ввести реформы (Эрзерумъ, Сивасъ, Харпутъ, Діарбекиръ, Битлисъ, Ванъ), разграблено домовъ 37.257, разграблено лавокъ 6.512, убито христіанъ 29.107, убито мусульманъ 897, насильственно обращено въ магометанство 36.300, пущено по міру 247.З00. Всего же въ Малой Азіи разорено домовъ 39.749, разорено лавокъ 7.942, убито христіанъ 37.085, мусульманъ 938, насильственно обращено въ магометанство 40.950 армянъ, пущено по міру 290,300. См. Желтую Книгу, стр. 294. См. Макколь: «Султанъ и державы», 296 и слѣд.

[R]

1897 г. одинъ изъ такихъ скептиковъ-англофобовъ г. Гольмстремъ, ознакомившись съ положеніемъ горемычныхъ армянъ Турціи, — я всему вѣрю, хотя, видитъ Богъ, я былъ бы радъ не вѣрить, хотя отъ этой вѣры мнѣ больно, горько и позорно, хотя, желая оправдать свои прежніе взгляды, я вчитывался въ каждую строчку, напрягалъ всѣ силы своихъ критическихъ способностей, чтобы отыскать англійскую интригу, армянскую недобросовѣстность, чтобы почувствовать фальшь, преувеличеніе, передержку. Мои усилія оказались тщетными: строчки книги (Положеніе Армянъ въ Турціи) чистыя, какъ кристаллъ, проходили рядъ за рядомъ предъ моими глазами, западали мнѣ въ душу, леденили, давили сердце». Уяснивъ свою ошибку, почтенный публицистъ съ честнымъ мужествомъ сознается въ ней, и въ своей замѣчательной статьѣ 2) рекомендуетъ ближе ознакомиться съ статьей Диллона, дабы убѣдиться, что «истребленіе армянъ направлено исключительно противъ Россіи» 3).

Безстрастныя, но потрясающія страницы французской Желтой Книги, появившейся, къ сожалѣнію, только весною 1897 г., окончательно закрѣпили достовѣрность газетныхъ извѣстій о чудовищныхъ злодѣяніяхъ турокъ — съ разореніемъ цѣлыхъ городовъ, сотенъ деревень, съ сожженіемъ 3.000 женщинъ и дѣтей въ Орфѣ, съ насильственнымъ обращеніемъ десятковъ тысячъ христіанъ въ исламъ и о т. п. ужасахъ, которые не только нельзя преувеличить, но даже, какъ замѣчаетъ Гладстонъ, невозможно и въ точности передать, какъ нельзя въ точности указать цифру убитыхъ армянъ... Минимальная цифра (къ началу 1896 г.) была выставлена въ кол-

------------------------------

1) Офиціозный листокъ «Le Nord» въ іюлѣ 1897 г. писалъ: «Со времени взятія Константинополя протекло четыре съ половиной столѣтія, не оставивъ ни малѣйшаго слѣда цивилизаціи на потомкахъ азіатскихъ кочевниковъ. Какими они были шесть вѣковъ назадъ въ Азіи, гдѣ жили грабежами, такими они остались и понынѣ, когда рѣжутъ и сушатъ тысячи христіанъ для того, чтобы овладѣть ихъ имуществомъ, предаваясь самому разнузданному разврату... Частые уроки, полученные Турціею отъ Россіи, могли бы, кажется, поднять до уровня европейской культуры самихъ антропофаговъ Океаніи, но на Турцію они, къ сожалѣнію, не подѣйствовали» (см. «С.-Петербург. Вѣд.» 1897 г. № 193 отъ 18 іюля).

2) Статья Гольмстрема перепечатывается ниже (стр. V—XIV).

3) Статья г. Диллона перепечатывается ниже (см. отд. II, стр. 9—47)- — Вполнѣ правдивое освѣщеніе вопроса находимъ и въ только что вышедшей книгѣ «Султанъ и державы» Макколя, еще со времени турецкихъ звѣрствъ въ Болгаріи выступившаго защитникомъ христіанъ и сторонникомъ соглашенія Англіи съ Россіей.

[S]

лективной нотѣ пословъ 37.000 1), Макколь считаетъ въ 200.000, французы: Шаржетанъ—въ 300.000, а Викторъ Бераръ—въ 500.000.

Армянскій патріархатъ въ Константинополѣ поименно зарегистровалъ 30.000 сиротъ, а всѣхъ сиротъ-армянъ насчитывается до 100.000 и болѣе 2).

Едва ли когда и будетъ приведена въ извѣстность точная цифра убитыхъ армянъ, такъ какъ многіе изъ нихъ нашли смерть въ пропастяхъ горъ Арменіи или въ волнахъ лазурнаго Босфора 3).

Уцѣлѣвшее чудомъ армянское населеніе, лишенное всего, пущено по міру и не можетъ прожить безъ посторонней помощи 4). Христіанскіе народы обоихъ полушарій спѣшатъ на помощь «погибающему старѣйшему христіанскому народу» 5). Россія ли, связанная вѣковыми славными традиціями съ христіанами Турціи 6), отстанетъ въ этомъ добромъ дѣлѣ? Въ нашъ вѣкъ ипертрофіи личнаго и коллективнаго эгоизма 7) трезвый, холодный разсудокъ и доктрина интересовъ «конца вѣка» рекомендуютъ держаться правилъ: «своя рубашка ближе къ тѣлу», «моя хата съ краю». Это правда, но правда и то, что, кромѣ мѣрки интересовъ, существуетъ и другая мѣра, «единая истинная и непреложная»—справедливость, провозглашенная еще въ «началѣ вѣка» 8); правда и то,

Что жизнь бы холодомъ знобила,
Что жизнь бы мудростью томила,
Какъ скучной сказкой безъ конца,
Когда бъ не грѣли насъ лучами,

---------------------------------

1) См. ниже введеніе.

2) По послѣднимъ свѣдѣніямъ число сиротъ достигаетъ 400.000 (см. «Петерб. Вѣд.» 1897 г., № 221).

3) См. ниже. Отд. II, стр. 79.

4) По исчисленію миссіонера Лепсіуса изъ оставшихся приблизительно 700.000 армянъ—546.000 нищіе (Europa und Armenien,—eine Ankhlageschrift. Berlin, 1896).

5) См. Oeuvre d'Orient Mai—Juin. Этотъ же органъ сообщаетъ, что въ нынѣшнемъ году Турецкой Арменіи грозитъ еще новый бичъ—голодъ.

6) См. ниже статьи Кананова и Грева. Отд. I, стр. 505, 512.

7) См. ниже статьи Сигмы и Буквы, 458, 469.

8) «Измѣряя существо его (присоединенія Грузіи) единственно по нашимъ выгодамъ,—писалъ Александръ I въ 1801 г.,—мы не можемъ не признать всей ихъ силы, но полъзамъ царствъ земныхъ въ правилахъ вѣчныхъ предустановлена другая мѣра—единая истинная и непреложная: справедливость и неприкосновенность къ общенародному праву» (Выс. рескр. Александра I на имя Кноринга по поводу присоединенія Грузіи. См. стр. 219 Дубровина: «Георгій XII и присоединеніе Грузіи къ Россіи». Спб. 1897 г. изд. 2-ое).

[T]

Когда бъ не бились рядомъ съ нами
Другія—добрыя сердца...

Живой сочувствеыный откликъ, который встрѣтилъ отовсюду призывъ къ участію въ «Братской Помощи», не служитъ ли тому доказательствомъ?

Принося глубочайшую благодарность всѣмъ участникамъ 1), трудами коихъ создался настоящій громадный томъ, въ 950 страницъ, льстимъ себя надеждою, что примѣръ пишущей братіи найдетъ подражаніе въ читающей публикѣ.

Два слова о составѣ и порядкѣ расположенія статей.

Всѣмъ знакомымъ съ техническою стороною изданія сборниковъ, подобныхъ настоящему, извѣстно, какъ трудно придерживаться строгой системы при размѣщеніи статей, поступленіе коихъ продолжается до конца печатанія. Для «Братской Помощи» принятъ былъ такой планъ:

Въ введеніи помѣщены статьи, имѣющія отношеніе къ помощи армянскимъ сиротамъ и переселенцамъ.

Затѣмъ слѣдуетъ большой отдѣлъ, распадающійся на двѣ половины: въ первой находятся собранныя въ нѣсколько группъ статьи общаго литературнаго и научнаго характера; во второй, главнымъ образомъ,—статьи, касающіяся прошлаго и настоящаго армянъ, незнакомство съ коими служило и служитъ источникомъ вредныхъ недоразумѣній.

Ничто, по справедливому замѣчанію Ламартина, такъ не способствуетъ междуплеменной розни, зависти и враждѣ, какъ невѣжество. До чего же у насъ слабо знакомство съ бытомъ и настроеніемъ армянскаго населенія Закавказья, можно видѣть на одномъ примѣрѣ. У насъ многіе привыкли думать и даже печатно утверждать, что армяне чуть не поголовно живутъ паразитами, занимаясь легкою и прибыльною торговлею и ростовщичествомъ. Непререкаемыя данныя статистики, приводимыя ниже въ статьѣ А. Н. Сазонова, показываютъ, какъ ошибочно это распространенное предубѣжденіе, основанное

--------------------------------

1) Редакція армянскаго журнала «Араксъ» доставила значительное количество клише, портретовъ, видовъ и типовъ армянскихъ; редакція «Землевѣдѣнія» — клише видовъ о. Гокчи; типографія К. Ѳ. Александрова, фототипія Отто Ренара, писчебумажная фирма Говарда и корректорша О. М. А—а согласились сдѣлать значительныя скидки.

[U]

на мимолетныхъ и случайныхъ впечатлѣніяхъ. Не всякій этому повѣритъ, а между тѣмъ это безусловно достовѣрный фактъ, что громадное большинство армянъ изстари было и остается донынѣ земледѣльческимъ. Изъ милліона армянъ Россіи занимаются земледѣліемъ 80%. Въ мѣстахъ же исконнаго кореннаго поселенія армянскаго народа, въ бывшей Армянской области, гдѣ живутъ 845.667, т.-е. 69,60/0 этого народа, съ первобытныхъ временъ преданнаго этому излюбленному своему занятію и не даромъ стяжавшаго въ исторіи эпитетъ «трудолюбиваго» % армянъ-земледѣльцевъ достигаетъ 96 (девяносто шести!) и они производятъ больше половины общаго сбора хлѣбовъ 1). Вотъ вамъ и «паразиты»! Ex uno disce...

По поводу же обвиненій въ неблагонадежности, съ легкимъ сердцемъ возводимыхъ на армянъ, распространяться тутъ неудобно, но невольно вспоминается характерная сцена, свидѣтелемъ которой недавно довелось быть, кромѣ пишущаго эти строки, еще нѣсколькимъ туристамъ. Это было на берегу Гокчайскаго озера осенью 1896 года, когда изъ Турціи нахлынули послѣ Ванской рѣзни тысячи обездоленныхъ армянъ и когда самое оказаніе имъ помощи, въ виду отсутствія офиціальнаго разрѣшенія, сопряжено было съ опасностью 2). Разставшись съ партіею переселенцевъ 3), мы вошли въ столовую станціи Еленовки. Вскорѣ вошелъ старый, загорѣлый, исхудалый армянинъ въ одной чухѣ, сильно озябшій. Буфетчикъ имеретинъ попотчевалъ сосѣда водкою. Взявши водку дрожащими руками—этотъ живой памятникъ исторіи, быть можетъ видѣвшій въ дѣтствѣ русскія войска, шедшія съ архіепископомъ Нерсесомъ во главѣ на освобожденіе Эчміадзина— поклонился налѣво, поклонился направо и, прежде чѣмъ выпить водку, торжественно провозгласилъ по-армянски обычный среди здѣшнихъ крестьянъ тостъ. Въ буквальномъ переводѣ тостъ значитъ: «да содѣлаетъ Господь острымъ мечъ русскаго Царя!»—Комментаріи излишни...

Хорошо извѣстно, что самыя убѣдительныя свидѣтельства исторіи и статистики не въ силахъ разомъ уничтожить зако-

----------------------------------

1) См. I отд. стр. 253—257. a также статью Сазонова въ №№ 8 и 9 «Русской Мысли» за 1896 г.

2)  См. стр. XIX.

3)  О нихъ см. ниже стр. XVIII.

[V]

ренѣлые національные предразсудки. Тѣмъ не менѣе истина, нужно надѣяться, въ концѣ концовъ возьметъ верхъ. Глубоко прискорбно было, что крайне несвоевременное воскрешеніе старыхъ предразсудковъ совпало какъ разъ съ послѣдними, столь горестными для армянъ, годами, когда не только чувство элементарной справедливости, но и простой житейскій тактъ, казалось должны были воздержать отъ ожесточенной племенной травли...

Въ небольшомъ, но потрясающемъ II отдѣлѣ помѣщено нѣсколько страницъ изъ необъятнаго мартиролога горемычныхъ турецкихъ армянъ за послѣдніе три года — Мало словъ, но горя рѣченька, Горя рѣченька бездонная.

Ознакомившійся съ этимъ неисчерпаемымъ горемъ многострадальныхъ армянъ не можетъ не почувствовать хоть капли жалости къ ихъ неимовѣрно бѣдственному положенію.

Нужды и горя вездѣ много. Безспорно! Но злополучные турецкіе армяне, надъ которыми разразился ураганъ неслыханныхъ бѣдствій, которые отъ собственнаго правительства претерпѣли ужасы, подобныхъ коимъ, какъ говоритъ академикъ Лероа-Болье, еще не видало праведное солнце,—такіе глубоко несчастные страдальцы въ правѣ разсчитывать на особое состраданіе отзывчивыхъ, добрыхъ людей. Ихъ ужасное положеніе невольно напоминаетъ,

Что въ жизни цѣль есть, цѣль святая:
Помочь слабъйшему въ пути...
Кто съ болью личнаго несчастья
Не можетъ ближняго любить,
Въ комъ нѣтъ горячаго участья,
Тому... тому не стоить жить!

Г. Д

Мармашенъ (Эрив. губ.).

Мармашенъ (Эрив. губ.).

 

Также по теме:

А. Дж. Киракосян:
«Великобритания и Армянский вопрос»

Полк. Як. Д. Лазаревъ:
«Причины бѣдствий армян в Турціи и отвѣтственностъ за раззореніе Сасуна»