Геноцид армян в Османской империи
Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Нерсисян М. Г., Саакян Р.Г.

ГЕНОЦИД АРМЯН В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

II. Массовая резня армян младотурками, 1909 - 1918


Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


122. Посол Гире в Министерство иностранных дел России. 24 апреля 1913 г.
123. Наместник на Кавказе министру иностранных дел Сазонову. 2 мая 1913г.
124. Посол в Константинополе министру иностранных дел Сазонову. 14 (27) мая 1913 г.
125. Патриарх западных армян российскому послу Гирсу. 20 мая 1913 г.
126. Из телеграммы посла в Константинополе в Министерство иностранных дел России. 20 мая (2 июня) 1913 г.
127. Русский посол в Константинополе министру иностранных дел Сазонову. 4 июня 1913 г.
128. Генеральный консул в Эрзруме послу в Константинополе Гирсу. 26 октября 1913 г.
129. Посол в Константинополе министру иностранных дел Сазонову. 7(20) декабря 1913 г.
130. О положении армян. (Сообщение газеты «Новое время»)
131. Посол в Константинополе министру иностранных дел Сазонову. 29 декабря 1913 г. (11 января 1914 г.)
132. Русский генеральный консул послу в Константинополе. 4 января 1914 г.
133. Генеральный консул Адамов в Посольство в Константинополе. 15 февраля 1914 г.
134. Генеральный консул в Эрзруме Адамов в Посольство в Константинополе. 15 марта 1914 г.
135. Генеральный консул в Эрзеруме послу в Константинополе Гирсу. 5 мая 1914 г.
136. Католикос Геворк V наместнику на Кавказа Воронцову-Дашкову. 5 августа 1914 г.
137. Русский посол в Константинополе министру иностранных дел Сазонову. 20 сентября 1914 г.

[ стр. 256 ]

122. Посол Гирс в Министерство иностранных дел России

Константинополь, 24 апреля 1913 г.

Французский консул в Диарбекире телеграфирует посольству заявление местного армянского епископа Завена, что грабежи, убийства христиан продолжаются. Вали будет скорее потворствовать мусульманам в их ненависти к христианам. Консул, со своей стороны, свидетельствует, что слова епископа вполне соответствуют истине, и не исключается возможность новых избиений армян. Сегодня же сделаю по этому поводу представление министру иностранных дел.

АВПР, Политархив, д. 3460, л. 136.

 

123. Наместник на Кавказе министру иностранных дел Сазонову

2 мая 1913 г.

Из депеши № 370

27-го минувшего апреля, в Тифлисе, к помощнику моему по военной части, генералу от инфантерии Шатилову явилась депутация от армян Кавказа в составе: епископа тифлисской епархии Месропа, городского головы гор. Тифлиса г. Хатисова, председателя Армянского благотворительного общества г. Арутюнова, редактора армянской газеты «Мшак» г. Калантара и члена Государственной думы г. Пападжанова. Депутация доверительно сообщила генералу Шатилову следующее.

Надвигающиеся события в Турции невольно сильно озабочивают всех кавказских армян, не могущих оставаться равнодушными к судьбе их несчастных соплеменников в названном государстве. Будучи глубоко благодарны императорскому правительству за возвещенное письмом моим на имя католикоса обещание оказать помощь угнетаемым в Турции их собратьям, все русскоподданные армяне твердо верят, что Россия в свое время скажет свое властное слово и заставит Турцию ввести долгожданные реформы и улучшения в положении турецкоподданных армян, и последние получат, наконец, возможность спокойно жить и мирно заниматься своим делом...

К сожалению, ход событий в Турции невольно заставляет армян задумываться о тех испытаниях, которым в ближайшем будущем придется, вероятно, подвергнуться

[ стр. 257 ]

их собратьям в Турции. Все чаще и чаще получаются известия о насилиях над армянами, и у нечастных безоружных армян, турецкоподданных, невольно вырывается крик о помощи. Этот крик о помощи вызывается чувством самосохранения в самом узком значении этого слова, ибо жизни каждого турецкоподданного армянина грозит в настоящую минуту непосредственная опасность... Только возможность упорной обороны может удержать насильников от зверств, Поэтому-то кавказские армяне. в лице своих выборных, и умоляют через меня императорское правительство не отказать их турецким собратьям в средствах для самообороны против открыто нападающего врага. Депутация просит императорское правительство не отказать в негласной выдаче армянам в Турции необходимого им для самозащиты оружия: хотя бы берданок с патронами. Члены депутации ручаются, что это оружие, выданное русским правительством безвозмездно или по казенной цене, будет через верных людей доставлено тем их соплеменникам в Турции, которые действительно в нем нуждаются, и что оно будет употреблено исключительно для самозащиты, в прямом смысле этого слова, и притом только в крайности, а не для каких бы то ни было других активных выступлений. Россия, обещавшая заступиться за турецких армян и требующая от них терпения, не должна была бы отказывать страдальцам — в ожидании того момента, когда, благодаря шагам России, прекратится у них постоянный страх за свою жизнь и имущество, — в возможности и средствах защищаться от торопящихся — под влиянием слухов о предстоящем чужом вмешательстве — покончить с ними их угнетателей.

В этом обращении депутации кавказских армян сказалась их нервность, снова усилившаяся под влиянием поступающих известий о волнениях в населенных армянами местностях Турции. Слишком тесны связи, племенные и религиозные, между нашими армянами и их соплеменниками в соседней Малой Азии, чтобы все события в жизни последних не вызывали жгучего интереса в среде наших армян к не влияли на их настроение.

Как наши, так и армяне, подданные других государств, всегда старались оказывать помощь своим собратьям в Турции в их непрерывной борьбе с турками, причем пользовались каждым моментом слабости Турции, чтобы хоть что-нибудь отвоевать для турецкопод-

[ стр. 258 ]

данных армян. Хотя в 1878 году и была включена в Берлинский трактат ст. 61, обязывающая Турцию осуществить улучшения и реформы в областях, населенных армянами, и хотя в 1895 году был составлен державами проект этих реформ, однако сложность ближневосточного вопроса и боязнь держав затрагивать его без крайней необходимости привели к тому, что как ст. 61 Берлинского трактата, так к проект "реформ 1895 г. остались мертвой буквой.

Вполне понятно, что в настоящий, момент поражения Турции балканскими союзниками и вмешательства всех великих держав в дела Ближнего Востока армяне не могут оставаться спокойными. Они боятся, что, не добившись в настоящий момент существенных и реальных реформ, они опять будут надолго отданы ка произвол турок. Беспокойство армян еще увеличивается потому, что одновременно с приближением решительного момента, когда должна будет решиться судьба их турецких собратий, наступило время года, благоприятное для враждебных против последних выступлений турок и курдов; турецкие армяне видят кругом себя поголовно вооруженное мусульманское население, в то время как им самим ставятся всевозможные препятствия к обзаведению оружием; наконец, турецкие армяне со страхом ждут поселения на их местах и за счет их земель выходцев-мусульман из Македонии. Положение турецких армян действительно становится критическим, и они, быть может, не без основания боятся, что им предстоит в ближайшем будущем пережить еще более тяжелое время, чем они пережили до сих пор...

Воронцов-Дашков

АВПР, Политархив. д. 3461, л. 1—4

 

124. Посол в Константинополе министру иностранных дел Сазонову

14 (27) мая 1913 г.

Из телеграммы № 381

Ширков телеграфирует 7-го мая, что убийства и грабежи становятся бесконечными. Он ссылается на 7 случаев убийств армян и сирийцев и на угон скота. По его сведениям, положение армян невыносимо, и они в окру-

[ стр. 259 ]

гах Хизане, Еруне и Татике боятся выходить из домов для обработки полей. Армяне села Саруан ушли в числе 72-х домов в Татикокий округ, чтобы эмигрировать в Россию, но каймакам округа удержал их...(прим. 25).

Гирс

АВПР, Политархив, д. 3461, л. 37.

 

125. Патриарх западных армян российскому послу Гирсу

Перевод с французского
20 мая 1913 г.

Из письма

Армянский патриарх в Турции имеет честь препроводить при сем Вашему превосходительству перевод такрира, который он вручил в субботу его светлости великому визирю...

Вашему превосходительству известно, что положение армян резко ухудшилось в результате Балканской войны.

По всей Анатолии над головами армян нависла угроза массовой резни. Они стали заложниками в руках Мусульман. Если массовой резни не произошло, то исключительно благодаря тому обстоятельству, что сами жертвы этих ужасающих преступлений отказались даже взывать к справедливости, опасаясь, что их обвинят в провокации. Правда, до сих пор им удавалось избежать гекатомб, но количество убийств не переставало возрастать, и с некоторых пор самый характер убийств свидетельствует о явном намерении терроризировать армян.

Ознакомившись с нашим такриром, Ваше превосходительство составит себе ясное представление о положении армян. Ваше превосходительство констатирует, что со времени вручения меморандума оттоманское правительство, несмотря на официальные уверения по этому поводу, не позаботилось принять даже самых элементарных мер предосторожности.

От Алеппо и до берегов озера Ван армянский народ живет в постоянном страхе за завтрашний день. Вновь длинные вереницы армянских семей тянутся к границе. Армяне вынуждены порвать те нити, которыми века истории и века упорного труда связали их с этой землей.

Ввиду того, что такое положение армян стало несносным, а также ввиду бесплодности наших демаршей,

[ стр. 260 ]

патриарх, не теряя надежды на разрешение вопроса о реформах в Армении, вместе с тем просит Ваше превосходительство срочно принять меры, которые Вы сочтете уместными для того, чтобы устранить опасность неизбежной массовой резни в Анатолии...

Архиепископ Ованес Аршаруни

 

Такрир, врученный 18(31) мая армянским патриархом великому визирю Махмуду Шевкет-паше

Перевод с французского

Со времени передачи Вашей светлости меморандума относительно угрозы массовой резни армянского населения в вилайетах Восточной Анатолии и Киликии и вплоть до сего дня не было принято никаких мер, которые могли бы оградить наших соплеменников от этой угрозы; лица, занимающиеся подстрекательством к погромам, не были подвергнуты никакому преследованию; должностные лица продолжают оскорблять людей за то, что они армяне.

Более того, из заслуживающих доверия сообщений. полученных с мест, явствует, что опасность возросла и что убийства, насилия, похищения и грабежи носят, без преувеличения, характер массовых погромов.

Честь имею препроводить при сем Вашему превосходительству список новых зарегистрированных преступлений.

Из упомянутых выше сообщений в равной степени вытекает, что несчастное армянское население, которому угрожает истребление, в то же время подвергается тираническому, невыносимому гнету со стороны чиновников. Люди находятся в состоянии неописуемой подавленности. Землепашцы не осмеливаются выходить за пределы своих деревень для обработки полей; прочее население также не может заниматься своими делами. К тому же многие армяне, не видя для себя иного выхода, кроме эмиграции, группами вступают на путь изгнания, как это имело место при старом режиме.

Это означает, что армяне не имеют больше права проживать в Оттоманской империи.

[ стр. 261 ]

Поскольку такое положение вещей должно привести к уничтожению армянского населения в указанных выше районах, поскольку многочисленные заверения правительства о принятии мер, могущих гарантировать честь, жизнь и имущество наших соплеменников, не оправдались, и поскольку оказались исчерпанными все средства—мольбы, жалобы, протесты,—мне остается лишь обратиться к совести и сознанию ответственности императорского правительства и оттоманской нации, а также к чувству милосердия всего цивилизованного мира, который должен знать, что армянский народ ныне поставлен вне законов общества.

Патриарх западных армян

 

Приложение к такриру от 18(31) мая 1913 года

Перевод с французского

Список

грабежей, убийств, похищений и прочих преступлений, совершенных в различных вилайетах Анатолия с 29 апреля 1913 года, приложенный к меморандуму от 18(31) мая 1913 года, адресованному великому визирю.

1. Разбойники из казы Харзан (Битлис) 29 апреля 1329 [1913 г.] года совершили грабежи в деревнях Кианиколь и Бишер и ранили двух человек.

2. После того, как каймакам Чарсанджака Шукри-бей выполнил распоряжение вали о возвращении армянам их собственности, которую захватили ага, эти последние с целью свести все санкции на нет приступили к разрушению жилищ армян и во главе группы в 300 человек осадили резиденцию властей. Последние вместо того, чтобы задержать и покарать главарей, сместили каймакама.

3. В результате бесчисленных грабежей известного бандита Сеида Али жители деревни Дад-бей бежали в Битлис, а жители Арони готовятся эмигрировать.

4. Притеснения, чинимые беями в деревне Авзут (Муш), стали носить такой характер, что жители этой деревни оказались вынужденными покинуть ее.

5. Известный здесь преступник, бандит Хассо Ибрагим, о котором имеется приказ об аресте, напал на деревню Эливо в казе Бешери (Диарбекир) , где он обо-

[ стр. 262 ]

крал и убил двух человек. Нам сообщают, что вследствие бездействия властей население разбегается, и обстановка с каждым днем становится все более удручающей.

6. Количество убийств и грабежей непрерывно возрастает в казе Геваш. Племя Гав увело из казы Шатах 2000 баранов и убило 2-х пастухов-армян. Небезызвестный Мир-Мхэ во главе 60 своих приспешников ворвался в казу Харзан и путем угроз принудил население выдать ему деньги. Он убил сборщика налогов. В этих местах не существует ни порядка, ни безопасности.

7. Сборщик налогов, армянин по имени Хосров, был зверски убит при исполнении своих обязанностей. Преступление было совершено на ферме Ибрагима-эфенди, начальника секретариата санджака, совершенно открыто, в присутствии жандармов—мусульман и немусульман, находившихся на улице. Действуя под нажимом, местные власти не предприняли никакого преследования преступников, которые продолжают разгуливать на свободе.

8. Некто Эльмас из нахии Эдинджик в казе Эрдек (Карасу) силой увез 14-летнюю дочь армянина Акопа Шекеряна. Несмотря на многочисленные жалобы, похититель не был ни арестован, ни подвергнут преследованию, а девушка не возвращена родителям. Ее хотят принудить принять ислам.

9. 12-го мая 1913 года из деревни Горгор (Битлис) было вывезено 5 человек и увезено в горы; здесь же был убит сирийский священник из деревни Арони.

10. Были убиты: 4 армянина в казе Хисан (Битлис), 1 армянин в деревне Баниджан и 54 армянина в деревне Харон, итого—59 армян. Кроме того, были ранены 4 армянина и уведено 1000 баранов.

11. Многочисленные жалобы на известного здесь бандита Мехмеда Эмина остались без последствий. Этот же злодей убил священника Геворка.

12. Армянин Акоп из казы Михалидж (Брусса) был вастрелян неким Хасаном. Убийца не арестован.

13. 11 армян, возвращающихся из России в свою страну, где они проживают у озера Ван и в его окрестностях, были ранены и ограблены комендантом Ахмед-агой.

14. Двое жандармов по имени Нуман и Али чавуш прибыли в деревни Чухур и Килиндж под предлогом розыска дезертиров. Не найдя тех, кого они искали, они

[ стр. 263 ]

избили их родных и подвергли пытке мухтара Акопа-эфенди, которого они затем повезли в Ялову, где он был посажен в тюрьму.

15. Убийства и грабеж» продолжаются в Муше и Сгерде. Связь между армянскими деревнями прервана.

16. Дороги в районах Диарбекира, Битлиса и Вана закрыты к сельскохозяйственные работы полностью прекращены. Разбойничьи банды безнаказанно орудуют повсюду.

17. В деревне Тимар (Ван) 8 солдат изнасиловали беременную армянку.

18. В Битлисе знаменитый бандит Махмед похитил 4 армян и увез в горы. Он напал на деревню Гелхок. Мехмед послал к роственникам похищенных армян курда и одну женщину для получения выкупа. Несчастные родственники должны были заложить свои земли, чтобы достать 23 ливра, которые губернатор Нехнэ передал бандиту через Халила-чавуша и другого жандарма.

19. Доведенные до полного отчаяния и немогущие дольше мириться с вымогательствами, армяне Ерзнка и его окрестностей эмигрируют в Америку.

20. В казах Сильван и Бешари (Диарбекир) курды лихорадочно вооружаются, продолжая убивать и грабить армян и угрожать им.

21. В депеше, полученной сегодня от нашего архиепископа в Битлисе, сообщается, что в казе Хизан только что убили 3 армян и что распоряжения местных властей остались безрезультатными.

АВПР, Политархив, д. 3465.

 

126. Из телеграммы посла в Константинополе а Министерство иностранных дел России

20 мая (2 июня) 1913 г.

18 мая патриарх вручил великому визирю новый такрир, заявляя в резких выражениях, что со времени подачи последнего меморандума положение ухудшилось а грозит полным уничтожением армянского элемента; многочисленнные обещания правительства не исполнены, и патриарху остается только обратиться к чувству ответственности оттоманского правительства и народа и к состраданию цивилизованного мира, Подав такрир, патриарх немедленно удалился, отказавшись вступить в

[ стр. 264 ]

беседу с великим визирем. Сегодня делегация от патриарха подала мне доверительное обращение следующего содержания. Подача нового гакрира Порте не имеет характера манифестации против правительства, а имеет целью побудить его к скорейшему введению реформ. Патриархат не ожидает от Порты реформ и указывает ей только на опасность резни, грозящей армянам. Число убийств постоянно возрастает, а правительство по-прежнему бездействует. Армянское население терроризовано и начинает эмигрировать. Ввиду сего патриарх просит посла принять спешно все меры, могущие предупредить резню в Армении. Вручив мне документ, делегаты заявили, что считают положение очень серьезным...

Гирс

АВПР, Политархив, д. 3461, л. 68

 

127. Русский посол в Константинополе министру иностранных дел Сазонову

4 июня 1913 г.

Из телеграммы № 578

Депутация армянского патриарха посетила посольство с жалобой на резню армян турками при обратном взятии Родосто. Командир посланного на место английского стационара возвратился сюда вчера вечером и донес, что положение было критическим в первый день, но что с точностью не удалось определить число убитых: таковое колеблется между 26—60, включая сюда 5 или 6 болгарских жандармов...

Гирс

АВПР, Посольство о Константинополе, д, 3734, л. 398,

 

128. Генеральный консул в Эрзруме послу В Константинополе Гирсу

26 октября 1913 г.

Выписка из донесения № 73

Вновь избранный армянский патриарх Завел Егиян, ожидавшийся в Эрзеруме еще 6-го октября, прибыл сюда лишь 13-го числа, ввиду частых остановок в пути

[ стр. 265 ]

во время его тридцатидвухдневного путешествия от Диарбекира до Эрзерума.

С момента прибытия патриарха среди мусульман сказалось значительное раздражение по поводу оказываемых ему почестей. Этим обстоятельством воспользовались агитаторы, в числе которых не последнюю роль играл секретный агент германского консула Карл Ленер. Последний, уже предъявивший свой паспорт в Генеральном консульстве для выезда через Россию в Константинополь и готовившийся покинуть Эрзерум 15-го октября, совершенно неожиданно остался здесь до самого отъезда патриарха, т. е. на целую неделю дольше, чем предполагал. Тем временем агитация среди мусульман постепенно разрасталась...

В различных кварталах города состоялись тайные собрания мусульман, на которых горячо осуждались чрезмерные почести, оказанные патриарху, так как этим сами турецкие власти поднимали самомнение армян и наносили незаслуженное унижение мусульманской вере. Одно из таких собраний происходило в квартале Хасан-Басри, в доме курда Хусама эддина, сына Гули-бека; другое — в квартале Эрзингян-Капу, в доме Ага Эфенди, где после долгих прений и ожесточенных споров решено было раз навсегда проучить армян, убить патриарха на пути его в Трапезунд или же — в случае неудачи — даже в самый момент вступления его на пароход, отходящий в Константинополь.

Для этой цели за 50 лир были подысканы два дадаша, или эрзерумских хулигана, по имени Ибрагим Хасан-оглы и Хакки Халил-оглы, которые обязались следить за патриархом с момента выезда его из Эрзерума, для того, чтобы произвести на него покушение при первом удобном случае. Получив об этом сведения еще до отъезда его блаженства из города, я поспешил через драгомана Генерального консульства предупредить его наедине о готовящемся покушении...

Пригласив к себе патриарха на завтрак, я постарался навести разговор на взаимоотношения курдов. и армян, причем суть высказанных его блаженством мнений сводилась к следующему: если среди курдских аширетов, особенно в Битлисском вилайете, встречаются такие, которых следует считать врагами армян, то Другие относятся к армянам дружелюбно и готовы с ними идти рука об руку. Турецкое правительство, из-

[ стр. 266 ]

давна подозрительно относившееся к армяно-курдской дружбе и не перестававшее принимать меры к возбуждению одной народности против другой, ныне, ввиду пробившегося наружу движения среди курдов, прилагает особенные усилия к тому, чтобы обратить острие этого движения против армян...

Адамов

АВПР, Посольстве а Константинополе, д. 2684, л. 126—127.

 

129. Посол в Константинополе министру иностранных дел Сазонову

декабря 1913 г.

Телеграмма № 7 (20)

Адамов телеграфирует: В связи с армянскими выступлениями по поводу выборов в парламент в городе [Эрзруме] искусственно создается возбуждение мусульман против армян. В этих целях во многих домах иттихадов [иттихадистов] происходят тайные собрания. Иттихадский клуб под председательством столичного комиссара Ахмеда Хильми-бея ведет деятельную противоармянскую пропаганду. Местные хулиганы-дадаши, глава которых вызывался в германское консульство, деятельно вооружаются. Словом, все указывает на усиленную подготовку к смуте. Некоторые армяне высказывают опасение, что Германия нарочно стремится создать беспорядки, дабы тем погубить дело реформ. Другие считают, что агитация ведется с целью устройства беспорядков в момент применения на деле выработанных державами реформ.

Гирс

АВПР, Политархив, д. 3465, л 66.

 

130. О положении армян

(Сообщение газеты «Новое время»)

Жестокости, учиняемые над армянами, несомненно поощряются или даже, может быть, организуются константинопольскими младотурками, т. е. центральным правительством. Это дополнительное обстоятельство дает картине армянских страданий такой совершенно

[ стр. 267 ]

специальный колорит, с которым невозможно не считаться...

Итак, сущность армянского вопроса в настоящий момент заключается не в том, что за три недели произошло 70 изнасилований и убийств, а в том, что эти покушения на личную неприкосновенность единоверных нам христиан происходят с соизволения и ведома центрального младотурецкого правительства...

«Новое время», 1913, 22 мая, С.-Петербург.

 

131. Посол в Константинополе министру иностранных дел Сазонову

Телеграмма № 1134

29 декабря 1913 г. (11 января 1914 г.)

Адамов телеграфирует из Эрзерума: Тайные собрания в городе продолжаются вовсю, причем на них открыто начали говорить об армянской резне. По приказанию мулл мусульмане стали носить на голове белые чалмы. По слухам, все готово к резне, и ждут лишь сигнала из столицы. Иттихадисты открыто собирают подписи под протестом против контроля, заранее слагая на державы вину в резне, в случае их вмешательства в дело реформ. Настроение тревожное, и было бы желательно решительными мерами предотвратить резню, выгодную лишь нашим противникам для отвлечения от России симпатий армян.

Гирс

АВПР, Политархив, д. 3465, л. 125.

 

132. Русский генеральный консул послу в Константинополе

Эрзрум, 4 января 1914 г.

Здешние армяне пережили в пятницу настоящую панику, Утром большинство лавок было закрыто, и армяне с минуты на минуту ждали нападения. Несмотря на возбужденное состояние мусульман, подстрекаемых иттихадистами под руководством столичного эмиссара Хильми-бея, иттихадский клуб, по инициативе германского консула, устроил на окраине города призовую

[ стр. 268 ]

стрельбу из револьверов. Собралось большинство местных хулиганов, или дадашей, со своим оружием, и сам консул принимал участие в стрельбе, на которую были приглашены лишь мусульмане, даже из ближайших к городу селений. Подобная несвоевременная и дотоле неизвестная забава породила среди армян уверенность в наступлении момента резни и вызвала опасение среди русских подданных, почему я протестовал перед вали через драгомана против забавы, сеющей панику. Армяне уверены, а дадаши открыто говорят, что резня лишь отложена.

Адамов

АВПР, Посольство в Константинополе, д. 3726, л. 94.

 

133. Генеральный консул Адамов в Посольство в Константинополе

Эрзрум. 15 февраля 1914 г.

Основанное местным иттихадским клубом общество «Тюрк гюджи», или «Сила турок», начинает мало-помалу развиваться и уже в первой половине отчетного месяца [январь] насчитывало до двухсот членов, большинство которых, за исключением служащих в вилайетском управлении, в Dette Publique [Управление оттоманского долга], и ремесленников, принадлежит к эрзерумским дадашам, или хулиганам. Председателем общества считается недавно уволенный от службы инспектор Эрзерумской цитадели и фортов Хамди-паша, который каждую пятницу совершает с членами «Тюрк гюджи» военные прогулки в окрестностях Эрзерума. О целях образования нового общества можно судить по речи, которую Хамди-паша держал к участникам этих прогулок и в которой, указав на Россию, как на исконного врага Турции, рекомендовал им не покладая рук работать над усвоением военного ремесла, дабы, в случае нападения извне, они могли явиться деятельными помощниками армии в отражении неприятеля. «В этих видах, продолжал паша, решено ввести обучение членов общества «Тюрк гюджи» военным упражненениям, маршировке, стрельбе, словом, всему, что необходимо знать солдату, едва только число записавшихся достигнет тысячи членов». Из разъяснений же деятелей

[ стр. 269 ]

иттихадского клуба по поводу задач вышеназванного общества нельзя не прийти к заключению, что создаваемая ими «народная милиция» предназначается к противодействию врагам не только внешним, но и внутренним, под коими подразумеваются главным образом армяне. Озабочиваясь, как следует вооружить этих милиционеров, иттихадский клуб постановил взыскивать с каждого члена общества «Тюрк гюджи», состоящего на государственной или общественной службе, по два меджидие в месяц, а с ремесленников по 5 пиастров в неделю, чтобы постепенно собрать капитал, достаточный для выписки из Европы от 600 до 1000 ружей, при условии уплаты всей суммы исполнителям заказа не менее чем в четыре срока. Для ускорения сбора денег общество «Тюрк гюджи» готовится устроить платное представление на турецком языке пьесы «Султан Селим III, назначенное на первое марта сего года. Одновременно с тем председатель иттихадского клуба Ахмед Хильми-бей обратился к центральному комитету партии «Единение и прогресс» с просьбой списаться с заграничными оружейными фабриками о поставке 4000 револьверов, при условии рассрочки уплаты на три срока, для раздачи этого оружия эрзерумским иттихадам и их единомышленникам, которые, ввиду бедности, будут обязаны выплатить стоимость револьверов постепенными взносами. Таким образом, в Эрзеруме иттихадами намечено одновременно вооружение черни для противодействия армянам, которые считаются ныне хорошо вооруженными, и своих единомышленников для борьбы со своими политическими противниками...

АВПР, Посольство в Константинополе, д. 2685, л. 13—14.

 

134. Генеральный консул в Эрзруме Адамов в Посольство в Константинополе

15 марта 1914 г.

Из донесения

Возбуждение против армян, поднятое в Эрзеруме младотурецкой партией, или, вернее, иттихадским клубом, далеко не улеглось, и хотя оно не грозит уже немедленной резней, как было в начале января текущего года, тем не менее от времени до времени успевает прорываться наружу в виде вооруженных столкновений

[ стр. 270 ]

между армянами и мусульманами. Так, на масляной неделе в селении Ахдатцор, находящемся в получасовом расстоянии от города и населенном наполовину мусульманами а наполовину армянами, произошло вооруженное столкновение между теми и другими из-за того, что мусульмане не хотели допустить армян справить масляницу шествием по деревне с музыкой и плясками. При нападении на армян был убит один мусульманин по имени Хусейн, а другой — опасно ранен; из армян также пострадало несколько человек, более или менее тяжело раненных. Такие же столкновения и по тому же поводу, хотя и без смертных случаев, произошли в селении Тувандж и других местечках, расположенных в окрестностях города Эрзерума, что дало повод местному армяно-григорианскому епископу Семпату Саадетьяну обратиться к вали с жалобой на мусульман, выискивающих лишь предлога, чтобы напасть на армян. Вали, после производства дознания на месте при посредстве жандармского юзбаши Мустафы, ответил епископу резкой нотой, обвиняя во всем армян, которые думают лишь о том, чтобы вызвать беспорядки, дабы свалить затем всю вину на мусульман. Доказать на деле, что армяне задались целью так или иначе раздразнить мусульман, стараются ныне и турецкие правительственные агенты в самом Эрзеруме, где за вторую половину отчетного месяца участились случаи ареста армян, якобы за посягновение на честь турецких женщин. Так, цирюльник Акоп был обвинен в насильственном приводе к себе в лавку турчанки Гюльшан; пьяные армяне — содержатель кофейни Симон и Чилингар Хамаяк, проходившие мимо общественной бани Ики-Гёбек, в то время когда там находились турецкие женщины, были насильно втолкнуты в предбанник несколькими мусульманами, избиты там женщинами и арестованы затем полицией; вечером 14-го февраля несколько пьяных армян было арестовано полицейскими на улице Гюмрюк-Арка, по обвинению в нападении на двух проходивших мусульманок. Все эти слухи, с большими прикрасами распространяемые по городу, дают пищу все новому и новому озлоблению мусульман. На возобновившихся тайных собраниях, имевших место за отчетный месяц:

1) в квартале Мурад-паша, в доме Хаджи Кямиля-эфенди;

2) в квартале Хабиб-эфенди-Улья, в доме Хамид-бея;

3) в квартале Джедид, у Мустафы-эфенди и, наконец,

[ стр. 271 ]

4) в квартале Топчи-оглы, у Дэдэ-бея Мумджизадэ, — всюду раздавались голоса о необходимости проучить армян...

АВПР, Посольство в Константинополе, д. 2685, л. 31—32.

 

135. Генеральный консул в Эрзруме послу в Константинополе Гирсу

5 мая 1914 г.

Из донесения

Почти на полупути между русско-турецкой границей и Эрзерумом, у моста через реку Аракс, лежит селение Кёпри-Кёй, населенное исключительно армянами, В начале марта, по указанию жителей мусульманского селения Эмракам, расположенного по ту сторону моста, в версте приблизительно от Кёпри-Кёя, властями был найден под одной из арок моста труп турецкого жандарма по имени Календери. Основываясь на том, что мертвое тело находилось ближе к армянскому селению, чем к мусульманскому, и что казенное ружье жандарма было унесено убийцами, турецкие власти сочли виновными армян — кёприкёйцев, и вернувшийся к тому времени из России пасинский каймакам Тахир-бей приступил с великим пристрастием к производству дознания и обыскам в указанном армянском селении. Турецкие следственные чиновники и жандармы позволили себе при этом не только издевательства над заподозренными армянами, но и насилия над их женами и детьми, несмотря на то, что привлеченные к ответственности кёприкёйцы утверждали, что жандарм был убит из ревности несколькими жителями селения Эмракам, а труп его для отвода глаз подброшен на лед близ армянского селения.

Турецкие издевательства над беззащитными сельчанами вызвали взрыв негодования среди армян, которые открыто говорили, что власти задались целью заставить армян покинуть селение, лежащее на пути движения русских войск к Эрзеруму, и потому считали все меры принуждения дозволенными. Армяно-григорианский епископ г. Эрзерума Семпат Саадетьян несколько раз обращался к вали с настойчивыми требованиями беспристрастного расследования кёприкёйского происшествия, но после того как посылка туда эрзерумского

[ стр. 272 ]

полицмейстера Хулюси-бея и гражданского инспектора Фуад-бея не привела ни к каким результатам, обратился ко мне с просьбой переговорить обо всем с генерал-губернатором. Ввиду слухов о назначении пасинского каймакама Тахир-бея в награду за услуги его нынешнему правительству баязидским мутесаррифом, я, при личном свидании, имел по этому поводу продолжительный разговор с вали, который уверил меня, что в Баязид назначен чиновник, выехавший уже из Константинополя, и что Тахир-бея правительство решило перевести в другую казу...

А. Адамов

АВПР, Посольство в Константинополе, д. 2685, л. 47—48.

 

136. Католикос Геворк V наместнику на Кавказе Воронцову-Дашкову

Эчмиадзин, 5 августа 1914 г.

Письмо № 1131

2 октября 1912 года я от имени всех армян обратился через посредство Вашего сиятельства со всеподданнейшей просьбой к всемилостивейшему государю нашему оказать высокую защиту армянскому народу в Турции для прочного улучшения его положения.

В ответ на это обращение получил заверение императорского правительства о намерении обратить серьезное внимание на положение армян в Турции и заняться урегулированием судьбы этого народа.

Действительно, Россия официально выступила с предложением проекта такой реформы, которая обещала в достаточной степени прочное и благотворное изменение турецкого режима в отношении армян.

Но, вследствие оппозиции Германии и ее союзниц и твердого желания России сохранить единство воли держав для успеха в будущем, предложенный ею проект реформ подвергся сильному изменению и умалению ее значения.

Когда же к этому прибавились инструкции Порты генерал-инспекторам, ее контракты с ними и предупредительные меры, ныне принимаемые ею в армянских вилайетах, то сомнение народа и константинопольского патриарха в практичности реформы еще больше усилилось.

[ стр. 273 ]

Разразившаяся ныне великая война вновь подвергает судьбу турецких армян и судьбу реформ большим испытаниям.

Теперь, когда каждый русский гражданин с тревогой следит за событиями, требующими от государства большого напряжения сил и золи, я счастлив заявить Вашему сиятельству, что армянский народ, заглушая в себе чувства боли от собственной раны, все помыслы свои сосредоточил на великом отечестве, для славы коего он с воодушевлением отозвался на призыв своего государя исполнить пред его величеством и родиной святой долг.

Я счастлив заявить Вам, глубокочтимый граф, и то, что армянский народ, живущий по ту сторону границы, также остался непоколебимо твердым в своей преданности великой российской державе.

Но, как пастырь своего народа, я не могу не указать без волнения Вашему сиятельству, что армянскому населению в Турции предстоит пережить глубоко скорбные дни, если внимание России к армянскому вопросу даже временно ослабнет.

Я полагаю, что у императорского правительства не может более остаться сомнения в том, что все его попытки воздействовать на Турцию дружелюбием не приводят к положительным результатам.

Порта, негласно поощряемая Германией, сумела аннулировать соглашение 26 января сего года, а потому выработанная реформа не может удовлетворить никого.

Имея в виду многочисленные данные, получаемые от константинопольского патриархата и армянского национального собрания, я прихожу к печальному заключению, что не представляется возможности поверить, чтобы в Турции при существующем там правительственном режиме можно было вводить в жизнь какие-либо реформы для улучшения положения армян, если только осуществление их не будет обставлено особыми и прочными гарантиями.

Пока Турецкая Армения состоит в пределах Турции, до окончательного разрешения этого мучительного для всего армянского народа вопроса, мое личное и всей армянской нации мнение заключается в следующем:

а) образовать из армянских провинций в Анатолии одну нераздельную область;

[ стр. 274 ]

б) во главе управления этой областью должно быть поставлено лицо христианского вероисповедания, независимо от Порты, с высоким титулом или чином и избранное Россией;

в) ввести в этой области внутреннее широкое самоуправление на выборных началах, с равным числом представителей от христиан и от мусульман;
г) для того, чтобы армянское население верило в прочность и жизненность новой организации и порядка управления, право контроля над введением и осуществлением всей реформы предоставить исключительно одной России.

Введение описанного порядка управления возможно лишь по окончании нынешней войны. Между тем, ввиду объявленной в Турции мобилизации, замечаются тревожные симптомы, вследствие чего армянское население опасается новых бедствий: Посему желательно, чтобы императорское правительство теперь же предъявило, турецкому правительству энергичное требование:
а) о принятии надлежащих мер к охране жизни и имущества армян, и
б) о скорейшем водворении генерал-инспекторов на местах с предоставлением им возможности вводить пока реформу, принятую соглашением от 26 января 1914 года...

АВПР, Политархив, д. 3484, л. 1-9.

 

137. Русский посол в Константинополе министру иностранных дел Сазонову

20 сентября 1914 г.

Телеграмма № 1302

Генеральный консул в Эрзеруме телеграфирует: 18-го сентября начались большие маневры у русской границы. Мусульманам раздается оружие для предстоящей резни армян. Ввиду отмены капитуляций будут резать и в помещении консульства, куда они укроются.

Гирс

АВПР, Политархив. д. 3484, л. 18.


Содержание  Tитульный лист и т.д.  Предисловие
[1-5] [6-11] [12-16] [17-24] [25-28] [29-33] [34-42] [43-47] [48-53]
[54-57] [58-65] [66-74] [75-89] [90-98] [99-102] [103-117] [118-121]
[122-137] [138-147] [148-158] [159-168] [169-175] [176-181] [182-188]
[189-192] [193-203] [204-231] [232-249] [250-258] [259-267]
Примечания  Библиография  Указатель  Документы и материалы
Summary  Содержание (как в книге)

 

Также по теме:

Судьбоносные договора 1813-1997гг.