Внимание!
Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если
текст не отображается корректно, см. Просмотр
русских текстов в старой орфографии.
БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ
ОТДѢЛЪ I.
[стр. 599]
О. Шмавоньянъ, родонач. армянской журналистики (1794г.)
Армянская періодическая печать.
(историческая справка).
Въ 1894 году исполнилось столѣтіе существованія армянской періодической прессы. Книгопечатаніе основано y армянъ уже давно, съ 1563 года, одновременно съ основаніемъ русскаго печатнаго дѣла въ Москвѣ, и вскорѣ въ дальнихъ пунктахъ армянскихъ колоній, какъ-то: въ Венеціи, въ Амстердамѣ, въ Москвѣ, началось печатаніе армянскихъ книгъ религіозно-научнаго содержанія. Первый армянскій журналъ появился на дальнемъ востокѣ — въ Мадрасѣ, въ Индіи. Основателемъ его былъ свящ. Арутюнъ Шмавоньянъ.
Отецъ Шмавоньянъ былъ человѣкъ дѣятельный и любитель просвѣщенія. Пользуясь любовью своей паствы къ литературѣ, онъ основалъ въ Мадрасѣ армянскую типографію и издалъ нѣсколько книгъ собственнаго сочиненія. Видя мѣстныя англійскія періодическія изданія, онъ напалъ на мысль издать журналъ на армянскомъ языкѣ. Первый номеръ перваго армянскаго журнала Аздараръ («Извѣститель») вышелъ въ свѣтъ въ октябрѣ 1794 г. Эта новинка была встрѣчена сочувственно со стороны мадрасскихъ и вообще индійскихъ богатыхъ армянъ. Матеріальное положеніе новаго журнала было вполнѣ обезпечено; но число читателей было очень не велико. На этотъ журналъ турецкіе армяне не обращали серьезнаго вниманія, a изъ русскихъ соотечественниковъ нашлись только 2-3 читателя.— Аздараръ существовалъ не долго; послѣ изданія 18 книжекъ, въ 1796 году онъ прекратился.
[стр. 600]
Послѣ этого, болѣе десяти лѣтъ, въ армянской литературѣ не появлялось правильнаго періодическаго изданія, не считая ежегодныхъ сборниковъ, издаваемыхъ венеціанскими мехитаристами. Съ 1812 года ими же было начато изданіе двунедѣльнаго журнала Дитакъ Бюзандіанъ («Византійскій наблюдатель») на средства армянскаго литературнаго общества «Аршаруніанъ» въ Константинополѣ. Изданіе это давало главнымъ образомъ перепечатки изъ французскихъ газетъ о войнахъ Наполеона І и т. п. Общество «Аршаруніанъ» распалось, поэтому и его журналъ прекратился послѣ пятилѣтняго существованія.
Опять происходитъ долгая пауза и лишь въ 1839 году въ Смирнѣ англійскіе протестантскіе миссіонеры положили начало религіозно-научному журналу подъ названіемъ Штемаранъ питани гителяцъ («Магазинъ полезныхъ знаній»). Главная цѣль издателей этого журнала было, не распространеніе «полезныхъ знаній» среди армянъ, a борьба съ національной Григорьянской церковью. Это обстоятельство вызвало появленіе въ Смирнѣ изданія Аршалуйсъ Араратіанъ («Заря Арарата»), первой армянской газеты (1840). Редакторъ-издатель «Армянской Зари» былъ молодой образованный человѣкъ, Палтазарьянъ, который усердно защищалъ интересы древне-армянской церкви. Современное ему армянское общество относилось къ Палтазарьяну и его газетѣ съ глубокимъ уваженіемъ, такъ что Аршалуйсу удалось пріобрѣсти въ короткое время довольно широкую популярность не только y турецкихъ, но и y русскихъ и персидскихъ армянъ. Была основана собственная типографія и Аршулайсъ уже издавался, какъ еженедѣльная газета. Заслуга этой газеты въ армянской журналистикѣ очень велика: она давала серьезныя статьи, провинціальныя и заграничныя корреспонденціи, политическія свѣдѣнія, литературно-научный отдѣлъ, биржевую хронику и т. д. Около полустолѣтія издавалась газета Аршалуйсъ, окончивъ свое существованіе въ 1886 году.
40-е годы тѣмъ замѣчательны въ исторіи армянской журналистики, что, именно, въ этотъ періодъ времени кромѣ Аршалуйса появились и начались издаваться газеты и въ другихъ центрахъ армянской литературы, въ Константинополѣ и въ Тифлисѣ; въ 40-хъ годахъ (1843) венеціанскіе мехитаристы положили основаніе своему учено-литературному извѣстному журналу Базмавеп («Полигисторъ»), существующему до сихъ поръ. Послѣдній, какъ и само названіе показываетъ журналъ съ разнообразной программой, научно-археологическаго содержанія. Базмавеп до сихъ поръ остался чисто спеціальнымъ изданіемъ, абсолютно не затрогивая современное положеніе армянъ.
Протестантскіе миссіонеры съ 1845 года начали издавать въ Константинополѣ новый журналъ Аветаберъ («Благовѣстникъ»), чисто-религіознаго содержанія и впослѣдствіи съ прибавленіемъ «Для дѣтей», изданіе которыхъ продолжается до настоящаго времени. Какъ вспомогательная сила смирнскаго Аршалуйса для борьбы съ миссіонерами, съ 1846 года въ Константинополѣ началась издаваться газета Гайастань («Арменія»), редакторомъ которой былъ тогдашній армянскій богословъ, ученый Тероянцъ.
Слѣдуетъ упомянуть еще о трехъ изданіяхъ отдѣла: Азгасеръ («Патріотъ») въ Калькутѣ съ 1845 г.; Европа въ Вѣнѣ съ 1747 г. и Ковкасъ («Кавказъ») въ Тифлисѣ съ 1846 года. Первое издавалось на средства армянскаго общества
[стр. 601]
Араратіанъ подъ редакціею поэта-публициста Тагіамьянцъ; онъ прекратился въ 1852 г. по недостатку средствъ. Второй журналъ былъ издаваемъ вѣнскими мехитаристами до 1857 г. какъ «политическій-литературный», a до 1869 г.— какъ «семейный» журналъ.
Наконецъ третье изданіе было первымъ армянскимъ органомъ на Кавказѣ. Главноначальствующій гражданскою частью на Кавказѣ, кн. Воронцовъ, въ 1846 году основалъ въ Тифлисѣ существующую до нашихъ дней, русскую оффиціальную газету «Кавказъ». Ему хотѣлось издавать эту же газету еще на мѣстныхъ языкахъ, подъ отвѣтственною редакціей Константинова; на армянскомъ языкѣ Ковкась издавался два года, a на грузинскомъ и на татарскомъ языкахъ вовсе не издавался, потому что не нашлось подходящихъ редакторовъ.
Арxiеп. Срванцтiанъ, этнографъ–публицистъ.
Въ 50-хъ годахъ появилось нѣсколько новыхъ серьезныхъ органовъ печати.
Масисъ («Араратъ») въ Константинополѣ въ 1852 г.— издается и до сихъ поръ. Его основатель и редакторъ армянскій мѣстный публицистъ Ютучьянъ, который и до сихъ поръ стоитъ во главѣ своего любимаго дѣла, и приноситъ громадную пользу общественному развитію и литературѣ.
Арцви Васпураканъ («Васпураканскій Орелъ») въ Варагѣ (Тур. Арменія) съ 1855 года. Нынѣшній патріархъ и каѳоликосъ всѣхъ армянъ Мкртичъ I, но прозванію Айрикъ въ міру Хримьянъ, былъ основателемъ-редакторомъ этого журнала. Можно вообразить какія затрудненія встрѣтилъ Айрикъ въ 50-хъ годахъ, издавая журналъ въ Малой Азіи. Основывая типографію, открывая школу, о. Хримьянъ явился среди народа, какъ пророкъ (см. выше). Какъ редакторъ-издатель онъ завѣдывалъ журналомъ, какъ писатель и проповѣдникъ, онъ писалъ и проповѣдывалъ; въ то же время какъ учитель-педагогъ училъ молодыхъ людей, которые были и сотрудниками этого журнала и впослѣдствіи стали замѣчательными людьми среди армянъ. Программа «Васпураканскаго Орла» была довольно широка: религіозно-нравственныя статьи, описаніе историческихъ памятниковъ, жизнь отцовъ христіанской церкви, этнографія и народный бытъ, поэзія, археологіяи т. д. «Орелъ Васпураканскій» прекратился по случаю отъѣзда редактора; потомъ одинъ изъ учениковъ айрикской школы, покойнаго Срванцтьянцъ (впослѣдствіи епископъ этнографъ) началъ издавать Арцвикъ Тароно («Таронскій Орленокъ»), который былъ продолженіемъ прежняго и также не могъ существовать долго.
[стр. 602]
Масяцъ Агавни («Голубь Араратскихъ горъ») съ 1855 г., ежемѣсячный журналъ — начался въ Парижѣ, подъ редакціей ученаго армениста Айвазовскаго (брата знаменитаго художника) съ участіемъ двухъ другихъ архимандритовъ. Въ 1859 году редакторы пріѣхали въ Россію и Масяцъ Агавни со слѣдующаго года издавался въ Ѳеодосіи. Во Франціи этотъ журналъ выходилъ на армянскомъ и французскомъ языкахъ, a въ Крыму въ трехъ видахъ: на армянскомъ, русскомъ и армяно-русскомъ. Ученые редакторы-издатели «Голубя Араратскихъ горъ» при разнообразномъ содержаніи обратили вниманіе и на внѣшность, a также и на иллюстраціи. Однакожъ онъ существовалъ не долго; въ 1858 году изданіе это прекратилось.
Мегу Гайастани («Пчела Арменіи») въ Тифлисѣ, съ 1858 г.. При основаніи свящ. Мандиньянцомъ, эта газета на первыхъ порахъ почти ничѣмъ не отличалась отъ своихъ предшественниковъ, выходя одинъ разъ въ недѣлю маленькими листами. Но въ 1863 году, когда редакцію взялъ въ свои руки публицистъ Симоньянцъ, въ Мегу обозначилось свое направленіе. Съ этого времени составились y русскихъ армянъ два противоположныя направленія, антагонизмъ между которыми продолжаетъ существовать и въ настоящее время. Направленіе Мегу было консервативное и редакторъ постоянно боролся противъ либеральнаго направленія.
Гюсисапайлъ («Сѣверное сіяніе») съ 1858 года въ Москвѣ, ежемѣсячный журналъ. Противникъ Мегу и главный представитель противоположнаго направленія. Редакторомъ-издателемъ былъ ученый оріенталистъ Назарьянцъ, проф. Казанскаго университета и Лазаревскаго института вост. языковъ. Главная цѣль Гюсисапайла была проповѣдь «просвѣщенія и воспитанія армянскаго общества». Въ этомъ важномъ дѣлѣ приняли горячее участіе: молодой поэтъ-публицистъ Налбандьянъ и другія извѣстныя лица армянской литературы, какъ поэтъ Шахъ-Азизъ, Патканьянцъ. Этотъ журналъ способствовалъ развитію ново-армянскаго языка (ашхарабаръ) и въ этомъ отношеніи онъ оказалъ большую услугу. Назарьянцъ предлагалъ коренную реформу армянской церкви и этимъ сильно возбудилъ противъ себя духовенство. Въ 1864 году первый московскій армянскій журналъ былъ прекращенъ.
Менѣе важны были въ этомъ періодѣ слѣдующіе журналы:
Банасеръ («Литераторъ») научно-литературный мѣсячный журналъ въ Константинополѣ 1857 — 67. Редакторъ Гисарьянцъ.
Мегу («Пчела»), сатирическій журналъ въ Константинополѣ, 1857 — 74. Редакторы Свачьянъ и Пароньянъ.
Чракахь («Собиратель»), литературный ежемѣсячный журналъ въ Москвѣ 1858 — 62. Редакторъ магистръ богословія М. Мсерьянцъ.
Въ 60-хъ годахъ число армянскихъ газетъ и журналовъ, по сравненію даже съ теперешнимъ, было очень велико. «Газеты растутъ какъ грибы», спра-ведливо замѣтилъ Артуръ Липстъ 2). Вслѣдствіе дарованія Портой турецкимъ армянамъ самоуправленія, каждый грамотный считалъ своимъ долгомъ из-
----------------
1) „Арш. Араратіанъ", 1862, № 667.
2) „Armen. Bibliothek" II, 152.
[стр. 603]
давать какую-нибудь газету. Упомянемъ только о нѣсколькихъ важнѣйшихъ. Первый по времени — Крункъ («Журавль») въ Тифлисѣ, ежемѣсячное изданіе съ 1860 года. Онъ сталъ родоначальникомъ послѣдующихъ армянскихъ журналовъ. Редакторъ Агабекьянцъ, турецкій армянинъ, человѣкъ ученый и уважаемый всѣми. Крункъ для армянъ былъ центромъ, вокругъ котораго группировались тогдашніе лучшіе армянскіе писатели. Молодой патріотъ-публицистъ Муратьянъ (теперь архіепископъ), одинъ изъ основателей армянскаго театра, актеръ Америкьянъ (†), этнографъ-романистъ Прошьянцъ, уважаемый публицистъ Мамурьянъ, педагогъ-критикъ Паласаньянъ, поэтъ Гамаръ-Катипа (Патканіянъ) и другіе извѣстные армянскіе литераторы участвовали въ Крункѣ для «моральнаго просвѣщенія армянъ». Журналъ прекратился скоро, въ концѣ 1863 года, по домашнимъ обстоятельствамъ редактора Агабекьянцъ, который долженъ былъ уѣхать въ Турцію.
За Крункомъ слѣдуетъ изданіе Пунчъ («Букетъ») въ Константинополѣ съ 1860 года. Оно существуетъ и теперь и выходитъ еженедѣльно, но благодаря своей скудной программѣ, оно мало распространено и почти неизвѣстно русскимъ армянамъ.
Съ 1864 года кандидатъ Московскаго университета Степанэ (теперь епископъ), началъ издавать въ Тифлисѣ журналъ Гайкаканъ Ашхаръ («Армянская страна»). Изданіе Степанэ было собственно журналомъ педагогическимъ. Направленіе его было противоположно газеты «Пчела Арменіи». Журналъ знакомилъ армянскихъ читателей съ твореньями европейскихъ классиковъ какъ Шекспиръ, Гете, Гюго, Шиллеръ, Мольеръ и др. Будучи страстнымъ любителемъ всего новаго, редакторъ «Арм. Страна» ввелъ въ своемъ журналѣ новую орѳографію, но это нововведеніе было принято настолько не дружелюбно, что редакторъ скоро отъ него отказался. Этотъ журналъ издавался сперва въ Тифлисѣ, впослѣдствіи въ Елисаветополѣ, въ Шушѣ, опять въ Тифлисѣ и наконецъ въ Баку, гдѣ и прекратился въ 1878 году.
Намъ осталось упомянуть имена еще двухъ видныхъ изданій 60-хъ годовъ. Это ежемѣсячные журналы: первый Сіонь въ Іерусалимѣ (1866), другой Араратъ въ Эчміадзинѣ (1868); оба они издавались мѣстнымъ духовенствомъ. Первый существовалъ по 1877 г., второй издается и до сихъ поръ. Во главѣ редакціи Сіона были видные представители армянскаго духовенства, какъ Муратьянъ и Ханаянъ, a Араратъ былъ и есть оффиціальное изданіе эчміадзинскаго патріарха. Оба журнала даютъ рядъ статей религіозно-нравственнаго содержанія. Араратъ до августа 1897 года издавался безъ предварительной цензуры.
Изъ менѣе значительныхъ органовъ армянской журналистики въ этомъ періодѣ назовемъ слѣдующія:
Въ Константинополѣ — Сэръ («Любовь») 1860 — 64; Цилпъ Аворайри («Отпрыскъ Аворайра») 1866 — 67; Мамулъ («Пресса») 1869 — 83.
Въ Смирнѣ — Цагикъ («Цвѣтокъ») 1861 — 65.
Въ Москвѣ — Гамбаваберъ Руссіо («Вѣстникъ Россіи») 1863 — 64.
Въ Манчестрѣ — Еркрагунтъ («Земной шаръ») 1864 — 65.
Съ 70-хъ годовъ до нашего времени выходили наиболѣе значительные
[стр. 604]
газеты и журналы, которые дали сильный толчокъ умственной жизни армянъ. Издавались слѣдующіе журналы:
Аревеліанъ Мамулъ («Восточная пресса») въ Смирнѣ. Журналъ основанъ въ 1871 году и издается до сихъ поръ. Редакторъ-издатель его извѣстный публицистъ Мамурьянъ. Кромѣ журнальнаго дѣла извѣстенъ онъ своими многочисленными трудами и переводами съ европейскихъ языковъ.
Порцъ («Опытъ») въ Тифлисѣ съ 1876 — 81 г., подъ редакціею Іоаннисіани. Журналъ съ солидною и съ широкою программой; послѣ «Журавля» это самый видный журналъ. Въ Порцѣ сотрудничали лучшіе преставители въ ново-армянской литературѣ, каковы: проф. Патканьянъ, Паласаньянцъ, Раффи, Халатьянъ, Мандиньянъ, Ерицьянъ, Костаньянъ, Агабеньянъ, Церенцъ, Шахъ-Азизъ, Прошьянъ, Бархударьянъ, Пароньянъ, Сундукьянъ, Гамаръ-Катипа, Вартаньянъ и др.
Варжаранъ («Училище») въ Тифлисѣ 1882 — 84. Только два года выходилъ этотъ педагогическій журналъ, издаваемый подъ редакціею педагога Хосровьяна. Участвовали лица извѣстныя на педагогическомъ поприщѣ какъ напр. Мандиньянъ, Багатрьянъ, Агаянъ, Ованнисьянъ (Абисол.), Ерзынкьянъ, Арутюньянъ, г-жа Матакьянцъ и др.
Гандесъ Амсоріа («Ежемѣсячное Обозрѣніе») въ Вѣнѣ съ 1887 года существуетъ и теперь. Этотъ журналъ какъ венеціанскій Базмавепъ, будучи изданіемъ чисто учено-литературнымъ, не касается общественныхъ вопросовъ. Какъ замѣчено г. Мсерьянцомъ онъ «можетъ считаться центральнымъ органомъ армяновѣдѣнія» 1).
Мурчъ («Молотъ») въ Тифлисѣ съ 1889 г. до сихъ поръ. Это единственный политическій общественный литературный журналъ русскихъ и всѣхъ армянъ. Мурчъ оказался долговѣчнѣе другихъ журналовъ. Редакторъ-издатель его Арасханьянцъ, несмотря на матеріальное затрудненіе, девятый годъ ведетъ журналъ. Въ Мурчѣ на первыхъ порахъ участвовали люди уже извѣстные въ мѣстной литературѣ, какъ: Прошьянцъ, Агаянцъ, Ширванзадэ и др., a въ настоящее время сгруппировались вокругъ него болѣе молодыя силы, какъ Цатурьянъ, Мануэльянъ, Демирчьянцъ, Агбальянъ, Адальянъ и др.
Число второстепенныхъ журналовъ въ это время не мало:
Уйсъ («Надежда») въ Никомидіи 1870 — 77. Издавало Братство монастыря св. Богородицы.
Дастіаракъ («Воспитатель») въ Ѳеодосіи 1873 — 74. Ред. Теовлетьянцъ.
Дпроцъ («Школа») въ Вигаршанатѣ, 1874 — 76. Ред. Бастамьянцъ.
Луйсъ («Свѣтъ») въ Константинополѣ 1875 — 86.— Димаксьянъ.
Манкаваржаканъ Тертъ («Педагогическій Листокъ») въ Тифлисѣ 1878 — 80.—Теръ-Ованнисьянцъ.
Паросъ Гайастани («Маякъ Арменіи») въ Москвѣ 1879 — 82. — 3. Мсерьянцъ.
Метеори въ Смирнѣ 1880 — 84.— Г. Мсерьянцъ.
Псакъ («Вѣнецъ») въ Эривани 1880 — 84.— Паподжаньянцъ.
----------------
1) См. выше 177.
[стр. 605]
Бюракнъ («Тысяча источниковъ») въ Константинополѣ 1881—теперь. — Ютучьянъ.
Арохчапааканъ Тертъ («Санитарн. Листокъ») въ Эривани 1881—82.— Тиграньянцъ.
Горцъ («Дѣло») въ Тифлисѣ и въ Шушѣ 1882 — 84. Акумьянцъ.
Бурастань Манканцъ («Цвѣтникъ дѣтей») въ Константин. 1882—89. Каракилиньянцъ.
Агбюръ («Источникъ») въ Тифлисѣ 1883 — теперь.—Назарьянцъ.
Хикаръ въ Констант. 1884 — 88.— Пармьянцъ.
Манкаваржаноцъ («Учительск. Институтъ») въ С.-Петербургѣ.—Степанэ.
Тнтесъ («Экономъ») въ Констант. 1887 — 88.—Темирьянцъ.
Лезу («Языкъ») въ Констант. 1887 — 88.— Тервимьянцъ.
Таразъ («Мода фасонъ») въ Тифлисѣ съ 1890.— Назарьянцъ.
Паткеръ («Картина») въ Констант. 1890 — 94.— Шегрьянъ.
Араксъ въ С.-Петерб. съ 1887.— Гулимарьянцъ.
Гандесъ («Обозрѣніе») въ Москвѣ съ 1888.— Бархударьянцъ.
Азгагроканъ Гандесъ («Этнограф. Обозрѣніе») въ Шушѣ.—Лалаянцъ.
Лума («Леннта») въ Тифлисѣ съ 1896.— Аганьянцъ.
Норъ-Порцъ («Новая попытка») въ Москвѣ съ 1897.—Шахаизарьянцъ.
Послѣднія пять изданій выходятъ два раза въ годъ.
Въ послѣднія два десятилѣтія издавались слѣдующія газеты:
Мшакъ («Работникъ») выходитъ въ Тифлисѣ съ 1872 г. (съ 1898 г. ежедневно). Газета основана знаменитымъ публицистомъ Григоріемъ Арцруни († 1892 г.). Обладая крупнымъ публицистическимъ талантомъ и получивъ прекрасное образованіе завершенное въ Гайдельбергскомъ университетѣ 1), Арцруни выступилъ смѣлымъ и настойчивымъ проповѣдникомъ радикальнаго преобразованія церковной и семейной жизни y армянъ, согласно либеральнымъ началамъ передового европейскаго прогрессивнаго міровоззрѣнія. Талантливое слово пламеннаго публициста, забывавшаго иногда условія среды, возбудило сильное умственное движеніе и сдѣлало его популярнымъ особенно среди молодежи. Теперь редакторомъ состоитъ A. A. Калантаръ.
Ардзаганкъ («Эхо») издается съ 1881 г., въ Тифлисѣ, подъ редакціею А. А. Іоаннисеани. Прежде выходилъ 1 разъ въ недѣлю, теперь 3 раза. Въ январѣ 1898 г. пріостановленъ на 8 мѣсяцевъ, a въ маѣ прекращена вовсе.
Норъ-Даръ («Новый вѣкъ») издается въ Тифлисѣ съ 1883 г., подъ редакціею С. Спандаріана. Обѣ газеты умѣренно- консервативнаго направленія.
Аревелкъ («Востокъ»), большая ежедневная политическая и биржевая газета въ Константинополѣ, издается съ 1884 года. Направленіе этой газеты противоположно тамошнему Айренику и она была органомъ мѣстнаго патріархата. Пользуется она громаднымъ успѣхомъ y турецкихъ армянъ и очень распространена, какъ въ Турціи, такъ и въ заграничныхъ городахъ. Редакторъ молодой юристъ-публицистъ Кечьянъ.
-------------------
1) См. энциклоп. словарь Брокгауза и Эфрона.
[стр. 606]
Арменія въ Марселѣ, издавалась три раза въ недѣлю, начиная съ 1885 года и существовала до начала 90-хъ годовъ. Редакторъ Партугальянцъ.
Гайастанъ («Арменія») въ Лондонѣ, съ 1888 года, два раза въ мѣсяцъ. Редакторъ юристъ Свазлянъ, существовала до 1898 года.
Бюзандіонъ («Византія») въ Константинополѣ, съ 1897 года ежедневная газета.
Въ настоящее время выходятъ на армянскомъ языкѣ 28 період. изданія, не считая издающихся въ Турціи газетъ армянскими шрифтами, на турецкомъ языкѣ, число которыхъ 4.
Армянскія газеты разбросаны, какъ и сами армяне, почти по всему земному шару, они выходили: въ Америкѣ, Англіи, Франціи, Австріи, Италіи, Греціи, Болгаріи, Румыніи, Египтѣ, Швеціи, Бельгіи, Индіи и Персіи, не говоря уже о Турціи и Россіи. Совершенно справедливо замѣчено французскимъ оріенталистомъ Дюлоріе, что «нѣтъ почти города сколько нибудь значительно заселеннаго армянами, гдѣ бы они не имѣли газеты и журнала» 1). Въ самомъ дѣлѣ, куда бы ни переселились они, первымъ ихъ дѣломъ было устроить церковь или часовню и издавать какую нибудь газету.
Матеріальное положеніе армянскихъ газетъ и журналовъ до 80-хъ годовъ было печально, и причиной прекращенія большинства ихъ было неимѣніе средствъ. Число подписчиковъ первостепенныхъ газетъ въ настоящее время не превышаетъ 2,000 и журналовъ 500. Въ Турціи, гдѣ живетъ большинство армянъ, запрещены кавказскія изданія, стало-быть и тамошніе армяне не могутъ пользоваться ими. Армянскія изданія вообще дороги и не мудрено, они мало распространены. Газеты не могутъ выдавать ганораръ даже постояннымъ корреспондентамъ и писателямъ.
Почти одновременно, по случаю столѣтія армянскихъ періодическихъ изданій вышло въ свѣтъ два труда, ему посвященные: одинъ въ Вѣнѣ подъ названіемъ «Исторія арм. журналистики» Галамкерьяна, другой y насъ на Кавказѣ, «Армянская період. пресса» Г. Левоньянца. Первый трудъ не доконченъ и составляетъ первую часть (до 60 годовъ), второй обнимаетъ цѣлое столѣтіе и получилъ въ Константинополѣ премію «Саакъ-Месропіанъ».
Дил.
Армянская арба.
----------------------------
1) "Нынѣшніе Армяне" 75.
|