Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ

 

Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


ОТДѢЛЪ I.


[стр. 437]

Трагикъ Адамьянъ.

Петросъ Адамьянъ († 3 іюня 1890 г.) родился въ гор. Требизондѣ въ бѣдной армянской семьѣ. Будучи одаренъ выдающимися природными способностями, онъ быстро усвоилъ, кромѣ родного армянскаго, турецкій, французскій, англійскій, итальянскій, греческій языки и отчасти русскій. Игралъ онъ на армянскомъ языкѣ и иногда на французскомъ. Первые дебюты Адамьяна были въ Константинополѣ, затѣмъ онъ объѣхалъ армянскія сцены на Кавказѣ. Гастроли его въ Петербургѣ и въ Москвѣ въ началѣ 80-хъ годовъ обратили въ свое время вниманіе печати и знатоковъ и любителей драматическаго искусства.

Адамьянъ выступалъ въ тѣхъ же роляхъ, что и Росси и Сальвини. Отелло въ воплощеніи Адамьяна могъ смѣло поспорить съ игрою Сальвини. Въ Гамлетѣ же онъ создавалъ такой изящный и симпатичный образъ героя-мученика нравственнаго долга, который все время держалъ въ напряженномъ состояніи вниманіе потрясенной публики. По отзыву знатоковъ и нашихъ артистовъ 1), Адамьянъ вводилъ не одинъ новый штрихъ въ этотъ безконечный собирательный типъ всемірнаго репертуара вѣчно юнаго датскаго принца.

Въ брошюрѣ г. Габріэльяна приводится такой отзывъ Адамьяна объ этой неисчерпаемой роли: «меня поражаетъ печатное обиліе критической литературы о Гамлетѣ, a между тѣмъ весь психологическій вопросъ сосредоточенъ только на опредѣленіи общаго значенія — о волѣ и безволіи?!

По мнѣнію моему, воля невмѣняема, какъ блескъ ночной звѣзды, какъ лучь румянаго разсвѣта. Воля не есть отвлеченное начало. Воля есть — я!

Молодой принцъ Гамлетъ неизмѣнно представляетъ полное совмѣщеніе этихъ сплетающихся и расплетающихся человѣческихъ я, имя которымъ легіонъ.

Гамлетъ:— онъ «человѣкъ» и онъ «идеалъ» и онъ несовмѣстимостъ воли!

–––––––––––––––––––––

1) Въ сборникѣ «Призывъ» напечатана довольно подробная біографія Адамьяна.

[стр. 438]

Гамлетъ — говорятъ — есть непроницаемая двойственность и загадка?

A вѣдь «двойственности» въ этомъ мірѣ совершенно нѣтъ, — горячился Адамьянъ: A нѣтъ потому, что духовное расчлененіе человѣка на плоть и на гармоническую связь этой плоти съ одухотворяющимъ ее элементомъ, есть одно и тоже, что человѣкъ и тѣнь его!

 

П. Адамьянъ въ роли Гамлета

П. Адамьянъ въ роли Гамлета.

При этомъ Адамьянъ декламировалъ: «Я Царъ, я рабъ, я червь, я Богъ!» Адамьянъ имѣлъ также талантъ къ живописи и особенно удавались его цвѣты и женскія головки и въ частности типъ Офеліи.

По отзыву армянскихъ критиковъ Адамьянъ создалъ новую школу въ ар-

[стр. 439]

мянской лирической поэзіи. Приводимъ изъ названной брошюры стихотвореніе Адамьяна, озаглавленноe «Kъ моимъ пѣснямъ»:

Улыбки, слезы, вдохновенье,
На жизненномъ моемъ пути,
Восторги, чувства, пѣснопѣнье —
Я васъ хранилъ въ моей груди...

Я создалъ,— я,— для васъ темницу —
Лишилъ васъ солнечныхъ лучей;—
У рощъ похитилъ я пѣвицу,
Луну и звѣзды — y ночей...

Теперь я васъ освобождаю,
Открывши вамъ y сердца дверь,
И съ вами мысленно взлетаю;—
Летите... "вольные!" теперь...

Идите, дѣтки вы поэта,—
Его причудливой мечты,—
Идите вы на лоно свѣта,
На лоно „вѣчной красоты“...

Идите къ небу и блаженству...
Въ тотъ міръ невѣдомый... иной...
Падите ницъ предъ совершенствомъ:
Предъ тѣмъ, кто создалъ міръ земной...

Направьтесъ къ людямъ... съ силой свѣта,–
Плѣняйте нѣжностью сердца,—
Что наполняла грудь поэта:
Отъ колыбели... до конца!

 

Также по теме:

А. Дж. Киракосян:
Великобритания и Армянский вопрос

Полк. Як. Д. Лазаревъ:
Причины бѣдствий армян в Турціи и отвѣтственностъ за раззореніе Сасуна