Внимание!
Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если
текст не отображается корректно, см. Просмотр
русских текстов в старой орфографии.
Полк. Як. Д. Лазаревъ
ПРИЧИНЫ БѢДСТВИЙ АРМЯН В ТУРЦІИ и
ОТВѢТСТВЕННОСТЪ ЗА РАЗЗОРЕНІЕ САСУНА
Оглавленiе Обложка,
титульный лист и т.д. Предисловіе
Главы I-II Главы
III-IV Главa V Главы
VI-VII Оглавленiе(как
в книге)
[стр. 20 ]
V
Раззореніе Армянъ Курдами въ 6-ти волостяхъ на
юго-востокѣ Битлиса и захватъ ихъ недвижимостей.
Далѣе, не безъинтереснымъ считаемъ поговорить о состояніи Армянъ
во ста деревняхъ 6-ти волостей Хизанскаго края (въ Битлисскомъ вилеятѣ),
какъ-то: 1) собственнаго Хизана, 2) Спайкерта, 3) Шенацора, 4) Нызари,
5) Мамртана и 6) Эгуна. Жители этихъ волостей еще до русско-турецкой
ВОЙНЫ 1877 г. неимѣя права носить оружіе для защиты себя, имущества
и чести семей противъ хищныхъ Курдовъ, до того были раззорены послѣдними,
что большая часть ихъ, покинувъ родной кровъ, богатѣйшія поля, лѣса
и сады, называемые Погосомъ Натаніяномъ 1) „раеподобными”
դրախտանման сдѣлались пролетаріями, такъ какъ правительство не покровительствовало
имъ. Оставшіеся же на мѣстѣ братья вхъ находятся въ рабскомъ соотояніи
у хищныхъ кочевниковъ, а жители Мамртана даютъ имъ даже три части
урожая, оставляя себѣ четвертую. Нѣтъ сомнѣнія, еслибъ эти Армяне
носили оружіе, подобно Сасун-
_________________
1) Архимандритъ Погосъ Натаніянъ въ 1878 году, по порученію
Константинопольскаго Патріарха Нерсеса, обозрѣвая многія мѣста Арменіи,
составилъ очеркъ подъ заглавіемъ: „слезы Арменіи” Արտոսը Հայաստանի.
Он между прочимъ описал звѣрства курдских главарей надъ Армянами
въ указанныхъ 6-ти волостяхъ хизанскаго края (въ Битлисскомъ вилеятѣ),
а также и свирѣпыя дѣйствія Шейхъ-Джелалъ-Эдднна.
[стр. 21 ]
цамъ, то не допустили бы Курдовъ разорить и поработить себя. Выходцы
изъ Мамртана и прочихъ волостей живутъ въ Мушскомъ, Ванскомъ и Діарбекирскомъ
пашалыкахъ, Битлисѣ и другихъ мѣстахъ, имѣя въ рукахъ кочаны (купчія)
на покинутыя ими недвижимости. Они питаютъ надежду, что настанетъ
моментъ правосудія, тогда вернутся въ свои жилища и освятятъ церкви,
оскверненныя Курдами. Въ волости Мамртанъ, близь сел. Апаранацъ,
есть знаменитый монастырь подъ именемъ Апаранскаго Св. Креста и
въ немъ поселилея Курдскій старшина-разбойникъ Османъ. Монастырь,
по грандіозности и великолѣпной архитектурѣ, считается однимъ изъ
лучшихъ храмовъ въ Арменіи. Въ немъ хранился Крестъ изъ древа Жизни,
присланный въ IV вѣкѣ въ даръ изъ единовѣрной Византіи. На поклоненіе
Св. Кресту и другимъ святынямъ ежегодно стекалась безчисленная масса
богомолъцевъ. Нынѣ, когда святилище это превращено въ жилище Курда-разбойника
въ безначальной Арменіи, то прекратилось и посѣщеніе его богомольцами.
Нѣтъ сомнѣнія, еслибъ Порта пожелала, чтобы Курды очистили захваченныя
ими армянскія селенія и церкви и перешли бы на мѣста прежняго своего
коренного жительства, то Битлисскій губернаторъ Вели-паша вызвалъ
бы старшинъ и обязалъ бы ихъ въ двухмѣсячный срокъ исполнить волю
правительства. Тогда изгнанники, оповѣщенные мѣстными властями о
распоряженіи правительства, вернулись бы
[стр. 22 ]
подъ родной кровъ къ порабощеннымъ братьямъ своимъ и воспользовались
бы полями, лѣсами и „раеподобными” садами. Но турецкое правительство
добровольно не сдѣлаетъ такого шага къ справедливости въ столь вопіющемъ
дѣлѣ въ пользу обиженныхъ христіанъ-изгнанниковъ. Порта дорожитъ
единовѣрнымъ хищнымъ курдскимъ элементомъ, служащимъ, какъ бы опорою
владычества ея въ Арменіи и орудіемъ для разоренія и избіенія безоружныхъ
Армянъ и вообще для вытѣсненія послѣднихъ изъ родины, чтобъ потушить,
повторяемъ, Армянскій вопросъ (по 61 ст. Берл. тракт.) и превратить
въ Курдистанъ историческую Арменію, древность которой начинается
съ юныхъ дней Вавилона и Ассиріи. Такимъ же образомъ въ настоящей
половинѣ 19 вѣка Армянское населеніе вытѣснено и изъ волостей Хута
и Чухура Мушской провинціи и изъ Моткана (близь Битлиса), такъ что
много деревень захватили Курды, обратившіе церкви въ хлѣвы и склады
корма для скота. Но Курды Чухура и Хута, подчинявшіеся извѣстному
злодѣю Муса-беку, отцу и дѣду его, прежде не имѣли земли и лѣто
проводили на кочевкахъ, а зиму въ армянскихъ деревняхъ. По водвореніи
въ Арменіи благоустройства, съ возстановленіемъ права христіанъ
на отнятыя у нихъ Курдами родовыя недвижимости, многіе, нѣтъ сомнѣнія,
вернутся подъ родной кровъ, для распахиванія прежнихъ своихъ нивъ.
|