Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ

 

Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


ВВЕДЕНІЕ.

[XXIII]

Гоненіе на христіанъ въ XIX столѣтіи 1).

Въ послѣдніе годы надъ турецкой Арменіей нависли тяжелыя темныя тучи, а изъ-за нихъ все съ бόльшею и бόльшею ясностью вырисовывается призракъ, казалось бы давно уже погребенный подъ насажденіями столѣтней христіанской культуры: — призракъ ужаснаго, заранѣе обдуманнаго и хорошо обставленнаго гоненія христіанъ. Вышедшая недавно книга очевидца всѣхъ этихъ событій подобно яркому свѣту молніи озарила страшную картину. Изображая всѣ эти ужасныя происшествія, авторъ основывается на вполнѣ надежныхъ источникахъ, донесеніяхъ консуловъ и пословъ великихъ христіанскихъ державъ, письмахъ и сообщеніяхъ изъ самой Арменіи, и наконецъ на тѣхъ фактахъ, которымъ онъ самъ былъ свидѣтелемъ. Книга эта носитъ названіе: „Арменія и Европа. Обвинительный актъ", и издана евангелическимъ пасторомъ, д-ромъ Іоганномъ Лепсіусомъ (см. ниже II отд.).

Прежде всего приведемъ нѣсколько цифровыхъ данныхъ. Статистика, основанная на вполнѣ надежныхъ источникахъ, даетъ намъ предварительный набросокъ слѣдующей картины: гоненіемъ убито 88,000 2); раззорено городовъ и деревень почти 2,000; уничтожено церквей и монастырей 568; обращено посредствомъ принужденія въ магометанскую вѣру 559 деревень со всѣми уцѣлѣвшими жителями, и сотни семей въ городахъ, общимъ числомъ больше 100,000; церквей обращенныхъ въ мечети 328; умерщвлено 179 священниковъ и 27 евангелическихъ пасторовъ; въ результатѣ 546,000 женщинъ, дѣтей и старцевъ, либо павшихъ мучениками, либо потерявшихъ своихъ кормильцевъ и отданныхъ въ добычу страшной нуждѣ, голоду и наготѣ.

------------------------------------

1) Изъ St-Petersburger Zeitung, 1896 г.

2) По позднѣйшимъ свѣдѣніямъ число убитыхъ доходило до 300,000, а Викторъ Бераръ (см. Politique du sultan) считаеть болѣе правдоподобною цифру 500,000. Ред.

[XXIV]

Но, скажутъ намъ, «вѣдь армяне бунтовали». Это мнѣніе получитъ достаточное освѣщеніе въ виду того факта, что болѣе чѣмъ на 88,000 убитыхъ армянъ приходится по турецкой статистикѣ—только 1,293 убитыхъ магометанъ; и еще фактъ: убитые христіане могли спасать себѣ жизнь переходомъ въ исламъ. Эти факты не оставляютъ сомнѣнія, что мы имѣемъ дѣло съ правильнымъ преслѣдованіемъ христіанъ, жертвой котораго пали не только христіане армянской церкви, но также и греческой православной, римско-католической и евангелической.

Мысль о томъ, чтобы прослѣдить политическую связь этихъ событій, не можетъ входить теперь въ нашу задачу. Кто хочетъ лучше оріентироваться въ этомъ, тотъ можетъ обратиться къ общедоступной книгѣ д-ра Лепсіуса, которой мы придерживались въ нашемъ изложеніи: она дастъ ему цѣлый рядъ мыслей для размышленія. Теперь же на насъ лежитъ долгъ позоботиться о томъ, чтобы выростить каждаго взятаго въ отдѣльности христіанина изъ страждущей массы армянскаго народа.

Съ юности мы привыкли смотрѣть на мучениковъ христіанской церкви, освятившихъ въ первые вѣка свою вѣру во Христа мученическою смертью, какъ на героевъ и князей вѣры. Мы отводимъ имъ всѣмъ видное мѣсто въ исторіи царствія Божія на землѣ, отъ Стефана съ мученическимъ вѣнцомъ на окровавленномъ челѣ, который свидѣтельствовалъ своею кровью о юной церкви, и до Діоклетіановскаго массоваго преслѣдованія. Теперь же, въ наше время, мы видимъ христіанскій народъ, который ради Господа нашего Іисуса Христа претерпѣваетъ гоненіе, по звѣрству и изысканности мерзостей превосходящее даже и прежнія преслѣдованія язычниковъ; народъ, давшій одинъ изъ своей среды болѣе 100,000 мучениковъ, стариковъ, мужчинъ, женщинъ и дѣтей,— народъ, подвергшійся избіенію, безоружный и ужъ, разумѣется, большею частью ни въ чемъ неповинный и, несмотря на то, что могъ бы спастись путемъ отреченія отъ своей вѣры, предпочтившій умереть за своего Царя Небеснаго... И посмѣемъ ли мы послѣ этого сложить руки, видя эти сотни тысячъ несчастныхъ голодныхъ, жаждущихъ, дрожащихъ отъ холода и разслабленныхъ, оставленныхъ павшими мучениками?

Здѣсь умѣстно будетъ сдѣлать нѣсколько набросковъ изъ дней кровопролитія: булочникъ изъ Кессерика, который убилъ уже 97 человѣкъ армянъ, доказательствомъ чему служили отрѣзанные косы и уши убитыхъ, заявляетъ, что онъ до тѣхъ поръ не успокоится, пока не отработаетъ всю сотню. Однако онъ долженъ признаться, что въ Хаджии Бегосѣ изъ Тадема онъ находитъ настоящаго мастера своего дѣла, перешагнувшаго уже черезъ сотню убійствъ; въ качествѣ трофея своихъ подвиговъ онъ изрубилъ женщину на части, а изрубивъ, воткнулъ ихъ на колья и разставилъ на показъ. Но и мясникъ изъ Аинтаба, втыкавшій на свой вертелъ по шести армянскихъ го-

[XXV]

Армянскіе сироты на Турецко-Персидской границѣ.

Армянскіе сироты на Турецко-Персидской границѣ.

[XXVI]

ловъ, также превзойденъ турками въ Субашигули, которые убиваютъ армянъ какъ барановъ и развѣшиваютъ ихъ кругомъ на крючкахъ для мяса... Въ Ябинъ-Кара-Хиссарь въ уваженіе къ святому мѣсту умерщвлено 2,000 человѣкъ спрятавшихся въ церкви мужчинъ, женщинъ и дѣтей, это только у входа... Другое дѣло въ Урфѣ. Здѣсь около З,000 человѣкъ укрылось въ великолѣпномъ каѳедральномъ соборѣ. Ночью, какъ сообщаетъ сдѣланная на одной изъ колоннъ храма надпись, священникъ пріобщилъ Св. Таинъ болѣе 1,800 дущъ, а на слѣдующее утро, это было воскресенье, 29-го декабря 1895 г., чернь уже нападаетъ на церковь, сначала стрѣляетъ въ окна, а потомъ разбиваетъ желѣзныя двери и убиваетъ всѣхъ находящихся въ храмѣ. Потомъ убійцы уничтожаютъ образа и мощи и язвительно приглашаютъ Іисуса Христа доказать, что онъ пророкъ выше Магомета. Крѣпкіе хоры, окаймляющіе верхнюю половину церкви, набиты толпою обезумѣвшихъ отъ страха женщинъ и дѣтей и лишь немногими мужчинами. Нѣкоторые изъ осаждающей черни взбираются на престолъ и начинаютъ стрѣлять въ нихъ. Но дѣло подвигается слишкомъ медленно. Тогда сносятся вмѣстѣ постели и церковные ковры, выливается на нихъ кружекъ тридцать керосину, сверху кладутся утварь изъ церкви, и все это вмѣстѣ зажигается. Проворно взбирается на верхъ пламя, и вся волнующая масса людей дѣлается его жертвой... Игумну Сахаку, настоятелю монастыря Сурпъ-Хачъ, и его молодому помощнику придуманъ особый родъ памятника, а именно—съ нихъ содрали кожу, набили ее соломой и повѣсили на деревья... Богачъ Оганесъ Аракіанъ изъ Трапезунда предлагаетъ нападающей черни все свое имущество за спасеніе своей жизни. На рукахъ онъ держитъ своего трехлѣтняго сына. Но имущество и такъ не уйдетъ отъ тирановъ, а потому они сначала убиваютъ мальчика, а потомъ добираются и до отца, и вотъ оба убиты на глазахъ матери и сестры. Душить младенцевъ на колѣняхъ ихъ матерей не безчеститъ храбраго турка, и солдаты Битлиса считаютъ не болѣе какъ веселой военной забавой на глазахъ у матери поиграть съ ея малюткой пулями въ мячикъ или же бросать его съ копья на копье... Мы можемъ насчитать 85,000 убитыхъ, и списокъ этотъ далеко еще не законченъ. Но какъ сосчитать всѣ гекатомбы растлѣній и потери добраго имени, какъ сосчитать слезы тысячъ, и болѣе того, завлеченныхъ въ горы, проданныхъ въ гаремы, или же... убитыхъ и зарытыхъ неизвѣстно гдѣ, въ какомъ-нибудь темномъ углу?.. (ср. Lepsius, стр. 21—31 и 135—ІЗ6).

Но довольно ужасныхъ картинъ, отъ которыхъ мы не могли избавить нашихъ читателей. Вѣдь нервное потрясеніе читателя ничто въ сравненіи со всею кровью, стономъ, мученіями и слезами, которые образуютъ вопль, поднимающійся къ небу изъ среды этого несчастнѣйшаго изъ всѣхъ христіанскихъ народовъ.

Что же намъ дѣлать? Послѣ убитыхъ остались ихъ вдовы и сироты, которыя при этомъ ужаснѣйшемъ кровопролитіи потеряли всѣ

[XXVII]

свои средства для существованія и могли спасти лишь собственную жизнь. Ужаснѣйшая нужда господствуетъ между этими оставщимися христіанскими мучениками. Изъ Вана пишутъ, что тысячи голодныхъ ежедневно приходятъ въ городъ въ состояніи, которое не поддается никакому описанію, и умоляютъ о хлѣбѣ и объ одеждѣ. Тысячи женщинъ и дѣвушекъ бродятъ по покрытымъ снѣгомъ улицамъ, голодныя и бездомныя, прикрытыя иногда лишь однимъ платкомъ, такъ какъ одежда ихъ вся разграблена. Въ Гурунѣ оставшійся въ живыхъ народъ набился, какъ стадо въ разрозненные хлѣва, въ лохмотьяхъ, не имѣя ни зерна хлѣба въ распоряженіи, питаясь кореньями и травой, уничтожаемый тифомъ; въ общемъ до 5,075 человѣкъ брошенныхъ на произволъ судьбы въ этомъ нѣкогда цвѣтущемъ селеніи... Словомъ, нужда, для точнаго описанія которой нѣтъ красокъ.

Въ настоящее время образованъ международный христіанскій комитетъ, принявшій на себя дѣло помощи несчастнымъ, а также заботу о томъ, чтобы собранныя деньги полностью попадали въ нуждающіеся округи.

Неужели мы останемся позади? Неужели мы поступимъ подобно священнику и левиту, прошедшимъ мимо человѣка павшаго подъ ножемъ убійцы? Неужеди мы подвергнемъ себя порицанію Судьи: „Я жаждалъ, и вы не напоили Меня! Я алкалъ, и вы не дали Мнѣ ѣсть! былъ боленъ и въ темницѣ, и не посѣтили Меня"! Истинно, здѣсь страждетъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ наименынихъ изъ братьевъ Своихъ,—нѣтъ, въ дѣтяхъ и родныхъ, оставшихся послѣ смерти тѣхъ, которымъ Онъ Самъ надѣлъ вѣнцы мученическіе. Тотъ, кто отвернется отъ этого дѣла, сдѣлаетъ это за своею отвѣтственностью и за свой рискъ. Чтобы не насталъ день, когда дѣти нашихъ дѣтей скажутъ про насъ: «Они почитаютъ мучениковъ первыхъ вѣковъ, а дѣтей современныхъ имъ мучениковъ они оставляютъ умирать съ голоду".

Пасторъ Э. Гельдербломъ.

 

Также по теме:

А. Дж. Киракосян:
«Великобритания и Армянский вопрос»

Полк. Як. Д. Лазаревъ:
«Причины бѣдствий армян в Турціи и отвѣтственностъ за раззореніе Сасуна»