Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ

Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


ВВЕДЕНІЕ.

[LXXV]

Послѣднiя извѣстія изъ пострадавшихъ мѣстностей Турецкой Арменіи.
(Изъ Oeuvre des écoles d'Orient, 1898, Avril,—Juin).

Изложенію свѣдѣній, полученныхъ изъ Арменіи, редакторъ журнала О. d'O. о. Шарметанъ предпослалъ слѣдующія строки: „Послѣ дней воздержанія, молитвъ и добрыхъ дѣлъ, подобающихъ Великому посту, пасхальныя празднества (1898 г.) внесутъ радость и умиротвореніе въ семьи всего христіанскаго міра. Вездѣ раздается радостное аллилуіа освобожденія.

Одна — увы! — Турецкая Арменія будетъ оставаться въ траурѣ и проливать слезы; свѣтлыя радости св. Пасхи и въ нынѣшнемъ году не коснутся ея; все еще продолжаются для нашихъ армянъ-собратьевъ дни мучительныхъ страстей.

Ни одна христіанская семья не была пощажена: всѣ онѣ лишились нѣсколькихъ членовъ своихъ. Другіе,—увы!—подъ остріемъ кинжала вынуждены были отречься отъ христіанства и только цѣною жизни могутъ вернуться въ лоно своей церкви.

Исчезли цѣлыя деревни: рѣзня, голодъ и эмиграція лишили ихъ жителей. Въ другихъ остались однѣ женщины и дѣти: всѣ мужчины были зарѣзаны. Имъ, пожалуй, выпала еще сравнительно лучшая доля, потому что оставшіяся вдовы и сироты претерпѣваютъ неописуемыя физическія и нравственныя страданія... Онѣ буквально умираютъ отъ голодной смерти и, не получая ни откуда помощи, не смѣютъ протягивать руку туркамъ. Что касается христіанъ, то къ нимъ нечего и обращаться: всѣ они впали въ крайнюю нищету. Во имя этихъ вдовъ и сиротъ протягиваемъ мы руку...

Во время свѣтлаго христіанскаго праздника вспомнимъ объ этихъ несчастныхъ—мыслью, подаяніемъ, молитвою. Пусть всякій дастъ по своимъ средствамъ, это его не разоритъ его и воздастся ему сторицею... Пусть вспомнитъ великую силу милостыни, ея огромное значеніе не только въ смыслѣ утѣшенія тому, кто ее получаетъ, но въ особенности тому, кто даетъ...

Европейскій концертъ продолжаетъ проявлять свое безсиліе

[LХХVІ]

въ дѣлѣ осуществленія реформъ для обезпеченія участи христіанъ. Для обезпеченія интересовъ кредиторовъ Турціи признали возможнымъ, въ видахъ предупрежденія расхищенія турками государственныхъ доходовъ, наложить на султана опеку въ лицѣ международнаго „управленія государственнаго долга". Казалось бы такой же совѣтъ долженъ бы заставить турокъ удержаться отъ пролитія христіанской крови и ввести реформы, предусмотрѣнныя ст. 61 Берлинскаго трактата. Или кровь и честь христіанъ стоятъ меньше вниманія, чѣмъ интересы кредиторовъ Турціи? Султанъ уступитъ только силѣ. И вмѣсто того ему представили картину безсилія и разноголосицу европейскаго концерта. Вотъ почему онъ, не обращая вниманія на „концертъ", дошелъ до мысли о панисламизмѣ съ объединеніемъ магометанъ Азіи и АФрики. Нужно удержать султана отъ этого плана, который представляетъ опасность для всего міра".

I.

О положеніи голодающихъ армянъ получены редакціей предъ выходомъ книжекъ слѣдующія свѣдѣнія:

Малатія. „Голодъ въ нашей области усиливается все болѣе и болѣе. Сюда набралось множество голодающихъ, бѣгущихъ изъ деревень. Женщины и дѣти ходятъ по улицамъ и просятъ хлѣба. Протестанты и григоріане получаютъ пособіе. Убѣдительно просимъ о пособіи для католиковъ".

Изъ Вана, гдѣ весною 1898 года начался голодъ, пишутъ: „По полученіи пособія первымъ дѣломъ было помочь двумъ многолюднымъ селеніямъ Эрчекъ и Карагундузъ. Они принадлежатъ къ числу наиболѣе пострадавшихъ. Первое насчитывало убитыми 300 человѣкъ, въ томъ числѣ 200 мужчинъ, послѣднее только 50, но зато 50 изъ его домовъ были уничтожены, а 150 лишь на половину разрушенными, такъ какъ каменныя стѣны и террасы остановили огонь. Въ теченіе трехъ мѣсяцевъ, проведенныхъ бѣжавшими армянами у сосѣднихъ племенъ, курды не разъ посѣщали дымящіяся развалины и тащили оттуда все, что было оставлено огнемъ, вынимая даже гвозди изъ стѣнъ. Раньше еще у армянъ было похищено 13,000 головъ крупнаго и мелкаго скота... Дважды транспортъ, посланный изъ Вана съ пособіями долженъ, былъ вернуться назадъ въ виду холода и метели, во время которой погибли въ пути до 15 человѣкъ голодающихъ. Когда посланный прибылъ наконецъ на мѣсто, онъ нашелъ въ Карагундузѣ шестерыхъ умершихъ отъ голода и шестерыхъ засталъ въ агоніи.

„Въ Эрчекѣ умерло трое дѣтей отъ истощенія. Кромѣ хлѣба, нужно было дать одежду многимъ, ложившимся полунагими на голой землѣ..."

[LХХVІІ]

Сообщивъ подробности о раздачѣ пособій зимою корреспондентъ продолжаетъ:

„Съ наступленіемъ весны главнѣйшею задачею является покупка быковъ, коею только и можно предупредить возвращеніе нынѣшняго голода. Два быка съ необходимымъ для обсѣмененія сѣменемъ стоитъ 184 франка".

Изъ Трапезонда, Самсуна и Керасунда раздаются мольбы о присылкѣ скорѣйшей помощи. 200 милютокъ и сиротъ, пишутъ изъ Самсуна, пришли къ намъ въ школу и мы должны были имъ отказать; они вынуждены, во избѣжаніе голодной смерти, перейти въ протестантство и въ магометанство.

II.

Въ послѣдней іюньской книжкѣ О. d'O. о. Шарметанъ, изъявляя глубокую благодарность жертвователямъ-католикамъ, отъ коиихъ поступило всего 700.000 франковъ, продолжаетъ: благодаря этимъ пожертвованіямъ, мы могли спасти буквально отъ голодной смерти наши.ѵь несчастныхъ братьевъ. Послѣ ужаснѣйшаго ихъ когда-либо совершенныхъ гоненій, во время котораго З00.000 армянъ приняли мученическую смерть, голодъ истреблялъ оставшихся въ живыхъ и онъ бы продолжался долго, если бы наши миссіонеры не помогли злополучнымъ армянамъ-земледѣльцамъ пріобрѣсти быковъ и сѣмена для обсѣмененія полей. Но, въ ожиданіи урожая, голодъ продолжаетъ свирѣпствовать. Множество деревень у воротъ самаго Вана претерпѣваютъ всѣ ужасы гододнаго времени. Въ одномъ только Гарагундузѣ, по послѣднимъ свѣдѣніяхмъ, умерло 36 душъ отъ голодной смерти.

„Тридцать шесть христіанъ, умершихъ отъ голода и лишеній въ селенія съ нѣсколькими сотнями жителей, это ли не ужасно!.. Несмотря на оказанную помощь, голодъ продолжается. Многіе деревни съѣли послѣдніе запасы. Несчастные христіане питаются исключительно полевыми травами. Даже получившіе пособіе, какъ пишетъ нашъ корреспондентъ, „обрекаютъ себя на лишеніе и питаются травою, которая только что начинаетъ показываться, лишь бы не трогать сѣмена, данныя для обсѣмененія, лишь бы хоть въ будущемъ не обременять собою благотворителей". Дѣлая новое воззваніе къ милосердію католиковъ, о. Шарметанъ печатаетъ рядъ писемъ (они занимаютъ 15 печатныхъ страницъ), рисующихъ непрекращающіеся бѣдствія, замученныхъ въ конецъ, армянъ.

Приводимъ два-три образчика.

I. Въ письмѣ отъ 4 мая 1898 года, начальникъ Доминиканской миссіи въ Ванѣ ДеФрансъ пишетъ: „Майкавасъ пишетъ, что видѣнное имъ бѣдствіе, невозможно себѣ вообразить: въ дер. Норкохѣ все

[LХХVІІІ]

съѣдено. 500 человѣкъ питаются исключителыю травами. То же самое въ Каладжикѣ, гдѣ голодаетъ 114 домовъ. Въ такомъ же положеніи деревни: Нанинъ, Хараганнъ, Сирке, Аверанъ, Шушанъ, Курбышъ и др. Послѣдній разъ я оказалъ помощь, — продолжаетъ ДеФрансъ, — деревнѣ Лимъ. Другимъ я долженъ былъ отказать по недостатку средствъ. Безденежье дѣлало меня глухммъ къ мольбамъ голодающихъ".

2. О положеніи пострадавшаго городского населенія можетъ дать понятіе слѣдующее мѣсто изъ письма Дефранса, посѣтившаго въ маѣ 1898 г.,т.-е. два года спустя, разоренныя части города Вана — Клоршаръ, Карзлла и Жажикъ:

Эти три квартала,—пишетъ миссіонеръ,— находятся въ части Вана, именуемой Сады — Они отдѣлены ручейкомъ отъ главной армянской части города и соприкасаются съ мусульманскимъ кварталомъ Шемиранъ-Алты, гдѣ живетъ все, что есть фанатичнаго, кровожаднаго и хищническаго среди турокъ. До избіенія 1896 г. армяне насчитывали болѣе 200 домовъ, разбросанныхъ среди живописныхъ и обильныхъ плодами садовъ. Занимаясь садоводствомъ, населеніе достигло значительнаго благосостоянія. Это были самые цвѣтущіе кварталы Вана. А вотъ ихъ нынѣшній видъ: перейдя ручеекъ, я вышелъ на длинную улицу, на которой только одинъ домъ оказался обитаемымъ, всѣ же другіе дома стояли пустые; вездѣ гробовое молчаніе, запустѣніе, такое же удручающее, какое было два года назадъ тотчасъ послѣ разыгравшихся здѣсь на полномъ просторѣ сценъ варварства. Дома еще стоятъ заколоченными. Внутри ихъ все расхищено не исключая и дверей.Вотъ три болынихъ дома, принадлежыціе тремъ братьямъ, нашедшимъ всѣ трое смерть 15 іюня (1896 г.). Четвертый, тоже собирался строить себѣ домъ, уже воздвигъ Фундаментъ, но не суждено было ему достроить... Я спѣшилъ уйти отъ этого мѣста, напоминавшаго недавнее время, когда отвратительный ятаганъ варваровъ, опьянѣвшихъ отъ рѣзни, залилъ ручьями крови весь вилайетъ... Я подошелъ къ дому, гдѣ меня ждали: здѣсь были только женщины и дѣти. Съ этимъ додомъ связаны не менѣе печальныя воспоминанія: здѣсь были зарѣзаны тридцать три армянина. Я покидаю развалины и натыкаюсь на слѣды недавняго разрушенія, показывающіе, почему до сихъ поръ армяне не возвращаются въ свои владѣнія. Какъ разъ наканунѣ совершено было нападеніе, Фруктовыя деревья подпилены и домъ осыпанъ градомъ камней. Жертвы этого нападенія еще дрожали отъ ужаса.

„Въ одномъ изъ садовъ я наткнулся на группу кутившихъ героевъ этихъ пёчальныхъ дней. Одинъ изъ нихъ богатырскаго тѣлосложенія, съ глазами, налитыми кровью, съ выдающеюся грудью, одинъ своею рукой зарѣзалъ 40 человѣкъ армянъ и онъ бродилъ день и ночь по садамъ своихъ жертвъ, наводя ужасъ на ихъ женъ и дѣтей. Этотъ тигръ въ образѣ человѣка, еще доселѣ исполненный

[LХХІХ]

гордымъ сознаніемъ о совершонныхъ подвигахъ, разыскивался въ послѣднее время полиціею по обвиненію въ убійствѣ своего слуги.

Оттуда я отправился въ кварталъ Карзли, гдѣ убита только одна женщина. Населеніе его успѣло вооружиться и оборонялось цѣлый день, пока не подоспѣли войска, вызванныя по требованію русскаго консула для защиты одного русскаго подданнаго. Тогда все населеніе кинулось туда и спаслось тамъ въ то время, какъ дома ихъ грабили и поджигали 1).

Въ кварталѣ Жажикѣ, въ которомъ всѣ дома захвачены мусульманами, нѣтъ ни одного армянина.

Клортаръ потерялъ убитыми 120 человѣкъ въ бойнѣ, тщательно организованной.

Эта рѣзня тѣмъ болѣе возмутительна, что населеніе было совершенно мирное и безоружное. Вся бѣда была въ томъ, что армянское населеніе, благодаря своему трудолюбію, пользовалось достаткомъ, и господствующая раса, какъ объяснялъ одинъ генералъ- губернаторъ, не могла допустить существованія этого „оскорбительнаго довольства: оно должно было исчезнуть". Армяне пытаются водвориться, несмотря на угрозы турокъ, на старыхъ своихъ попелищахъ, и на первое время нужно пособіе тысячъ десять франковъ.

О. Дефрансъ нѣсколько разъ отмѣчаетъ, что турецкое правительство относится крайне недружелюбно къ пособіямъ, оказываемымъ армянамъ 2) и желаетъ само взять на себя раздачу ихъ, что, конечно, онъ рѣшительно отвергаетъ.

3. Послѣднее письмо О. Дефранса, датированное изъ Вана 18 мая 1898 г., производитъ крайне удручающее впечатлѣніе. „Печальное положеніе Ванскаго вилайета, пишетъ онъ, все болѣе и болѣе ухудшается. Не подлежитъ никакому сомнѣнію, что всѣ запасы исто щены, что всѣ, богатые и бѣдные, сравнялись теперь въ общемъ и невыразимомъ бѣаствіи. Раньше къ намъ обращались за помощью отдѣльныя деревни, теперь цѣлыя волости. Разъ обратились ко мнѣ довѣренные отъ 40 деревень съ 5.000 душъ населенія, другой разъ 50 деревень Карджика съ 6.000 душъ населенія. Были просители изъ Киваша, Хавасера, Тимера и пр. и пр. Всѣ они лишены всего и претерпѣваютъ ужасающую нужду. Всѣ они питаются травами и кореньями. Хлѣбъ—лакомство, едва имъ извѣстное. Только самымъ богатымъ

----------------------------------------

1) Въ Русскихъ Вѣдомостлхъ въ январѣ 1897 г. сообшались подробности этого спасительнаго мѣропріятія г. Чилингарова, драгомана консульства, замѣнявшаго консула и сохранившаго жизнь нѣсколькимъ тысячамъ армянамъ. Ред.

2) Въ томъ же Oeuvre d'Orient: сосбщалось о разсылкѣ изъ Ильдизъ-Кіоска циркуляра, въ которомъ рекомендовалось губернаторамъ оказывать противодѣйствіе собиранію консулами свѣдѣній о пострадавшихъ армянахъ въ виду того, говорилось въ циркулярѣ, что не армяне отъ турокъ, а турки отъ армянъ пострадали. Ред.

[LXXX]

удается кое-какъ раздобыться отъ его курдовъ на самыхъ тяжелыхъ ростовщическихъ условіяхъ. Одинъ изъ миссіонеровъ сообщаетъ мнѣ, что онъ встрѣчалъ дѣтей, которыя не ѣли два, три дня 1).

Увы, это далеко не единичный фактъ!"

„Пусть читаютъ великодушные благотворители эти письма, присовокупляетъ о. Шарметанъ, и сочувствіе всѣхъ добрыхъ и вѣрующихъ людей будетъ имъ обезпечено". Аминь!

Ванскіе Армяне-жнецы

Ванскіе Армяне-жнецы.

-------------------------------------

1) Въ томъ же № Oeuvre d'Orient напечатано письмо константинопольскаго армяно-католическаго патріарха Азаріана, который главнымъ образомъ касается устройства школьнаго дѣла и пріютовъ. Отдавая полную справедливость армяно-григоріанамъ, которые, по его словамъ, проявили при чрезвычайно трудныхъ условіяхъ невѣроятную дѣятельность и изумительную живучесть, заявляетъ онъ, что все-таки учрежденія протестантскихъ миссіонеровъ превосходятъ своимъ благоустройствомъ не только армянскія, а и католическія (стр. 371 и слѣд.).

 

Также по теме:

А. Дж. Киракосян:
«Великобритания и Армянский вопрос»

Полк. Як. Д. Лазаревъ:
«Причины бѣдствий армян в Турціи и отвѣтственностъ за раззореніе Сасуна»