Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Киракосян Джон

ЗАПАДНАЯ АРМЕНИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

III. Геноцид западных армян в 1915 году


Содержание   Tитульный лист и т.д.   Введение
Глава I-1
   Глава I-2   Глава II-1   Глава II-2   Глава II-3   Глава III-1
Глава III-2
   Глава III-3   Глава IV-1   Глава IV-2   Заключение
Указатель личных имен   Указатель географических названий
Содержание (как в книге)

[стр. 232]

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

ГЕНОЦИД ЗАПАДНЫХ АРМЯН В 1915 ГОДУ

Пантюркизм в действии. Турецкая провокация о дезертирстве армянских солдат и преследуемые ею цели. В Западной Армении не было антитурецкого повстанческого движения. Каннибальские решения руководящего органа Иттихада о депортации и уничтожении западных армян. Циничный обман главарей младотурок. Высылка армянской константинопольской интеллигенции. Турецкие зверства в Ванском вилайете и героическая самооборона Вана. Попытки турецких погромщиков скрыть от мировой общественности преступную программу. Депортация и резня в Эрзерумском, Трапизонском вилайетах, в Муше, Сасуне. Героическая самооборона Шапин-Гарахисара. Депортация и резня в Харбердском, Себастийском, Диарбекирском вилайетах, в районах Анкары, Адрианополя, Кесарии. Самоотверженное сопротивление Урфы. Депортация армянского населения из Киликии. Героическая эпопея горы Муса. Армянские беженцы в пустынях Месопотамии и Сирии. Погромные приказы Талаата. Резня 1916 г. Тер-эль-Зор, Рас-ул-Айн, Алеппо. Геноцид западных армян турецкими погромщиками—предшественник зверств германских фашистов.

 

Первые месяцы войны показали, что осуществление пантюркистской программы авантюристической тройки Энвер-Талаат-Джемаль оставалась далекой мечтой.

[стр. 233]

Провозглашенный в ноябре 1914 года Халифом джихад, призывавший мусульманский мир «подняться и нападать, жизнью и имуществом принять участие в религиозной войне», чтобы все мусульмане были бы освобождены от «порабощения и нищеты»1, не возымел почти никакого воздействия и не нашел отклика ни в России, ни в Индии, ни в Египте. К этому призыву весьма равнодушно отнеслись даже нетурецкие подданные—мусульмане самой Османской империи, в первую очередь, арабы, которые некоторое время спустя подняли знамя восстания против турецкого владычества.

Под ударами русской армии развеялся план Иттихада—превратить Турцию с помощью Германии «в самую мощную империю мира», завоевать Кавказ и другие территории. Провал планов в отношении Кавказа, большие потери в военной силе взбесили правителей Турции. Провал внешней политической экспансии надо было компенсировать политикой самой жестокой туркизации нетурецкого населения внутри страны. Главный удар направлялся против армян, которые сотрудничали с русской кавказской армией и, по утверждению турецкой пропаганды, были виновны в их тяжелых поражениях.

Начиная с осени 1914 года шовинистическая антиармянская политика младотурок вступила в свою новую стадию—стадию человеконенавистничества и геноцида целого народа. Во-первых, турецкие правители выдвинули против армянского народа политическое обвинение, стремились обосновать его и убедить в этом духе темные и фанатичные слои турецкого народа. Если официальный турецкий призыв освободить всех мусульман мира от «порабощения и нищеты, спасти священный коран» не нашел отклика на поле битвы, то этот призыв

______________________
1 Перевод официального текста о провозглашении священной войны см. ЦГИА Арм. ССР, ф. 57, оп. 1, д. 630, лл. 9—10.

[стр. 234]

должен был свершить свое черное дело внутри страны. В эти дни Талаат говорил одному из сотрудников германского посольства: «Мы, турки, обязаны и желаем использовать эту мировую войну для основательного сведения счетов с нашими внутренними врагами (читай: армянами), без вмешательства зарубежной дипломатии в эту необходимую работу»2. Так думали турецкие правители и направляли свои усилия прежде всего против армянского народа, подготавливая политическое и тактическое обоснование его уничтожения.

Эту цель преследовали все шаги турецкого правительства в течение первых же месяцев начавшейся войны. Во внутренней жизни страны все направлялось на усиление турецкой шовинистической пропаганды, возбуждение ненависти и вражды между народами. На первый план выдвигалась шумиха о том, что турецкие армяне заняли позицию, противоречащую государственным интересам, что они сотрудничают с врагом.

В официальном обосновании каннибальских методов, осуществленных в отношении западных армян, часто повторяемом в ряде опубликованных заявлений и сборников материалов иттихадского правительства, а также германских официальных кругов, особенно подчеркивался факт «массового» дезертирства армян из турецкой армии3.
______________________
2 Согомон, Воспоминания, стр. 446, на арм.,яз.; см. также журнал «Айреник», 1960, № 12, стр. 43.
3 См. в частности Von С. A. Brather, Die Armenisehe Frage, Berlin, 1915. Verite sur la mouvement revolutionnaire Armenien et les mesures gouvenmentales, Constantinople, 1916.
Этой книжкой турецкое правительство обвиняло весь армянский народ в организации революции по подстрекательству Антанты, а депортацию армянского народа преподносило как средство пресечения «зла». Здесь характерно то обстоятельство, что партия Иттихад, приписывая ненависть мусульман к армянам, сама выступает в роли устранителя конфликта, направлявшего комиссии в провинции, и карателя виновных в резне армян. Поистине, лицемерие и ложь не знали границ!

[стр. 235]

В начале войны были призваны под ружье около 50 тысяч армян в возрасте от 18 до 45 лет4. После объявления мобилизации «богатый широко раскрыл свой кошелек, чтобы уплатить военный выкуп; бедняк же послушно, покорный судьбе, записался и нетвердыми шагами направился в ту роту, к которой был приписан...»— рассказывает очевидец. «Тысячи турецких юношей... не записались,—продолжает он,—и остались безнаказанными; действие закона было суждено претворять только в отношении армян». Само турецкое население не было убеждено в необходимости войны с Россией, в положительном исходе этой войны, считало Россию весьма мощной и непобедимой страной, тем более, что из поколения в поколение дошла до него правда о предыдущих русско-турецких войнах. Поэтому естественно, что военная мобилизация встретила сопротивление не только христиан, но и турецкого народа.

Мусульманское население Ванского, Битлисского и Эрзерумского вилайетов также было против войны, оно не сомневалось в том, что успех России в войне вне всякого сомнения5.

С начала мобилизации турки создали для армян такие условия, чтобы толкнуть их на восстание, сделав их жизнь невыносимой всяческими поборами и зверским отношением. Они заставили армянское население Шапин-Гарахисара, Битлиса, Муша и других местностей, включая женщин, стариков и детей, переносить на спине продовольствие и боеприпасы для турецкой армии, сосредоточенной на русской границе. Однако армяне, хорошо понимая провокационные намерения турок, делавших все для того, чтобы получить повод для резни, выдержали все страдания и послушно подчинились произволу.

Насколько великодушны были турецкие власти в от-

______________________
4 Палакян, указ. соч., т. II, стр. 59.
5 А—До, Великие события в Васпуракане, стр. 81.

[стр. 236]

ношении турецких юношей, уклонявшихся от призыва в армию, настолько жестоко они поступали в отношении армян, по малейшему поводу обвиняли их в измене, в дезертирстве и вздергивали на виселицы6. После поражения под Сарыкамышом, отмечает Анри Барби, истинные причины которого скрывались военными властями, «вся вина была возложена на армянские элементы, находящиеся в полках»7. Под Кёприкейем потерпела поражение и обратилась в бегство вся турецкая армия, но в селе Еган были обвинены в дезертирстве и расстреляны 50 солдат-армян8.

Следовательно с первых же дней войны вопрос призыва армян в армию искусственно превращался в острый политический вопрос, использовался для возбуждения беззаконий, эксцессов, насилий, преднамеренного средства осуществления карательных мер в отношении армянского народа. Например, сопротивление 15—20 армян-призывников в Зейтунской церкви было использовано для «оправдания» депортации всего армянского населения, хотя и в августе 1914 года зейтунцы не только не воспротивились мобилизации, но и, избегая углубления конфликта, дали больше солдат, чем это было предусмотрено положением о возрастном цензе9. Повсюду нарушался тот пункт заключенного в феврале 1914 года соглашения, согласно которому солдаты-армяне должны были нести службу у себя на родине.

А что ожидало солдат-армян в турецкой армии? Они считались чуждым элементом в этой армии и с национальной, и религиозной, и политической точек зрения. Провозглашенное конституцией «равенство» здесь также было ничем иным, как проявлением пантюркизма,

______________________
6 ЦГИА Арм. ССР, ф. 227, д. 420, лл. 2—4.
7 Анри Барби, В стране ужаса. Мученица Армения, на арм. яз., Константинополь, 1919, стр. 12.
8 А—До, Великие события в Васпуракане, стр. 101.
9 А. Ташян, указ. соч., стр. 159—160.

[стр. 237]

разнузданного шовинизма, розни, пренебрежительного отношения к нетурецким нациям. «Солдат-армян в войсках определяли исключительно на тяжелые работы,— читаем в одном документе,—и были постоянные случаи массовых расстрелов солдат-армян»10.

Подобное отношение проявляло турецкое командование и к арабам, используя составленные из них подразделения в самых тяжелых условиях, без полагающегося обмундирования и оружия гнало их в условиях холодной зимы на передовую фронта11.

Известный армянский поэт Сиаманто в одном из своих последних писем, написанном 5 сентября 1914 года из Константинополя, касаясь вопроса положения, солдат-армян в турецкой армии, отмечал: «Моего брата, который был единственным работником в нашей семье, забрали. Пишет страшные вещи. Ежедневно дают им полхлеба, лежат под палатками в грязи; одежды не имеют, солдаты, и не имеют оружия; пьют грязевую воду... Надеются получить хлеб, не получают, но не возмущаются»12. Турецкие врачи отказывались оказывать помощь раненым или больным солдатам-армянам13.

Несмотря на тяжелейшие условия, куда бы армяне «ни назначались и какую бы им ни давали работу, они свято выполняли свой долг и работали, на оборону Турции. Повсюду они проявляли себя отважными воинами и хорошими работниками,—пишет Герберт Адаме Гиббоне14.

Однако враждебное отношение к армянам проявлялось на каждом шагу—при снабжении одеждой и пищей, при предоставлении отпусков, назначении на должности, в вопросе религии и прочих вопросах. Права сол-

______________________
10 ЦГИА Арм. ССР, ф. 121, оп. 1, д. 3, лл. 1—30.
11 А. Ташян, указ. соч., стр. 95.
12 «Арев», 24. IV. 1963 г., № 13493, Каир.
13 «Мшак», 21. XI. 1914 г., № 264.
14 А. Гиббоне, Самая черная страница новейшей истории стр. 11.

[стр. 238]

дат-армян попирались, по малейшему поводу армяне подвергались избиениям и осуждениям. Подобное положение было особенно невыносимо для непривычных к военной службе призывников, которые не были обеспечены даже одеждой. «Солдаты-армяне турецкой армии всегда были лояльны и их хвалили в официальных армейских сообщениях до тех пор, когда началась резня»15. Как признавал один из германских консулов, дезертирство солдат-армян явилось следствием того плохого отношения, которое проявлялось к ним на каждом шагу16.

Тем не менее, подавляющее большинство призванных в армию армян, подчиняясь государственному закону, аккуратно выполняло свои гражданские обязанности. А число дезертиров вначале было весьма незначительным. Дезертиры из числа турок, курдов и прочих национальностей по своей численности не уступали числу армян-дезертиров. Лиман фон Сандерс отмечает, что в июне 1915 года в районе Карина наблюдалось массовое дезертирство именно турецких солдат, что их число достигло к 1916 году до 30 тысяч, а в 1918 году в турецкой армии было больше дезертиров, чем солдат17.

Однако всякий раз вопрос о дезертирстве использовался в политических, пропагандистских целях против армян, а не против убегавших в тыл турецких солдат, занимавшихся массовыми грабежами и убийствами.

В одном документе о дезертирстве, представленном 1(5 апреля 1915 года губернатору Вана Джевдет бею, мы читаем:

«Число армянских дезертиров вначале было весьма ограниченным и было нетрудно устранить этот незначительный процент...

______________________
15 Гутман, указ. соч., стр. 159—160.
16 А. Ташян, указ. соч., стр. 125.
17 Liman V. Sanders, Fуnf Jahre Turkei, Berlin, 1920, стр. 167, 241, 335, 340.

[стр. 239]

Однако наоборот—несчастное и бедственное недоверие правительства к армянам со своими непосредственными последствиями, а также тяжкие обстоятельства, угрожавшие самому существованию армян, стали причинами того, что дезертирство превратилось во всеобщее явление.

Этими (новыми причинами были:

1. Разоружение армянских солдат и жандармов, которое создало удушающую атмосферу политического недоверия вокруг армян и способствовало обострению межплеменных отношений между армянами и исламом.

2. Обезоруженные армянские солдаты стали использоваться как вьючные животные, что весьма оскорбило их человеческое и национальное самолюбие, унизив их в глазах своих исламских соотечественников.

3. Жизнь этих обезоруженных армян, которые находились под надзором вооруженных мусульман и были вынуждены безоружными находиться среди уже возбужденных и вооруженных мусульман, находилась под угрозой. Среди общественности ходили упорные слухи о сотнях расстрелянных, утопленных и убитых и бесследно пропавших армянских солдатах, в частности на полях битвы Карса и Ирана или других местах.

4. Амнистирование и вооружение известных курдских преступников и их нахождение в своих селах или населенных армянами районах, как например Мехмед-Эмин, Муса и Гасым-беи и многие другие.

5. Обезоруженные армянские солдаты под разными пред.логами были удалены из своих провинций в незнакомые ме,ста.

6. Вооружение всех мусульман, в частности курдов, в возрасте 16—60 лет—под предлогом создания полиции.

7. Деяния милиционеров в армянских селах, как например, насилия и убийства в селах Карчкан, Белонаникап, Индзак, Егегис, совершенные милиционерами Багеша и отрядом Черкеза-ага, наконец, насилия в Мхкнера, учиненные милиционерами отряда Еомер-ага... Действия отряда Бшаре Чато в -600 человек в Маназкерте и, наконец, насилия мусульман в селах северо-восточной части Ванской губернии, в армянских селах Карно разбой курдских добровольцев на Мушской равнине... наконец, полное разграбление курдами 12 армянских сел в Сливане (Тигранакерт)... В качестве отдельной при«чины добавилось бегство многочисленных дезертиров-курдов

[стр. 240]

в горные районы Венского и Битлисского вилайетов, что создало угрозу домам армян.

8. Проникновение гамиде в населенные армянами провинции и учиненные ими разбой и разрушения, как например, разграбление сел Хасан-Тамран, Ахорик, Богазкесен, Азарен, Мантан; разграбление села Пстик отрядом Сатым-бея и т. д,

9. Наконец, резня в Башкале и окрестных армянских селах, а также в Ахорике, Хасан-Тамране, Азарене, Дашоглу и Азареке, которые были реальностью—вопреки всяким официальным опровержениям.

10. Бегство курдов в большом количестве и вооруженными из армии. Сегодня горные районы Вана и Багеша кишат этими дезертирами.

...Правительство поступит против разума, совести и Здравой политики, если принудит армян служить безоружными, что создаст угрозу их жизни—без какой-либо выгоды для общей родины, в то время, как их семьи каждую минуту подвержены кровавому произволу со стороны вооруженных их же оружием полудиких соседей.

Вот почему надо прекратить, по моему мнению, применение слова дезертир по отношению к армянским юношам, поскольку они не имеют оружия в своих руках, что является важным обстоятельством для солдата, так как безоружный солдат не может считаться дезертиром.

Следовательно, упомянутые причины дезертирства имеют религиозные, политические и общественные основы. По указанным нами причинам армянские очаги в Ване, Битлисе, Эрзеруме и Диарбекире лишены мужчин и находятся в опасности. Тысячи безоружных армян, не принося пользы армии, вместе с тем лишены возможности в важной и необходимой работе— в земледелии. Наконец, если вопрос армянских беженцев не будет упорядочен, родина подвергнется большой опасности, что совершенно очевидно. Эти люди, преследуемые и законом, и голодом, для того, чтобы спасти свои жизни, найти средства к пропитанию, естественно должны подняться на борьбу»18.

Далее авторы документа делают правительству ряд предложений для выхода из создавшегося тяжелого положения прежде всего уважения прав армянского на-

______________________
18 ЦГИА Арм. ССР, ф. 227, д. 416, лл. 54—58 (подчеркнуто нами— Дж. К).

[стр. 241]

рода. «В некоторых провинциях,—признавал Арташес Чилингарян,—дашнакские органы даже приступили к борьбе против дезертиров, иногда предавая их даже турецким военным властям»19. Таким образом, двойная игра партии Дашнакцутюн продолжалась.

В этот период турецкому правительству направлялось много заявлений, разъяснительных записок. Но никто к ним не прислушивался. Они не только оставались без внимания, но и еще более ожесточали эксцессы, факты свидетельствуют, что погромные меры иттихадских убийц в отношении армянских солдат—разоружение, использование в рабочих отрядах (в ротах дорожного строительства—амалие-табури, в ротах перевозок—хамал-табури), их постепенное уничтожение, а затем и уничтожение большими группами, были вызваны не нарушениями армянами воинской дисциплины, неподчинением командованию, антигосударственной деятельностью, а были результатом заранее намеченного плана. Удобным поводом для осуществления этого плана явилось вступление русских войск в Сарай, затем поражение турецких войск под Сарыкамышом и Кёприкейем. Солдаты «...целыми группами стали бежать из действующей армии и запаса и скрываться в горах и селах. Бежали и армяне, и курды, и турки, но в процентном отношении на пять беглецов-турок едва приходился один армянин». Нередко «беглецами были исключительно турки»20. На пальцах можно пересчитать тех армян, которые с оружием в руках перешли на сторону русской армии21. Тем не менее «турки начали взваливать на армян всю вину за поражение...»22.

Так, например, в районах Башкале и Сарая на сторону русской армии перешло не более ста армян, но в

______________________
19 «Горц», № 1, часть 2, 1917 г., стр. 100.
20 Арамаис, Чудовищное преступление. Муш-Сасун, на арм. яз., Баку, 1916, стр. 1, 2.
21 ЦГИА Арм. ССР, ф. 242, оп. 1, д. 33, лл. 27—34.
22 А—До, Великие события в Васпуракане, стр. 96.

[стр. 242]

отместку было вырезано армянское население целого ряда сел. В послании депутата от Вана Врамяна министру внутренних дел Талаату доказывается, что в русской армии было всего 1000 западных армян, перешедших в Россию еще до войны. Они составляли часть тех 20 тысяч армян, которые задолго до войны, спасаясь от резни, нашли прибежище на Кавказе и не могли возвратиться в свои родные очаги—вследствие явно враждебного отношения к ним со стороны правителей конституционной Турции. «Число армян, квалифицируемых предателями, было столь ничтожно, что ни при каких обстоятельствах не могло навлечь собирательную ответственность на два миллиона армян Турции; говоря же о причинах этого, следует сказать, что вся моральная ответственность за них полностью лежит на государственной политике Турции»23.

Касаясь этого вопроса, Тойнби отмечает, что служившие в османской армии и полностью выполнявшие свои обязанности армяне, казалось, должны были найти защиту в носимой ими форме. Однако, свершилось обратное: нахождение в армии содействовало их организованной резне24.

То же самое подтверждает А. Мандельштам. Он пишет, что турецкое правительство приводило «лишь общие фразы, не подтвержденные доказательствами. И легко можно ответить, что большинство армянской молодежи, призванной к оружию, не дезертировало и не перешло к русским, а было переведено сначала в специальные рабочие батальоны и потом вырезано»25.

Следовательно, несмотря на то, что в начале войны западные армяне честно выполняли свои гражданские «обязанности, что случаи дезертирства солдат-армян были несравненно малочисленнее случаев дезертирств кур-

______________________
23 ЦГИА Арм. ССР, ф. 242, оп. 1, д. 33, лл. 27—34.
24 A. J. Toynbee, Armenian Atrocities, p. 81—82.
25 Вестник архивов Армении, № 1(10), 1965 г., стр. 99—100.

[стр. 243]

дов или турок, что с их стороны не было никаких попыток к мятежу, саботажу, взрыву мостов или арсеналов,— тем не менее их обезоружили, лишили обмундирования, направили на черную работу в тыл, а затем и вырезали. Тойнби в частности упоминает армянских солдат Эрзерумского вилайета, которых использовали на строительстве железной дороги Эрзерум-Ерзнка, а армянских солдат Диарбекира—на строительстве дорог ДиарбекирУрфа и Диарбекир-Харберд, где все они и были уничтожены. Только в районе Аргаханы (на дороге Диарбекир-Харберд) было убито 1800 армянских юношей. В районе Ерзнка командиры турецкой армии приказывали расстреливать армянских солдат «в отместку за победы русских»26.

В конечном счете, во время любой войны, даже в самой однородной с точки зрения национального состава армии дезертирство неизбежно. А то, что было сделано в отношении солдат-армян османской армии, было не самоцельным действием, а преднамеренной программой более совершенного осуществления депортации и резни армянского народа.

Разумеется, люди, сознательно посвятившие себя делу освобождения западных армян от османского ига, не только не сочувствовали возможным успехам турецкого оружия в войне, но и прямо желали поражения ему. Для проживавших в Турции армян война не могла быть патриотической, поскольку в отношении к ним осуществлялась политика расовой розни. В основе политического воспитания солдат турецкой армии лежали принципы панисламизма., пантюркизма, которые были чужды армянам и не могли служить для них руководством к действию. Как отмечает русский историк А. М. Ладыжинский, первым из этих принципов была любовь не к родине, а к религии. Другими словами—немусульманин не мог быть патриотом Турции. А второй принцип—идеи

______________________
26 ЦГИА Арм. ССР, ф. 221, д. 31, л. 13.

[стр. 244]

пантюркизма—также был чужд нетурецким народам, они не разделяли завоевательных планов, преследуемых турецким правительством. Провозглашение джихада—священной войны—по своей сути и форме противоречило интересам немусульманских народов Турции, было направлено против них и, естественно, не могло получить их поддержку.

Сознательный западный армянин искал выхода из своего бесправного и угнетенного состояния в Турции в победе русского оружия. Он рассуждал следующим образом: «С какой совестью мы должны идти на войну против наших освободителей... Предпочту быть повешенным, чем воевать против России, стрелять в ее солдат. в рядах которых имеются и армяне, наши братья—российские армяне; эта война содержит в себе и обстоятельство братоубийства»27.

С этой точки зрения можно согласиться с мнением А. Мандельштама о том, что «если турецкие армяне, уцелевшие от резни, поступили на военную службу в русскую армию, чтобы мстить за своих зарезанных или изнасилованных матерей, жен и дочерей, действительно трудно порицать их за это»28.

Западноармянский солдат только вынужденно мог открыть огонь по русским солдатам, по своим родным братьям—восточным армянам. Однако это намерение на деле не нашло массового проявления: турецкие власти, согласно заранее разработанной программе, вырезали не только призванных в армию армянских мужчин, но и их матерей, жен и детей. Лживая турецкая пропагандистская кампания относительно дезертирства армянских солдат была ничем иным, как сфабрикованным поводом для осуществления преступного плана в отношении целого народа. Да, вопрос о дезертирстве

______________________
27 Акоп Тер-Арутюнян, Восстание Шапин-Гарахисара, на арм. яз., Тифлис, 1917, стр. 46—47.
28 Вестник архивов Армении, № 1(10), 1965, стр. 98.

[стр. 245]

был лишь поводом. Цель состояла в уничтожении армянской военной силы, подчинившейся призыву. С этой целью иттихадское правительство «отозвало армянских бойцов с передовой линии войны, обезоружило их в тылу и когда армянский солдат остался без оружия, за гнало его в лагери и расстреляло... Этим путем коварный враг уничтожил наши боевые силы, численность которых достигала примерно 50—60 тысяч. И наши молодые солдаты, не выполнив своего долга перед родиной, нацией и семьей, умерли, не узнав причины своей смерти»29.

* * *

Многих занимал вопрос о том, когда именно турецкое правительство решило и из каких побуждений приступило к массовой депортации и резне армянского народа. Турецкая программа уничтожения армянского народа зиждилась на погромной политике всего предшествующего периода, органически исходила из нее. Война явилась тем удобным поводом, который мог развязать руки турецким правителям в осуществлении плана уничтожения армянского народа, и, одновременно, обосновать его состоянием войны. Свою неосведомленность проявляют люди, которые, отдавая дань лживым турецким утверждениям, верят, что турецкие правители были якобы вынуждены прибегнуть к подобным мерам, исходя из тяжелого военного положения и угрозы турецкому государству со стороны армян. Абсолютно не оправдывая авантюристическую, столь вредную с политической точки зрения тактику, которую с начала войны проводила кавказская армянская буржуазия, дашнакские исполнители ее воли, изучение фактов показывает, что независимо от этого турецкие правители уже решили осуществить свою прежнюю программу—уничтожить

______________________
29 И. Тертерян, указ. соч., стр. 233.

[стр. 246]

армян Османской империи, по-своему—посредством резни—решить армянский вопрос.

В этой связи примечательны мысли врача доктора Ягуба Тороса Тузчяна, который занимал высокие посты в ряде турецких медицинских учреждений, приютах, затем в частях турецкой армии, соприкасался с видными деятелями партии Иттихад, о причинах резни и целях, преследуемых турецким правительством. Он пишет, что «причиной уничтожения армян не было восстание армян, оно явилось следствием принятых турецким правительством принципов и преднамеренной программы»30. Эти строки Тузчян написал 18 декабря 1916 года в Эрзеруме и в приписке к составленному им документу просил не публиковать его в печати, поскольку его семья находилась в Турции и могла быть наказана. Следовательно, написанное этим очевидцем не преследовало пропагандисткие цели, а было результатом наблюдений и выводов человека, выросшего в турецкой действительности, хорошо осведомленного в политическом положении страны.

Корни политики ликвидации западных армян Тузчян видит в проводившейся младотурками шовинистической национальной и экономической политике, которую они унаследовали от Гамида и продолжали в отношении нетурецкик народов страны. Он отмечает, что эта политика стала более всеобъемлющей, а ее практическое применение—(возможным, вследствие положения, которое создалось в связи с начавшейся войной. Если до этого турецкое правительство довольствовалось «частичными погромами», то теперь «турецкое правительство не испытывало нужду в различении преданных от непреданных, нее без исключения должны были быть уничтожены». Тузчян упоминает о своих разговорах с турецкими офицерами. Характерна высказанная одним из них мысль о том, что в случае выступления Греции против Турции

______________________
30 ЦГИА Арм. ССР, ф. 57, оп. 1, д. 618, лл. 5—8.

[стр. 247]

в начале войны «положение наших подданных греков стало бы хуже, чем положение армян». Офицер турецкой армии цинично признавал, что «какими бы то ни были армяне, как бы ни были они преданными—не имело значения, уничтожение армян было неизбежным, поскольку имелся удобный повод; мы хорошо понимали, что развитие армян и греков не обещало нам будущего и было бы для нас бедствием, поэтому мы уничтожили

армян, чтобы утвердить себя»31. Далее Тузчян на основании своих наблюдений заключает, что «армянское добровольческое движение никак не могло быть причиной уничтожения армян, если бы эта программа не была задумана заранее; ведь правительство весьма часто карало преступников, не задевая невиновных32. Продолжая свою мысль, он пишет, что если бы правительство не придерживалось такой каннибальской тактики, оно могло бы наказать виновные элементы, а не вместо нескольких десятков уничтожить сотни тысяч невинных людей. К самообороне обратилось 10—20 процентов армянского населения, но вырезано было 90 процентов населения. Следовательно, заключает он, «уничтожение должно было свершиться и это было запланировано заранее. Армяне были уничтожены не за восстания, а были уничтожены потому, что не восстали»33.

Патриарх призывал остаться верными турецкому государству, подчиниться ему. Ван и Эрзерум в ответных телеграммах подтверждали его желание34. Армянское население Турции, подобно другим национальностям, повсюду выполняло свои обязанности. Не велось никакой подготовки к восстанию. Вопреки произвольным действиям турецкого правительства, «ни одного

______________________
31 ЦГИА Арм. ССР, ф. 57, оп. 1, д. 618, лл. 5—8.
32 Там же.
33 Там же.
34 С. Акуни, указ. соч., стр. 17.

[стр. 248]

мятежа не произошло»35. Народ не был вооружен, «никто не сопротивлялся военным податям наложенным турецкими властями на села, в противном случае полицейским было приказано стрелять»36.

Хотя создание добровольческих групп после начала войны в Закавказье и за рубежом весьма усилило армянское движение, но в самой Турции массы западных армян не делали никаких попыток мятежа или демонстраций. В начале войны «армянские партии публично призвали армянский народ выполнять свой гражданский долг и отвечать преданностью на призывы турецкого правительства»,—пишет очевидец резни в Марзване В. Мирагенц37.

Таким образом, организаторы резни были убеждены, что мирное армянское население—женщины, дети и старики не смогут создать какую-либо опасность для османского государства. Тем не менее, они запустили свои когти в армянские очаги, терзали или угоняли армян— мужчин и женщин, детей и стариков—с равной жестокостью. Всеобъемлющий характер преступления и варварство его исполнения, распространенные на всех западных армян, не оставляют никаких сомнений в том, что речь шла не о наказании виновных, уличенных в антигосударственной деятельности, а это была программа уничтожения целого народа, которую осуществляли распоясавшиеся турецкие шовинисты.

Многочисленные турецкие источники свидетельствуют, что планы массового уничтожения западноармянского населения турецкие правители вынашивали сразу же после балканской войны. Однако, опасаясь внешнеполитических осложнений, угрозы вмешательства России,

______________________
35 Р. Н. Пино, Истребление армян—германский метод, турецкое исполнение, перевод с французского, на арм. яз., Константинополь, 1919, стр. 21.
36 ЦГИА Арм. ССР, ф. 227, д. 419, л. 3.
37 В. Мирагенц, Документы армянской резни, часть I, на арм. яз., Константинополь, 1920, стр. 156.

[стр. 249]

а также Англии и Франции, они не осуществили свои планы38. А начавшаяся мировая война предоставила им широкие возможности.

К практической разработке и осуществлению этой каннибальской программы турецкое правительство вместе с правителями кайзеровской Германии приступило еще до войны и до организации на Кавказе армянских добровольческих отрядов. На совещании высокопоставленных турецких и германских представителей, состоявшемся накануне войны в германском посольстве в Бухаресте, уже было решено депортировать и уничтожить армян шести восточных вилайетов Османской империи, Киликии и других населенных армянами местностей. На этом совещании были обсуждены вопросы о создании немецких поселений на протяжении Багдадской железной дороги, о поселении там армян и другие вопросы. Германские империалисты обещали турецким империалистам помочь им захватить Закавказье, Иранский Азербайджан и другие страны и присоединить их к Османской империи.

Посол Соединенных Штатов Америки в Турции Моргентау пишет в своих воспоминаниях об одной своей встрече с одним из высокопоставленных турецких государственных деятелей, который подтвердил факт нескольких совещаний турецкого правительства, посвященных уничтожению армян, которые состоялись еще весной 1914 года39.

Относительно мер, которые должны были быть предприняты в отношении армян, было направлено специальное письмо всем местным властям после объявления всеобщей мобилизации—в начале 1914 года. Строго было предписано вскрыть это письмо после получения дополнительного указания. «Следовательно,—зак-

______________________
38 ЦГИА Арм. ССР, ф. 57, оп. 1, д. 662, л. 15, см. также Р. Бинон, указ. соч.
39 Н. Morganthau, The Tragedy of Armenia, London, p.-6.

[стр. 250]

лючает Арш. Алпояджян,—правительство подготовило все и только ожидало момента для осуществления»40.

В отдельных вилайетах именно в эти дни уже начались массовые антиармянские выступления. Считая лишним упоминание всех фактов подобного рода, отметим только, что в Диарбекире 19 августа 1914 года по наущению турецких властей был организован погром, разбой и пожар, вследствие которых превратились в пепел принадлежавшие армянам 1080 магазинов и мастерских, 13 пекарен, 14 лесопилен и т. д. Сумма общего ущерба составила 350 тысяч золотых41.

В летние и осенние месяцы 1914 года, наряду с подготовкой к империалистической войне, турецкое правительство разрабатывало план репрессий, которые должны были быть осуществлены внутри страны. Первоочередное значение придавалось именно депортации и уничтожению западных армян, практическому осуществлению этой программы.

В течение первых четырех месяцев войны турецкое правительство депортировало большое количество греков из районов Средиземноморского побережья. Во время осуществления этого мероприятия отдельные насилия, разбой, убийства не превратились в массовый погром. Тем не менее, этот антинародный шаг не был обусловлен необходимостью состояния войны. В его основе лежала та же шовинистическая политика, что и в отношении армян. Факт депортации греков был предан молчанию со стороны европейских держав. Моргентау, опираясь на сведения, полученные им от полицейского начальника Константинополя Петри бея, отмечает, что равнодушие европейских государств сыграло значительную роль в деле осуществления турецким правительством подобного мероприятия в большем масштабе и

______________________
40 А. Алпояджян, История армян Малатии, на арм. яз., Бейрут, 1961, стр. 927.
41 С. Акуни. указ. соч., стр. 60—61.

[стр. 251]

более варварским образом в других частях государства42. Моргентау, конечно, старается всячески умалить значение молчания США в этом вопросе, не упоминает об этом и говорит только о равнодушии Европы. Во всех случаях примечательные наблюдения американского посла, находившегося в первый период войны в турецкой столице, постоянно общавшегося с правительством, со всей очевидностью свидетельствуют о той роли, которую играли западные империалисты в поощрении турецких правителей на новые преступления. Ряд тайных совещаний, посвященных обсуждению вопроса о массовой депортации и резне армянского народа, был созван руководством партии Иттихад. Особенно важную роль сыграло совещание, которое состоялось в октябре 1914 года под председательством министра внутренних дел Талаата, на котором решенное в принципе дело уничтожения целого народа было поручено «действующей тройке», в состав которой вошли ярые шовинисты доктор Назым, доктор Бехаэддин Шакир и министр просвещения Шюкри—все трое руководящие деятели Иттихада43. Мевлан-заде Рифат был одним из деятелей, близко стоявших к младотуркам, он принимал участие в указанных выше тайных совещаниях, слушал турецких руководителей-человекоубийц, записывал их чудовищные выступления. Из ценных свидетельств этого автора, как и из опубликованных впоследствии прочих источников, мы узнаем о подробностях организации, «теоретическом» обосновании неслыханного злодеяния в отношении армянского народа, совершенного в 1915 и последующие годы войны. Считаем не лишним, привести несколько обширные

______________________
42 Н. Morgenthau, Ambassador Morgenthau's Story, New-York, p. 323—325.
43 Мевлан-заде Рифат, указ. соч., стр. 148; см. также С. Акуни, указ. соч., стр. 27.

[стр. 252]

выдержки из речей ораторов-убийц на этих тайных совещаниях, в которых самым циничным образом говорится об уничтожении армянского народа. Именно об уничтожении армянского народа, ибо в их высказываниях нет никаких упоминаний об отдельных классах, слоях или группах, виновных, или мятежниках. Речь шла у них о целом народе, его депортации и уничтожении. На одном из заседаний доктор Назым выступил именно с этих позиций. Он говорил: «Если довольствоваться частичной резней, как было в 1909 году в Адаке и других районах, то это вместо пользы принесет вред... Я неоднократно говорил и сейчас повторяю: армянский народ надо уничтожить, чтобы ни одного армянина не осталось на нашей земле и забылось само его имя. Сейчас мы находимся в войне, такого удобного случая больше не будет, вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, так как они станут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет разрешен. На этот раз наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых...»44.

Авторы программы массовой депортации и истребления армянского народа обсуждали те результаты, которых они достигнут осуществлением своей политики. Доктор Назым сформулировал их в шести пунктах:

а) ликвидацией армян, являющихся предметом армянского вопроса, раз и навсегда был бы разрешен армянский вопрос;

б) Османское государство избавилось бы от забот международной и внутренней политики, связанных с этим вопросом;

в) уничтожив армян, турки избавились бы от их экономической конкуренции и получили бы широкую область деятельности;

______________________
44 Мевлан-заде Рифат, указ. соч., стр. 160.

[стр. 253]

г) Османское государство и турки завладели бы достоянием армян;

д) вся Анатолия превратилась бы в однородную страну, населенную турками;

е) устранением самого большого препятствия—армянского народа будет проложен путь к «великому идеалу—всеобщему туранизму», к которому «мы стремимся всей своей сущностью».

Этот ярый организатор политики геноцида, не забывая о значении международного общественного мнения, о том ущербе, который могла понести Турция как с политической, так и экономической точки зрения на международной арене, одновременно выражал надежду, что это будет носить временный характер. «Затем —продолжал он,—все должно быть предано забвению и мы сумеем возвратить в международной жизни более блестящее чем раньше положение, потому что наша сила будет умножена. Только эта сила и учитывается в жизни». Другой главарь младотурок Джавид говорил: «...Уничтожение армян, всех до единого, насколько необходимо для нашей национальной политики, настолько же важно для создания экономического господства турок; перейдем к голосованию»45. Сборище шовинистовчеловеконенавистников проголосовало за уничтожение западных армян. Затем исполнительной тройке было поручено разработать мероприятия для осуществления принятых решений. Принцип был ясен: «без всякой пощады убить всех от одного месяца до девяносто лет, но следить за тем, чтобы это побоище не происходило в городах и в присутствии народа»46.

Мероприятия, разрабатываемые в комиссии, принявшей на себя организацию резни армянского народа, зиждились на факторах состояния войны, отсутствия возможности вмешательства извне. Ставился вопрос

______________________
45 Мевлан-заде Рифат, указ. соч., стр. 165—166.
46 Г. Палакян, указ. соч., том I, стр. 173.

[стр. 254]

«максимально использовать создавшееся исключительное положение», учитывая, что подобный повод подворачивается не всегда. Бехаэддин Шакир предлагал поручить дело осуществления уничтожения армянского народа не армии или народу, вооружить который главари младотурок боялись, а специальной силе, состоящей из 10—12 тысяч человек47. На этом же заседании его поздравили за находчивость Назым, Шюкри, который добавил, что «сейчас верю, что за один-два месяца армяне полностью будут уничтожены»48.

Бехаэддин Шакир предлагал создать эти силы из отрядов убийц—от 10 до 50 человек во главе со своим командиром. Вот как по его мнению эти отряды должны были осуществить злодеяние: «Это очень просто. С министром внутренних дел будет решено, в каких городах и селах имеются армяне и в которых из них должны быть в первую очередь уничтожены армяне. В каждый округ будут направлены необходимые силы. Эти силы будут ожидать на назначенных нами дорогах, в удобных местах, подхода армянских караванов. Министр внутренних дел Талаат даст указание административным властям этих городов, чтобы они всех находящихся там армян, под предлогом необходимости вывести из зоны военных действий, каждые два дня выводили группами под надзором полицейских сил и направляли по такой-то дороге в такой-то пункт. По этому приказу полицейские власти начнут собирать всех армян и направлять их по установленным дорогам; по прибытии в назначенные нами пункты, эти группы армян будут сдаваться четникам, а сопровождавшие их полицейские силы возвратятся на свои места. Четники немедленно уничтожат этих армян до последнего человека и, чтобы общественному здравоохранению не был нанесен ущерб, трупы будут сброшены и похоронены в заранее заготов-

______________________
47 Мевлан-заде Рифат, указ. соч., стр. 186—187, 191—193.
48 Там же, стр. 193.

[стр. 255]

ленных ямах, и таким образом будет завершено последовательное уничтожение. Находящиеся у этих армян имущество, деньги и драгоценности в качестве добычи будут розданы четникам; мы ничего не должны брать. Если будут случаи поругания женщин и девушек, мы должны молчать об этом»49.

Он даже считал целесообразным организовать в местах концентрации армян отравление всех детей, помнящих своих родителей50.

Для сборов высылаемым армянам должно было быть предоставлено несколько дней. Как отмечает Анри Барби, это решение должно было быть сообщено армянам в качестве распоряжения, отданного для обеспечения их безопасности. А на деле это делалось для того, чтобы облегчить резню51. Должно было быть объявлено, что принявшие магометанство не будут депортированы. Один из младотурецких преступников Шюкри считал, что этим они получают двойную выгоду: во-первых, высылаемые поверят, что их жизни не угрожает никакая опасность и вместо того, чтобы спрятать свое достояние, возьмут его с собой. Это богатство должно было стать добычей турецких отрядов и побудило бы их на новые преступления. С другой стороны, обосновывал свое предложение этот палач, «мы возбудим фанатизм мусульман, и они, вместо защиты своих соседей-армян, должны предложить им принять ислам и в случае отказа, настроятся против них; таким образом, останется только ничтожная часть омусульманившихся армян, избавиться от них потом будет не трудно»52.

Во исполнение этих решений из тюрем, с каторг были освобождены тысячи профессиональных убийц и

______________________
49 Мевлан-заде Рифат, указ. соч., стр. 194—195.
50 См. воспоминания А. Ерканяна, Вот так убили, на арм. яз., Лос-Анжелос. 1949.
51 Анри Барби, указ. соч., стр. 14.
52 Мевлан-заде Рифат, указ. соч., стр. 195 — 196.

[стр. 256]

преступников. Турецкие власти вооружали их и направляли в соответствующие районы. «Фанатичные агенты возбуждения действуют в турецком народе и армии»53. То, что должны были делать эти отряды, уже было известно по примеру организованной Центральным Комитетом Иттихада в Эрзеруме организации «Тешкелат э Махсуса Хейети». Она также освобождала из тюрем осужденных, уголовных преступников, одевала их, вооружала и направляла в армянские районы для организации беспорядков, убийств, развязывания межнациональных столкновений. Как признавал в 1921 году в константинопольском суде один из руководителей этой организации Юсуф Риза, на организацию была возложена также задача организации диверсий—устраивать взрывы на железных дорогах, мостах, взрывать склады на Кавказе54.

На основе и опыте такой организации должна была развернуться невиданная по своим масштабам массовая ликвидация армянского народа. Согласно предусмотренному плану, в каждой области и провинции полицейские власти должны были составить черные списки армян и направить копию этого списка в министерство внутренних дел—для сведений о числе высланных и ликвидированных армян55.

Центральный Комитет Иттихада предоставил исполнительной тройке неограниченные права и широкие полномочия, большое количество денег, оружия и прочих средств и дал указание перейти к делу. Мевлан-заде

______________________
53 Анри Барби, указ. соч., стр. 12.
54 М. Серобян, указ. соч., стр. 142—143. Как отмечает Аршак Алпояджян в своей «Истории армян Малатии» (Бейрут, 1961, стр. 923), впоследствии, в 1953 году, Мидхат Шюкри пытался в журнале «Ресимле Тарих» считать ответственными за депортацию и резню армянского народа только эту организацию, Бехаэддипа Шакира и других руководителей этой организации, оправдывая вообще партию младотурок.
55 Г. Палакян, укаа. соч., т. 1. стр. 112.

[стр. 257]

Рифат называет исполнительный комитет «организацией состоящей из преступников, убийц и грабителей», которая «будучи неответственным исполнительным органом, имела частные конторы, следователей и прочих чиновников, став опасным элементом, вроде государства в государстве, партии в партии»56. Касаясь деятельности этой организации, этот же автор пишет: «Эта организация, общая численность которой достигала 8—10 тысяч человек, была разделена на группы от 10 до 50 человек, командиры которых будучи бойцами, взращенными на убийствах, грабежах, поджогах и ограблениях домов, похищениях женщин и прочих разных преступлениях, без угрызений совести осуществляли инструкции, данные исполнительным комитетом трех»57. Весьма примечательно свидетельство Моргентау относительно того, что для успешной организации резни армян был хорошо изучен опыт испанских иезуитов58.

Но турецкие погромщики должны были превзойти своих испанских предшественников. Известно, что испанская инквизиция во главе с Торкэмадой за последние 18 лег XV века уничтожила всего 8000 человек, а испанские монархи Фердинанд и Изабелла выдворили из Испании всего 160 тысяч человек.

Исполнительный орган трех разделил населенные армянами районы Турции на три зоны: восточные вилайеты или Западная Армения, Киликия-Асорик и Западная Анатолия (вместе с европейской частью Турции) . В каждой из них соответственно операцию должны были возглавить Бехаэддин Шакир, Мидхат Шюкри и доктор Назым. Они посетили все центры, исследовали положение, привели в готовность местные власти и на месте возглавили весь механизм депортации и резни.

______________________
56 Мевлан-заде Рифат, указ, соч., стр. 185.
57 Там же, стр. 186.
58 Н. Morgenthau, The Tragedy of Armenia, p. 6.

[стр. 258]

15 апреля 1915 года Энвер, Талаат и Назым подписали приказ о депортацией и уничтожении армян всех вилайетов Анатолии и Киликии. В этом приказе, направленном всем вали и каймакамам, говорилось: «...в целях предотвращения постановки где-либо и в какойлибо форме армянского вопроса, пользуясь независимостью, предоставленной нам войной, решили окончательно покончить с ним, истребив этот чуждый элемент— армян, выселив их в пустыни Аравии, согласно данной нами секретной инструкции». Эта секретная инструкция повсюду должна была быть извлечена из конвертов и введена в действие во всех вилайетах59.

Эти последние слова подтверждают мысль А. Алпояджяна относительно того, что тайный приказ относительно армян был дан ранее.

Один из членов Центрального Комитета партии младотурок в своем письме, направленном в Сирию 18 февраля 1915 года, утверждал, что уже решено уничтожить всех проживавших в Турции армян и что вали и командиры армии вскоре получат об этом соответствующее указание.

В посланной офицерам армии шифрованной телеграмме военного министра Энвера от 27 февраля 1915 года говорилось: «Имперское правительство издало приказ об истреблении всей армянской нации. В отношении их должны быть проведены следующие операции:

1. Всех армян страны, являющихся оттоманскими подданными, старше пяти лет, вывести из городов и уничтожить.

2. Всех армян, служащих в имперских армиях, не нарушая обычного распорядка, отделить от своих дивизий, увести в уединенные места—подальше от посторонних глаз, и расстрелять.

3. Состоящих на военной службе армянских офице-

______________________
59 В. Брайс, указ. соч., стр. 2.

[стр. 259]

ров взять под стражу в их полках до поступления дальнейших распоряжений.

Через сорок восемь часов после получения этих предписаний командирами полков будет издан специальный приказ для проведения их в жизнь. Вы не должны предпринимать какие-либо действия кроме тех, которые необходимы для выполнения этих приказов»60.

Младотурецкие убийцы цинично объясняли принятые ими решения наличием в армии противника армянских добровольческих групп, позицией, занятой действующих в Турции армянских политических партий и обнаружением у армян оружия. В отданном приказе местным органам младотурок предлагалось всеми силами содействовать расправе с армянским народом, которая должна была начаться на рассвете 24 апреля. Авторы приказа предупреждали, что те, кто будет препятствовать этому «священному и патриотическому делу», будут рассматриваться как изменники родины и религии и наказаны со всей строгостью61. Талаат в шифрованном приказе, направленном правителю Алеппо, сообщал следующее: «Предварительно было сообщено, что правительство по приказу Джемиета (комитет Иттихада—Дж. К.) решило полностью уничтожить проживающих в Турции армян. Противники этого приказа и решения не могут оставаться в должностном составе государства. Не делая разницы между женщинами, стариками и детьми, не прислушиваясь к угрызениям совести, как бы ни были чудовищны средства уничтожения,— их существованию надо положить конец»62.

В другой своей телеграмме Талаат открыто писал: «Хотя уничтожение армянского элемента, в течение веков желавшего разрушить надежную основу нашей им-

______________________
60 Наим-бей, указ.соч., док. № 1.
61 См. Тюрапян, Эпизоды армянской резни, на арм. яз., 1946. Париж.
62 См. «Лрабер» (Вестник), на арм. яз., Нью-Йорк, 25. IV. 1964 № 107.

[стр. 260]

перии—опасность, принявшая ныне реальную форму было решено еще раньше, обстоятельства не позволяли нам довести до конца эту священную цель. Теперь, когда все препятствия устранены и настало время избавить нашу отчизну от этого опасного элемента, настоятельно советую вам не прислушиваться к чувству сострадания при виде их жалкого положения, а истребить их поголовно и всячески стараться вычеркнуть из Турции само имя Армения. Позаботьтесь также о том, чтобы лица, которым вы поручите претворение в жизнь этой задачи, были бы патриотически настроенными и доверенными людьми»63.

Министр внутренних дел обязывал местные власти систематически, каждую неделю, сообщать в Константинополь о ходе выполнения этого приказа.

Эта была чудовищная программа уничтожения армянского народа, разработанная со всей тщательностью, чудовищными методами, которая осуществлялась по приказу государства и военной силой, с участием реакционных, темных элементов турецкого населения. Для того, чтобы навсегда поглотить Западную Армению, задушить национально-освободительное движение армян, попрать их права и раз и навсегда похоронить армянский вопрос, турецкое правительство обратилось к вандальской политике резни и депортации, стремясь осуществить свою давно задуманную программу—«Армения без армян»64. «Решение о резне и уничтожении,—пишет патриарх Завен,—было принято Иттихадом, и Талаат, как министр внутренних дел этого правительства, осуществлял принятое решение как председатель исполнительного органа Иттихада»65.

Одним из главных пунктов этой программы избиения

______________________
63 Наим-бей, указ. соч., док. № 4.
64 См. Брайс, указ. соч., стр. 9.
65 Архиепископ Завен, Воспоминания патриарха, документы и свидетельства, на арм. яз., Каир, 1947, стр. 177.

[стр. 261]

целого народа было условие «организованного» осуществления уничтожения армян. Это факт, что заранее все было разработано, местным властям был спущен соответствующий приказ с требованием приступить к его осуществлению в указанный срок. Наряду с содержанием всего этого в строгой тайне, Энвер, Талаат и их подручные делали все для того, чтобы ввести в заблуждение армянское патриаршество Константинополя и армянские общественно-политические константинопольские круги вообще, стремясь обеспечить их спокойствие. 31 марта 1915 года Талаат «с благодарностью сообщил, что резни отнюдь не может быть в провинции, потому что правительство не согласно с этим»66. Преследования, репрессии, ограбления, убийства армян разоружение армянских солдат принимали все больший размах, а тот же Талаат 8 апреля (по старому стилю), т. е. после совершенных в Кесарии в конце марта массовых арестов армян67, после активных антиармянских I шагов, предпринятых по отношению к армянскому населению Зейтуна, Вана, все ещё продолжал убеждать патриарха Завена, что «против армян мы не имеем какой-либо отдельной политики, что новых событий отнюдь не было, а старые конфликты урегулированы» к прочее в том же лживом духе68. Ведь не случайно современный турецкий историк И. X. Данишмеид в «Объяснительной хронологии Оттоманской истории» (т. IV, стр. 524) пишет о Талаате, что он «особенно славился во лжи». Такую же циничную позицию занял Энвер. Во время своих встреч с патриархом он уверял «в своем уважении» к армянскому народу, рассказывал как некий Ованес спас ему жизнь во время Сарикамышского сра

______________________
66 Там же. стр. 93—94.
67 Г. Тагворян, Годы грез и тревог—1908—-1915, на арм. яз., Каир, 1961, стр.
68 Архиепископ Завен, указ. соч., стр. 94.

[стр. 262]

жения, как он, Энвер, сразу же назначил его сотником и т. д. А в это же время он отдавал приказы о разоружении армянских солдат, переброске их на тыловые работы. Блаженные же армянские деятели в Константинополе, лишенные сил и инициативы, продолжали пребывать в неведении.

Член турецкого парламента Вардгес в одном из писем, написанных в эти дни своим партийным товарищам, только начал догадываться, что «... наше лойяльное отношение к правительству было совершенно напрасным... Мы делаем все для того, чтобы убедить правительство в том, что не имеем никакого стремления к отделению и не хотим иного покровительства, кроме султанского. Мы видим, что правительство не убеждено в этом, а склонно думать, что мы организуем революционное движение против него и что мы—противники. Оно почти уверено в противном, поскольку обыски и поиски ничего не дали, стали полным провалом»69.

Вардгес сам отрицает какое-либо намерение организовать восстание. Характерен разговор его с Талаатом в доме последнего. Талаат обвинял армян в связи с реформами после балканской войны и грозил, что турки используют создавшиеся для них благоприятные условия для такого «распыления» армянского народа, что армяне спустя и 50 лет не смогут поднять головы, требуя реформы. На вопрос Вардгеса о том, «намерены ли вы продолжить дело Абдул Гамида», Талаат ответил: «Да»70.

«Главари дашнакцаканов всегда находились в том самообмане, что все, что случилось, было результатом ошибки»,—заключает автор71.

Почувствовав, что «турецкое правительство устами своего министра внутренних дел хочет усыпить армян-

______________________
69 Тюрапян, указ. соч., стр. 160.
70 Там же, стр. 161.
71 Там же, стр. 162.

[стр. 263]

ский народ и его ответственных деятелей—пока начнет осуществлять свою программу»72 и стремясь определить свою позицию, патриаршество 10 (23) апреля созвало совещательное собрание. Здесь была принята точка зрения Григора Зограба, согласно которой надо было стремиться изменить «неблагоприятное для армян намерение», «подтвердить нашу преданность к османской родине» и направить в этом духе заявления премьеру, Шейх уль Исламу, министрам внутренних дел, правосудия и военному министру73. На следующий день, 11 (24) апреля, правительство уже приступило к аресту первой группы армянских интеллигентов Константинополя—писателей, композиторов, учителей, юристов, журналистов, духовенства. 13 (26) апреля патриарх вместе с Григором Зограбом и другими посетил премьера Саид Халим-пашу, представил ему составленный Зограбом меморандум, в котором говорилось: «Велика печаль нации в связи с проявленной со стороны Османского правительства такой степени недоверия. Неправильно приписывать солдатам-дезертирам политические цели, нация не преследует политических целей, а, наоборот, опасается, что, быть может, этим репрессиям последует общая резня... В создавшихся условиях более целесообразна не строгая подавляющая, а более мягкая и великодушная политика; просьба так обращаться с армянским народом, хотя бы в уважение памяти тех тысяч армянских солдат, которые пролили свою кровь в защиту османской отчизны»74. Сам Григор Зограб продолжал считать, что «принятые против армян меры отнюдь не соответствуют справедливым чувствам конституционного правительства»75. А Сайд Халим с наглым фарисейством, даже после ареста первой группы

______________________
72 Архиепископ Завен, указ. соч., стр. 96.
73 Там же, стр. 95—96.
74 Там же, стр. 98.
75 Там же, стр. 99.

[стр. 264]

константинопольской армянской интеллигенции, отрицал идею недоверия к армянам, заявлял, что «их доверие верности армянской нации непоколебимо». Позднее его повторил Талаат, заявивший, что, «правительство не нарушило своего доверия в отношении армян и что принятые меры направлены только против партийных. Совершенно точно, что мы не имеем каких-либо доказательств серьезного движения против государства»76.

«В пределах Османской империи нет никакой резни армян», «армяне ничего не сделали для нарушения общественного порядка»77,—заявляли Талаат и его единомышленники.

Этого требовал момент, и Талаат признавал факт отсутствия доказательств каких-либо восстаний армян. Но когда осуществление программы уничтожения армянского народа вошло в свое русло, когда первые слухи об этом стали достоянием международной общественности, он лез из кожи вон для доказательства обратного, представлял самые гнусные измышления в качестве истины.

В то время, как турецкое правительство официально опровергало слухи о резне, оно уже выслало и уничтожило армян во всех тех местностях, наименования которых склонялись.

«С апреля 1915 года оттоманское правительство начало во всей Турции систематически осуществлять тщательно продуманный план уничтожения армянского народа»78.

Центр Иттихада принял решение направить первый удар по руководящей силе западных армян—сосредоточенной в Константинополе армянской интеллигенции, убрать с арены общественно-политических деятелей, деятелей культуры, которые имели неоценимые заслу-

______________________
76 Архиепископ Завен, указ. соч., стр. 100.
77 ЦГИА Арм. ССР, ф. 200, д. 237, лл. 129—147.
78 Гиббоне, указ. соч., стр II.

[стр. 265]

ги в развитии армянской,—и не только армянской, но и турецкой—культуры, задушить их голос во время подготавливаемого чудовищного преступления. Убийца Талаат не скрывал преследуемых им целей. Он говорил, что настала «удобная минута» выслать тех лиц, которые могут сыграть роль, хотя «нессомненно, многие не виновны в чем-либо»79.

А позднее, в интервью, данном газете «Берлинер Тагеблатт», он цинично заявил, что они не отличали виновных от невиновных, что руководствовались принципом «кто невиновен сегодня, будет виновен завтра»80.

Начиная с ночи 24 апреля до 29 апреля 1915 года были арестованы, а затем высланы в глубь Анатолии известные армянские депутаты, педагоги, врачи, артисты, духовенство, журналисты и другие известные люди разных профессий—численностью более 800 человек81. Группы интеллигентов были вначале высланы в три места: те, кто занимался политической деятельностью—в село Аяш, другие—в небольшой городок Чангыр, находившийся между Анкарой и Гастемуни, и местечко Чорум, находившееся между Чангырем и Амасией. Вначале предусматривалось созвать в Анкаре военный суд и предать их суду, затем высланных уверяли, что они предстанут перед судом в Диарбекире и других местах. Например, Григор Зограб был убежден, что будет иметь возможность разоблачить в суде невиданные преступления турецкого правительства. Однако это были напрасные надежды. Во-первых, турецкое правительство не располагало никакими фактами для предъявления обвинения этим людям, и затем его цели были значительно проще: уничтожить известных армянских деятелей на пути в ссылку.

Вне всякого сомнения, что было бы депортировано

______________________
79 А. Ташян, указ. соч., стр. 55.
80 Брайс, указ. соч., стр. 633.
81 Тюрапян, указ. соч., стр. 156.

[стр. 266]

все армянское население Константинополя, если бы правительство младотурок имело бы для этого технические возможности. Столица империи находилась в тяжелом положении, вооруженные силы Антанты серьезно угрожали ей. В подобных условиях в иттихадском центре после бурных прений победила точка зрения о необходимости довольствоваться пока высылкой лишь известных армянских деятелей, а остальных депортировать в более удобный момент82.

В числе высланных из Константинополя и растерзанных в разных местах видных армянских интеллигентов были: замечательный армянский писатель, общественно-политический деятель, депутат османского парламента в 1908—1912 гг., публицист, юрист Григор Зограб (1860—1915 гг.); талантливый поэт Сиаманто (Атом Ярджанян, 1878—1915 гг.); поэт и педагог Дэниел Варужан (Чпуккярян, 1884—1915 гг.); известный писатель, педагог, публицист Рубен Зардарян (1874—1915 гг.); поэт, врач, председатель медицинского общества Торгомян; врач, филолог, публицист Назарет Тагаварян (1862—1915 гг.); врач и поэт Рубен Чилинкирян—Рубен Севак (1885—1915 гг.); педагог, писатель, публицист Грант (Мелкон Кюрджян, 1859—1915 гг.); писатель, педагог Тлкатинци (Ованнес Арутюнян, 1860—1915 гг.); поэт и критик Арташес Арутюнян (1873—1915 гг.); педагог, новеллист, редактор Ерухан (Ерванд Срмакешханлян, 1780—1915 гг.); прозаик, поэт, редактор Тигран Чеокурян (1884—1915 гг.), автор многочисленных романов и исторических исследований («Из тюрьмы в тюрьму», «Елдызе Сасун», «Орел Аварайра» и др.) Смбат Бюрат (1862—1915 гг.); поэт, переводчик Левок Ларенц (1875 — 1915 гг.); Жак Саяпалян Пайлак) (1875—1915 гг.); известный своими переводами и прозаическими произведениями, сатирик, редактор Григор Торосян (1884—1915 гг.); прозаик Гегам Барсегян

______________________
82 См. С. Акуни, указ. соч., стр. 105.

[стр. 267]

(1883—1915 гг.); известный артист Еновк Шаен (1881 — 1915 гг.). публицист, историк, редактор газеты «Бюзандион» Тиран Келекян (1862—1915 гг.), филолог Ованнес Казанчян (1870—1915 гг.), известный общественный деятель, редактор, публицист Есалем (Гарегин Козикян, 1878—1915 гг.), филолог, историк, публицист Гагик Озанян 1882—1815 гг.), художник Грант Аствацатрян (1884—1915 гг.), врач Хан Пашаян Карапет и сотни других. От ужасов ссылки и геноцида тяжелые душевные потрясения перенес и лишился рассудка великий армянский композитор Комитас (1869—1936 гг.). Лишь немногим из высланных из Константинополя армянским интеллигентам—великому сатирику Ерванду Отяну83, издателю «Всеобщего Календаря» Теодику (Тадеос Дабджинджян), редактору газеты «Луйс» и другим,—всего восьми деятелям удалось миновать когтей смерти.

Многие из этих интеллигентов в свое время боролись против тиранического режима Абдул Гамида, долгие годы жили в эмиграции и после революции 1908 года поверили младотуркам, возвратились в Турцию, где и были растерзаны ими.

Армянские интеллигенты подверглись самым ужасным мучениям, увидели страдания своего народа на дорогах Анатолии, в пустынях Месопотамии, а затем были вырезаны самым варварским образом. Даниела Варужана заставили собственными руками вырыть себе могилу, а затем расстреляли84. Голову Григора Зограба разбили камнями в местечке Шейтен-Дере на дороге Урфа-Диарбекир85. И годы спустя турецкая газета

______________________
83 Впоследствии Ерванд Отян написал воспоминания «Проклятые годы»—о своей ссылке 1915—1918 гг., о мучениях армянского народа.
84 Известия архиепископа Орманяна, «Трагедия турецких армян», исторические документы, на арм. яз., Эчмиадзин, 1919, стр. 16.
85 Брайс, указ. соч., стр. 21. 3. Есаян в серии статей «Агония од-

[стр. 268]

«Ени Истикал» публиковала рассказы убийцы Зограба—Ахмеда—с леденящими кровь подробностями. «Потом бросил Зограба под ноги,—писал этот кровожадный убийца,—большим камнем раздробил ему голову, пока он не сдох»86.

Вот так армянская интеллигенция была растерзана на дорогах в пустыни. «Чисткой» Константинополя начался период массовой депортации и уничтожения западных армян—варварство, которое Тарле считал исключительным в мировой истории и сравнивал с временами Чингиз-хана.87.

Турецкие вандалы стали особенно решительными, когда в мае 1915 года успешно отразили атаки объединенных сил Антанты в районе Дарданелл, опьяненные успехом, направили свои удары против беззащитного армянского народа.

Во-первых, 15 июня 1915 года, после судебной комедии, были повешены на площади султана Баязета в Константинополе двадцать гнчакистских деятелей, которые были арестованы 12 июля 1914 года по обвинению в подготовке создания автономной Армении и организации террора.

Двадцать патриотов, приговоренных к повешению, героически встретили смерть. Известный гнчакистский деятель, публицист Парамаз (Матевос Саркисян) в своем последнем слове говорил: «Вы можете убить только наше тело, а нашу идею—социализм—никогда. Она должна взойти завтра, на горизонте Востока. Армяне будут приветствовать социалистическую Армению... Там, где качаются виселицы, гуляет свобода. Там, где спят мертвецы, приближается воскресение». Среди повешен-

______________________
ного народа» дает иное описание. По нему, Зограба своей рукой застрелил Халил-паша. «Горц», № 3, 1917, стр. 54.
86 «Зартонк», 27. 1. 1963 г., № ЮЗ (7533).
87 См. Е. Тарле, Европа в эпоху империализма. Сочинения, т. V, стр. 397—398.

[стр. 269]

ных были Мурад Закарян из села Цронк Муша, Акоп Басмаджян из Килиса, арабкирец Грант Екавян, константинополец Еремия Мананян, Товмас Товмасян из Килиса, известный арабист доктор Пенне—Торосян Петрос из Харберда, рабочий из Партизака Ерванд Топузян, редактор издававшегося до войны в Константинополе журнала «Кайц», Гегам Ваникян—Ваник, арабкирец Арам Ачыгпашян и другие. Затем в Кайсери было повешено еще 32 человека, в том числе 12 гнчакистских деятелей88.

Это были люди, самоотверженно преданные освобождению своей родины, борьбе за ее светлое будущее. Им была чужда проповедь вражды между народами Турции, та расистская, шовинистическая идеология, которой руководствовались младотурки.

Они были представителями исторически прогрессивного национально-освободительного движения—движения, которое подрывало основы прогнившей османской тюрьмы народов, препятствующей развитию не только порабощенных народов, но и самих турок-османов. Их неверная тактика, немассовый характер возглавлявшегося ими движения, что было обусловлено господствовавшими в Турции социально-политическими условиями, отнюдь не отрицают прогрессивный, демократический характер их борьбы против турецкой тирании, феодального строя, той истины, что они выражали самую высокую ступень общественной жизни и политической мысли Турции того времени.

***

Посмотрим теперь, что же происходило в вилайетах. Во-первых, о восточных вилайетах Турции. Когда русская армия, в составе которой была и дружина Андраника, захватила в начале войны город Сарай, находив-

______________________
88 Брайс, указ. соч., стр. 12.

[стр. 270]

шийся на турецко-персидской границе, недалеко от Вана, турецкие власти в Ване охватила паника, они стали готовиться к переезду в Битлис. В эти дни в Ване не было турецких вооруженных сил, если не считать до ста полицейских, и, как свидетельствует Арменак Екарян (один из героев-организаторов самообороны Вана), «Наши могли делать все беспрепятственно»89.

Однако дело в том, что местные организации армянских политических партий, в частности партии Дашнакцутюн, которые в течение многих лет вели свою деятельность в Ване и, на первый взгляд, представляли собой организованную силу, не имели никакого практического намерения поднять восстание и нанести удар в тыл турецкой армии. Сотрудничество между Иттихадом и Дашнакцутюн, которое продолжалось со времени конституции до кануна войны, выхолостило эти организации, превратило их в лишенные инициативы группы людей, идущих за назревавшими событиями.

И в период успешного наступления русской армии в кругах армянских общественно-политических руководителей Вана господствовала точка зрения о нерасторжении связей с турецким правительством, недопущении мятежа против него, пока русские войска не заняли эти местности. «Над нами довлела обязанность быть осторожными,—пишет Арм. Екарян.—Если в городе и окрестностях мы могли делать то, что хотели, но не могли оборонять сельские районы, лишенные всяких средств самообороны, находящиеся подобно островам в курдском море»90.

Совершенно иную позицию заняли турецкие власти, которые сразу же после отступления русских войск приступили к резне населения пограничных армянских и ассирийских сел. После этого отступления русской армии, которое Моргентау оценивает, как «военный так-

______________________
89 Воспоминания А. Екаряна, на арм. яз., Каир, 1947, стр. 186.
90 Там же.

[стр. 271]

тический шаг победившей армии» для окончательного

разгрома отступавшей турецкой армии, турецкие гражданские и военные власти помышляли не о переходе в наступление против врага, о преследовании его, а концентрировали свои силы для уничтожения армянского населения сел Ванского района. Как отмечает тот же Моргентау, они за три дня вырезали 24 тысячи армян в северной части озера Ван91.

Во-первых, был выдвинут надуманный вопрос о дезертирстве. Все армянские юноши-призывники Вана— около 4000 человек—без каких-либо гарантий должны были сдаться турецким властям. Как отмечает Моргентау, этих людей требовали вырезать, для того, чтобы обезглавить возможное сопротивление армянского населения92. Турецкой армии должны были быть предоставлены продукты и товары без какого-либо учета и компенсации. Конечно, это требование носило формальный характер, поскольку все забиралось насильственным путем. За первые четыре месяца войны ущерб, нанесенный селам Вана грабежами, достиг 200 тысяч золотых лир. Кроме того, у армянского населения того же Ванского вилайета было отнято продуктов, скота, товаров на сумму 90 тысяч золотом. Отнятые у армянского населения суммы в пять раз превосходили сумму военного налога, предусмотренного для всего Ванского наместничества.

В декабре 1914 года торговцы Вана жаловались в Константинополь, что вопреки опубликованному правительством закону у них было конфисковано на 20 тысяч золотом товаров, незаконно разграблены склады93. «...До апреля во всех населенных армянами областях, в частности в селах Муша и Вана,—пишет Амбарцум Ерамян,—под разными предлогами, применяя неслыхан-

______________________
91 Н. Morgenthau, Ambassador Morgenthau's story, p. 297.
92 Там же, стр. 298.
93 Архиепископ Завен, указ. соч., стр. 54.

[стр. 272]

ные насилия и грабежи, армянское население было доведено до отчаяния»94. В окрестных селах Вана расстреливали невинных людей, детей, рубили детей на руках матерей, раздевали, избивали и оскверняли женщин.

В одном заявлении, направленном в эти дни из Вана центральному правительству, говорилось:

«Беззакония чиновников безопасности, в особенности жандармов, являются одной из главных и исторических причин нашего недовольства правительством. Эти должностные лица, собрав темных, фанатичных, враждебных армянскому народу и зачастую с преступным прошлым элементов, приобрели разнузданные права в момент призыва в армию... Совершенные ими убийства иод предлогом преследования дезертиров, их взяточничество не является секретом более ни для кого... Власти так и не пожелали... рассмотреть случаи законной самообороны, явившиеся следствием невыносимых безобразий95.

И действительно, сопротивление началось в качестве ответа на то враждебное отношение, те антиармянские дикости, которым задавали тон и которые организовывали турецкие власти с начала войны.

Как отмечает Анри Барби, наместник Вана и командующий османскими вооруженными силами на турецкоперсидской границе Джевдет, который был шурином Энвера и давно известен своими варварствами, не прилагал накаких усилий для успокоения народа. «Напротив, злоупотребляя этим вопросом, он стремился своей непримиримостью возбудить общественное мнение армян, надеясь довести до восстания, которое должно было стать поводом для резни»96.

Турецкие власти прибегали ко всем средствам для возбуждения конфликта. Вот что рассказывает об этом итальянский вице-консул в Ване Спортон в официаль-

______________________
94 А. Ерамян, указ. соч., т. 2, стр. 323.
95 ЦГИА Арм. ССР, ф. 242, оп. 1. д. 33, лл. 5—12.
96 Анри Барби. указ. соч., стр. 80.

[стр. 273]

ном отношении, направленном 31 мая 1915 года итальянскому послу в Петрограде: «Джевдет-бей уже предательски приказал расстрелять находившихся под его командованием многочисленных армянских солдат. Твердо доказана коварная преднамеренность османского правительства в вопросе об армянских солдатах-дезертирах; правительство последовательно отвергает все условия, даже самые законные и справедливые, которые предлагаются с моей стороны или со стороны лидеров армянской нации для того, чтобы предотвратить осложнения и резню... Весь месяц прошел в бесплодных переговорах: турки отвергают сегодня то, что признавали вчера»97.

Поздней осенью 1914 года ставшие во главе турецкой армии Халил-бей и Джевдет-бей двинулись на Тавриз, подвергая ограблению и резне население Урмии, Ураз-Булага, Салмаста. Именно тогда и началась Васпураканская трагедия. В первую неделю декабря, когда русские войска уже отступали из Агбака, турецкие регулярные части вместе с толпами башибузуков учинили зверскую расправу над жителями Башкале, сел Агбакского района и монастыря Бардугимеос. Убивали невинных женщин и детей, поджигали дома, грабили имущество. В одном архивном документе читаем: «Осенью в районе Сарая и Башкале зверски было вырезано все армянское население—около 10 тысяч человек. Армян заживо хоронили, сжигали, распиливали»98.

В ноябре 1914 года в ущелье Котура добровольческой Дружине Андраника сдались в плен четверо курдских беков—Садим бек из племени Шамс, Осман бек из племени Млан и Наджиб ага и Гусейн бек из племени Такур. Позднее сдался также Езид Джаангир ага. Андраник разоружил их и сдал генералу Назарбекову, сооб-

______________________
97 См. Анри Барби, указ. соч., стр. 153—154; (Подчеркнуто нами—Дж. К.).
98 ЦГИА Арм. ССР, ф. 121, оп. 1, д. 3, лл. 1— 31.

[стр. 274]

щив, что они являются офицерами отрядов гамиде и имеют большое количество оружия. Несмотря на то, что они имели в своем распоряжении около 5000 винтовок, они сдали лишь несколько десятков винтовок. Когда в декабре 1914 года русские войска отступили из Котура в Хой, по приказу генерала Чернозубова курды были отпущены; поверили их лживым заверениям в преданности России. Но курды не только не соблюдали лойяльность, но и, возвратившись в свои гамидовские полки, вместе с регулярными турецкими войсками приняли участие в боях против русских войск у Хоя, в районе Дуз Дага. Когда началось декабрьское отступление русских частей, банды Садим и Гусейн беков приняли участие в резне армянского населения Верхнего и Нижнего Ахорика, Авзарека, Хасан-Тамрана и Салухана99.

В Хасан-Тамране младенцев отнимали у матерей, бросали на землю, затем, втыкали их рты палками. Каймакам Сарая запретил предать земле трупы убитых100. Плененных армянских мужчин угоняли в какуюлибо пустынную местность и убивали.

Эту судьбу разделили другие многочисленные армяские уезды и населенные пункты. «В начале декабря 1914 года распространились зловещие слухи, которые в кровавых красках представляли трагическую участь армян Сарая и Агбака,—пишет современник.—Хотя правительство вначале все скрывало, даже опровергало, но ужасные подробности бедствия стали распространяться среди народа. Постепенно в город (Ван) прибыли те, кто избежал меча и огня—беженцы, которые уже представили кровавую действительность. Когда предводитель армян попытался в этой связи попросить у правительства официального объяснения и в тоже время напра-

______________________
99 ЦГИА Арм. СССР, ф. 121, оп. 1, д. 3, лл. 26, 27.
100 См. Анри Барби, указ, соч., стр. 141—142.

[стр. 275]

вить комиссию для расследования—ему было отказано»101

Резня и столкновения произошли в ноябре—в Арчаке, в декабре— в селах Гяваш-Карчкана, в 18 армянских селах Каркара, в 21 армянском селе Алджаваза, в примерно 50 армянских селах Шатаха и его центре— селе Таг, затем в феврале-марте 1915 года—в уезде Тимар и других местах. В отдельных местностях—Вараг, Шатах, село Бердак к югу от Вана и т. д.—сопротивление армянского населения носило более или менее организованный характер и продолжалось до мая, когда подоспели русские части. Единственным уездом, который избежал убийств и грабежей, был Мокс со своим 7500 армянским населением, проживавшим здесь совместно с курдами. В этом деле не малую роль сыграл курд Мохтулах бек, который не только не допустил резни местных армян, но и приютил армянских беженцев из Гяваша, Карчкана и Шатаха102.

Хотя во время этих столкновений армяне занимали оборонительную позицию, «не было видно борьбы мятежного духа»103, тем не менее сопротивление, оказанное армянским населением в отдельных местностях, Джевдет бей преднамеренно представил центральному правительству как подготовку к всеобщему восстанию. На его провокационные запросы и доклады Константинополь отвечал инструкциями о придании резне массового характера. При согласии центрального правительства каймакам Беркри Зиа бей приказал старостам сел начать резню армян, карая тех мусульман, которые скрывали армян. В ущелье реки Банди-Маху, у моста Колот депортированному мирному армянскому населению были устроены кровавые бани.

______________________
101 ЦГИА Арм. ССР, ф. 242, д. 29, л. 7.
102 А. Дарбинян, В дни армянского освободительного движения (воспоминания 1890—1940 гг.), на арм. яз., Париж, 1947, стр. 304—310
103 А—До, указ. соч., стр. 191.


Содержание   Tитульный лист и т.д.   Введение
Глава I-1
   Глава I-2   Глава II-1   Глава II-2   Глава II-3   Глава III-1
Глава III-2
   Глава III-3   Глава IV-1   Глава IV-2   Заключение
Указатель личных имен   Указатель географических названий
Содержание (как в книге)

 

Также по теме:

Джон Киракосян — Младотурки перед судом истории
Джон Киракосян — Алексей Дживелегов и его историко-публицистическое наследие