Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ

 

Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


ОТДѢЛЪ II.


[стр. 127]

Варакскiй монастырь близъ Вана (IX вѣка), раззоренный въ 1895г.

Варакскiй монастырь близъ Вана (IX вѣка), раззоренный въ 1895г.

 

Рѣзня въ Ванскомъ вилайетѣ

(іюнь 1896 г.).

Корреспондентъ «Арарата», бывшій очевидцемъ и свидѣтелемъ многихъ изъ описываемыхъ имъ событій въ Турецкой Арменіи, сообщаетъ подробности іюньскаго ванскаго разгрома 1896 г. Пятаго іюня, по его словамъ, начинаютъ собираться въ Ванъ оставшіеся въ живыхъ жители окрестныхъ деревень. Это преимущественно старики, дѣти, женщины, раненые, избитые, опозоренные. Число ихъ доходитъ до 15 тыс. Видъ этихъ несчастныхъ до такой степени возбуждаетъ жалость, что даже многіе изъ турокъ не въ состояніи были удержать слезъ. Всѣ они вмѣстѣ съ обездоленными недѣлю тому назадъ мѣстными жителями находятъ убѣжище въ домѣ американскихъ миссіонеровъ или же въ разоренныхъ церквахъ.

Когда же городскія власти стали успокоивать ихъ и увѣрять, что жизнь ихъ въ безопасности, тогда американскіе миссіонеры выпустили скрывающихся y нихъ армянъ, наскоро была устроена больница въ зданіи армянскаго училища, куда стали приводить раненыхъ, больныхъ и отъ страха лишившихся разсудка дѣвицъ и женщинъ. Больница быстро стала наполняться, несмотря на то, что въ день приходилось хоронить 50—60 чел. Среди этого ужасающаго зрѣлища, среди этихъ стоновъ и криковъ взоры всѣхъ обращены на своего ангела-хранителя, дѣвицу-доктора Кимбаль, которая съ чисто -материнскою заботливостью и необыкновеннымъ самоотверженіемъ ходитъ за больными, моетъ ихъ раны, перевязываетъ, утѣшаетъ, успокоиваетъ, чтобы сколько - нибудь облегчить тяжелую участь этихъ жертвъ турецкаго звѣрства.

Живущіе въ окрестностяхъ Варакскаго монастыря поселяне, числомъ около

[стр. 128]

1.000 чел., скрылись въ монастырѣ и въ сосѣднихъ горахъ. Другая часть ихъ, вышедши изъ своихъ селеній, намѣревалась перейти персидскую границу и спастись такимъ образомъ отъ смерти. 10 іюня, въ понедѣльникъ, когда армянамъ была объявлена безопасность жизни, то одновременно съ этимъ курды шмиреты стали преслѣдовать бѣжавшихъ къ персидской границѣ армянъ. He желая пропустить такого удобнаго случая угнать стада скрывающихся въ горахъ армянъ, курды бросились на Варакскую гору и произвели страшное избіеніе не только поселянъ, но и живущихъ въ монастырѣ монаховъ, учениковъ, учителей, a caмый Варакскій монастырь, одинъ изъ лучшихъ монастырей въ Турецкой Арменіи, ими превращенъ былъ въ груды дымящихся развалинъ.

Такимъ образомъ число городскихъ бѣдняковъ увеличилось еще приливомъ этихъ послѣднихъ. Наконецъ курды добрались до тѣхъ, которые стремились къ границѣ. Этихъ было человѣкъ 200, хорошо вооруженныхъ. Къ нимъ же присоединились 1.000 чел. ванскихъ жителей, желавшихъ спастись въ Персію. Они думали подъ охраной 200 чел. дойти до границы; но не тутъ-то было: курды нагнали ихъ и съ помощью регулярныхъ войскъ произвели полное избіеніе. Точно такимъ же образомъ была избита другая партія въ 600 чел., также намѣревавшихся перейти границу черезъ Сару и Хотуръ. Одна только партія въ 500 — 600 чел. спаслась въ горахъ, несмотря на тщательные поиски войскъ, имѣвшихъ съ собой горныя орудія для истребленія. Когда эти не нашли никого, то они пошли къ ближайшей деревнѣ Кохнъ и разорили, въ отместку, какъ эту послѣднюю, такъ и монастырь Св. Григорія. Уже добравшіяся до границы нѣкоторыя партіи были истреблены въ борьбѣ, продолжавшейся 4 дня. Таково, по крайней мѣрѣ, правительственное сообщеніе. Изъ всѣхъ этихъ бѣглецовъ уцѣлѣло только 6 чел., которые до сихъ поръ содержатся въ центральной ванской тюрьмѣ.

Послѣ ванской рѣзни Феридъ-Саадъ-Эддинъ-паша сталъ обезоруживать армянъ, для чего призвалъ къ себѣ знатнѣйшихъ изъ нихъ съ архимандритомъ Исаакомъ и далъ на то срокъ 24 часа. Тогда между несчастными снова наступила паника. Собраны были оставшіяся въ небольшомъ количествѣ ружья, причемъ прибѣгли было къ насиліямъ, но ихъ отъ этого удержалъ одинъ сановникъ-армянинъ, нѣкто Степанъ-эфенди Меликъ, приводя весь вредъ такого образа дѣйствій. Такими же соображеніями руководствовался прежній губернаторъ, Назимъ-паша, что такъ долго удерживалъ отъ разгрома Ванскую область. Вся задача этого гуманнаго правителя заключалась въ уничтоженіи религіозной розни, ненависти, существующей между армянами и мусульманами.

Къ несчастію армянъ, да и самихъ турокъ, такая политика Назима не нашла никакого одобренія и сочувствія со стороны Стамбула, и Назимъ былъ замѣненъ жестокосердымъ Феридомъ. Этотъ же все время возбуждалъ курдовъ противъ христіанъ, поддерживалъ съ помощью высшихъ административныхъ сферъ комитеты, которые играли гнусную роль палачей въ рѣзнѣ армянъ. Вѣдь эти же комитеты, видя храброе сопротивленіе армянъ въ центральныхъ кварталахъ Вана и сравнительно большія потери со стороны турокъ, побудили чернь броситься на губернаторскій домъ, прося y Назима помощи войсками и даже заставили убить одного изъ приближенныхъ Назима, нѣкоего Гамди-бея, посланнаго для того, чтобы не допустить въ городъ шайки Шакира. Назимъ-паша,

[стр. 129]

боясь ярости черни, не рѣшался выходить изъ дома, пока не подписалъ своей отставки.

Послѣ рѣзни въ Ванѣ оказалось до 30 тысячъ обездоленныхъ людей. Помощи ни откуда. Всѣ они остались на попеченіи одного американскаго общества. Во всѣхъ почти церквахъ Ванскаго вилайета, кромѣ небольшого числа собственно городскихъ церквей, прекратились всякія церковныя службы. Очень многія изъ нихъ теперь представляютъ изъ себя груды развалинъ или магометанскія мечети. Священнослужители частью убиты, частью обращены въ исламъ. Одно уныніе, одна печаль и запустѣніе царитъ всюду. Стаи волковъ и другихъ хищныхъ звѣрей, увеличивавшіяся въ послѣдніе годы, рыщутъ въ окрестностяхъ безлюдныхъ деревень, нѣкогда богатыхъ и цвѣтущихъ. Вой этихъ звѣрей перемежается съ заунывнымъ призывомъ къ молитвѣ магометанскихъ муэдзиновъ, уныло распѣвающихъ священные стихи Алкорана съ нѣкогда бывшихъ колоколенъ, теперь превращенныхъ въ минареты.

* * *

Когда 3 іюня началась въ городѣ рѣзня, оффиціальныя телеграммы извѣстили объ этомъ провинціальныя власти, которыя поэтому приказали начать разгромъ.

Хотя, вслѣдствіе прекращенія путей сообщеній въ Малой Азіи вообще, нельзя въ точности въ цифрахъ выразить число убитыхъ, тѣмъ не менѣе, по нѣкоторымъ оффиціальным свѣдѣніямъ, дошедшимъ до насъ, можно предположить, что общее число убитыхъ во всемъ вилайетѣ не менѣе 20.000, a пo мнѣнію дру-гихъ и 30.000.

Самая ужасная рѣзня была произведена въ Арчетѣ, Гайоцъ-Дзорѣ, Кивашѣ и Гарчанѣ. Въ первыхъ двухъ убито 1.650 чел. и 850 во вторыхъ двухъ. Во всѣхъ деревняхъ Арчетской волости почти не осталось никакого населенія. Одинъ Дайфуръ, глава курдской шайки, какъ сообщается въ оффиціальномъ турецкомъ извѣщеніи, убилъ 150 чел. Въ деревнѣ Нарекъ убито 200 чел., a въ Бэлу и болѣе того. Изъ всѣхъ этихъ деревень спаслось только десятеро. Два разбойника, Абдулъ-Гамидъ и братъ его, Абдулъ-Кафюръ, убили болѣе 200 чел. Въ Шахпазѣ убито 160 чел.

Деревня Арчакъ не подверглась прошлогоднему разгрому и тамъ порядокъ сохранялся отрядомъ войска въ 130 чел. Когда же началась рѣзня во всей области, то начальникъ этого отряда поклялся передъ обществомъ, что не допуститъ къ нимъ грабителей. Но это только обманъ. Вскорѣ самъ же предаетъ село грабежу и къ нему на помощь приходитъ другой, большій количествомъ отрядъ. Здѣсь было убито 200 чел., 60 — 65 молодыхъ женщинъ и дѣвицъ было обезчещено. Нѣкоторые убѣгаютъ въ курдскую деревню Мезре и тамъ принимаютъ исламъ, чтобы спастись отъ неминуемой гибели.

Магометъ-бей, одинъ изъ вліятельнѣйшихъ начальниковъ курдскаго племени Айтеранли, ни въ прошломъ году, ни теперь не захотѣлъ участвовать въ разгромахъ области Беркръ; тѣмъ не менѣе его племя, помимо его воли, произвело ужасную рѣзню.

Во всѣхъ вышеназванныхъ областяхъ, кромѣ большого числа убитыхъ, было

[стр. 130]

и много обращенныхъ въ исламъ. Причиной перехода въ исламъ было то обстоятельство, что многія области не имѣли такихъ природныхъ убѣжищъ, куда можно было бы скрыться, вслѣдствіе чего многіе прямо бѣжали въ мечети, въ дома шейховъ, муллъ, дервишей, которые подъ угрозой смерти обращали ихъ силой въ исламъ. Было и много такихъ курдскихъ бековъ, которые спасали много армянъ; но это дѣлалось не изъ человѣколюбія, a единственно вслѣдствіе того, что эти армяне находились въ нѣкоторой крѣпостной зависимости отъ бековъ, которые, конечно, изъ корыстныхъ цѣлей, не давали убивать ихъ. Одинъ только Махмудъ-Заде-Бейтуллахъ-бей, отличаясь гуманностью и человѣколюбіемъ, защитилъ отъ разгрома всю Мокскую область. Онъ хорошо знакомъ съ армянскимъ языкомъ, много читаетъ на немъ. Во время рѣзни онъ отсутствовалъ изъ своей области; но зная, что дикіе курды воспользуются его отсутствіемъ и произведутъ избіеніе армянъ, поспѣшно прибылъ изъ Вана и, собравъ вокругъ себя 400 храбрыхъ курдовъ, разогналъ толпы курдовъ-ашеретовъ, идущихъ съ цѣлью избіенія въ Мокскую область. Этотъ же бекъ, въ прошломъ году, кромѣ оказанныхъ армянамъ многихъ услугъ, пожертвовалъ 300 лиръ въ пользу армянъ. На Варакской горѣ укрылось 5000 чел., большая часть которыхъ погибла отъ меча, пожара, голода, заразныхъ болѣзней. Много укрылось также на судахъ и бѣжало на островки Лимъ и Кутуцъ. Число ихъ простирается до 8 тыс.

Было много примѣровъ самозащиты организованными наскоро и вооруженными отрядами, тѣмъ не менѣе нигдѣ не пришлось до конца отстоять свою безопасность. Деревня Асрафъ въ прошлую рѣзню отстояла себя, теперь она совершенно уничтожена. He менѣе храбро защищалась и деревня Банонъ; но въ концѣ пала отъ звѣрствъ Эмина-паши. Деревня Гендотнъ сдѣлалась жертвой обмана со стороны гамидіэ, потребовавшихъ, взамѣнъ безопасности жизни, оружія. Жители повѣрили и были убиты всѣ поголовно.

Болѣе всего пострадала большая деревня Шахъ-Шатахской волости, гдѣ дѣйствовалъ самый ужасный изъ курдскихъ предводителей Шакир-паша, человѣкъ-звѣрь въ полномъ смыслѣ этого слова. Шакиру всегда помогали власти. Вообще въ деревняхъ, вслѣдствіе малочисленности населенія, отсутствія средствъ и оружій было больше жертвъ, чѣмъ въ городахъ. Да и избіенія носили ужасный варварскій характеръ. Такъ, арчешскаго священника привязали къ хвосту дикой лошади; a въ деревнѣ Ганцакъ нѣкто Али-бекъ и Надыръ-оглу до 20 дѣтей и 10 старухъ бросили въ глубокую яму, въ которой побивали камнями этихъ несчастныхъ проходящіе до тѣхъ поръ, что яма не наполнилась камнями и два дня еще слышались оттуда стоны брошенныхъ. Въ самомъ Ванѣ женщинъ и дѣтей щадили. Напр. тамъ Халибъ-паша оберегалъ такъ дѣтей и женщинъ, что приказывалъ давать имъ воды въ то время, когда эти падали въ обморокъ, видя страданія своихъ близкихъ, причиняемыя самимъ Халибомъ. He to было въ деревняхъ: здѣсь не разбирали ни пола, ни возраста; если и оставались въ живыхъ женщины или даже дѣти, то и ихъ обезчещивали. Чтобъ избѣгнуть этого позора, многія изъ бѣжавшихъ въ городъ женщинъ обривали себѣ голову, брови и вымазывали лицо глиной. Многія деревни подверглись двумъ, тремъ, даже четыремъ разгромамъ, такъ что ничего тамъ не оставалось, даже дверныя и оконныя рамы—и тѣ унесены.

[стр. 131]

Тѣ изъ армянъ, которые по какимъ-либо соображеніямъ спасались y магометанъ, были обращены въ исламъ. Таковы многіе изъ жителей Арчеша, Арцкея, Каваша, Карчкана, Хошана и др. Извѣстно, что еще въ прошлую рѣзню перешедшіе въ исламъ почти всѣ жители Хизана, Спаркерта, Каркара, Мамртана воть уже 8 мѣсяцевъ какъ хлопочутъ о переходѣ снова въ христіанство, но правительство оттягиваетъ. Число омагометанившихся въ Ванскомъ вилайетѣ доходитъ до 30000. Въ настоящее время они въ знакъ перехода въ исламъ носятъ на головѣ бѣлую чалму, a на поясѣ — кинжалъ.

Кромѣ матеріальныхъ убытковъ, нанесенныхъ многимъ монастырямъ, уничтожена масса древностей: древней церковной утвари, очень много рѣдкихъ рукописей и т. п. Шайки курдовъ еще теперь носятъ въ города на сплавъ церковныя вещи дорогія ризы и серебряные переплеты старыхъ рукописей. Долгое время не показывавшему мѣста монастырскихъ сокровищъ архимандриту Елисею отрубили голову и бросили собакамъ, a другого священника изжарили въ печкѣ. Ужасное зрѣлище представляли разлагающіеся трупы въ городахъ и селахъ; стаи собакъ кормились ими. Воздухъ былъ зараженъ зловоніемъ, вездѣ смерть и опустошеніе и въ то же время вездѣ дикій, веселый разгулъ курдовъ.

Ванскiе армяне на жнитвѣ

Ванскiе армяне на жнитвѣ

 

Также по теме:

А. Дж. Киракосян:
Великобритания и Армянский вопрос

Полк. Як. Д. Лазаревъ:
Причины бѣдствий армян в Турціи и отвѣтственностъ за раззореніе Сасуна