Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ

 

Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


ВВЕДЕНІЕ.

[XXVIII]

Какъ спасти живыми дѣтей-сиротъ армянскихъ мучениковъ?

Hov to save alive the Orphan children of Martyrs in Armenia. New-York.
(Изъ донесенiй американскихъ миссіонеровъ).

„Да поступитъ Всевышній въ нашъ послѣдній часъ съ нами такъ, какъ мы поступаемъ съ нашими армянскими сестрами и братьями и ихъ малютками въ сей часъ безысходнаго горя".

Миссіонеръ Е. Уиллардъ.

Положеніе армянъ.

Уже болѣе двухъ лѣтъ прошло съ тѣхъ поръ, какъ начались избіенія мирныхъ, трудолюбивыхъ армянъ, христіанъ, въ Турціи. Цѣлая область пространствомъ въ 500 миль въ длину и 300 миль въ ширину (территорія, равная Новой Англіи, Нью-Иоркскому штату и Пенсильваніи), съ сотнями деревень и городовъ подверглась ужасамъ убійствъ, насилій и грабежей. Число жертвъ достигаетъ 75.000 чел., преимущественно мужчинъ—кормильцевъ, торговцевъ, учителей, духовныхъ наставниковъ; въ живыхъ остались главнымъ образомъ женщины и дѣти, совершенно безъ средствъ къ жизни, обнищавшія, числомъ 300.000. Разграбленныхъ и сожженныхъ домовъ и лавокъ было до 50.000.

Одно изъ наиболѣе печальныхъ послѣдствій звѣрской рѣзни въ Арменіи—это жалкое, безпомощное положеніе тысячъ дѣтей-сиротъ, изъ коихъ многія потеряли обоихъ родителей зарѣзанными, а иныя, лишившись отцовъ, погибшихъ за вѣру Христову, имѣютъ матерей, томящихся плѣномъ въ турецкихъ гаремахъ.

Свидѣтельства очевидцевъ о неотложныхъ нуждахъ:

Оффиціальное заявленіе миссь Клары Бартонъ.

„Въ мѣстности между Архипелагомъ и Каспіемъ, Чернымъ и Средиземнымъ морями нынѣ проживаетъ населеніе, количествомъ

[XXIX]

1.500.000, принадлежащее армянскому племени, находящееся на извѣстной степени полу-культуры и исповѣдующее религію Христа. Согласно вышеупомянутымъ показаніямъ людей образованныхъ, безпристрастныхъ наблюдателей различныхъ странъ, показанія коихъ согласуются съ сообщеніями нашихъ агентовъ безвозбранно собиравшихъ свѣдѣнія нынѣ около 200.000 человѣкъ этого населенія, мужчины, женщины и дѣти—лишены крова, остались безъ пристанища, безъ одежды, безъ огня, безъ пищи, безъ врачебной помощи и лѣкарствъ, безъ всѣхъ тѣхъ благъ цивилизаціи, которыя клонятся къ охраненію здоровья и продолженію жизни. Лишь человѣколюбіе и христіанская благотворительность остального міра могутъ дать этимъ страдальцамъ средства къ существованію. Вышеприведенныя показанія всѣ единогласно гласятъ, что безъ матеріальной помощи извнѣ 50.000 человѣкъ этихъ жертвъ безчинства умерли бы отъ голода или погибли бы вслѣдствіе всякихъ лишеній за время до мая мѣсяца 1897 г. Никто изъ насъ не нашелъ лучшихъ посредниковъ для раздачи собранныхъ пособій, чѣмъ преданныхъ дѣлу благотворенія миссіонеровъ, живущихъ въ странѣ, и чиновниковъ нашего правительства, дѣйствія коихъ доказываютъ, участіе, которое они приняли въ судьбѣ этого несчастнаго населенія".

Преп. Е. Ф. Гэтсъ д-ръ, президентъ Евфратской коллегіи въ Харпутѣ, пишетъ:

"До сихъ поръ наша помощь ограничивалась лишь стараніями поддерживать жалкое существованіе оставшихся въ живыхъ жертвъ турецкихъ звѣрствъ. До чего близко несчастное населеніе находится къ голодной смерти, можно судить по тому, что я видѣлъ сегодня въ деревнѣ, которую посѣтилъ. Прежде это было село въ 150 домовъ. Нынѣ ихъ осталось лишь около 15, всѣ остальные разрушены. Уцѣлѣли лишь стѣны, по коимъ можно судить, какое красивое село это прежде было. Жители ходятъ въ лохмотьяхъ; въ ихъ домахъ нѣтъ постелей, кромѣ развѣ домахъ въ І2-ти; всю зиму люди спали на голомъ полу, непокрытые. Вокругъ не видно ни овецъ, ни скота въ полѣ, остались лишь двѣ собаки. Я не нашелъ запасовъ зерна въ домахъ. Въ нѣкоторыхъ домахъ немного хлѣба. Вездѣ лишь небольшіе пучки травы, которая теперь составляетъ ихъ главную пищу. Лица женщинъ и дѣтей желты и измождены; я спросилъ одного маленькаго мальчика, ѣлъ ли онъ хлѣбъ сегодня,—и онъ отвѣтилъ: „нѣтъ, только траву". Нѣкоторыя дѣти говорили, что съѣли по кусочку хлѣба величиной въ ладонь. Когда мы усѣлись на землѣ, окруженные большинствомъ жителей этого села, въ это время дѣти вырывали траву и ѣли ея корни и стебли. Насколько я могу судить, лишь нѣсколько дней отдѣляютъ этихъ людей отъ голодной смерти. Я надѣюсь, что въ состояніи буду помочь имъ раньше, чѣмъ они дойдутъ до этого. Я теперь покупаю зерно для отправки въ эту деревню и раздачи. Но меня приводитъ въ ужасъ мысль, что будетъ дальше.

[XXX]

Вы говорите намъ, что пожертвованія прекращаются. Это указываетъ, повидимому, на то, что населенію остается лишь ожидать медленной смерти. Эти страдальцы встрѣчаютъ насъ умоляющими взорами и спрашиваютъ: „Неужели намъ нельзя надѣяться на помощь?" Цѣликомъ передаю вашему попеченію это горестное воззваніе. Неужели не пора приняться серьезно за этотъ вопросъ? У меня изныло сердце отъ этихъ сценъ страданія, отъ вида лишеній, которыхъ мы не въ силахъ предотвратить. Когда я проѣзжалъ одной деревней на дняхъ, то все населеніе выбѣжало на дорогу и съ плачемъ взывало къ намъ, пока мы ѣхали мимо: „Мы голодны!" Эти вопли преслѣдуютъ меня".

Эрзерумъ: „Въ этой области мы теперь раздаемъ помощь 50,000 челов., отказавъ тысячамъ просившихъ. Мы даже не стараемся уменьшить бѣдность вообще, мы можемъ лишь пытаться спасать населеніе отъ голодной смерти. Правительство не вмѣшивается въ наши дѣйствія и хлѣбъ дѣйствительно выдается нуждающимся. Выраженіе отчаянія, съ которымъ эти несчастные смотрятъ намъ въ глаза и спрашиваютъ: „что будетъ съ нами?" — способно разжалобить каменное сердце. Мольба, которая выражается въ ихъ глазахъ, когда они всматриваются въ наши лица, ища прочесть хотя бы тѣнь намека о возможности надѣяться на помощь, такъ ясна и трогательна, что иногда является потребность убѣжать и облегчить наболѣвшее сердце слезами. Одно лишь нѣсколько облегчаетъ мучительное напряженіе, въ которомъ мы постоянно находимся, а именно, очевидная искренняя благодарность этихъ страдальцевъ за малѣйшую милостыню. Милость Божія да будетъ съ тѣми, кто даетъ хотя бы чашу свѣжей воды для облегченія жаждущаго".

Гурунъ: „Разрушенныя стѣны 1.500 или 1.000 домовъ, которые раньше такъ уютно расположены посреди роскошныхъ фруктовыхъ садовъ—вотъ все, что осталось на мѣстѣ, гдѣ раньше царило очевидное благосостояніе и довольство. По мѣрѣ того, какъ я посѣщалъ одно жилище за другимъ, я слышалъ лишь одинъ вопль страданія изъ устъ осиротѣвшихъ матерей, овдовѣвшихъ женъ. Оставшіеся отъ погрома ютились кучками въ стойлахъ или въ какой-нибудь единственной каморкѣ, оставшейся отъ общаго разрушенія,—вотъ все, что уцѣлѣло отъ нѣкогда уютныхъ жилищъ. Эти женщины были одѣты въ лохмотья, привязанныя къ тѣлу веревкой,—вотъ все, чѣмъ онѣ могли покрыть свои тѣла".

Малатія: „Тутъ было убито около 1.500 человѣкъ, почти все населеніе города работники, кормильцы семей. 7.500 человѣкъ, лишившіеся всего имущества, нуждаются въ насущномъ хлѣбѣ. Между ними отъ 2.500 до 3.000—сироты. Женщины, бывшія прежде состоятельными, которыя лишились мужей и взрослыхъ сыновей, дома которыхъ были сожжены, а все имущество разграблено, живутъ теперь въ низкихъ землянкахъ или сырыхъ подвалахъ. Другія покрыты

[XXXI]

лохмотьями и не имѣютъ ни куска хлѣба. Многія изъ этихъ несчастныхъ ходятъ просить милостыню изъ дома въ домъ, а иныя ходятъ за подаяніемъ даже на рынокъ. Тамъ, въ своихъ лавкахъ, сидятъ тѣ изверги, которые убили мужей и сыновей этихъ нищенокъ, ограбили все ихъ имущество и разрушили ихъ дома; теперь эти злодѣи бросаютъ несчастнымъ женщинамъ горсть мѣдныхъ монетъ или куски хлѣба и хохочутъ, глядя, какъ они бросаются на деньги и хлѣбъ,

Армянскіе сироты въ Эрзерумѣ.

Армянскіе сироты въ Эрзерумѣ.

точно собаки. Со времени рѣзни люди спятъ на соломѣ или кучахъ тряпья, ютясь цѣлыми семьями въ повалку, ради тепла. За послѣдніе дни многіе умерли оть голода, холода и лишеній.

Арабкиръ: „Число нуждающихся такъ велико, а размѣръ наличной помощи такъ ничтоженъ, что несообразность ея съ потребностями приводитъ въ отчаяніе благотворителей. Если предоставить этихъ несчастныхъ вдовъ и сиротъ ихъ судьбѣ, то онѣ впадутъ въ крайнюю нищету и бѣдствіе и, наконецъ, умрутъ въ отчаяніи. Нѣтъ хлѣба, нѣтъ одежды, никакого имущества, никакой работы, и почти въ каждой семьѣ есть больные".

[XXXII]

Мардинъ: „Уже теперь очевидно, что на слѣдующую зиму большее число семействъ христіанъ будутъ нуждаться въ помощи благотворителей, чтобы прожить холодное время, нежели то было въ прошломъ году. Здѣсь мы можемъ кормить ихъ, расходуя менѣе двухъ центовъ въ день на человѣка. Намъ неизвѣстны случаи, чтобы правительство или курдскіе вожди, или турецкіе чиновники непосредственно присвоивали бы себѣ посланные на дѣла благотворительности фонды".

Габузи: „Въ этомъ селеніи около 40 сиротъ бродятъ безъ пристанища, живя какъ бездомныя собаки; они ѣдятъ, что найдутъ, и спятъ гдѣ придется. То же мсжно сказать и о многихъ другихъ деревняхъ".

Миссъ Коринна Шаттукь пишетъ:

Орфа: "У меня теперь пріютились 50 дѣтей сиротъ. Вотъ свѣдѣнія, которыя я могла собрать о ихъ роднѣ: пятнадцать человѣкъ родныхъ сожжены живыми въ церкви—родители, братья, сестры, бабушка, двое дядей, со всѣми ихъ семьями; о трехъ сестрахъ съ братомъ записано: отецъ убитъ, мать умерла въ горячкѣ, есть тетка, вдова съ четырьмя или пятью дѣтьми.—Объ одномъ ребенкѣ значится: мать, отецъ и дѣдушка съ бабушкой убиты. И у каждаго изъ этихъ сиротъ такая же скорбная повѣсть".

Позднѣе миссъ Шаттукъ пишетъ:

„Мы теперь оказываемъ посильную помощь 2.500 членамъ семей такихъ вдовъ, у которыхъ нѣтъ ни сына, ни дочери, способныхъ къ труду. Я съ ужасомъ ожидаю зиму, которая, какъ мнѣ кажется, будетъ весьма суровая. У меня сейчасъ пріютились 70 сиротъ, а на этой недѣлѣ придется принять еще десять; эти послѣднія, взятыя въ трехъ домахъ, являются для меня источникомъ великихъ заботъ, хотя, слава Богу, я располагаю контингентомъ умѣлыхъ смотрительницъ и образованныхъ наставницъ, которыя живутъ въ пріютахъ и надзираютъ за порядкомъ въ столовыхъ, за религіозными обрядами и такими распорядками жизни пріюта, которыя смотрительницамъ не подъ силу. Намъ слѣдовало бы принять еще 300 сиротъ! Англичане и нѣмцы до сихъ поръ одни, которые посылаютъ намъ пособія. Для тѣхъ нашихъ вдовъ, которыя обременены пятью-семью дѣтьми, это большая помощь имѣть возможность сдать намъ хоть одного. Кромѣ того у насъ есть много круглыхъ сиротъ. Въ нашихъ спискахъ значатся около 3.325 сиротъ, которымъ мы помогали лѣкарствами, одеждой и т. п., а также 1.495 вдовъ".

Преп. Г. 0. Дуайтъ, д-ръ, пишетъ:

"Европейскія націи, наконецъ, убѣдились изъ произведенныхъ ихъ представителями разслѣдованій, что съ наступленіемъ зимы начнутся страшныя бѣдствія и страданія. Франція пробуждается, Германія собирается открыть убѣжища въ Харпутѣ, Орфѣ и Цезареѣ, подъ покровительствомъ германскаго правительства и подъ управленіемъ діакониссъ, принадлежащихъ имперскимъ братствамъ и обществамъ, Швейцарія учредила комитеты помощи въ Женевѣ, Цюрихѣ, Базелѣ и Бернѣ.

[XXXIII]

Гроссъ Н. Кимбалъ, д-ръ мед. изъ Вана, въ Арменіи, пишетъ:

„Совершенно вѣрно будетъ, если сказать, что отъ Константинополя до Персіи, отъ Кавказа до Месопотаміи девять десятыхъ мѣстныхъ христіанъ, жителей каждаго города и селенія, вынуждены зависѣть для дневного пропитанія, одѣянія и топлива отъ помощи извнѣ..."

Вашингтонскій епископъ Генри Саттерленъ

Вашингтонскій епископъ Генри Саттерленъ, пріѣзжавшій въ Европу
для ходатайства за турецкихъ армянъ.

 

Также по теме:

А. Дж. Киракосян:
«Великобритания и Армянский вопрос»

Полк. Як. Д. Лазаревъ:
«Причины бѣдствий армян в Турціи и отвѣтственностъ за раззореніе Сасуна»