Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ

 

Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


ВВЕДЕНІЕ.

[XXXVIII]

Сила свѣта Христова.
В. А. Гольмстрема.

«Миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ не такъ, какъ міръ даетъ, Я даю вамъ. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается».

«Въ мірѣ ждетъ васъ скорбь, но мужайтесь: Я побѣдилъ міръ!»

 

I.

Когда Христосъ готовился покинуть землю, Онъ, востосковавши, по человѣчеству Своему, о судьбѣ оставляемыхъ Имъ близкихъ людей и всего рода людского, въ агоніи сердечной тревоги воскликнулъ: «миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ/»...— и тутъ же рядомъ пояснилъ, что этотъ миръ будетъ не безмятежнымъ довольствомъ, не благодушною жизнью, а работой среди бездны горя, среди скорби, отъ которой подчасъ можетъ содрогнуться сердце...

«Мужайтесъ!» — заповѣдалъ Богочеловѣкъ.

Но завѣты Спасителя потускнѣли въ нашей памяти. Его образъ заслонили въ нашей душѣ «преходящія» лица и учители, которые, возлагая на насъ бремена «тяжелыя и неудобь-носимыя», скрыли отъ насъ предвѣчныя истины дѣятельнаго мира, животворной любви и милосердія, — ими же только и живъ человѣкъ. Очерствѣли людскія сердца... Нынѣ, на порогѣ XX столѣтія, черезъ двѣ тысячи лѣтъ со времени рожденія Божественнаго Младенца, снова колыбель христіанства, Малая Азія, привлекла наши взоры: на этотъ разъ — безпримѣрной агоніей христіанства, — убіеніемъ армянъ. Но... мертвы оказались наши сердца. Вотъ уже два года ни отклика сочувствія, ни душевнаго движенія, ни попытки помочь: мы, православные, забыли Христа!.. Гдѣ найти звуки, гдѣ найти краски, чтобы провести въ души, устрашенныя яркой картиной бѣдствій, звуки отдаленной и тихой мольбы?... О, гдѣ найти слово, будящее сердце, пробуждающее его къ сознанію, что имя «христіанина» обязываетъ?!...

[XXXIX]

Все мертво... угасло... Но—живъ Христосъ! Одъ вѣчно воскресаетъ снова въ нашихъ душахъ...

Сила свѣта Христова никогда не угасала, согласно сказанному: «небо и земля прейдутъ, но слова Мои не прейдутъ!» Добрую, свѣтлую вѣсть Евангеліе мира, милосердія и христіанской доблести понесло страждущимъ армянамъ Малой Азіи протестантское, англійское «Общество друзей». Чуждаясь обычнаго у англичанъ стремленія смѣшивать благотворительныя цѣли съ политическими и вести подъ покровомъ филантропіи агитацію, не довѣряя газетнымъ извѣстіямъ о массовой организованной рѣзнѣ христіанъ въ турецкой имперіи, the Society of Friends раннею весною 1896 года (мартъ) послало въ малоазіатскія провинціи Турціи профессора палеонтологіи при кембриджскомъ университетѣ д-ра J. Rendell Harris и его жену, m-rs Helen B. Harris. Эти сильные христіанскимъ мужествомъ и религіозно-настроенные люди, съ большой эрудиціей, со свѣтскимъ умомъ и желѣзной энергіей добра поѣхали на мѣсто проявленія адскаго изувѣрства съ опасностью для собственной жизни, сразу послѣ чудовищныхъ избіеній христіанъ осенью 1895 и зимою 1896 года; они проѣхали по свѣжимъ слѣдамъ турецкихъ убійцъ, они пріобщились къ ужасамъ армянскаго существованія въ Малой Азіи, наконецъ, за время ихъ пребыванія тамъ грянули константинопольскія убійства (августа прошлаго года), а поголовное избіеніе христіанъ въ Эгинѣ произошло на разстояніи четырехъ дней пути отъ города Харпутъ, тогдашняго мѣстонахожденія жены профессора.

«Письма изъ Арменіи»—такъ называется книга, составленная мужемъ и женой Harris изъ писемъ, которыми они обмѣнялись съ друзьями въ Англіи и американскими миссіонерами въ Малой Азіи. «My rather prosy letters» скромно называетъ свою переписку г-жа H. Rendell Harris, благодаря своихъ читателей за удѣленное ей вниманіе. Такой взглядъ на значеніе разбираемаго труда слишкомъ скроменъ: это—литературное произведеніе, написанное прекраснымъ образнымъ языкомъ, объединенное мыслью. Но оно, понятно, не удовлетворитъ любителя легкаго чтенія и беллетристики.

Зато сейчасъ, принимаясь за перо, я право не знаю, удастся ли мнѣ передать впечатлѣніе, произведенное на меня этой книгой. Это что-то глубоко христіанское, что-то глубоко разумное, гдѣ усилія развитого и дѣловито-настроеннаго ума получаютъ могучую поддержку отъ возвышеннаго сердца. Житейская практика счастливо сочетается въ авторахъ переписки съ высокою религіозностыо. Это —
дѣятельно добрые люди... Можетъ быть, для насъ, русскихъ, покажется немного рѣжущимъ ухо постоянно высказываемое въ письмахъ сознаніе пишущими ихъ христіанскаго долга и высокой миссіи на этой землѣ; но подобное впечатлѣніе объясняется тѣмъ, что мы понимаемъ Бога только въ учебникахъ и молитвенникахъ, а по достиженіи зрѣлаго возраста—въ церкви; эти же люди носятъ Бога въ сердцахъ

[XL]

своихъ, и такое вѣчно соприсутствующее сознаніе побуждаетъ ихъ къ христіанскимъ подвигамъ.

«Мужайтесъ, ибо Христосъ побѣдилъ міръ!»...— вотъ что говорятъ своей книгою супруги Harris,—говорятъ не только измученнымъ армянамъ, на помощь которымъ они истратили крупныя суммы, и всѣмъ, кому дороги судьбы изстрадавшагося христіанства. Бѣды армянскаго народа произвели положительно удручающее впечатлѣніе на всѣхъ, кто далъ себѣ трудъ сознать чудовищные размѣры несчастія. По-этому, если что можетъ подвинуть людей на помощь, это — единственно убѣжденіе, что положенныя на дѣло поддержки армянъ усилія не будутъ напрасны. Супруги Harris выработали совмѣстно съ американскими миссіонерами, первыми работниками на окровавленной нивѣ Малой Азіи, цѣлую систему помощи населенію. «Only those people who do nothing can despair», — говоритъ профессоръ. Дѣло поставлено такъ, что самая ограниченная помощь можетъ дать самые богатые результаты: такъ хороша система, постановка дѣла! Если даже такъ велико было бѣдствіе и такъ сильно разрослось, если даже многіе погибнутъ, то многіе будутъ спасены и, главное, спасены съ толкомъ...

Несмотря на чудовищное звѣрство турокъ, свѣтъ Христовъ не исчезнетъ среди армянскаго населенія Малой Азіи, если прочіе христіанскіе народы сознаютъ свою религіозную солидарность съ нимъ, свой нравственный долгъ предъ нимъ и предъ самими собой.

Наконецъ, особенно сильное впечатлѣніе производятъ письма супруговъ Harris тѣмъ, что, избѣгая сенсаціонныхъ извѣстій, они рисуютъ народный армянскій характеръ, вызывая къ этому народу симпатіи читателей, и кромѣ того, отличаются крайнею сдержанностью, недосказанностью. Писавшіе боялись, что письма ихъ будутъ перехвачены турецкимъ правительствомъ и постоянно недописывали...

Два-три штриха, одинъ-два разсказа и—все... Никакой попытки произвести удручающее впечатлѣніе! Но именно эта недосказанность позволяетъ мыслящему читателю нарисовать себѣ картину бѣдствія и представить себѣ его размѣры на основаніи тѣхъ мѣръ помощи, которыя пишущими считаются необходимыми: требуются мѣры для возрожденія цѣлаго народа. Наконецъ, надо сознаться, что и спокойнымъ тономъ въ письмахъ высказано очень многое...

II.

Съ береговъ Средиземнаго моря, отъ залива Александретты, супруги Harris двинулись на сѣверо-востокъ, пересѣкли Евфратъ, достигли Тигра у Діарбекира и затѣмъ снова, переправившись черезъ Евфратъ, держали путь на сѣверъ и добрались до Чернаго моря около Самсуна (между Синопомъ и Требизондомъ). Цѣлью путеше-

[XLI]

ствія,—не только оффиціально заявленной, но и дѣйствительной —былъ розыскъ древнихъ рукописныхъ Евангелій. Эта-то главная цѣль и помогла имъ болѣе или менѣе безпрепятственно выполнить побочную: освѣдомиться о фактическомъ положеніи дѣлъ въ армянскихъ провинціяхъ. Не позволяя себѣ останавливаться на первыхъ попавшихся имъ на глаза образчикахъ турецкаго звѣрства, чтобы не возбудить турецкой подозрительности и недружелюбія къ себѣ, профессоръ и его жена поторопились попасть въ самый очагъ бѣдствія. Они убѣдились, что при истребленіи христіанъ работалъ, въ качествѣ первоначальной причины, не религіозной фанатизмъ турокъ, какъ думали многіе, а дѣйствовала просто анархія. вызванная гніеніемъ во всѣхъ слояхъ турецкаго народа подъ вліяніемъ долгой практики беззаконія. Эта анархія сказалась въ высшихъ слояхъ турецкаго населенія, въ его правительствѣ, сознаніемъ, что ему все дозволено, даже убійства, которыя организовали сами власти: въ низшихъ слояхъ она проявляется въ невѣжествѣ, въ ненависти на экономической подкладкѣ къ трудолюбивымъ и болѣе интеллигентнымъ по своему народному характеру армянамъ. Эта анархія даже воспитывается въ низшихъ слояхъ турецкаго и курдскаго населенія примѣрами полнѣйшей безнаказанности всѣхъ ихъ дикихъ проявленій, когда они направлены противъ безправной „райи". Армянское населеніе раздавлено между двумя жерновами: турками — сверху, курдами—снизу. Турокъ беретъ двойныя и тройныя подати, сажаетъ безъ причины въ тюрьмы и требуетъ взятокъ; курдъ отнимаетъ урожай, воловъ, орудія земледѣльческаго труда, скотъ. Который изъ этихъ двухъ хозяевъ хуже, трудно сказать... ГІервое, что бросилось въ глаза путешественникамъ, когда они попали въ центры армянскихъ избіеній, было то великое цивилизующее и просвѣтительное значеніе, которое имѣютъ въ армянскихъ провинціяхъ Турціи американскія миссіи. Окруженныя зданіями низшихъ школъ, семинарій для мальчиковъ и дѣвочекъ (иногда тутъ бываетъ и колледжъ), домами профессоровъ, всякими службами, иногда госпиталями, обширными дворами для физическихъ упражненій, обнесенными высокими стѣнами, эти миссіи представляютъ изъ себя какъ бы отдѣльные міры, оазисы христіанства, образованія, мира, культуры, а за ихъ стѣнами—пустыня, гдѣ господствуютъ мракъ, невѣжество, фанатизмъ, нищета, анархія и всяческій позоръ. Къ этимъ центрамъ стремилось все лучшее и здоровое въ мѣстномъ армянскомъ населеніи, все жаждущее истины и свѣта. Между отживающимъ варварствомъ и нараждающеюся христіанскою цивилизаціей шла до послѣднихъ кровавыхъ событій какая-то скрытая борьба. Побѣда оставалась, понятно, за свѣтомъ, ибо свѣтъ рядомъ съ мракомъ есть конецъ мрака; турецкое правительство, наконецъ, почувствовало, что его исключительное господство надъ жизнью и смертью населенія какъ бы ускользаетъ изъ турецкихъ рукъ въ пользу христіанъ, что старый порядокъ вещей умираетъ естественною смертью. Отсюда тревога

[XLII]

въ высшихъ турецкихъ сферахъ, отсюда зависть и жадность ближайшаго мѣстнаго турецкаго начальства: тревога съ одной стороны, зависть — съ другой воспользовались англійской пропагандой среди армянскихъ революціонеровъ и обрушились всею своею тяжестью на безобидное населеніе. Религіозный фанатизмъ былъ вызванъ искусственно сверху; сверху же главные удары его направлены были, главнымъ образомъ, противъ элементовъ армянскаго населенія, исповѣдывавшихъ протестантизмъ. Избивалось все мужское населеніе, всѣ видные представители армянскаго народа, всѣ его „водители": священники, учителя, нотабли. Одна и та же участь постигла католиковъ, грегоріанъ, протестантовъ, но особенно преслѣдовались послѣдніе. Ихъ никогда не щадили и даже приканчивали впослѣдствіи, если они успѣвали спастись во время общей рѣзни. Такъ, напримѣръ, въ Эгинѣ, гдѣ избіеніе произошло 15 сентября и куда m-rs Harris попала черезъ мѣсяцъ, 15 октября *), одинъ изъ самыхъ выдающихся протестантовъ успѣлъ скрыться и появился на улицѣ только черезъ нѣсколько дней по прекращеніи убійствъ. Турки сразу набросились на него. ,,Вы не смѣете меня убивать, — сказалъ несчастный. — Вѣдь отданъ приказъ прекратить убійства?".—„Мы не смѣемъ больше стрѣлять изъ ружей, — отвѣтили ему палачи, — но убивать камнями можно!" И ему раздробили черепъ тяжелыми камнями...

На ту же тенденцію косвенно, убійствами армянъ-протестантовъ подорвать американскія миссіи, указываетъ изданный въ Константинополѣ осенью прошлаго года эдиктъ для губернаторовъ Малой Азіи, съ приказаніемъ препятствовать протестантской пропагандѣ.

Такая ненависть турокъ къ американскимъ миссіямъ объясняется изложеннымъ выше просвѣтительнымъ характеромъ этихъ учрежденій, которыя одни поддержали гибнущее христіанство въ Малой Азіи и пока одни, въ ожиданіи лучшаго или болѣе ужаснаго будущаго, поддерживаютъ его нынѣ... Противъ американскихъ миссіонеровъ выставлялось турками обвиненіе, что они ведутъ антиправительственную пропаганду. Это едва ли не клевета безсилія... Но она, къ несчастію, черезъ подкупленныя турками газеты, получила большое распространеніе. Одно несомнѣнно, что турки никогда не могли доказать своего обвиненія. M-rs Harris приводитъ, напримѣръ, одинъ подобный случай, когда, на основаніи перехваченнаго письма ректора колледжа въ Айнтабѣ, доктора Fuller, турки жаловались консулу Соединенныхъ Штатовъ на агитацію, которую будто бы ведетъ докторъ среди населенія; даже двѣ петиціи въ этомъ смыслѣ были по-

---------------------------------

*) Когда m-rs Harris послѣ кровавой катастрофы пожелала поѣхать въ Эгинъ, турецкія власти попросили ее подождать 10 дней: онѣ хотѣли хоть немного почистить городъ, гдѣ изъ 5,000 христіанъ въ два дня турки успѣли убить 2,000 ч., оставляя тѣла на улицѣ въ пищу собакамъ.

[XLIII]

сланы султану: одну подписалъ губернаторъ области и главныя должностныя лица, другую—масса турецкихъ гражданъ. Наконецъ, послѣ многократныхъ требованій, инкриминируемое письмо было представлено консулу. M-rs Harris приводитъ въ подлинникѣ это зловредное посланіе. Оно состоитъ изъ нѣсколькихъ строкъ, въ которыхъ докторъ Fuller сообщаетъ miss Shattuck, члену американской миссіи въ городѣ Урфѣ, что до него уже дошли слухи объ избіеніи христіанъ въ этомъ городѣ, но что онъ, докторъ, сейчасъ не можетъ прибыть или прислать кого-либо для защиты ея, miss Shattuck; что надо ждать понедѣльника, а пока они всѣ будутъ за нее молиться. „Положеніе у насъ очень критическое, но катастрофы еще не произошло (so far there has been no outbreak)". И только... Человѣкъ, пойманный съ этимъ письмомъ, былъ осужденъ, какъ шпіонъ!

Вообще, лживыя увѣренія турокъ, приведенныя въ книгѣ, свидѣтельствуютъ о чисто восточной фантазіи подданныхъ султана и варьируются какъ экзерсисы для рояля: во всемъ виноваты армяне, которые если не сами проламливали себѣ головы, то сами себя поджигали. Въ одномъ городѣ, послѣ трехдневной рѣзни, власти призвали какого-то армянина и потребовали отъ него подписать бумагу съ обвиненіемъ убитыхъ въ революціонной пропагандѣ; когда онъ отказался, ему заявили, что „вѣдь эти люди—мертвые! Если ты не подпишешь, то тебѣ придется плохо". Въ Харпутѣ масса армянъ заключена была въ тюрьму по обвиненію въ революціонныхъ стремленіяхъ. Турки предложили миссіонерамъ и m-rs Harris выпустить за деньги всѣхъ, кромѣ пяти человѣкъ, которыхъ именно — турецкимъ властямъ было безразлично: имъ только надо былъ кого-нибудь повѣсить въ качествѣ виновныхъ...

III.

Нѣтъ ничего мудренаго, что въ такой атмосферѣ возмутительной лжи и безправія, среди темныхъ, невѣжественныхъ массъ населенія, готоваго на все и уступающаго только предъ страхомъ, вѣковое угнетеніе армянъ, при первомъ словѣ сверху, получило страшную форму кровавой катастрофы. Мушъ, Ванъ, Битлисъ, Зейтунъ, Урфа... все это — извѣстныя всему міру печальныя имена. Но мало кому вѣдомо, что то же самое, только въ разныхъ размѣрахъ, происходило и о всей Малой Азіи и занесено только въ консульскіе отчеты, приводящіе цифры убитыхъ съ обычнымъ хладнокровіемъ оффиціальныхъ документовъ.

По мѣрѣ того какъ супруги Harris углублялись внутрь страны, размѣры армянскаго бѣдствія росли и росли въ ихъ глазахъ и по временамъ это бѣдствіе казалось имъ безбрежнымъ... Точно колоссальная волна шла предъ ними, постоянно расширяясь и подымаясь...

Сильные люди были эти путешественники, но и они всячески стара-

[XLIV]

лись не впадать въ уныніе. — „harden my heart this way and it is necessary", пишетъ профессоръ, когда ищетъ спасенія отъ ужасающихъ картинъ въ вопросахъ палеонтологіи.

„Вся армянская нація тонеть въ крови", такъ изливаетъ путникамъ свое горе патріархъ Измирліанъ *), съ грустнымъ взоромъ человѣка „съ разбитымъ сердцемъ". „Неужели Англія, сумѣвшая спасти турокъ и разорвавшая санъ-стефанскій договоръ, для армянъ ничего не можетъ сдѣлать?..." „Въ Марашѣ турки послѣ рѣзни подрѣзали всѣ виноградныя лозы,—доходятъ до Harris извѣстія,—унесли всѣ земле

Константинопольскій патріархъ Измирліанъ.

Б. Константинопольскій патріархъ Измирліанъ.

дѣльческія орудія, всю домашнюю утварь, лишили оставшихся въ живыхъ всякихъ средствъ существованія. Лихорадка, голодъ, тифъ свирѣпствуетъ безъ удержу". Въ городѣ Киллисъ, первомъ на пути супруговъ Harris, за три недѣли до ихъ проѣзда была убита сотня мужчинъ и много было раненыхъ, причемъ турки старались отрѣзать руки своимъ жертвамъ. Такая форма уродованія армянъ, лишающая ихъ возможности даже ручнымъ трудомъ зарабатывать себѣ пропитаніе, обычная черта послѣднихъ турецкихъ звѣрствъ. Въ Айнтабѣ, гдѣ находится американскій колледжъ, было убито около 300 чел., и множество изуродовано отрѣзаніемъ рукъ и выкалываніемъ глазъ. Черезъ день послѣ рѣзни было просто ужасно видѣть этихъ несчастныхъ, со слезами молившихъ прикончить ихъ. Къ мученіямъ присоединилось издѣвательство. Армянамъ разрѣзали грудь крестъ-накрестъ и вопрошали: «Гдѣ вашъ Христосъ? Гдѣ вашъ Іисусъ? Отчего Онъ не спасаетъ васъ?» Разореніе было такъ велико, что впереди... жителей ждетъ голодная смерть. Послѣ этой рѣзни турки почему-то вообразили, что англичане идутъ отмстить имъ, и стали искать убѣжища у оставшихся въ живыхъ армянъ. Когда же выяснилось, что англичане

--------------------------

*) См. ниже II отдѣлъ.

[XLV]

не придутъ, турки привязали къ спинѣ осла истасканную собаченку и водили осла по городу, съ криками «да здравствуетъ Англія!»... Какъ сильно было у турокъ ожиданіе возмездія со стороны христіанскихъ народовъ, показываетъ, напримѣръ, ихъ мнѣніе, что артезіанскій колодезь, вырытый около того времени во дворѣ колледжа, устроенъ для доставки въ Турцію англійскихъ солдатъ.

Болѣе освѣдомленные турки поправляли, однако, такія ошибки въ географіи и объясняли, что это — дорога въ Америку. Переправляться черезъ Евфратъ англичанамъ пришлось у города Биреджика, гдѣ не было ни одного христіанина: всѣ были убиты или насильно обращены въ магометанство. Одно изъ самыхъ сильныхъ избіеній армянъ произошло въ Урфѣ здѣсь на улицахъ было убито до 1,500 человѣкъ; столько же, если не больше, было сожжено въ церкви, куда несчастныхъ жертвъ заманили солдаты, ходившіе по домамъ съ увѣреніемъ, что спасшіеся въ церкви будутъ пощажены. При этомъ погибла масса духовенства и всѣ передовые люди армянскаго населенія. Богатые люди, съ многочисленными семьями, въ одинъ день становились нищими и одинокими. У одного армянина было убито 21 человѣкъ родни, и весь домъ оказался пустымъ...

Женщины и дѣвушки были угнаны въ гаремы. Избіеніе было организовано систематически: одна партія солдатъ убивала мужчинъ въ извѣстномъ кварталѣ города, другая партія толпами угоняла женщинъ и дѣтей, наконецъ, третья партія грабила опустѣвшіе дома. Турки старались убить всѣхъ лицъ мужского пола старше 10 лѣтъ. Всего убитыхъ, раненыхъ и изуродованныхъ въ Урфѣ насчитывается до 5,000 человѣкъ. Проѣздомъ черезъ городъ Северекъ супруги Harris собрали пострадавшихъ армянъ въ школѣ и сидѣли около стѣны со слѣдами мозга и крови убитаго здѣсь ударомъ топора протестантскаго пастора.

Въ городѣ Мардинѣ рѣзни не было, потому что его спасло одно курдское племя, дружившее съ миссіонерами; зато весь округъ былъ опустошенъ и сельское населеніе ждало голодной смерти. Почти на глазахъ у путешественниковъ турки угоняли армянскій скотъ. Всѣ священныя книги христіанъ были уничтожены курдами. Въ деревнѣ Кааби изъ ста домовъ восемьдесятъ было сожжено. Въ городѣ Діарбекирѣ рѣзня продолжалась три дня и была остановлена только энергіей французскаго консула, m. Meyrier, который съ рискомъ для своей жизни и семьи открылъ настежь двери консульства и спасъ такимъ образомъ 1,500 человѣкъ (ср. II отд.). Здѣсь все-таки убито до 3,000 человѣкъ, а сколько было искалѣченныхъ!... Одна женщина потеряла обѣ руки, стараясь укрыть голову отъ сабельныхъ ударовъ; ея мужъ убитъ у нея на глазахъ; вскорѣ послѣ этого она родила близнецовъ, которые погибли, потому что искалѣченная мать не могла ухаживать за ними.

Когда путешественники добрались до Харпута и пробыли въ

[XLVI]

пути уже 4 мѣсяца, они, видимо, стали поддаваться своимъ тяжелымъ впечатлѣніямъ. 21 іюля m-rs Harris пишетъ въ Англію съ подчеркиваніемъ въ письмѣ выраженій: «I indicate a very clear and plain way of immediate and beautiful help», «the innumerable pressing needs all round», «you will let us know as soon as possible», «multitudes must perish», etc. etc. Въ Харпутѣ дерзость турокъ не имѣла границъ: они помѣстили пушку противъ протестантской миссіи и, какъ будто цѣля въ христіанскій кварталъ, осыпали выстрѣлами зданія миссіи. Изъ 12 зданій восемь были разрушены. Впослѣдствіи турецкія власти отдѣлались какой-то лживой отговоркой. Окружающая мѣстность страшно пострадала особенно отъ ограбленія, такъ что приходилось кормить болѣе 73,000 человѣкъ. Страшась ожидающей ихъ участи, З2 женщины нашли добровольную смерть въ волнахъ Евфрата. Случалось, что отцы убивали своихъ дочерей. Вотъ цифры, показывающія разореніе грегоріанскаго епископства только въ одномъ харпутскомъ округѣ съ его 73 селами.

Нуждающихся въ пропитаніи 26990
Домовъ разграблено 6029

» сожжено

1861
Церквей разорено 29

» сожжено

15
Молитвенныхъ домовъ уничтожено 5

» » испорчено

18
Монастырей сожжено 2

» разорено

4
Вступленій противъ воли въ супружество съ турками 166
Похищеніе женъ и дѣвушекъ 2300
Насильно обращено въ исламъ:  

» » священниковъ

12

» » мужчинъ и женщинъ.

7664
Раненыхъ 1315
Убито на большихъ дорогахъ 280
Сожжено людей 56
Умерло отъ голода и холода 1014
Самоубійствъ 23
Пріяли мученическую смерть:  

» » епископовъ

1

» » священниковъ

11

» » пасторовъ

3

» » учителей

7

» » мужчинъ, женщинъ и дѣтей

1903

И это въ одномъ только округѣ!

[XLVII]

Вообще, число смертей опредѣляется въ Харпутскомъ округѣ въ 4,127 чел., а имущества разграблено на 1.651,956 турецкихъ фунтовъ. Относительно ограниченное число убитыхъ въ Харпутѣ, по сравненію съ массой обездоленныхъ и пущенныхъ по міру, сказалось очень невыгодно на операціяхъ комитета помощи: приходилось затрачивать на этотъ округъ больше, чѣмъ въ другихъ мѣстностяхъ, гдѣ убитые составляли большинство.

Являясь свидѣтелями такого систематическаго изувѣрства, поголовнаго и повсемѣстнаго разоренія, видя намѣренное опустошеніе страны, провѣряя всѣ факты съ большою добросовѣстностыо, супруги Harris не могли сдержать своего негодованія, когда «The Society of Friends», въ письмѣ изъ Лондона, сочло нужнымъ предостеречь ихъ противъ «вымышленныхъ звѣрствъ». Профессоръ пишетъ отъ 25 іюля: «Неужели вы хотите, чтобы я привезъ съ собою въ Лондонъ коллекцію людей съ разсѣченными головами и лицами, съ отрѣзанными руками и ушами? Или, можетъ быть, вы желаете, чтобы я выкопалъ обгорѣлыя кости изъ погребовъ и рвовъ, куда ихъ бросали цѣлыми мѣшками? Я полагаю, что мнѣ удалось бы это сдѣлатъ, но я не вижу, какимъ образомъ это придастъ вѣру и увеличитъ вѣскость показаній, уже сдѣланныхъ вамъ другими добросовѣстными свидѣтелями, въ томъ числѣ и нами. Дѣло въ томъ, что и половина ужасовъ за прошлую зиму неизвѣстна въ Европѣ, а сообщенія корреспондентовъ грѣшили скорѣе неполностью, недостаточностью свѣдѣній, чѣмъ преувеличеніемъ».

Приведенными выдержками изъ книги Harris я старался нарисовать общую картину положенія въ Малой Азіи. Мнѣ кажется, что фактовъ этой категоріи уже достаточно для указанной выше цѣли, хотя ихъ набралось бы и втрое больше. Можно только упомянуть, что на всемъ пути Средиземнаго моря къ Черному, изо дня въ день, въ теченіе шести мѣсяцевъ, путники наталкивались на одни и тѣ же явленія, и все же ужасъ каждаго отдѣльнаго случая былъ такъ великъ, что однообразіе этихъ явленій не давало себя чувствовать. Одни и тѣ же Факты, однѣ и тѣ же причины и послѣдствія... Вотъ городъ Малатія. Мусульманское населеніе его дружило съ христіанами; ни о какой революціонной пропагандѣ не было слышно, какъ и вообще ея не существовало во внутреннихъ провинціяхъ Азіатской Турціи. Агитаторы могли пріѣзжать въ эти края, но революціонная пропаганда среди мѣстныхъ армянъ просто немыслима: они совсѣмъ забиты, составляютъ одну пятую, иногда одну десятую всего населенія, — точно беззащитныя овцы, сбиваются безоружные въ кучу при извѣстіи о готовящемся избіеніи. Не могутъ эти овцы угрожать волкамъ! Такъ было и въ городѣ Малатія.

Но телеграмма султана измѣнила дѣло: въ три дня было убито 2,000—3,000 чел., а выдающихся протестантовъ разрѣзали на куски и въ насмѣшку предлагали въ продажу въ мясныхъ лавкахъ... 27 августа, во время проѣзда черезъ столицу имперіи профессора Harris,

[XLVIII]

произошло побоище въ Константинополѣ; m-rs K. Harris, оставшаяся въ Харпутѣ, пишетъ, что утихавшія было мусульманскія страсти снова возгораются. Снова повсюду слышатся угрозы по адресу христіанъ. Броженіе разразилось рѣзней въ Эгинѣ 15 сентября, гдѣ власти заготовили заранѣе 100 топоровъ, разоружили армянъ, обѣщали имъ безопасность и... зарѣзали около 2,000 ч. Убійцами были не турецкіе солдаты и курды, а спеціально вооруженные граждане. Ни одинъ турокъ не былъ убитъ.

Не ясно ли отсюда, что армяне даже не сопротивлялись, что революціонная пропаганда здѣсь ни при чемъ? Армянское населеніе, запуганное идущими кругомъ убійствами, могло думать только о сохраненіи своей жизни, а никакъ не о революціи... M-rs Harris суждено было лично убѣдиться, какъ безсмысленно и безпричинно жестоки турки. Послѣ всѣхъ вынесенныхъ впечатлѣній это было просто нестерпимо. Къ этому времени m-rs Harris заболѣла лихорадкою и, поправившись, посѣтивъ Эгину черезъ мѣсяцъ послѣ побоища, направилаеь къ Черному морю, куда и прибыла 22-го ноября. Она провела въ Малой Азіи 8 мѣсяцевъ.

IV.

Всякій, кто вдумчиво отнесется къ фактамъ, сообщаемымъ авторами „Писемъ изъ Арменіи" (съ такою боязнью утрировки, съ такими недоговариваніями и постоянно сдерживаемымъ негодованіемъ), всякій, кто на основаніи этихъ писемъ постарается нарисовать себѣ картину происходящаго въ Малой Азіи, почувствуетъ недоумѣніе, смѣшанное съ ужасомъ... Вѣдь тутъ на громадномъ пространствѣ, подъ прикрытіемъ мрака невѣжества, фанатизма и озвѣрѣлости, какая-то циничная и грубая сила, соединяя въ себѣ холодную жестокость слѣпой стихіи съ утонченностью пріемовъ европейской правительственной власти, давитъ, гонитъ людей, какъ стадо, уничтожаетъ цѣлый народъ, разоряетъ цѣлую страну! Будь это звѣри, они могли бы хоть растерзать гонителей, или спастись отъ нихъ въ лѣсахъ и трущобахъ. Но это—люди, слабые, обезоруженные мучителями. Отъ нихъ требуютъ повиновенія властямъ, какъ отъ гражданъ, и убиваютъ ихъ, какъ животныхъ... Ихъ судьба — гибель и мракъ... Спастись они не могутъ!

Въ это царство скорби, мученій и безумнаго гнѣва, гдѣ американскія миссіи являлись единственными свѣтлыми точками, грозившими исчезнуть подъ тяжестью несказаннаго бѣдствія, окружавшаго ихъ, гдѣ только изрѣдка появлялись агенты Краснаго Креста, раздавая помощь отъ комитета герцога Вестминстерскаго,—въ это царство мрака супруги Harris внесли лучъ Христова свѣта. Они явились не съ яркимъ, краснымъ факеломъ современныхъ искателей сенсаціонныхъ новостей; они разлили мягкій свѣтъ мира, христіанскаго

[XLIX]

Осиротѣлыя Армянскія дѣти.

Осиротѣлыя Армянскія дѣти.

[L]

сочувствія и утѣшенія. Они несли съ собой молитву, облегчающую истерзанную душу, они оказали духовную поддержку гибнувшимъ христіанамъ, они оживили вѣру этихъ несчастныхъ во Христа и Его милосердіе, они исторгли первые звуки пѣснопѣнія у этихъ изстрадавшихся людей съ потухшими сердцами... Они вернули этимъ душамъ пѣснь: вернули имъ вѣру, молитву и жизнь...

„C'est à force d'aimer qu'on trouve", сказалъ поэтъ. Отнесшись безъ предубѣжденія къ армянамъ, какъ къ людямъ и братьямъ въ Богѣ, супруги Harris вынесли прекрасное впечатлѣніе объ этомъ народѣ, стойкомъ въ несчастіи, отзывчивомъ на симпатіи (а какъ онѣ ему нужны!), готовомъ на всякую помощь для облегченія бѣдствующему брату. Еще въ Константинополѣ, когда профессоръ предъ отправленіемъ въ путь ѣздилъ для разныхъ покупокъ, нищіе армяне старались всячески облегчить ему сношенія съ турецкими торговцами и, отказывались отъ платы, говоря: "мы дѣлаемъ это ради нашего народа". Въ Айнтабѣ главныя пожертвованія въ пользу пострадавшихъ поступали отъ богатыхъ армянскихъ купцовъ, избѣгшихъ смерти; они жертвовали деньгами и предметами своей торговли, и многіе изъ нихъ прямо-таки разорили себя невиданною щедростью. "Это— драгоцѣнный народь,— восклицаетъ профессоръ, — его терпѣніе безіранично и невыразимо, милосердіе армянъ другъ къ другу безмѣрно". Пожертвованія шли не только отъ богатыхъ, но и отъ бѣдныхъ и разоренныхъ, помогавшихъ бѣднѣйшимъ, выплачивая за нихъ подати 1), Сколько тутъ было „лептъ вдовицы"; невѣсты приносили золотыя монеты со своихъ платьевъ, давали кольца, серьги; одна женщина принесла даже свадебный нарядъ! Такіе факты разбросаны по всей книгѣ. Профессоръ Harris постоянно указываетъ на интеллигентный характеръ армянъ, не закрывая, понятно, глазъ и на ихъ недостатки. Глядя на стойкость этого народа въ бѣдствіи, онъ дѣлаетъ замѣчаніе, что, повидимому, "въ самобытной цивилизаціи, какъ и въ дѣйствительно прогрессивной религіи (а у армянъ есть и то, и другое), внутреннія силы всегда устоятъ противъ внѣшнихъ, ей непріязненныхъ". Онъ отмѣчаетъ серьезность, глубину, культурность армянскаго народнаго характера, въ то время какъ m-rs Harris заноситъ въ книгу замѣчанія о выдающейся чистоплотности армянскихъ домовъ a great delicacy of personal neatness среди населенія, о тонкой, интеллигентной красотѣ армянскихъ дѣвушекъ. "Деликатныя, скромныя, кроткія дѣвушки!" восклицаетъ она. И надъ ними-то турки продѣлывали свои звѣрства восточныхъ варваровъ! Угоняли ихъ, какъ и армянскихъ женщинъ, въ гаремы, точно скотъ на племя, творили всяческія насилія...

----------------------------

*) Кстати: турецкое правительство, послѣ избіеній, стало взыскивать подати убитыхъ съ оставшихся въ живыхъ... Видно, мало было награблено! Теперь, можно понять, откуда у мусульманъ явились средства для внесенія военнаго налога... Понятно и желаніе властей получить свою часть награбленнаго.

[LI]

Армяне, послѣ испытанныхъ волненій, униженій и страданій, нуждались въ утѣшеніи. Имъ нужна была молитва, нужно было участіе, потому что они даже потеряли способность плакать. Супруги Harris доставили то, въ чемъ армяне нуждались. Церкви и молитвенные дома были разорены, собираться для церковныхъ службъ народъ почти не смѣлъ. Съ пріѣздомъ супруговъ Harris начались повсемѣстно службы въ церквахъ, при чемъ протестанты и грегоріяне уступали другъ другу свои церкви: люди разныхъ вѣроисповѣданій молились въ одномъ и томъ же помѣщеніи поперемѣнно. Богослуженіе отправлялось по два раза въ день и церкви были всегда переполнены. Армяне выказали большую религіозность: отказываясь вначалѣ строить себѣ жилища, изъ страха, что турки ихъ опять сожгутъ, они просили помочь имъ поправить церкви. Супруги Harris, испросивъ на это разрѣшеніе у „Общества друзей", подновляли имъ церкви, вставляли стекла въ выбитыя окна и т. п. Пріѣзжая въ какой-либо городъ, путешественники собирали народъ на церковныя службы и, по ихъ окончаніи, говорили проповѣди, читали посланія съ выраженіемъ сочувствія отъ христіанъ Европы и Америки; затѣмъ занимались разслѣдованіемъ степени нужды и организаціей помощи. Ихъ слово имѣло большое вліяніе, поднимало упавшихъ духомъ людей. Въ церквахъ и на сборищахъ бывало отъ 3 до 10 тыс. молящихся. Только пѣть они не были въ силахъ!... Разъ какъ-то, въ городѣ Малатіи, Harris собралъ протестантовъ-армянъ въ саду, потому что церковь была разрушена. Имъ было предложено спѣть гимнъ, но они отказались, сказавъ, что не могутъ пѣть со времени пережитыхъ ужасовъ вотъ уже годъ. Кто-то изъ миссіонеровъ началъ, однако, гимнъ... Постепенно, одинъ за другимъ, стали вторить ему и присутствующіе, и апатія отчаянія исчезла... *). Разоренные и изуродованные армяне обыкновенно держались очень спокойно, но глубину ихъ горя могъ бы извѣдать одинъ Господь. Только изрѣдка, большею частью у женщинъ, можно было видѣть горячія слезы... М-rs Harris писала изъ Малатіи, послѣ 5 мѣсяцевъ пребыванія въ Малой Азіи: „О, если бы вы видѣли и слышали этихъ людей! Послѣ того, какъ скажешь нѣсколько словъ утѣшенія, глаза женщинъ наполняются слезами, и, подчасъ, это можно отгадать и въ глазахъ мужчинъ; женщины хватаются за мое платье, цѣлуютъ руки, платье, колѣни, ноги, а, между тѣмъ, видно, какъ имъ не хочется, какъ имъ совѣстно насъ тревожить, потому что онѣ — вовсе не обыкновенныя попрошайки. Но что же имъ дѣлать? Многія изъ нихъ еще недавно были на высотѣ счастія, богатства, были окружены семьей, дѣтьми, были женами зажиточныхъ купцовъ. Теперь имъ негдѣ преклонить головы; дѣти, братья, мужья убиты, даже некому ихъ про-

*) Кстати, о пресловутой вѣротерпимости турокъ: они запрещаютъ пѣть гимнъ „Jese's shall reign wheruer the sun".

[LII]

кормить..."—„Вчера, послѣ моей рѣчи, по окончаніи церковной службы,— пишетъ m-rs Harris изъ Харпута, — женщины окружили меня плача и смѣясь, со словами благодарности и любви на устахъ". Вотъ что мы читаемъ въ описаніи посѣщенія города Арабкира, черезъ мѣсяцъ послѣ бывшей тамъ рѣзни: „Каждая женщина входила въ нашу комнату съ покрываломъ на головѣ и лицѣ и садилась молча рядомъ со мной. Но при первыхъ же моихъ словахъ, при пожатіи ея руки, раздавались въ отвѣтъ истеричныя рыданія. Затѣмъ, прерываясь горючими слезами и поцѣлуями рукъ, развертывалась печальная повѣсть перенесенныхъ страданій. Безконечны были эти разсказы, какъ безконечно было горе!.. Послѣ словъ утѣшенія съ моей стороны и обѣщанія помощи, женщина удалялась такъ же неслышно, какъ и вошла. Но иногда она быстро возвращалась, обнимала меня, тихо клала голову на мое плечо, снова цѣловала руки и, наконецъ, разрыдавшись, надѣвала на голову покрывало и удалялась вся въ слезахъ".

„Now for a change!" сплошь да рядомъ, какъ бы подбадривая себя, пишетъ m-rs Harris, разсказавъ какой-нибудь возмутительный эпизодъ повседневной армянской жизни, и приводитъ, со свойственною ей правдивостью, доказательства, что турки — тоже люди. Въ этомъ-то и заключается особенная привлекательность мирной миссіи супруговъ Harris, что они никогда не отказывались, при случаѣ, отыскивать въ туркѣ человѣка. Не вина авторовъ писемъ, если добрыя черты характера турокъ теряются въ массѣ проявленій ихъ злой воли!

Самымъ лучшимъ признакомъ колоссальности размѣровъ звѣрства, жертвами котораго сдѣлались армяне, могутъ служить нерѣдкія попытки болѣе порядочныхъ турокъ спасти христіанъ отъ избіеній. Видно, что и у турокъ было—и есть, да только глубоко спрятано—сознаніе позора, которымъ покрывало себя ихъ правительство организаціей убійствъ. Въ Айнтабѣ, напримѣръ, жила мусульманка, пользовавшаяся большою извѣстностью за свою мудрость и чуть ли не святость. Послѣ убійствъ въ этомъ городѣ она пошла къ городскому головѣ и сообщила ему о бывшемъ ей видѣніи: въ сосудѣ съ водой росло дерево, но вдругъ вода стала прибывать, и въ связи съ этимъ. дерево все больше и больше подымалось изъ воды, пока, наконецъ,. не опрокинулось. Смыслъ видѣнія заключается въ томъ, что дерево означало магометанство или турецкую имперію, а вода—христіанскія слезы...

Во время пребыванія m-rs Harris въ Урфѣ она вмѣстѣ съ учительницей миссіи пошла сдѣлать визитъ женѣ мѣстнаго паши. Разговоръ зашелъ объ армянахъ. Турчанка заявила, что ея мужъ заботится о христіанахъ, но пока ничего подѣлать не могъ. „У всѣхъ. насъ при этомъ,—пишетъ m-rs Harris, — глаза были полны слезъ. Я взяла руку турчанки и просила ее, отъ имени христіанъ Англіи, охранять армянъ. Она горячо пожала мою руку и сказала: "надо имѣть

[LIII]

каменное сердце, чтобы не быть тронутой тѣми страданіями, которыя перенесли христіане". Затѣмъ пришло нѣсколько турецкихъ дамъ и одна изъ нихъ, жена капитана, разсказала, что ея мужъ спасъ 200 человѣкъ, укрывшихся отъ убійцъ. Въ Мадринѣ христіане были разорены, но не подверглись избіенію, благодаря защитѣ ихъ однимъ вліятельнымъ курдскимъ племенемъ. Когда Французскій консулъ въ Діарбекирѣ, г. Meyrier, остановилъ убійства, онъ, будучи одинъ, бросился съ рыданіями на диванъ. Вдругъ въ комнату вошли четверо или пятеро мусульманъ. Французъ не могъ сразу сдержать слезы и сидѣлъ, закрывъ лицо руками. Тогда турки сѣли тихонько по угламъ и, одинъ за другимъ, заплакали, при чемъ въ искренности ихъ слезъ нельзя было сомнѣваться, по словамъ консула. Въ Малатіи m-rs Harris посѣтила жену одного турецкаго бея, дружественно расположеннаго къ христіанамъ, спасшаго многихъ отъ рѣзни. Тамъ же были: армянка съ изрѣзанной рукой, перевязку которой сдѣлала турчанка, и больной армянинъ съ армянкою, къ которымъ всѣ въ домѣ относились съ большимъ вниманіемъ. Въ Арабкирѣ протестантскую миссію спасъ отъ разоренія вліятельный турецкій полковникъ, дружившій съ христіанами.

Такія отрадныя явленія дали поводъ m-rs Harris замѣтить, что турокъ безчеловѣченъ потому, что онъ — рабъ людей, стоящихъ у власти, и дурныхъ сторонъ своей религии, и эти двѣ темныя силы толкаютъ его на зло; при лучшихъ условіяхъ жизни турокъ способенъ былъ бы на много хорошаго.

Рядомъ съ отрадными фактами въ письмахъ попадаются возмутительныя извѣстія, что съ христіанъ взыскиваютъ двойныя подати, что турецкія власти въ Малатіи, лишивъ христіанъ всякихъ средствъ къ жизни, кромѣ того, еще запретили имъ пользоваться фруктами изъ ихъ же собственныхъ садовъ и приставили къ послѣднимъ сторожей! Какое это утонченное звѣрство: лишать средствъ къ жизни и требовать уплаты податей! Въ округѣ Чаршанджакъ все населеніе — въ рабствѣ у нѣсколькихъ феодальныхъ владѣльцевъ. Армянскія засѣянныя поля отдаются послѣдними для снятія урожая въ другія руки; тамъ же какой-то турокъ заставляетъ армянъ даромъ строить ему домъ. Когда консулъ пожаловался мѣстному вали на приравниваніе армянъ къ невольникамъ и назвалъ по именамъ виновныхъ турокъ, власти послали цѣлую комиссію для изслѣдованія дѣла, но обобранные армяне, въ страхѣ за свою жизнь, отвергли справедливость своихъ же собственныхъ показаній консулу.

V.

Внеся свѣтъ въ кромѣшною тьму Малой Азіи, преподавъ утѣшеніе страждущимъ, стараясь поднять ихъ духовныя силы, супруги

[LIV]

Harris, какъ видно изъ вышеизложеннаго, являлись дѣйствительными глашатаями мира, потому что не только не вызывали озлобленія турокъ безполезнымъ негодованіемъ, но даже стремились утишить ненависть ихъ къ христіанамъ, создать послѣднимъ друзей среди магометанъ. Насколько ихъ усилія въ послѣднемъ отношеніи увѣнчались успѣхомъ, остается, понятно, открытымъ вопросомъ...

Зато обнадеженные этими истинными христіанами армяне получили не только духовную поддержку, но и матеріальную. Положимъ, что послѣдняя, исчисляясь десятками тысячъ фун. ст., являлась каплей въ океанѣ армянской нужды. Но заслуга супруговъ Harris заключается въ томъ, что они, совмѣстно съ американскими миссіонерами, выработали замѣчателъно дѣлъную систему помощи. Если бы, годь тому назадъ, христіанскіе народы Европы и Америки, сознавая свою солидарностъ съ армянскими мучениками, дали средства для выполненія этой программы помощи, всѣ оставшіеся въ живыхъ армяне были бы спасены. Теперь же, послѣ суровостей зимы прошлаго и нынѣшняго года, проведенныхъ безъ крова, безъ пищи, кромѣ случайныхъ подачекъ, безъ топлива, многихъ и многихъ несомнѣнно уже не досчитаются сердобольные христіане...Голодная смерть и тифъ уже пришли на помощь туркамъ и сдѣлали свое страшное дѣло. Но все же, если не будутъ спасены тысячи людей, уже отошедшихъ въ вѣчность, выработанная система помощи спасетъ армянскій народъ.

Этотъ народъ, какъ вѣрно выразился профессоръ Harris, получилъ ударъ въ самую голову, a blow at the head. Всѣ лучшіе его представители, всѣ духовные руководители, учителя, общественные дѣятели, купцы были заранѣе намѣчены властями въ качествѣ жертвъ и погибли отъ руки убійцъ. Дома были разорены, семьи разрушены, кормильцы семей зарѣзаны. У купцовъ былъ унесенъ товаръ, у мастеровъ унесены или уничтожены орудія производства, скотъ былъ угнанъ у земледѣльцевъ. Наконецъ, у многихъ и многихъ были отсѣчены руки, одна или обѣ. „All the social order had been smashed to pieces, like a clock", говоритъ профессоръ Harris. Другими словами, все общественное устройство, тѣ ячейки, которыя составляютъ общество, являются его задерживающими центрами, были уничтожены, разбиты, какъ разбиваются часы. Надо было снова собрать его составныя части, какъ собираютъ, составляютъ часы. Фокусами свѣта и спасенія въ такой работѣ являлись, по самому своему положенію и по почину въ дѣлѣ помощи и просвѣщенія, американскія миссіи. Какъ раньше онѣ привлекали къ себѣ людей свѣтомъ культуры, такъ теперь должны были струить этотъ свѣтъ по странѣ, гдѣ жизнь замирала, гдѣ цѣлый народъ находился въ предсмертной агоніи. Для возрожденія этого народа, послѣ укрѣпленія въ людяхъ упавшаго духа молитвой и религіей, нужно было коснуться самыхъ основъ жизни: пищи, одежды, условій ночного сна; затѣмъ нужно было найти людямъ кровъ, обновить и построить имъ жилища, дать

[LV]

земледѣльцамъ средство обработывать землю, мастеровому—орудія мастерства, купцу—возможность начать свое ремесло снова; нужно было давать людямъ, послѣ первоначальной помощи, не подачки, а возможность самимъ поддерживать свое существованіе. Такимъ образомъ, вмѣстѣ съ насущною помощью настоящей минуты, дѣлалось бы дѣло будущаго.

Затѣмъ нужно было поддержать ростки, изъ которыхъ явилось бы слѣдующее поколѣніе: собрать, пріютить сиротъ, тысячами оставшихся безъ родителей, способныхъ забыть свою религію, остаться безъ духовнаго просвѣщенія. Наконецъ, необходимо было открыть школы, чтобы съ небольшими наличными силами учительскаго персонала приготовить будущихъ учителей.

За подобное-то христіански разумное дѣло и взялись супруги Harris сообща съ американскими миссіонерами. Они внесли свѣтъ Христовъ въ измученныя души, позаботились объ открытіи церквей. Христіанская любовь ихъ была дѣятельной и осмысленной и вполнѣ доказала силу истиннаго христіанства: одновременно съ духовнымъ утѣшеніемъ, они взялись за практическую помощь.

„We tried to construct a commonwealth out of ruins" говоритъ профессоръ.

Главная денежная помощь, спасшая армянъ отъ голодной смерти, тотчасъ послѣ массовой повсемѣстной рѣзни, доставлена была комитетомъ герцога Вестминстерскаго. До 100 тыс. чел. поддерживалось его суммами. Эти деньги спасали только отъ голода, they kept body and soul together. Но армяне были безъ жилищъ, безъ носильнаго платья; оставшіеся отъ погрома дома представляли изъ себя однѣ голыя стѣны: убійцы уничтожали то, чего унести не могли. Поэтому въ американскихъ миссіяхъ стали раздавать женщинамъ прялки, взяли въ долгъ или получили въ видѣ пожертвованій пряжу и посадили женщинъ за выдѣлку тканей, чтобы одѣть населеніе, лишенное почти всякаго платья. Другихъ женщинъ заняли вышиваніями и выдѣлкой ковровъ. Мѣдникамъ, столярамъ и проч., если у нихъ оставались руки, добывали инструменты, занимали ихъ поправкою домовъ, церквей. Если же не хватало одной руки, то дѣло устраивалось такимъ образомъ: выбирали человѣка, настолько ослабѣвшаго отъ ранъ, что онъ былъ неспособенъ больше на тяжелый трудъ, и отдавали его въ науку къ однорукому мѣднику. Вдвоемъ, съ небольшимъ пособіемъ отъ миссіи, они открывали лавку. Денежной помощи приходилось вообще избѣгать, чтобы деньги не переходили путемъ вымогательствъ туркамъ; но если извѣстное пособіе могло поставить на ноги семейнаго человѣка и тѣмъ снять его семью со списковъ нуждающихся въ прямой помощи отъ миссіи, то дать деньги было выгоднѣе. Инструменты, орудія производства часто покупались ихъ хозяевами за бездѣлку у самихъ грабителей, не знавшихъ, что съ ними дѣлать.

[LVI]

Такимъ образомъ, мало-помалу возобновлялась дѣятельность въ городахъ, люди принимались за ремесла, производства, торговлю.

Поручивъ однимъ жителялъ выдѣлку полотна, миссіонеры заказывали другимъ шитье платья на нихъ самихъ и на первую категорію работниковъ; третьи работники выдѣлывали на прочихъ тюфяки, которыхъ ни у кого не было послѣ погрома.

Особенно трудно было хоть нѣсколько обнадежить и дать увѣренность въ безопасности — и, главнымъ образомъ, добыть эту безопасность — для жителей селеній. Во-первыхъ, селеній слишкомъ много, они слишкомъ разбросаны по всѣмъ направленіямъ и отдалены отъ миссій. Систематическая работа по оказанію помощи должна вестись ощупью, наугадъ; во-вторыхъ, при малочисленности населенія въ томъ или другомъ селѣ, взаимная помощь односельчанъ другъ другу приноситъ мало пользы. Наконецъ, трудно отстоять скотъ жителей отъ угона его курдами. Несмотря на всѣ эти неблагопріятныя условія, супругамъ Harris и миссіонерамъ удалось уговорить сельскихъ жителей начать постройку жилищъ, обѣщавъ по 5 ф. ст. пособія на возведеніе каждыхъ первыхъ десяти или двадцати домовъ. До этого же времени жители согрѣвались отъ зимней стужи, скучиваясь гуртомъ въ полуразрушенной хижинѣ.

M-rs Harris обратила особенное вниманіе на армянскихъ дѣвушекъ, освобожденныхъ усиліями французскаго и англійскаго консуловъ послѣ долгихъ мѣсяцевъ позорной неволи въ турецкихъ и курдскихъ гаремахъ. Она старалась найти имъ пріютъ и занятіе, чтобы помочь имъ забыть тяжелое прошлое.

Наконецъ, половина положеннаго на дѣло возрожденія армянскаго народа труда имѣла цѣлью заботу о будущемъ поколѣніи. Этимъ супруги Harris занялись съ особеннымъ вниманіемъ, потому что сотни сиротъ всякихъ возрастовъ скитались по всѣмъ городамъ и селеніямъ и, какъ собаки, ѣли и спали, гдѣ и какъ могли. Многіе изъ нихъ играли „въ рѣзню" (they played at massacre!!..).

Усиліями англичанъ и американскихъ миссіонеровъ повсюду стали открываться закрытыя было школы. Всѣ письма изъ разныхъ мѣстъ, посѣщенныхъ супругами Harris, пестрятъ цифрами и вычисленіями о стоимости содержанія той или иной школы, семинаріи для дѣвочекъ или мальчиковъ, гдѣ, между прочимъ, ученикамъ давали иногда одежду и горячую пищу. Безъ церкви и школы армяне не понимаютъ, не желаютъ существованія, — нѣсколько разъ заявляютъ путешественники. Къ несчастію, султанъ увидѣлъ, что школа можетъ быть соломинкой для спасенія погибающаго армянскаго народа, и указомъ приказалъ губернаторамъ областей „препятствовать протестантской пропагандѣ". Но еще оставалась послѣдняя надежда: пріюты для сиротъ. Путемъ долгихъ и трудныхъ вычисленій и комбинацiй нашли, наконецъ, возможнымъ довести стоимость годового содержанія сироты до 5 ф. ст. Послѣ изслѣдованія, черезъ особый ко-

[LVII]

митетъ изъ грегоріанъ и протестантовъ, количества и положенія сиротъ въ каждой данной мѣстности для нихъ устраивался пріютъ, гдѣ, рядомъ съ обученіемъ ремесламъ—сапожному и портняжному, шло начальное школьное ученіе. При этомъ обращалось вниманіе на то, чтобы образъ жизни и характеръ пищи не отличался отъ общенароднаго, съ цѣлью не отчуждить ребенка отъ его среды. Гдѣ это было удобно, сиротъ отдавали, подъ условіемъ контроля отъ мѣстнаго комитета, на руки матерямъ, потерявшимъ своихъ дѣтей; за каждаго ребенка полагалась ежегодная плата по 5 ф. ст. и требовалось, чтобы онъ ходилъ въ школу и посѣщалъ церковь своего вѣроисповѣданія...

Такимъ образомъ давалась помощь одновременно и вдовамъ, и сиротамъ, которыя въ Малой Азіи нуждаются въ главной поддержкѣ: безъ нея гибель ихъ неминуема...

Къ сожалѣнію, дѣло, поставленное такъ толково, можетъ погибнуть или не разрастись до необходимыхъ для успѣха предпріятія размѣровъ, благодаря отсутствію нужныхъ денежныхъ средствъ.

Авторы „Писемъ изъ Арменіи" приложили къ книгѣ отчетъ о числѣ дѣтей въ сиротскихъ и школьныхъ учрежденіяхъ Малой Азіи и о суммахъ, выданныхъ этимъ учрежденіямъ за 1896 г. Все, что явствуетъ изъ этого отчета, это — крайняя скудость матеріальныхъ средствъ и ограниченность примѣненія выработаннаго плана спасенія сиротъ, т.-е. возрожденія армянскаго народа. Такъ, напримѣръ, въ Урфѣ, гдѣ погибло болѣе 3,000 жителей, устроенъ пріютъ всего на 53 сироты и выдано 150 ф. ст.; въ Малатіи, гдѣ число убитыхъ колеблется между 2,000 и 4,000, всего содержится 60 сиротъ,— выдано 260 ф. ст.; въ Марсованѣ на сиротъ выдано 250 ф. ст.; въ Діарбекирѣ — 800 ф. ст.; въ Ванѣ — 500 ф. ст., содержится 160 сиротъ (позднѣе 250); въ Эрзерумъ отправлеыо 500 ф. ст., содержится 60 сиротъ, но бродитъ по мѣстности и не можетъ быть собрано изъ-за снѣжныхъ заваловъ около 2—3,000 сиротъ; въ Битлисъ послано 250 ф. ст., содержится 60 сиротъ; въ Арабкиръ послано 225 ф. ст.; въ Егинъ — 185 ф. ст.

Понятно, такая помощь крайне недостаточна, если сравнить ее съ размѣрами бѣдствія и числомъ убитыхъ, которое опредѣляется въ 300.000 и даже въ 500.000 чел. Вѣдь всего, значитъ, содержится въ сиротскихъ учрежденіяхъ около 500 сиротъ, число которыхъ можетъ быть увеличено только очень незначительно, въ виду того, что назначенныя на это дѣло средства не превышаютъ З,120 ф. ст., т.-е. 28 тыс. р.

Между тѣмъ, армянскій патріархатъ въ Константинополѣ поименно зарегистрировалъ 50.000 сиротъ, а количество всѣхъ сиротъ-армянъ опредѣляется въ 100.000 и болѣе.

Другими словами, сообразуясь съ исчисленіями m-rs Harris, требуется отъ 2 до 4 милл. руб. Это немного для христіанъ Европы и Америки...

[LVIII]

Въ Великобританіи, съ цѣлью облегчить людямъ исполненіе добраго дѣла, придумано очень удобное средство: каждый, желающій участвовать въ дѣлѣ помощи сиротамъ, подписывается на 1, 2, 5 или 10 сиротъ и вноситъ, сообразно съ этимъ, 5, 10, 25 или 50 фунт. стерл. Такъ какъ завѣдующіе сиротскими учрежденіями въ Малой Азіи, взявъ на свою отвѣтственность ребенка, въ извѣстномъ отношеніи нравственно обязываются предъ нимъ и собою, т.-е. не могутъ бросить сироту въ каждую данную минуту, хотя бы по причинѣ отсутствія средствъ, то лица, подписывающіяся на сиротъ, обязуются платить за нихъ ежегодно въ теченіе пяти лѣтъ. Понятно, основатели этого дѣла выражаютъ надежду, что по истеченіи этого срока, подписка будетъ возобновлена, но никто не мѣшаетъ желающему прекратить выдачу подписныхъ денегъ каждую минуту, равно какъ съ благодарностью принимаются всякіе случайные взносы. Въ Англіи, напримѣръ, нѣкто mr. F. Crossley единовременно пожертвовалъ на сиротъ 1.000 ф. ст., mr. F. Crossley и mr. W. A. Albright дали тоже съ большою щедростью по 100 ф. ст., а графиня Gertrude Pembroke подписалась на 2 года на 10 сиротъ.

Не откликнется ли на это доброе дѣло и Россія?...

Развѣ не ясно, какой страшный ударъ нанесенъ христіанству въ турецкой имперіи!...

Армяно-грегоріанское вѣроисповѣданіе принадлежитъ къ нашей же восточной Церкви; это—то же православіе, а армянскій народъ по своему духу сроденъ нашему. Кромѣ того, вниманіе русскихъ и православныхъ людей должно быть привлечено печальными событіями въ Малой Азіи, потому что они сказались на армянскомъ населеніи особымъ религіознымъ порывомъ и духовнымъ подъемомъ вѣрующихъ. Гоненіе на христіанъ, лишеніе ихъ всякихъ земныхъ благъ невольно убѣдило несчастныхъ, что религія—единственное неотъемлемое ихъ благо. Затѣмъ, общая печальная судьба, постигшая армянъ: протестантовъ, грегоріанъ, католиковъ, сблизила ихъ между собою и повела къ идеямъ мира, единенія, терпимости. Подобнымъ чувствамъ много помогло также то обстоятельство, что до послѣдняго времени единственная помощь страждущимъ армянамъ всѣхъ вѣроисповѣданій пришла отъ англиканскихъ нонконформистовъ. Наконецъ, въ дѣлѣ помощи населенію грегоріанскіе священники работали рядомъ съ протестантскими пасторами, и исповѣдная распря по самой силѣ вещей смѣнилась мыслями о солидарности и общемъ дѣлѣ на христіанской нивѣ. „Они — вовсе не еретики", стали думать грегоріане о протестантахъ; еще во время пребыванія супруговъ Harris въ Константинополѣ, они узнали, что скутарійскій епископъ заявилъ пастору Капріоліану: "мы превратно понимали васъ въ прошломъ, но теперъ — мы братъя и ничто не разъединитъ насъ снова". Такъ какъ православныхъ грегоріанъ до послѣдняго времени было въ Малой Азіи большинство, то супруги Harris часто принуждены были думать объ

[LIX]

ихъ нуждахъ предпочтительно предъ интересами протестантовъ и, въ концѣ-концовъ, сочли полезнымъ въ интересахъ дѣла предложить лицамъ обоихъ вѣроисповѣданій составлять общіе комитеты помощи, съ численнымъ превосходствомъ на сторонѣ членовъ — грегоріанъ. Братство во Христѣ стало настолько очевиднымъ среди армянъ, что, при нуждѣ, они даже уступали другъ другу свои церкви.

Это ли не истинный свѣтъ Христовъ, разлившійся по странѣ, которую Господь посѣтилъ Своимъ испытаніемъ?!.. Это ли не миръ Христовъ, воцарившійся среди скорби и безумнаго гнѣва?!..

И неужели вся честь этой славной работы выпадетъ на долю западныхъ нонконформистскихъ церквей? Неужели православные люди, наша Церковь не отзовутся на доброе дѣло? Не послужило бы дѣятельное участіе восточныхъ церквей въ живомъ и великомъ дѣлѣ христіанской помощи къ духовному подъему, къ очищенію черезъ добрыя дѣла, безъ которыхъ „вѣра мертва есть", самихъ восточныхъ церквей?

Если бы, взявшись за положительную работу, онѣ преподали живой примѣръ учительства, онѣ, какъ живая вода, увлекли бы за собою въ возвышенномъ порывѣ сторонниковъ и противниковъ, побѣдили бы своей духовной красотой, развившейся на почвѣ тысячелѣтней исторической мощи... Потому что несомнѣнно, что примѣръ дѣятельнаго труда во Христѣ плодотворнѣе отвлеченной истины.

 

Также по теме:

А. Дж. Киракосян:
«Великобритания и Армянский вопрос»

Полк. Як. Д. Лазаревъ:
«Причины бѣдствий армян в Турціи и отвѣтственностъ за раззореніе Сасуна»