Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ

 

Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


ВВЕДЕНІЕ.

[III]

Братья-армяне.

„Христосъ средь насъ!" поютъ во храмѣ.
Но грустно мнѣ. Душа молчитъ...
И этотъ гимнъ предъ алтарями
Такъ оскорбительно звучитъ.
Когда-бъ Онъ былъ средь насъ и видѣлъ,
Чего достигъ нашъ славный вѣкъ,
Какъ брата братъ возненавидѣлъ,
Какъ опозоренъ человѣкъ, —
И еслибъ здѣсь, въ блестящемъ храмѣ,
„Христосъ средь насъ!" Онъ услыхалъ,
Какими-бъ жгучими слезами
Передъ толпой Онъ зарыдалъ...

Мережковскій.

 

I

Неизъяснимой жалостью, мучительной, надрывающей душу болью сжалось бы сердце Спасителя при видѣ невысказанныхъ, неисчислимыхъ, невыносимыхъ, чудовищныхъ страданій, которыя вынесли, еще выносятъ и — о, ужасъ! — могутъ еще вынести наши бѣдные, слабые, беззащитные братья, современные мученики христіанства, армяне.

Кровавыми слезами заплакалъ бы Богочеловѣкъ и вторично готовъ былъ бы пріять смерть, чтобы спасти несчастныхъ отъ дальнѣйшихъ мукъ, — какъ сдѣлалъ бы это всякій изъ насъ, кто вмѣстѣ со мною прочелъ бы армянскій мартирологъ, сжигающій душу огнемъ стыда, негодованія и печали...

У меня есть сестра. Найдя у меня на столѣ брошюру и книгу объ армянахъ, которую я озаглавилъ бы: „Книга Крови и Слезъ", она, безъ моего вѣдома, прочла первыя 20 страницъ... Съ широко раскрытыми глазами, почти въ столбнякѣ, съ нервами лица какъ бы сконцентрированными, охваченными чувствомъ ужаса, какъ судорогой, сестра пришла ко мнѣ и едва вымолвила:

IV

— Неужели это правда?... и, закрывъ лицо руками, поникла головой...

Я вскочилъ со стула. Еще раньше я мелькомъ прочелъ нѣсколько страницъ въ серединѣ книгѣ, почувствовалъ, что мнѣ заледенило кровь и отложилъ чтеніе до другого раза. Я боялся за свои нервы... Теперь мнѣ стало жаль сестру, я хотѣлъ прогнать напрасный и безсильный ужасъ, наполнявшій ея душу. Я разразился филиппикой противъ армянскихъ агитаторовъ, обвинялъ ихъ въ подкупности, въ работѣ „на руку"; Англіи, въ извращеніи фактовъ, назвалъ всѣхъ армянъ революціонерами,—только для обрисовки ангельскихъ качествъ султана Абдулъ-Гамида у меня не нашлось подходящихъ словъ... Сестра ушла успокоенною...

.. Теперь я вѣрю всему, —хотя видитъ Богъ, я былъ бы радъ не вѣрить... хотя отъ этой вѣры мнѣ больно, горько и позорно, хотя, желая оправдать свои прежніе взгляды, я вчитывался въ каждую строчку, напрягалъ всѣ силы своихъ критическихъ способностей, ломалъ голову, чтобы отыскать англійскую интригу, армянскую недобросовѣстность, чтобы почувствовать фальшь, преувеличеніе, передержку. Мои усилія оказались тщетными: строчки книги, чистыя какъ кристаллъ, проходили рядъ за рядомъ передъ моими глазами, западали мнѣ въ душу—леденили, давили сердце.

Еслибъ я былъ великимъ виртуозомъ-піанистомъ, я бы властной музыкой сковалъ, подчинилъ своей волѣ всю русскую публику и, держа ее, рабски послушную, въ высшемъ напряженіи, я бы чудовищными, жестокими, невыносимо тягостными, какъ кошмаръ, звуками измучилъ, разстроилъ, истомилъ слушателей до того, чтобъ

... змѣинаго цвѣта отливы
Волновали и мучили совѣсть,

пока слушатели, съ широко раскрытыми отъ страданія и ужаса глазами, не схватились бы съ крикомъ обѣими руками за сердце... Если бы я былъ великимъ трагикомъ, я бы вышелъ къ рампѣ и, сосредоточивъ на себѣ вниманіе всѣхъ зрителей, перегнувшись къ нимъ, я шопотомъ, раздающихмся по всей залѣ и западающимъ въ душу, произнесъ бы фразу, словно, звукъ... но такъ, чтобы ударить прямо въ сердца, уязвить ихъ, изранить до крови и на вѣки, чтобы пробудить къ страшной дѣйствительности сознаніе русской публики, чтобы пріобщить ее мучительною болью къ страданіямъ братьевъ-армянъ...

II.

„Читатель, вашъ голосъ и ваша помощь необходимы. Тотъ вѣренъ Богу, кто вѣренъ человѣку, и тѣ—самые презрѣнные рабы, кто любитъ справедливость только для себя, а не для всего человѣче-

[V]

ства", говоритъ американецъ Lowell въ предисловіи къ одной изъ статей книги (стр. 226) 1). Русскій читатель, повторю я, вашъ голосъ необходимъ, потому что всѣ наши голоса составятъ общественное мнѣніе, голосъ Россіи, который не долженъ быть лживымъ. Ваше содѣйствіе нужно не только для матеріальной помоши армянамъ, но и для направленія общественнаго мнѣнія Россіи на правую стезю съ его ложнаго пути. Въ этомъ отношеніи въ нашемъ отечествѣ много грѣшниковъ; „изъ нихъ же первый есмъ азъ!";

„Вы дерзайте публично выступать съ порицаніемъ общественнаго мнѣнія, такъ безошибочно понявшаго и оцѣнившаго армянскую смуту";, заявлялъ мнѣ какой-то анонимный авторъ, въ безграмотномъ посланіи. Когда общественное мнѣніе ограничивается чутьемъ, оно всегда направляется темными личностями; только, ставъ на твердую почву фактовъ, можетъ оно претендовать на мѣсто въ общественномъ сознаніи и сдѣлаться осмысленнымъ. Съ этой цѣлью я рекомендую всякому, кто считаетъ себя въ правѣ руководить общественнымъ мнѣніемъ и тому, кто хочетъ самъ составить себѣ мыѣніе, прочесть упомянутую выше книгу, а также брошюру со статьей Диллона 2). „Всякій, кто самъ познакомится съ фактами, убѣдится, что силъ человѣческаго языка едва хватитъ для описанія того, что дѣйствителъно творилосъ и творится, и что преувеличеніе, даже еслибы мы были склонны къ нему, оказалосъ бы свыше нашихъ силъ. Я выражаю надежду, что каждъгй изъ васъ употребитъ стараніе, чтобы по мѣрѣ возможности ознакомитъся съ фактическимъ положеніемъ дѣлъ", — вотъ, слова Гладстона, которыя должны относиться и къ русскимъ людямъ3). Узнайте факты, хотя бы за тѣмъ, чтобы ихъ опровергнуть,—хотя это будетъ свыше вашихъ силъ.

Если человѣчность и справедливость вамъ не дороги, прочтите, какимъ несмываемымъ позоромъ покрываетъ ирландецъ Диллонъ своихъ соотечественниковъ-англичанъ.

Если вы думаете, что въ интересахъ Россіи — политика laisser faire въ армянскихъ дѣлахъ, прочтите статью Диллона и узнайте, что истребленіе армянъ направлено исключителъно противъ Россіи, дипломаты и публицисты которой съ непонятнымъ ослѣпленіемъ только затягивали до сихъ поръ петлю, уготованную намъ Турціей.

„А англичане?"; скажете вы.— „Развѣ не они хотѣли создать у насъ подъ бокомъ очагъ революціонной пропаганды?" — Англичане, отвѣтитъ вамъ Диллонъ, только старалисъ предупредитъ русскихъ: они воспользовались въ своихъ цѣляхъ горючимъ матеріаломъ изъ армянъ, сложенныхъ въ костры, облитыхъ керосиномъ и сожженныхъ тур-

----------------------------------

1)  Положеніе армянъ въ Турціи до вмѣшателъства державъ въ 1895 году, съ предисловіемъ Гр. Л. А. Камаровскаго (цѣна 1 р.).

2) „Положеніе дѣлъ въ турецкой Арменіи и турецкія звѣрства въ Сасунѣ" соч. Э. Диллона и Грина (ц. 25 коп.); статья г. Диллона перепечатана ниже въ II отдѣлѣ.

3) XVIII стр. книги.

[VI]

ками1), чтобы, заступившись за армянъ, которыхъ сами же предали во власть магометанамъ уничтоженіемъ Санъ-Стефанскаго договора, заслужить ихъ благодарность и тѣмъ убить двухъ зайцевъ: и сохранить ореолъ человѣколюбія, и хорошо устроить свои дѣла, сдержавъ

Гладстонъ.

Гладстонъ.

наше поступательное движеніе на югъ. Взявшись за святое дѣло помощи нечистыми руками и съ нечистыми цѣлями, англичане только обрекли армянъ на горшую бѣду и замарали въ глазахъ Европы

--------------------------------

1) Сасунская рѣзня въ 1894 году, изслѣдованная европейской комиссіей въ составѣ русскаго, французскаго и англійскаго делегатовъ. (См. II отдѣлъ).

[VII]

чистое дѣло этой націи, ждавшее и—горе намъ, жгучее горе! — не дождавшееся христіанскаго милосердія и отклика со стороны современныхъ цивилизованныхъ народовъ.

Я не оправдываю и не обвиняю дипломатовъ; я вижу, что мѣшало намъ дѣйствовать, и знаю, что каждое наше человѣчное движеніе было бы учтено Англіею въ свою пользу и къ нашему вящему вреду. Но это не избавляетъ Европу — и насъ въ томъ числѣ — отъ укора за бездѣйствіе.

Дѣйствовать могла и теперь въ состояніи фактически защитить армянъ только Россія, но Европа связала ее по рукамъ въ 1878 году и не гарантировала ей въ настоящемъ случаѣ безвредности для русскихъ интересовъ великодушнаго порыва съ нашей стороны.

Однако, теперь, когда Англія должна была смириться, когда отношенія всѣхъ державъ къ восточному вопросу выяснились, а главное, когда совѣсть народовъ подъ тяжестью позора пробудилась, теперь и намъ, русскимъ, нужно отдѣлить въ своемъ представленіи святое армянское дѣло отъ нечистыхъ рукъ Англіи, нужно откликнуться на этотъ вопль о помощи, нужно принять подъ свою защиту измученныхъ братьевъ-христіанъ...

Русь святая, православная, развѣ изсякли въ тебѣ силы любви?

III.

Предпринимая систематическое, организованное, массовое избіеніе армянъ въ своей имперіи, съ цѣлью разрѣдить христіанское населеніе, турки съ ихъ точки зрѣнія, такъ сказать, укрѣпляли свои границы по сосѣдству съ Россіей противъ нашего движенія на югъ. Имѣй они финансовыя средства, они возводили бы укрѣпленія, создали бы пояса крѣпостей, довели бы вооруженіе войскъ до совершенства и сконцентрировали бы ихъ на своихъ границахъ, держа христіанъ своей имперіи въ почтеніи къ мусульманамъ. Но у турокъ денегъ нѣтъ, и они пускаютъ въ ходъ свои мѣры, чтобы остаться господами положенія.

Диллонъ говоритъ: „Въ 1891 году Блистательная Порта, опасаясь серьезныхъ затрудненій для себя отъ обѣщаннаго введенія реформъ въ Арменіи и возможной во время войны враждебности христіанъ, живущихъ въ провинціяхъ пограничныхъ съ Россіей, организовала, такъ-называемую, кавалерію гамидіэ, составленную исключительно изъ курдовъ. Планъ, предложенный нѣкоторыми высшими сановниками имперіи, заключался въ томъ, чтобы вытѣснить армянъ изъ пограничныхъ земель, какъ напр., Алашкертъ, и замѣнить ихъ магометанами, чтобы число ихъ во всѣхъ пяти провинціяхъ было со-

[VIII]

кращено до такихъ размѣровъ, при которыхъ исчезла бы надобность въ спеціальныхъ реформахъ для армянскаго населенія и чтобы въ случаѣ войны курды дѣйствовали какъ противовѣсъ казакамъ. Эта открытая политика истребленія была точно осуществлена, и она, безъ сомнѣнія, приведетъ къ окончательному разрѣшенію армянскаго вопроса; но это разрѣшеніе будетъ позоромъ для христіанства и презрительной насмѣшкой надъ цивилизаціей. Курды, записанные въ войска, были оставлены въ своихъ родныхъ мѣстахъ, освобождены отъ службы, снабжены оружіемъ, облечены неприкосновенностью посланниковъ и обезпечены жалованьемъ, которое уплачивалось съ регулярностью, характеризующею Блистательную Порту. И они исполнили свою миссію съ щепетильной точностью: грабили богатыхъ армянъ, разрушали дома, жгли хлѣбъ и кормъ, уничтожали деревни, рѣзали скотъ, уводили молодыхъ дѣвушекъ, позорили замужнихъ женщинъ, истребляли цѣлыя поселенія и убивали всѣхъ, кто былъ настолько мужественъ или безразсуденъ, что пытался оказать противодѣйствіе. Власти не только ожидали такихъ дѣйствій со стороны курдовъ, но содѣйствовали и помогали разбойникамъ, побуждали и вознаграждали ихъ, а жалующихся армянъ не только не слушали, но заключали въ грязныя тюрьмы, мучили и оскорбляли самымъ ужаснымъ образомъ. Теперь доказано, что сасунская рѣзня, поголовное трехдневное избіеніе армянъ курдами и регулярными войсками съ пушками, когда погибло 10,000 человѣкъ, когда согнанные, какъ стадо барановъ, въ кучу, оцѣпленные со всѣхъ сторонъ, беззащитные, безоружные люди прокалывались штыками, когда раненые сжигались облитые керосиномъ и закапывались живьемъ въ землю, когда женщинъ насиловали и вспарывали имъ, беременнымъ, животы, а дѣтей насаживали на штыки, разрѣзали пополамъ, ставили въ рядъ и однимъ выстрѣломъ клали наповалъ десятками, когда христіане отъ ужаса сходили съ ума, все это взывающее къ небу для отмщенія дѣло,— въ сущности капля въ океанѣ армянскихъ страданій,— все это дѣло было исполненіемъ сознательнаго плана представителей Блистательной ІІорты, было заботливо подготовлено и безпощадно выполнено въ день восшествія султана на престолъ, послѣ прочтенія фирмана объ истребленіи. При такихъ обстоятельствахъ странно жаловаться и дѣлать Портѣ представленія о необезпеченности жизни и имущества въ Арменіи, такъ какъ это и есть цѣль, къ которой стремятся турки".

Истребленіе армянъ направлено, между прочимъ, противъ Россіи. Изъ сотенъ примѣровъ, приводимыхъ авторомъ брошюры, видно, что турки прилагаютъ всѣ усилія изгнать изъ имперіи армянъ, особенно изъ пограничныхъ съ Россіей областей, но предварительно ограбивъ ихъ дочиста. Вотъ какъ приводится этотъ планъ въ осуществленіе, по словамъ Диллона:

«Планъ истребленія, очевидно, дѣйствуетъ регулярно и хорошо. Христіанское населеніе истребляется, деревни переходятъ въ другія

[IX]

руки почти также быстро, какъ мѣняются декораціи въ оперѣ, и вмѣстѣ съ тѣмъ исходъ въ Россію и погребальное шествіе на кладбище возрастаютъ. Здѣсь не мѣсто давать списокъ деревень, перешедшихъ въ магометанство, но одинъ типическій примѣръ поможетъ составить представленіе о томъ процессѣ, который теперь совершается. Въ провинціи Алашкердъ, граничащей съ Россіей, существуютъ пять деревень на востокъ отъ Каракилисе, именно: Кедръ (или Кетэръ), Мангосаръ, Джаджанъ, Зиро и Кубкеранъ. Эйубъ-паша послалъ своихъ сыновей, чтобы занять эти деревни. Они-курды изъ племени Залаили, и всѣ состоятъ офицерами гамидіэ. Генералъ Эйубъ имѣетъ трехъ сыновей— Ресго-бея, Канидъ-бея и Юсуфъ-бея, и эти доблестные офицеры со своими солдатами выступили прошлой весной и заняли названныя деревни. Тамъ было въ то время около 400 армянскихъ домовъ, т.-е приблизительио около З,000 жителей христіанъ. Теперь въ этой мѣстности не осталось ни одного. Только одинъ изъ прежнихъ жителей по имени Аведисъ-Аса остался въ странѣ, но и онъ живетъ въ другой деревнѣ, Юнджану. Онъ былъ богатымъ человѣкомъ, когда явились курды; теперь онъ нищій. Армяне были совершенно изгнаны въ теченіе нѣсколькихъ мѣсяцевъ, при помощи такихъ мѣръ, которыя должны быть отнесены къ категоріи сильно дѣйствующихъ средствъ. Вотъ примѣръ: однажды курды встрѣтили Маркара, сына Гуго, везшаго съ поля домой свой хлѣбъ. Они потребовали, чтобы онъ далъ имъ свою арбу, но онъ отвѣчалъ, что онъ теперь занятъ, какъ они сами видятъ это, но позднѣе можетъ исполнить ихъ желаніе. Они убили его на мѣстѣ за непослушаніе и бросили его тѣло на повозку. Тридцать поселянъ отправились со своими дѣтьми въ Каракилисе, чтобы жаловаться каймакаму. Послѣдній заставилъ ихъ прождать на открытомъ воздухѣ одиннадцать дней; затѣмъ, выслушавъ ихъ, сказалъ имъ, чтобы они отправлялисъ въ Россію.

«Въ Битлисскомъ вилайетѣ (Буланикская каза и Мушскій санджакъ) находится деревня по имени Хачъ, что значитъ въ переводѣ— Деревня Креста. Теперь это—деревня полумѣсяца. Средства, при помощи которыхъ была произведена эта внезапная перемѣна, были тѣ же, какія описаны выше. Магометъ-Эминъ привелъ шайку курдовъ (изъ племенъ Джидракли и Каспакли) и занялъ деревню, т.-е. взялъ ее штурмомъ и, по ихъ собственному живописному выраженію, «сѣлъ въ ней». Къ счастью, она расположена всего въ разстояніи пяти миль отъ мѣстожительства турецкаго вице-губернатора; но къ несчастью для населенія онъ отказался двинуть пальцемъ, и всѣ жители были изгнаны, какъ бараны.

«Послѣ этого побѣдители принялись грабить сосѣднія деревни и въ особенности Пиранъ, расположенный на разстояніи одной мили. Эти деревни также перешли бы къ магометанамъ, еслибъ у одного изъ деревенскихъ старшинъ не явилась счастливая идея—предложить одному курду поселиться со своими людьми въ Пиранѣ; онъ получилъ

[X]

двадцать пахатныосъ полей, 10 луговъ и большой двухъ-этажный домъ, который былъ выстроенъ спеціально для него архитекторомъ изъ Битлиса; за это этотъ курдъ взялся защищать армянъ отъ Магомета Эмина и его веселыхъ молодцовъ.

«Когда я уѣзжалъ изъ Арменіи, триста шесть наиболѣе видныхъ представителей населенія Кнусскаго округа подали мнѣ за своею подписью петицію, которую они просили передать «гуманному и благородному народу Англіи.» Въ этомъ документѣ они справедливо говорятъ:

«Мы торжественно увѣряемъ вась, что рѣзня, бывшая въ Сасунѣ, составляетъ только каплю въ томъ океанѣ армянской крови, которая постепенно и безмолвно проливается во всей имперіи послѣ русско-турецкой войны. Годъ за годомъ, мѣсяцъ за мѣсяцемъ, день за днемъ невинныхъ людей, не исключая женщинъ и дѣтей, застрѣливаютъ, закалываютъ и убивають въ ихъ домахъ и на поляхъ, пытаютъ варварскими способами въ грязныхъ тюрьмахъ или обрекаютъ на гибель въ изгнаніи подъ палящимъ солнцемъ Аравіи. Въ то время, какъ разыгрываласъ эта длинная и страшная траіедія, не раздалось ни одного голоса во имя милосердія и не протянулась ни одна рука, чтобы помочь намъ. Эта трагедія продолжается до сихъ поръ, но теперь она вступила уже въ свою заключительную фазу, и армянскій народъ находится припослѣднемъ издыханіи. Неужели европейское сочувствіе должно выразиться только въ формѣ креста на нашихъ могилахъ?»

Эти печальныя заключительныя слова оказались мрачнымъ предзнаменованіемъ... Пока Европа торговалась, не зная, какъ раздѣлить ризы Оттоманской имперіи, турки до мельчайшихъ подробностей выполнили свой планъ: христіанскія души отлетѣли въ мукахъ! Вотъ что писали американцу Грину 11 января 1895 года (т. е. задолго до серіи убійствъ лѣтомъ и осенью 1895 года):

«Теперь, когда пришли извѣстія изъ Муша, тайна цѣлаго ряда кордоновъ между здѣшнею мѣстностью и Харпутомъ (Harpoot) объяснилась. Существуетъ серьезное основаніе предполагать, что мѣстныя власти задумали всеобщее избіеніе или рядъ избіеній христіанскаго населенія. Мало вѣроятія, чтобы опредѣленное приказаніе въ этомъ смыслѣ было дано изъ столицы, но цѣлый рядъ недавнихъ событій показываетъ, что нескончаемыя преслѣдованія и угнетеніе христіанъ и вообще способы, къ которымъ прибѣгали раньше, чтобы сокрушить христіанское населеніе, признаны теперь недостаточными. Всюду власти обнаруживаютъ теперь дѣятельность, бдительность и энергію въ своемъ стремленіи окружить христіанъ и уничтожить ихъ имя и существованіе. Это указываетъ на возникновеніе новаго плана, который предполагается привести въ исполненіе въ возможно скоромъ времени».

[XI]

IV.

Диллонъ говоритъ, что «избіеніе—небесная милость въ сравненіи съ адскими повседневными дѣяніями турокъ, смерть отъ руки курда въ тысячу разъ легче тѣхъ мукъ, которымъ подвергаются армяне отъ руки турецкаго правительства и въ мрачныхъ тюрьмахъ съ чудовищной системой разнообразныхъ пытокъ».

Говорятъ, что турецкое правительство вынуждено прибѣгать къ такимъ мѣрамъ, потому что власть его слаба. Диллонъ со словъ курдовъ и турокъ и на примѣрахъ доказываетъ, что это невѣрно, что турецкій законъ очень твердъ и сильно караетъ, если турокъ или курдъ провинится противъ турка. Но для христіанъ закона нѣтъ, — «райя» безправна: жалобщиковъ-армянъ, у которыхъ убили дѣтей, изнасиловали дочерей, увели женъ, турецкіе администраторы бьютъ плетьми, сажаютъ сгнивать въ тюрьмахъ или прямо гонятъ, какъ собакъ.

Нельзя не подписаться подъ словами профессора графа Л. Камаровскаго:

«Фактъ существованія Турціи — позоръ для христіанскихъ народовъ и, еслибы они рѣшились, какъ слѣдуетъ, сговориться между собой, ставъ на почву нравственности, права и человѣколюбія, они смогли бы быстро, безъ особыхъ потрясеній, положить конецъ этой державѣ, являющей изъ себя среди нихъ одинъ анахронизмъ и вопіющую общественную неправду».

Реформы для армянскихъ вилайетовъ, съ представительствомъ христіанъ наравнѣ съ турками, мнѣ кажутся вышедшимъ изъ министерскихъ канцелярій полнѣйшимъ nonsens, какъ съ турецкой, такъ и съ нашей точки зрѣнія здраваго смысла. Христіанская «райя», свидѣтельство которой не принимается, которая — внѣ законовъ не только человѣческихъ, но и природныхъ, потому что, безоружная, она даже не смѣетъ защищаться, когда ее убиваютъ,— эта презрѣнная, безправная «райя» будетъ засѣдать рядомъ съ туркомъ и дѣлить съ нимъ власть!!..

Говорятъ, надо вѣрить въ успѣхъ реформъ: онѣ выработаны въ соединенныхъ канцеляріяхъ разныхъ странъ. Готовъ вѣрить!

Credo, quia absurdum 1)...

Но разумъ говоритъ мнѣ, что все это только увеличитъ горючій матеріалъ. При такомъ взглядѣ на дѣло, я прося русское общество откинуть навязанное ему и въ сильной мѣрѣ совершенно превратное мнѣніе объ армянскомъ вопросѣ (во всей его цѣлокупности), граничащее съ безотчетнымъ суевѣріемъ, и, ознакомившись съ фактами,— на нихъ, а не на чутьѣ, обосновать окончательно свое мнѣніе; считаю

--------------------------------

1) См. II отд. статью гр. Л. А. Камаровскаго Ред.

 

[XII]

нужнымъ добавить, что русское сочувствіе измученнымъ армянамъ должно быть въ христіанскомъ смыслѣ активно. Имъ, израненымъ, ограбленнымъ, избитымъ, съ сожженнымъ хлѣбомъ и жилищами, имъ, нашимъ братьямъ-армянамъ, умирающимъ съ голоду, нужна теперь прежде всего заботливая помощь, матеріальная поддержка!

Нельзя утѣшать себя мыслью, что все спокойно въ Малой Азіи.

Этотъ покой заглушаетъ много стоновъ и мученій; сколько въ немъ таится смерти, сколько онъ похоронилъ въ себѣ ужасовъ!!...

В. А. Гольмстремъ.

 

В. А. Гольмстремъ.

В. А. Гольмстремъ.

 

 

Также по теме:

А. Дж. Киракосян:
«Великобритания и Армянский вопрос»

Полк. Як. Д. Лазаревъ:
«Причины бѣдствий армян в Турціи и отвѣтственностъ за раззореніе Сасуна»