Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

Полк. Як. Д. Лазаревъ

ПРИЧИНЫ БѢДСТВИЙ АРМЯН В ТУРЦІИ и
ОТВѢТСТВЕННОСТЪ ЗА РАЗЗОРЕНІЕ САСУНА


Оглавленiе   Обложка, титульный лист и т.д.   Предисловіе
Главы I-II   Главы III-IV   Главa V   Главы VI-VII   Оглавленiе(как в книге)


[стр. 20 ]

V

Раззореніе Армянъ Курдами въ 6-ти волостяхъ на юго-востокѣ Битлиса и захватъ ихъ недвижимостей.

Далѣе, не безъинтереснымъ считаемъ поговорить о состояніи Армянъ во ста деревняхъ 6-ти волостей Хизанскаго края (въ Битлисскомъ вилеятѣ), какъ-то: 1) собственнаго Хизана, 2) Спайкерта, 3) Шенацора, 4) Нызари, 5) Мамртана и 6) Эгуна. Жители этихъ волостей еще до русско-турецкой ВОЙНЫ 1877 г. неимѣя права носить оружіе для защиты себя, имущества и чести семей противъ хищныхъ Курдовъ, до того были раззорены послѣдними, что большая часть ихъ, покинувъ родной кровъ, богатѣйшія поля, лѣса и сады, называемые Погосомъ Натаніяномъ 1) „раеподобными” դրախտանման сдѣлались пролетаріями, такъ какъ правительство не покровительствовало имъ. Оставшіеся же на мѣстѣ братья вхъ находятся въ рабскомъ соотояніи у хищныхъ кочевниковъ, а жители Мамртана даютъ имъ даже три части урожая, оставляя себѣ четвертую. Нѣтъ сомнѣнія, еслибъ эти Армяне носили оружіе, подобно Сасун-

_________________
1) Архимандритъ Погосъ Натаніянъ въ 1878 году, по порученію Константинопольскаго Патріарха Нерсеса, обозрѣвая многія мѣста Арменіи, составилъ очеркъ подъ заглавіемъ: „слезы Арменіи” Արտոսը Հայաստանի. Он между прочимъ описал звѣрства курдских главарей надъ Армянами въ указанныхъ 6-ти волостяхъ хизанскаго края (въ Битлисскомъ вилеятѣ), а также и свирѣпыя дѣйствія Шейхъ-Джелалъ-Эдднна.

[стр. 21 ]

цамъ, то не допустили бы Курдовъ разорить и поработить себя. Выходцы изъ Мамртана и прочихъ волостей живутъ въ Мушскомъ, Ванскомъ и Діарбекирскомъ пашалыкахъ, Битлисѣ и другихъ мѣстахъ, имѣя въ рукахъ кочаны (купчія) на покинутыя ими недвижимости. Они питаютъ надежду, что настанетъ моментъ правосудія, тогда вернутся въ свои жилища и освятятъ церкви, оскверненныя Курдами. Въ волости Мамртанъ, близь сел. Апаранацъ, есть знаменитый монастырь подъ именемъ Апаранскаго Св. Креста и въ немъ поселилея Курдскій старшина-разбойникъ Османъ. Монастырь, по грандіозности и великолѣпной архитектурѣ, считается однимъ изъ лучшихъ храмовъ въ Арменіи. Въ немъ хранился Крестъ изъ древа Жизни, присланный въ IV вѣкѣ въ даръ изъ единовѣрной Византіи. На поклоненіе Св. Кресту и другимъ святынямъ ежегодно стекалась безчисленная масса богомолъцевъ. Нынѣ, когда святилище это превращено въ жилище Курда-разбойника въ безначальной Арменіи, то прекратилось и посѣщеніе его богомольцами.

Нѣтъ сомнѣнія, еслибъ Порта пожелала, чтобы Курды очистили захваченныя ими армянскія селенія и церкви и перешли бы на мѣста прежняго своего коренного жительства, то Битлисскій губернаторъ Вели-паша вызвалъ бы старшинъ и обязалъ бы ихъ въ двухмѣсячный срокъ исполнить волю правительства. Тогда изгнанники, оповѣщенные мѣстными властями о распоряженіи правительства, вернулись бы

[стр. 22 ]

подъ родной кровъ къ порабощеннымъ братьямъ своимъ и воспользовались бы полями, лѣсами и „раеподобными” садами. Но турецкое правительство добровольно не сдѣлаетъ такого шага къ справедливости въ столь вопіющемъ дѣлѣ въ пользу обиженныхъ христіанъ-изгнанниковъ. Порта дорожитъ единовѣрнымъ хищнымъ курдскимъ элементомъ, служащимъ, какъ бы опорою владычества ея въ Арменіи и орудіемъ для разоренія и избіенія безоружныхъ Армянъ и вообще для вытѣсненія послѣднихъ изъ родины, чтобъ потушить, повторяемъ, Армянскій вопросъ (по 61 ст. Берл. тракт.) и превратить въ Курдистанъ историческую Арменію, древность которой начинается съ юныхъ дней Вавилона и Ассиріи. Такимъ же образомъ въ настоящей половинѣ 19 вѣка Армянское населеніе вытѣснено и изъ волостей Хута и Чухура Мушской провинціи и изъ Моткана (близь Битлиса), такъ что много деревень захватили Курды, обратившіе церкви въ хлѣвы и склады корма для скота. Но Курды Чухура и Хута, подчинявшіеся извѣстному злодѣю Муса-беку, отцу и дѣду его, прежде не имѣли земли и лѣто проводили на кочевкахъ, а зиму въ армянскихъ деревняхъ. По водвореніи въ Арменіи благоустройства, съ возстановленіемъ права христіанъ на отнятыя у нихъ Курдами родовыя недвижимости, многіе, нѣтъ сомнѣнія, вернутся подъ родной кровъ, для распахиванія прежнихъ своихъ нивъ.

 

Также по теме:

М.Г. Нерсисяна - Геноцид армян в Османской империи: Сборник документов и материалов.