Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Киракосян Джон

ЗАПАДНАЯ АРМЕНИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ


Содержание   Tитульный лист и т.д.   Введение
Глава I-1
   Глава I-2   Глава II-1   Глава II-2   Глава II-3   Глава III-1
Глава III-2
   Глава III-3   Глава IV-1   Глава IV-2   Заключение
Указатель личных имен   Указатель географических названий
Содержание (как в книге)

[стр. 432]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года положила начало новой эры. Победа пролетариата в России возвестила о рождении первого в мире социалистического государства, новой цивилизации. Раскаты Великого Октября дошли до самых глухих углов земного шара.

Первым же шагом советского правительства, возглавляемого гениальным В. И. Лениным, было принятие Декрета о мире, который показал всему человечеству выход из бойни империалистической войны, разрушения и нищеты народных масс. Борьбу за мир коммунисты признали своей первоочередной задачей, показав на деле, что социализм, труд и мир не отделимы друг от друга. 8 ноября 1917 года В. И. Ленин возвестил: «Продолжать эту войну из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народкости, правительство считает величайшим преступлением против человечества и торжественно заявляет свою решимость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту войну...»1.

Советское правительство выступило с новыми принципами внешней политики, развернуло активную борьбу против империалистической войны. Однако государства Антанты отказались принять предложения Советского правительства относительно заключения перемирия. Начавшиеся 20 ноября (3 декабря) 1917 года пе-

______________________
1 В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 35, стр. 14.

[стр. 433]

реговоры с представителями Германии и Австро-Венгрии завершились 2 (15) декабря подписанием соглашения о перемирии. Несмотря на то, что Германия навязывала советской стране грабительский и унизительный мир, тем не менее экономический крах в стране, усталости народных масс, развал фронта, неотложные задачи по подавлению сопротивления свергнутых классов требовали немедленного заключения перемирия.

Против заключения мира начали борьбу все контрреволюционеры, группа «левых коммунистов». Последняя сорвала заключение мира. Перешедшие в наступление в феврале 1918 г. по всему фронту немцы заняли новые территории. 3 марта 1918 г. в Брест-Литовске был заключен мирный договор между Советской Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией—с другой; этот договор поставил первую страну социализма в несравненно более тяжелые условия.

Свою борьбу против империалистической войны, за победу социалистической революции большевистская партия строила на ленинских принципах «свобода всем народам, братский союз между рабочими и крестьянами всех национальностей».

Активно защищая освободительную борьбу угнетенных народов, В. И. Ленин и партии большевиков стремились установить тесную дружбу между рабочим классом России и трудящимися угнетенных и порабощенных стран.

Опубликованная 3 ноября 1917 года Советским правительством «Декларация прав народов России» провозглашала равноправие и суверенность народов России, их право на свободное самоопределение. Ликвидировались все и всякого рода национальные и национально-религиозные привилегии и ограничения. Советское правительство провозглашало, что оно обеспечит свободное развитие для всех проживающих на территории

[стр. 434]

России национальных меньшинств и этнических групп. Это были те принципы, с осуществлением которых только армянский народ получил бы свою подлинную социальную и национальную свободу, спас бы свое физическое существование, создал бы возможность выжить, доведенных до нищеты и окончательной гибели горстке своего народа.

Одним из первых решений Советского правительства явился Декрет «О «Турецкой Армении»2. В противоположность политике уничтожения армян турецких убийц, захватническим планам империалистических держав, Советская власть по подписанному В. И. Лениным декрету Совета Народных Комиссаров «О «Турецкой Армении» официально заявила, что защищает право Западной Армении на «свободное самоопределение, вплоть до полной независимости». Советское правительство требовало обеспечить беспрепятственное возвращение рассеянных по всему миру и насильственно угнанных в глубь Османской империи беженцев-армян на свои родные земли3.

В то время, как младотурецкая клика учинила резню армян, разорила их города и села, лишила их собственной земли и воды, в то время, как империалистические дипломаты на словах выступали фарисейски в защиту армян, а на деле осуществляли новые колониальные захваты,—первое социалистическое государство провозглашало, что признает неотъемлимое право армянского народа на самоопределение и разрабатывало конкретные мероприятия для осуществления этого права.

Подчеркивая программный тезис нашей партии о том,

______________________
2 Декрет был обсужден на заседании Совнаркома 23 декабря 1917 г. (5 января 1918 г.) и был утвержден Совнаркомом 29 декабря 1917 г. (11 января 1918 г.). Декрет был опубликован в «Правде» 31 декабря 1917 г. (13 января 1918 г.).
3 См. полный текст документа «Великая Октябрьская социалистическая революция и победа Советской власти в Армении», сборник документов, Ереван. 1957, стр. 146—147.

[стр. 435]

что право нации на самоопределение означает право на независимость исключительно в политическом смысле, право на отделение от угнетающей нации, В. И. Ленин считал, что пролетариат должен бороться против насильственного удержания угнетенных наций в пределах данного государства. В конкретном случае, декрет Советского правительства о Турецкой Армении был направлен против турецкого деспотизма, его захватнических стремлений. Турецкий империализм пытался воспользоваться прекращением войны, осуждением Советской Россией аннексионистской политики царизма, стремлением русских солдат, жаждавших мира и хлеба, возвратиться домой—для того, чтобы вновь захватить армянские земли, сорвать осуществление законных прав армянского народа.

В конце 1917 г. турецкая армия была не в состоянии предпринять на Кавказском фронте серьезные военные действия. Линия фронта в это время проходила от Черного моря через Ерзнка—Хнус-Ван, общей протяженностью около 500 километров. Когда 17 ноября 1917 года командующий третьей турецкой армии Вехиб-паша обратился к главному командованию Кавказского фронта с просьбой о перемирии, подлинной целью турецких правителей было не заключение перемирия или мира. Несмотря на то, что 5 декабря в Ерзнка был заключен договор о перемирии4, турецкие империалисты вскоре вероломно нарушили его и перешли в наступление по всему фронту.

Вот, что говорится в справке от 11 февраля 1918 г. по вопросу о мирных переговорах с Турцией, составленной секретарем внешних отношений при закавказском комиссариате М. Тумановым: «17 ноября истекшего года Главнокомандующий войсками Кавказского фронта получил от командующего 3-й турецкой армией, дейст-

______________________
4 См. полный текст договора ЦГИА Арм. ССР, ф. 200, оп. 1, д. 9, л. 1.

[стр. 436]

вующей на Кавказском фронте, Ферик-Вехиб-паши, письмо с предложением перемирия. Исходя из общей политической обстановки в России и в связи с начавшимися еще до получения письма переговорами на русско-германском фронте, образовавшийся тогда Закавказский комиссариат, по соглашению с Краевым центром и Главнокомандующим, признал своевременным и возможным пойти навстречу командующему турецкой армией. Взяв на себя решение этого вопроса в виду отсутствия (?) в тот момент единого всеми признанного центрального правительства,... комиссариат предполагал, что во время перемирия соберется Всероссийское Учредительное собрание, которое и выработает условия мира.

...Для ведения переговоров о перемирии была избрана делегация из представителей краевых центров Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов в составе трех человек и двух представителей от Главнокомандующего. По обоюдному с турецким командующим соглашению, встреча кавказской и турецкой делегаций состоялась 2 декабря в гор. Ерзинджана (Ерзнка) и ввиду достигнутого соглашения по всем пунктам договор о перемирии подписан 5 декабря... Ввиду того, что в день подписания договора было получено сообщение о состоявшемся накануне перемирии на всех фронтах, военные действия с того же числа были прекращены не только в районе расположения третьей турецкой армии (от Черного моря до южного берега Ванского озера), но и на всем Кавказско-персидском фронте, а также на Черном море... С согласия турок решено руководствоваться не Брестским, а Ерзинджанским договором, как позднейшим. 1 января командующим Кавказской армией генералом Одишелидзе было сделано сообщение о доставленном ему новом письме Вехиб-паши, в котором последний, рассматривая Закавказский комиссариат как независимое правительство, просил от имени турецкого главнокомандующего Энвера-паши, уведомить, каким

[стр. 437]

путем будет возможно восстановить отношение с правительством Кавказа в целях установления мира между обеими сторонами. Через некоторое время (15 января) Вехиб-паша сообщил, что делегаты центральных держав, собравшиеся в Брест-Литовске, готовы приложить все старания к признанию независимости Закавказского правительства, которое с заверением за полнейший успех, может отправить в Брест своих делегатов.

В связи с предложением турок и исходя из необходимости согласовать свои выступления в вопросе о мире с мнениями и взглядами других автономных единиц России, одинаково с Закавказьем заинтересованных в этом вопросе, на заседании 15 января Закавказский Комиссариат при участии представителей Краевого центра и Национальных советов выработал текст соответствующего обращения к турецкому командованию, обещая дать ответ по существу в предельный срок, необходимый для установления согласованности взглядов с другими автономными единицами. Тем же постановлением Закавказский комиссариат назначил на 1 февраля конференцию с участием представителей ближайшим образом заинтересованных в вопросе о мире с Турцией, Украиной и Юго-Восточного Союза. На этой конференции должно было быть принято решение по существу турецкого предложения и дан окончательный ответ. Однако от Украинской Центральной Рады (приглашение удалось передать по прямому проводу 13 января) ответа вовсе не последовало, правительство же Юго-Восточного Союза, сочувственно отнесясь к мысли о конференции, ни представителей своих, ни письменных сообщений, не прислало. Вследствие создавшегося положения, Закавказский Комиссариат, на заседании 1 февраля после обмена мнениями с представителями Краевого Центра, Национальных Советов и Главнокомандующим постановил сообщить Вехиб-паше о согласии начать предварительные переговоры о мире и просит уведомить о

[стр. 438]

месте и времени встречи делегатов и о составе делегаций, имеющих выработать мирный договор... Соответствующее телеграфное сообщение было послано Вехибпаше 3 февраля и 10 февраля получен ответ с уведомлением, что из Константинополя выезжает мирная делегация. Закавказский Комиссариат местом встречи наметил Трапезунд, куда 17 февраля выезжает Кавказская делегация»5.

В феврале же 1918 года турецкие войска вновь захватили территорию Западной Армении, лишив армянский народ возможности осуществить свое право на самоопределение. Армянское население обосновавшееся в Ванской, Эрзерумской и Трапезундской губерниях, десятки тысяч армян, надеясь возвратиться на свои родные места, восстановить свои очаги, ожидали стабилизации положения. Однако перемирие для Турции было лишь предлогом для того, чтобы выиграть время, сплотить собственные силы и подготовиться к наступлению. Турецкие вооруженные силы 30 января заняли Ерзнка, 4 февраля—Байбурд (Баберд), 8 февраля—Мамахатун, 29 февраля—Эрзерум, 11 апреля—Каре и т. д.

Турецкий империализм считал создавшуюся международную и военную обстановку весьма благоприятной для осуществления своих захватнических планов за счет Армении и Закавказья. То, что было задумано, но не осуществлено в первые годы войны, приводилось в действие теперь.

Правительство младотурок явилось одним из первых участников инспирированной империалистическими державами интервенции против Советского государства. Турецкая газета «Аати» прямо писала летом 1918 года о захватнических планах, преследовавшихся младотурецкой кликой: «Черное море должно быть турецким, а его прибрежные государства должны находиться под протекторатом Турции; турецкий падишах должен царство-

______________________
5 ЦГИА Ары. ССР, ф. 200, oп. 1, д. 9, лл. 5, 6, 7.

[стр. 439]

вать в Крыму и Азербайджане»6. Газета «Штутгарт Тагеблатт» писала, что Турция обратила свой взор на Кавказ и Черное море, что после захвата земель Закавказья она предъявит требования относительно Крыма, Тавриза и Урмии7.

Турецкая армия первой вступила на занятую русской армией и принадлежащую армянскому народу территорию, именно турецкие интервенты первыми попытались воспользоваться «развалом» Российской империи, по-своему истолковали Октябрьскую революцию, вторглись в Закавказье для захвата новых земель, совершения новых аннексий и предотвращения распространения на Восток идей Великого Октября. В. И. Ленин говорил: «... Преступно правительство, не желающее перемирия»8. А турецкие правители не хотели перемирия, они стремилсиь к новым захватам, к кровопролитию.

Турецкая интервенция не только сорвала осуществление декрета советского правительства относительно самоопределения Западной Армении, но и создала смертельную угрозу для победы революции и физического существования народов Закавказья. «Мысль о том, что революция может перейти с Кавказа в эту страну (Турцию),—писал в начале марта 1918 года С. Касьян,— ужасала их. Ужасало их также и то, что власть Советов на Кавказе могла нанести территориальный ущерб их хищнической власти, настаивая и защищая декрет Совета народных комиссаров относительно самоопределения Турецкой Армении»9. С, Касьян показывал, что желанием турецких империалистов является видеть господство беков в Азербайджане», что они «предавая Армению огню и мечу», стремились с тыла напасть на Советскую Россию, вместе с другими империалистически-

______________________
6 ЦГИА Арм. ССР, ф. 200, д. 57, л. 85.
7 См. «Кавказское слово», № 194, 12. IX. 1918 г.
8 В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 35, стр. 21.
9 С. Касьян, Наша тактика, «Банвор», № 5, 6, 7. 3. 1918 г.

[стр. 440]

ми захватчиками «создать железное кольцо и задушить социалистическую власть». «Позволить, чтобы эта программа была осуществлена,—продолжал С. Касьян,— означает не только совершить самоубийство, но и предать социализм». Подчеркивая, что «наша борьба против турецкого империализма является той же борьбой», которая ведется против бекско-дворянской, буржуазной контрреволюции, Касьян считал «священной обязанностью» большевиков, всех революционных сил «самым упорным образом оборонять тыл социалистической России».

Закавказский Комиссариат, а затем и сейм своей антисоветской политикой, углублением противоречий между национальностями края расчленили силы трудящихся, оказались не в состоянии остановить наступление турок, организовать оборону края. И во время Трапезундских и во время Батумских переговоров они превратились в игрушку в руках турецких империалистов, которые сегодня отвергали то, что принимали вчера, наглым образом попирали самые элементарные нормы международного права. Самозванные хозяева Закавказья не только не признали назначенного советским правительством Чрезвычайного комиссара по делам Кавказа С. Г. Шаумяна, развернули борьбу против него, но и препятствовали его действиям по осуществлению декрета «О Турецкой Армении», помешали большевистским организациям защитить Закавказье от интервенции турок и других империалистов.

Националистическая контрреволюция Закавказья посвоему истолковывала право «самоопределения», вводила трудящихся в заблуждение, прилагала все усилия для того, чтобы придать революционному движению национальную окраску, расстреливала мирные митинги рабочих, направляла пушки против восставших крестьян. Руководствуясь губительным для Закавказья девизом «армия—большевистская опасность, следователь

[стр. 441]

но надо избавиться от армиии»10, контрреволюционные заправилы Комиссариата и Сейма обезоруживали возвращавшихся с фронта домой русских солдат, сеяли вражду между ними и созданными в Закавказье национальными воинскими частями.

10 января 1918 г. один из приказов исполняющего обязанности главнокомандующего вооруженными силами Советской России А. Мясникяна достиг Тифлиса, Армянского национального совета. В своей телеграмме А. Мясникян требовал уважать права солдат, положить конец дезертирству, взять на учет и хранить оружие, предотвратить самовольную демобилизацию, усилить надзор над медицинскими комиссиями, карать расхитителей военного имущества и т. д. Таким образом, основным вопросом признавалось спасение армии, обеспечений обороноспособности края от надвигающегося вторжения турецких войск. Между тем этот важный документ удостоился лишь пренебрежительного отношения национальных вожаков, поставивших на нем резолюцию: «послано не по адресу»11.

В то время как турецкая армия беспрепятственно продвигалась вперед, ликвидируя все связанные с революцией чаяния, когда Закавказский Сейм торговал освобождением народов края, большевики обратили свои взоры на север, «к власти революционных советов, которая своей благожелательной политикой обнадеживала нас в эти критические дни». Газета «Кармир дрошак» писала: «Власть Советов, опубликовавшая декрет о самоопределении Армении, предприняла соответствующие шаги, перешла от слов к делу, прекрасно сознавая, что заключенный в Брест-Литовске мир является формальным, совершенным под воздействием давления и насилия, что вопрос самоопределения прежде всего относится к народу Армении—для осуществления его

______________________
10 «Коммунист», (на арм. яз.), № 1, 22. 6. 1918 г., Москва.
11 ЦГИА Арм. ССР, ф. 222, оп. 1, д. 1, лл. 139-141.

[стр. 442]

революционным путем. Именно e этой целью власть Советов во всех местностях России протягивает руку помощи находящимся там армянским трудящимся, создавая все условия, чтобы они как можно раньше направились на разваливающийся фронт»12.

Действительно, советское правительство обсуждало вопрос о вооружении и сведении в особые отряды западных армян, рассеянных в разных частях России. В циркуляре, направленном 3 марта 1918 года ревкомам и советским организациям, советское правительство требовало создать условия для организации таких отрядов, поскольку они «призваны защищать свою родину от германо-турецких насильников».

Советская власть повсюду—в Одессе и Харькове, Ростове и Севастополе—содействовала мобилизации армянских беженцев и отправке их вместе с воинами-армянами русской армии на Кавказский фронт—для борьбы против турок. Тысячи западных армян записались в солдаты. Большевики предоставили им большое количество оружия, боеприпасов, снаряжения, продовольствия, даже пушки и направили на Кавказ для обороны линии фронта. Большевики предоставляли на свои средства суда для армянских солдат.

В июне 1918 г. Ваан Терян писал, что «...только красные полки власти рабочих и крестьянских советов России могут принести свободу окрашенной кровью стране»13.

В создавшихся тяжелых условиях, когда, с одной стороны, в Армению и Закавказье вторглась турецкая армия, а, с другой стороны, в тыл революции наносили (удар буржуазные националисты, большевики Закавказья вели неустанную борьбу за создание братского союза трудящихся, сплочения их под знаменем Октября, обеспечение победы Советской власти в крае.

______________________
12 «Кармир дрошак», № 2, 16. 4. 1918 г., Анурдж, «Кто виноват?».
13 «Коммунист», № 1, 22. 6. 1918 г., Москва.

[стр. 443]

Когда с 6 по 8 апреля 1918 г. в Александрополе на совещании армянских членов Закавказского сейма, Армянского национального совета, представителей партий и других обсуждались вопросы тяжелого положения, создавшегося вследствие турецкого наступления, и необходимых мер по оказанию сопротивления туркам, армянские большевики, хорошо понимавшие роль Советской России в судьбе своего народа, выступили против гибельного курса дашнакских главарей, против авантюристических заявлений врацянов и прочих, которые считали, что «иллюзорно» связывать надежды с революционной Россией14. Большевики видели единственный и правильный выход в признании власти Совета Народных комиссаров, в установлении в крае Советской власти.

Арш. Зурабян говорил: «Цель Турции—отделить нас от России и подчинить себе. Но можем ли мы оставить Россию, отказаться от северной ориентации, можем ли отвести взоры от севера? Нет»15. Он считал, что «независимость Закавказья разрывает все исторические связи с Россией, демократия и политика которой уже более века питают местные народы». Он считал, что этот разрыв» обрекает нас на изоляцию, которая приведет к порабощению Закавказья Турцией со всеми отрицательными последствиями»16. Большевик Б. Гарибджанян в своем выступлении показал, что «... в настоящий критический момент есть только один выход—протянуть руку к власти народных комиссаров. В противном случае—спасения нет». Он требовал признать власть народных комиссаров: «только это спасет революцию и народ». Б. Гарибджаняна защищал А. Стамболцян, который требовал признать «власть Советов Кавказа»17.

Когда дашнаки задумали по примеру мусаватистов

______________________
14 Архив Армянского филиала ИМЛ, ф. 4047, оп. 1, д. 213, л. 15.
15 Там же, лл. 11 — 12.
16 Там же, л. 18.
17 Там же, л. 16, 21.

[стр. 444]

разоружить возвращавшихся на родину русских солдат, Андраник швырнул в лицо их главарей гневные слова: «Нашим единственным другом является Россия, и вы вашим пагубным предприятием хотите и ее отдалить от нас. Мы не нуждаемся в винтовках, мы нуждаемся в их дружбе»18.

Однако закавказская контрреволюция пошла по пути предательства интересов собственных народов, по пути отделения Закавказья от России. «Вместо того, чтобы заключить союз с революционной Россией,—писал Ваан Герян,—партия Дашнакцутюн заключила союз с контрреволюционными и кровожадными беками и предателями-меньшевиками». «Турецкий кровавый империализм хотел именно этого. Когда он увидел, что Кавказ официально отделился от России, сейчас же двинул вперед свои войска... Турция сказала так: поскольку вы являетесь независимым от России государством, значит мои договоры с Россией вас не касаются... Вот как был разрушен дом армянского трудового народа дашнаками, прикидывающимися друзьями народа...»19.

В середине мая турки заняли Александраполь, досстигли подступов Караклиса, затем Еревана. Для армянского народа создалось роковое положение. Дашнакские «политики» в эти дни признавались, что «наша армия совершенно разложилась и потеряла способность сражаться», что «все зависит от произвола турецкой армии», что «Кавказская Армения погибнет...» Они видели спасение в том, чтобы сказать «со всей определенностью» Германии: «Мы склоняемся перед вами, принимаем ваше покровительство и будем действовать с вами»20.

В марте, а затем и в мае 1918 г. от имени прави-

______________________
18 Там же, л. 27.
19 «Коммунист», (на арм. яз.), № 1, 22. 7. 1918 г., Москва. Б. Терян, Письма армянским крестьянам и рабочим.
20 Архив Армянского филиала ИМЛ, ф. 4047, оп. 1, д. 232, л. 1.

[стр. 445]

тельства Советской России Г. Чичерин заявлял, что считает недействительными односторонние, без участия Советской России, переговоры с Турцией и заключенный в Батуми унизительный договор. Он указывал, что «власть так называемого закавказского правительства отнюдь не признается и в Закавказье вообще против него широкие народные слои»21.

Героическое сопротивление, оказанное армянскими трудящимися регулярной турецкой армии у стен Еревана, в районе Сардарабата и Башапарана, под Караклисом (Кировакан), показало всю политическую вредность действий обосновавшихся в Тифлисе Армянскогонационального совета и других претендентов на управление народом. 19 мая турки достигли Спитакских гор. Очевидец рассказывает, что 19—20 мая на небольшом расстоянии между Амамлу и Хамзачиманом, в ущелье, скопились несколько сот тысяч беженцев из Карса, Ерзнка, Эрзерума, ряда районов Восточной Армении. «Караван беженцев не имел конца». А противник «по пятам преследовал отступавших ֊в панике, несчастных беженцев»22.

С 25 по 28 мая под Караклисом произошел неравный бой между десятитысячным турецким войском и малочисленными армянскими частями и присоединившимися к ним вооруженными группами крестьян Памбака и. Лори. По некоторым данным турецкая армия понесла потери до тысячи человек23. Однако не было организованности, не имелось четкой программы. Несмотря на героическое сопротивление армян, туркам все же удалось занять Караклис. Турецкий убийца Джавид-бей на три дня отдал город на разграбление своим аскярам. Турки расстреляли несколько тысяч армян Караклиса в бли-

______________________
21 Там же, д. 231.
22 Объединенная и независимая Армения, Исторический шаг.. Константинополь, на арм. яз., 1919 г., стр. 30—31.
23 М. Г. Караклисская битва, на арм. яз., Тифлис, 1920, стр.. 5—6.

[стр. 446]

жайшем лесу. Было разграблено почти всё. Указывая, что турки угнали или уничтожили в этом районе 24303 голов крупного рогатого скота, 96704 голов овец, 4718 лошадей и ослов, 6296 плугов, 6030 телег, многочисленные сельскохозяйственные орудия, тот же автор, опираясь на исследования комиссии по изучению совершенных турками зверств, заключает, что убийства и насилия, совершенные турецкими войсками в Караклисе и Памбаке, были не стихийными, а явились «результатом намеченной турецкими правителями программы»24.

Достигнув подступов Еревана, турецкие интервенты отрезали его от Тифлиса, революционного Баку и вообще от внешнего мира. Для скопившихся в Ереване беженцев и местного населения не было никаких путей отступления. Им угрожала неминуемая смерть. Тифлисский армянский национальный совет вместе с грузинскими меньшевиками и азербайджанскими мусаватистами направил делегацию в Батум с просьбой о мире. А турецкие империалисты стали еще более разнузданными и неуступчивыми.

Скопившееся в районе Еревана население переживало страшные дни. Каждый понимал, что не оказать сопротивление равносильно самоубийству. В таких условиях народ поднялся, чтобы с оружием в руках бороться за свою жизнь и честь. Намерение оказать сопротивление врагу стало действием.

В призыве командира ереванской части Силикяна от 24 мая 1918 г. говорилось, что «жестокий враг хочет уничтожить нашу многострадальную нацию». «Но если уж должны погибнуть, то не лучше ли с оружием в руках попытаться защитить себя. Быть может нам удастся борьбой приобрести право на жизнь»25.

Как это не парадоксально, но, потерпев поражение в боях у Сардарабата, командующий турецкой армии

______________________
24 Там же, стр. 101—107.
25 Объединенная и независимая Армения, стр. 37.

[стр. 447]

Вехиб-паша навязал ультиматум собравшимся в Батуме представителям закавказского сейма. Потерпели поражение турки, но и волю свою диктовали турки. Оторванное от собственного народа, не сведущее в победе над. турецкой армией под Сардарабатом, руководство Тифлисского армянского национального совета продолжало՛ действовать по-старому, просило мира у интервентов. А целью последних было навязать свои условия тем людям, которые говорили и действовали от имени народов Закавказья, но не возглавили их сопротивление, не знали или не сознавали значения той большой победы, которую армянский народ одержал в неравной борьбе. Вместо того, чтобы организовать борьбу собственного народа, Западноармянский совет поспешил перебраться па Северный Кавказ, уведя за собой запуганных беженцев, которые достигли Владикавказа и Армавира. Турецкие империалисты требовали Ахалцих, Ахалкалак, район Александрополя, Сурмалу, Нахичеван, Эчмиадзин. Они стремились разделить Закавказье на отдельные части и расправиться с каждой из них по своему усмотрению. Первым турецкий ультиматум принял Грузинский национальный совет и 27 мая провозгласил «независимость» Грузии. Ему последовали мусаватисты, а затем и Армянский национальный совет.

Новосозданная армянская республика должна была обладать территорией всего в 9000 квадратных километров и стать вассалом Турции.

Заключив договор в Батуме, турецкие интервенты! не имели никакого намерения соблюдать условия договора, навязанного ими Закавказью. Турецкие части до 18 октября 1918 года продолжали свои опустошения в районах Лори, Памбака, Караклиса26. 31 октября 1918 г. из Александрополя сообщали: «Армянский крестьянин: ныне ничего не имеет, питается зеленью, кореньями... Турецкая власть отнимает у них ... пшеницу, ячмень, му-

______________________
26 Архив Армянского филиала ИМЛ, ф. 4047, оп. 1, д. 319, л. 1.

[стр. 448]

«у, картофель, угоняет десятки тысяч голов скота, в то время как армянский народ, владелец всего этого, постепенно умирает с голоду... Нет рабочих рук, около 10 тысяч молодых людей собраны из районов и направлены в Эрзерум, который стал для них могилой, лишь немногие возвратились оттуда...»27.

«Уйдя из некоторых районов нашей страны, турки оставляют после себя полное опустошение. Они взяли с собой буквально всё, будь это государственной, общестеенной или частной собственностью. Они взяли весь хлеб, скот, топливо, товары со складов и магазинов, домашнюю утварь, оконные рамы, печки, железнодорожные семафоры, фонари, телеграфный провод, во многих местах телеграфные столбы и т. д., и т. д. Одним словом, забрали все то, что представляет какую-либо ценность для нашего народа или государства»28.

Как отмечал С. Касьян, варварский турецкий империализм «не высасывал постепенно соки из захваченной страны, каплю за каплей пил кровь народа и в некоторой степени помогал сохранению экономики страны, нет, турецкий империализм предевал страну грабежу и разорению, резне и опустошению с первого же момента. Земля Армении орошается кровью, поля и ущелья покрываются трупами... Вся страна ограблена, разорена и предана крайней нищете...»29.

Отделив край от революционной России, борясь против Советской власти, армянские национальные вожаки все больше скатывались в объятия турецких правителей, протягивали руку палачам своего народа.

Считаем не лишним показать на нескольких фактах, в какой трагикомизм впали те люди, которые еще вчера размахивали мечом против векового врага армянского народа-турецкого правительства, а сегодня, влачась

______________________
27 Архив Армянского филиала ИМЛ, ф. 4047, оп. 1, д. 320, л. 1.
28 Там же, д. 273, л. 1.
29 С. Атенян (Касьян), Где выход?, стр. 23.

[стр. 449]

за своими меньшевистскими и мусаватистскими единомышленниками, объявив классовую борьбу Советской власти, связывали свою судьбу с турецкими палачами.

4 ноября 1918 г. А. Хатисов, резко возражая точке зрения Арш. Зурабяна относительно сближения с Россией, безо всякого стыда говорил, что «мы и турки ныне нуждаемся друг в друге», «сейчас надо поддерживать с турками хорошие отношения»30. В письме из Берлина -армянскому патриаршеству в Константинополе Амо Оганджанян писал 1 октября 1918 г., говоря о скором окончании войны: «Теперь Турция сама будет нуждаться в нашей протекции перед Европой»31. 9 ноября 1918 г. Ав. Агаронян в Константинополе выражал благодарность султану за то, что он дал «идею независимой Армении»32.

21 сентября 1918 г. Энвер потребовал у находившегося в Константинополе члена армянской делегации А. Хатисова заключить союз, не оставаться нейтральным, а вместе с Турцией «защищать» ее восточный тыл. И Хатисов, который еще вчера лизал пятки царизма, сегодня уже выражал согласие с палачем своего народа и выражал мнение, что он многое ожидает от желания турок в деле «разрешения армянского вопроса». Турецкие империалисты стремились противопоставить «независимые» республики Закавказья Советской России, сделать их вассалами Турции, не иметь непосредственной границы с Россией и не допустить проникновения в Турцию идей Октябрьской революции. Эти цели совершенно открыто высказал Талаат в ноябре 1918 года33.

Политическая линия, выбранная дашнаками авантю-

______________________
30 ЦГИА Арм. ССР, ф. 222, д. 12, лл. 192—193.
31 Архив Армянского филиала ИМЛ, ф. 4047, оп. 1, д. 251, л, 74,
32 ЦГИА Арм. ССР, ф. 222, д. 12, л, 199.
33 Там же, л. 188—192.

[стр. 450]

ристами, могла привести только к новым провалам, новым бедствиям.

Сегодня дашнакские главари, видимо, полагают, что исчезли подшивки их газет, подписанные ими документы и пытаются предстать перед несведущими читателями героями, последовательными борцами за освобождение армянского народа от турецкого ига.

А о чем свидетельствуют факты? 20 ноября 1920 года ереванская газета «Арач» в передовой статье «Вопрос мира и наша ориентация» правильно выражала сущность авантюристической в отношении интересов армянского народа политики, которую проводило дашнакское правительство. «Наш вековой враг, Турция,—читаем в статье,—может в конце концов примириться с нашим государственным существованием только тогда, когда мы раз и навсегда откажемся от русской ориентации». «Если армянский народ хочет жить и надолго обеспечить свое государственное и физическое существование, он должен иметь не русскую, а турецкую ориентацию»,

Как это еще можно назвать, кроме как предательством и авантюризмом? И люди, которые пятьдесят лет назад выступали апологетами турецкой ориентации, боролись против Советской власти, пытаются сегодня выступать в роли патриотов, «героев» борьбы против турецкого ига!

1 марта 1921 года, в дни февральской авантюры, С. Врацян обратился к турецким правителям—Национальному собранию и Мустафе Кемалю и просил у них помощи для борьбы против Советской власти. А дашнакская газета «Азат Айастан» в одной из своих редакционных статей черным по белому писала: «В силу стечения исторических обстоятельств реальным защитником политической свободы народов Закавказья может стать только Турция...34.

9 марта того же года С. Врацян в письме предводи֊

______________________
34 См. «Жоговурди дзайн» («Голос народа»), 2. 6. 1921 г.

[стр. 451]

телю армянской общины Тавриза архиепископу Нерсесу Мелик-Тангяну (письмо это опубликовано в тавризской газете «Минарет» 14 апреля 1921 г.) в частности писал: «Наши отношения с турками хорошие, надеемся установить искреннюю дружбу, отношение, которое будет основано на взаимных интересах. Наша -единственная опасность с севера, для чего все народы юга должны объединиться».

При дашнакском господстве Армения была изолирована, лишена всякой помощи. Положение внутри страны было отчаянным. Более половины населения маленькой территории Армении составляли беженцы— бездомные, голодные, голые. Села и города были разорены, сельскохозяйственные работы прекращены. Вследствие отсутствия хлеба и нехватки продуктов труженики села не имели семян, нещадно уничтожался скот. Свирепствовал голод. Вследствие голода массовый характер приобрели заразные заболевания. Об аптеках и медикаментах, о какой-либо медицинской помощи не могло быть и речи. Исторические документы напоминают нам о том трагическом положении, которое господствовало ,в Армении накануне установления Советской власти. В одном из этих документов читаем: «Армения в нынешних границах, ее народ осуждены на трагическую смерть... Трупы повсюду, даже на самых оживленных улицах; ночью можно споткнуться о трупы; над всем городом слышен вопль и мольба голодной толпы: «хлеба, хлеба, хлеба...» Нет ни власти, ни труда, ни друзей, единственной властью является царь-голод, который уничтожает нашу нацию... Армения обречена на трагическую смерть. Наше правительство, к несчастью, до сих пор не сумело предпринять каких-либо практических шагов... Враги и друзья остались равнодушны и глухи к уничтожению целого героического

[стр. 452]

народа...»35. Турецкие орды стремились до конца задушить армянский народ, который бился в когтях голода и нищеты, а дашнакские и другие вожаки «вместо того, чтобы заниматься вопросами... жизни и смерти» были заняты «партийными спорами, грызней из-за дележа кресел в правительстве»36.

В стране не было элементарного порядка. Анархия, грабеж, безвластие, бездействие и беззакония официальных органов, отсутствие безопасности жизни и имущества—таковы характерные стороны дашнакской власти..

10 июня 1919 г. газета «Айастани ашхатавор» («Труженик Армении») признавала: «или надо положить коиец этому грабежу, или же удалиться со сцены, как бездарным». «Более тяжелое положение, более жестокое состояние, чем то, в котором ныне находится армянский народ... трудно представить»37.

В таких кошмарных условиях дашнакские заправилы вновь и вновь строили на песке свои планы, видели возможность продолжения своего бесславного господства в покровительстве империалистов Запада. 4 февраля 1919 г. министр иностранных дел Армении С. Тигранян писал министру-председателю о «необходимости покровительства со стороны какого-либо мощного государства». Он считал, что «наш вопрос мы должны поручить содействию какого-либо сильного адвоката». «Армения: по своему географическому расположению и естественным политическим и экономическим возможностям не лишена определенной ценности... Серьезная заинтересованность какого-либо государства может быть достигнута, конечно, предоставлением ему некоторых прав я

______________________
35 Архив Армянского филиала ИМЛ, ф, 4047, д. 570, оп. 1, лл, 11—12.
36 ЦГИА Арм. ССР, ф. 222, д. 13, л. 364.
37 «Кармир банвор», № 3, 24. 3. 1919 г.

[стр. 453]

особого положения во внутренней жизни Армении, что и составляет содержание протектората»38.

Оторвав армянский народ от своего естественного союзника—трудовой Советской России, дашнакские «политики» просили помощи у империалистической Европы на условиях предоставления колонизаторам природных богатств собственной страны, «творческих возможностей» своего народа.

Империалистический запад прилагал все усилия для того, чтобы противопоставить 3акавказье Советской России. В одном из документов (март 1919 г.) Министерства иностранных дел Армянской республики говорится, что Англия требует от республик Закавказья «порвать все связи с Россией»39. В вопросе Карса Англия всячески создавала волокиту, препятствуя передачу этой области Армении40. Английские военные власти совершенно нагло конфисковали и разграбили имевшееся в Карсе громадное количество боеприпасов, железнодорожное имущество, хлопок и многие другие товары41.

Уходя из Армении, английские империалисты предъявили дашнакскому правительству счет на несколько миллионов фунтов стерлингов. Прожженные колонизаторы считали свою интервенцию «благодеянием» и требовали за это возмещения у голодного и голого народа32. А Ав. Агаронян продолжал питать надежды на США; 2 сентября 1919 г. он писал, что «при решении нашей судьбы Америка скажет свое могущественное решающее слово...», что «только Вильсон может спасти нас и нам подобных...»43.

______________________
38 Архив Армянского филиала ИМЛ, ф. 4047, оп. 1, д. 375, лл. 14—15.
39 Архив Армянского филиала ИМЛ, ф. 4047, оп. 1, д. 335, л. 86.
40 Там же, д. 560, л. 2.
41 Архив Армянского филиала ИМЛ, ф. 4047, оп. 1, д. 335, лл. 131—132.
42 Там же, д. 801, л. 79.
43 ЦГИА Арм. ССР, ф. выписок, д. 3, лл. 253—255, д. 8, л. 67.

[стр. 454]

Ясно, что политические «деятели», страдавшие подобными иллюзиями, должны были еще более углубить трагедию многострадального народа.

Для армянского народа создалось положение, которое столь образно определил Саркис Касьян. «Нигде на земном шаре народ не переживает такие трагические, роковые и ужасные дни, какие переживает армянский народ на территории Армении,—писал он.—Все области жизни выдыхают горький и желчный воздух и отравляют всю страну, убивая ее жизненные силы, душу, ее стремления и волю. Громадный молот поставил на окровавленный лоб этой несчастной страны печать мрака и печали, страданий и мучений.... Существование в Армении стало проклятием, жизнь—адом»44.

А английская консервативная газета «Дейли Мейл» в эти дни злорадно пророчила заявляя: если Соединенные Штаты Америки не намерены взять мандат на Армению, то «как ни ужасна такая перспектива, но армяне будут уничтожены»45.

Но господа, империалисты просчитались. Спасение армянского народа зависело не от их воли, а от революционного севера, от возглавляемой великим Лениным рабоче-крестьянской Советской России, с помощью которой он сверг дашнакское правительство и установил 29 ноября 1920 года советский строй.

В. И. Ленин первым приветствовал «освобожденную от гнета империализма трудовую Советскую Армению». Установлением Советской власти были заложены основы возрождения жизни армянского народа. Лязг оружия, плач и стон несчастных сменились пафосом труда человека, завоевавшего мир, социальное и национальное освобождение, песнями и смехом подрастающего поколения. Армянский народ стал на путь залечивания своих ран, строительства новой жизни, социализма. За

______________________
44 С. Атенян (Касьян), Где выход?, стр. 3.
45 (Архив Армянского филиала ИМЛ, ф. 4047, oп. 1, д. 801, л. 79.

[стр. 455]

короткий срок изменилась картина экономической жизни страны. Наша республика превратилась в страну передовой промышленности и сельского хозяйства, сплошной грамотности, культуры—национальной по форме, социалистической по содержанию.

Только в годы Советской власти, в условиях мирной и обеспеченной жизни, армянский народ вздохнул полной грудью, проявил все свои способности в области создания материальных и духовных ценностей, построил и создал столько, сколько не создал за все тысячелетия своей истории. Эмиграция, которая в течение веков была столь опасным для армянского народа явлением сменилась репатриацией рассеянных по всему миру по вине турецких погромщиков армян-скитальцев—на свою Родину, в Советскую Армению, где созданы все условия для их жизни и творческого труда. Сегодня Советская Армения является единственной надеждой зарубежных армянских трудящихся, единственным маяком, единственным источником жизни и существования.

Они отвергают козни дашнаков против Советской Армении, проводимую ими политику «наш долг—надеяться на заграницу», «заграница для новых поколений в каждой колонии является сферой свободы»46. «Мечтой армянина-скитальца, живущего на чужбине, тоскующего по родине было иметь родину. Эта вековая мечта осуществлена замечательной действительностью освобожденной новой родины — Советской Армении... Сколь счастливы зарубежные армяне, что удостоились зова своей родины»47. Такова позиция зарубежных армянских патриотов.

Однако за прошедшие пять с лишним десятилетий оказалось невозможным предать забвению то горе, то жестокое испытание, которые выпали на долю армянского народа в годы первой мировой войны. И сегодня ар-

______________________
46 «Айреник», 25. 11. 1961 г.
47 «Лрабер», 27. 9. 1962 г.

[стр. 456]

мянские люди, пережившие это злодеяние, вчерашние сироты, их дети и внуки, будь то в Советской Армении или за рубежом, со справедливым гневом и возмущением помнят о злодеянии турецких правителей и их империалистических покровителей. Они помнят, но в то же время сознают, что не слова мести и горечи должны ускорить возмещение. Армянскому народу дана другая дорога жизни—путь строительства коммунизма, достижения новых высот в братской семье народов Советского Союза.

«Когда вспоминаем печальные дни прошлого и чтим память мучеников, наши сердца еще раз должны наполниться клятвой любви и верности к нашей Армении— единственному источнику нашей надежды, света и веры»48. Этот вывод органа прогрессивных сил американских армян как бы обобщает чаяния и мечты всех трудящихся зарубежных армян.

Армянский народ—равноправный член братской семьи советских народов—горд тем, что под руководством родной Коммунистической партии он шагает в рядах строителей коммунизма, вкладывает свою творческую энергию в исторические победы нашей могучей родины.

______________________
48 «Лрабер», 25. 4. 1963 г.


Содержание   Tитульный лист и т.д.   Введение
Глава I-1
   Глава I-2   Глава II-1   Глава II-2   Глава II-3   Глава III-1
Глава III-2
   Глава III-3   Глава IV-1   Глава IV-2   Заключение
Указатель личных имен   Указатель географических названий
Содержание (как в книге)

 

Также по теме:

Джон Киракосян — Младотурки перед судом истории
Джон Киракосян — Алексей Дживелегов и его историко-публицистическое наследие