Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Внимание! Предлагаемый ниже текст написан в дореволюционной орфографии. Если текст не отображается корректно, см. Просмотр русских текстов в старой орфографии.

БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМЪ ВЪ ТУРЦИИ АРМЯНАМЪ

 

Предыдущая Вернуться к содержанию Следующая


ОТДѢЛЪ I.


[стр. 613]

Варакскiя горы (Турец. Арм.)

Варакскiя горы (Турец. Арм.)

 

Газета «Россія и Азія» объ армянахъ 1).

I.

Роль армянъ во всемірной исторіи.

Среди калейдоскопа народовъ земного шара нѣкоторымъ изъ нихъ какъ бы суждено управлять судьбами національностей, другіе же изъ нихъ, оставаясь такъ или иначе въ сторонѣ отъ этого движенія, служатъ исторіи или для сохраненія остатковъ и завѣтовъ прошедшаго, или исключительно для какой-либо культурной миссіи. Однимъ изъ послѣдней группы слѣдуетъ считать, безпорно, армянъ, принадлежащихъ къ родственному, такъ сказать, родному для насъ племени аріевъ. Этотъ небольшой даровитый и интересный, благодаря своему географическому положенію, народъ былъ за много тысячелѣтій до нашей эры первенствующей націей Малой Азіи, насадившій въ ней сѣмена цивилизаціи Египта и вліявшій на судьбу Іонической Греціи. Распавшись потомъ на множество мелкихъ племенъ, онъ снова соединяется подъ главенствомъ Мидіи и захватываетъ уже долины Верхняго Евфрата и Аракса. Здѣсь онъ одинъ изъ первыхъ воспринимаетъ персидскую и македонскую культуру, распространивъ ихъ по всѣмъ предѣламъ Кавказа. Въ римскую эпоху этотъ же даровитый народъ служитъ проводникомъ римской гражданственности на Кавказѣ и въ Персіи. Онъ насаждаетъ христіанство на всемъ Кавказѣ, даетъ лучшихъ учителей христіан-

--------------

1) См. Армянскій номеръ газеты „Россія и Азія“ отъ 15 мая 1898 г., издаваемой въ Кіевѣ подъ ред. проф. A. H. Гренъ.

[стр. 614]

ской школѣ гностиковъ, создаетъ наконецъ обширную историческую кавказскую литературу. Въ лицѣ своей династіи Багратидовъ, онъ прямо утверждаетъ свою культуру, свое искусство на всемъ перешейкѣ Кавказа, онъ же служитъ и родной по вѣрѣ Византійской имперіи, давъ ей цѣлый родъ юристовъ, государственныхъ людей и даже императоровъ. Но и этимъ еще не окончилась дѣятельность армянской націи. Избитая, уничтоженная турками сельджуками, она совершенно неожиданно переноситъ свою дѣятельность на сѣверъ въ православную Грузію, a на югѣ создаетъ самостоятельное владѣніе Рубенидовъ въ Киликіи, служащее не разъ опорою и помощью христіанамъ въ ихъ крестовыхъ движеніяхъ. Рыцарская, но не имѣвшая правильной гражданственности Грузія благодаря имъ же создаетъ изъ армянъ городское сословіе, съ ней они же представляютъ изъ себя ремесленниковъ и торговцевъ. A затѣмъ, когда персидскіе шахи стали владѣть фактически Кавказомъ, тѣ же армяне первые, завязываютъ торговыя сношенія съ Европою и служатъ посредниками между европейцами и персами. Сохраняя во всѣхъ этихъ пертурбаціяхъ свою домашнюю нравственность, армяне затѣмъ въ Турціи даютъ толчокъ литературѣ, a на Кавказѣ служатъ посредниками въ проведеніи тутъ русской гражданственности. Уже одного этого перечня достаточно для выясненія истинной политической роли армянскаго племени.

Окруженные со всѣхъ сторонъ могучими монархіями Азіи, не видя ни откуда нравственной поддержки и помощи, уже въ силу своей исторической судьбы они явились проводниками цивилизаціи и гражданственности. Спрашивалъ ихъ Грекъ что-либо о Кавказѣ, какъ, напр., объ амазонкахъ, онъ обращался къ армянину и послѣдній говорилъ о немъ, что слышалъ, и этотъ же армянинъ не гнушался позаимствовать y путника его исторію и созерцать былую жизнь Востока въ яркой и занимательной картинѣ. Уже въ силу той же исторической судьбы этотъ армянинъ не могъ проявить своего поэтическаго дара. He до поэзіи въ такихъ пертурбаціяхъ, но въ душѣ онъ оставался поэтомъ, и когда русская власть окрѣпла на Кавказѣ, полились полные чарующей наши пѣсни Саятъ-Новы, Гамаръ-Катибы Рафаеля Патканьяна. Слѣдовательно роль армянъ чисто культурная, но не политическая, и приписыватъ имъ сепаратизмъ — значитъ не пониматъ духа націи.

Армянъ обвиняютъ въ жадности, мошенничествахъ и пр., но при этомъ забываютъ, что они были всегда, такъ сказать, маркитантами на поляхъ сраженій. Такое положеніе должно было дать имъ зачатки скупости. Ихъ называютъ мошенниками, но забываютъ купцовъ и другихъ національностей. Зато никто не постарается найти y армянъ ихъ домовитости, разсудительности и блестящихъ способностей. У этой націи нѣтъ защитниковъ, такъ какъ, во-первыхъ, она исповѣдуетъ совершенно особый христіанскій толкъ, армяно-григоріанство, a во-вторыхъ, по армянскимъ торговцамъ y насъ судятъ и обо всемъ народѣ. Такъ это или иначе, a образованной Европѣ стыдно спокойно смотрѣть на то, какъ дикіе варвары Турціи рѣжутъ и душатъ армянъ ради только того, что они христіане. Наше изданіе всегда привыкло смотрѣть на мелкую инородческую братію, какъ на своихъ родныхъ по плоти и по духу, и оно напоминаетъ всѣмъ, что армяне такіе же аріи, какъ и мы, и если и взялись за оружіе, то ради своей же шкуры. И потому вспомнимъ о кавказскомъ культурномъ народѣ и не пожелаемъ прекращенія его полезной культурной дѣятельности.

[стр. 615]

II.

Армяне при присоединеніи Кавказа къ Россіи.

Около ста лѣтъ тому назадъ вступилъ въ Тифлисъ первый русскій полкъ подъ начальствомъ генерала Лазарева и былъ, какъ говорится въ тогдашнихъ оффиціальныхъ донесеніяхъ, съ восторгомъ принятъ населеніемъ. Но вслѣдъ затѣмъ, говорятъ тѣ же оффиціальные документы, собранные въ Актахъ Кавказской Археографической Комиссіи, начались интриги членовъ царскаго дома, недовольныхъ введеніемъ русскаго управленія, начались тамъ и сямъ неурядицы и смуты, гражданскій порядокъ палъ, и пришлось назначить для его возстановленія князя Циціанова. Въ этихъ мѣткихъ словахъ ясно проглядываетъ слѣдующее: населеніе въ эту пору кавказскихъ городовъ состояло изъ мокалакскаго сословія. Эти мокалаки или горожане были исключительно армянами и слѣдовательно отсюда ясенъ выводъ, что не грузины встрѣчали съ радостью русскую армію, a встрѣчали ее армяне. Какъ люди торговые и коммерческіе, они не находили никакого интереса въ распряхъ и ералашѣ среди кавказскихъ земель, они сразу поняли всѣ преимущества русскаго управленія и сразу же высказали свои вѣрноподданническія чувства. Про грузинъ сказать этого было невозможно, такъ какъ они и организовали исключительно всѣ смуты и возстанія на Кавказѣ. Вотъ почему первые правители нашей окраины, какъ Циціановъ, оказывали самое широкое покровительство армянамъ и какъ бы въ отвѣтъ ему понеслось святое слово католикоса всѣхъ армянъ съ Эчміадзина, которое приказывало паствѣ отъ всей души содѣйствовать русскому христолюбивому воинству. Это была та пора, когда имя Государя Императора произносилось каждымъ армяниномъ наравнѣ съ именемъ Господа Бога, a портретъ Его тотъ же армянинъ съ благоговѣніемъ ставилъ въ своей домашней божницѣ.

Много фактовъ безкорыстной помощи армянъ русскимъ войскамъ на полѣ чести записала кавказская исторія, такъ много, что ихъ и не перечтешь по пальцамъ1). Они составляли сами добровольныя ополченія, подъ опасностью жизни доставляли всѣ средства къ продовольствію русскихъ войскъ, въ случаѣ осадъ неожиданно пробирались, благодаря знанію мѣстныхъ языковъ чрезъ отряды враговъ и спасали русскіе гарнизоны. Но мало-по-малу, какъ и все, эти услуги армянъ забылись нами. Благодаря чисто экономическимъ причинамъ стали смотрѣть на этотъ народъ, какъ на торгашей, имъ противоставлялись болѣе добродушные и болѣе простые грузины. И вотъ, напр., уже князь Воронцовъ начинаетъ обходиться съ первыми все холоднѣе и холоднѣе. Это холодное отношеніе обратилось въ настоящую ненависть и теперь уже никто не думаетъ о тѣхъ, кто былъ радъ походу русскихъ въ Тифлисъ и кто жертвовалъ своею шкурою. Всѣ симпатіи перешли въ руки другихъ національностей Кавказа, a армяне есть и являются въ нашихъ глазахъ презрѣннымъ народомъ, хотя вообще въ политическомъ отношеніи онъ оказывается болѣе консервативнымъ, чѣмъ всѣ остальные.

Въ настоящее время кавказскія газеты наполнены намекомъ о существо-

-----------------

1) См. выше стр. 505 и сл. 524 и слѣд.

[стр. 616]

ваніи какой-то партіи молодой Арменіи, лелѣющей мечту о созданіи армянскаго царства. Мысли объ этомъ высказывались еще въ шестидесятыхъ годахъ въ «Московскихъ Вѣдомостяхъ» и продолжаютъ появляться въ печати и нынѣ. И дѣйствительно, теперь между нами и армянами нѣтъ такого братскаго отношенія, какъ это было въ недалекомъ прошломъ. Поступая такъ, вершители судебъ нашихъ окраинъ забываютъ, что народъ есть то же дитя, и если его воспитать плохо, то результатъ отъ этого бываетъ самый плачевный. Къ армянину мы относимся съ нескрываемыми презрѣніемъ и нелюбовью, считаемъ его за торгаша и плута, a сами ждемъ отъ него же какого-то братскаго отношенія. Но логично ли это? Мы не хотимъ этимъ сказать, что желаемъ пропагандировать заискиванія, низкопоклонство предъ инородцами. Напротивъ того, мы стоимъ лишь за братскія отношенія, за такія же отношенія, каковы они были при присоединеніи Кавказа къ Россіи, но и только. Неужели, напр. армянинъ, станетъ противиться изученію русскаго языка, когда безъ него онъ не обойдется въ торговлѣ. Чтобы провѣрить это, стоило бы издать дикое распоряженіе о воспрещеніи армянамъ учиться по-русски. Мы увидили тогда бы, что сама нація стала просить объ отмѣнѣ такого циркуляра. Правда, армяне вѣшаютъ теперь въ своихъ домахъ портреты національныхъ героевъ, сѣтуютъ объ автономіи Берлинскаго конгресса, но дѣлаютъ это скорѣе изъ подражанія, чѣмъ изъ внутренняго убѣжденія. Протяните инородцу братскую руку помощи, отнеситесь къ нему, какъ къ своему ближнему, и вы увидите, гг. культуртрегеры, совершенно обратные результаты.

Хиттитскій вопросъ въ современной наукѣ *).

Проф. А. Н. Грена

Нa громадномъ пространствѣ Малой Азіи и Сиріи тамъ и сямъ попадается на скалахъ и на камняхъ множество странныхъ надписей, считавшихся до недавняго времени надписями совершенно неизвѣстнаго происхожденія **). Всѣ онѣ состоятъ изъ цѣлаго ряда грубыхъ гіероглифовъ, но отличаются отъ извѣстныхъ уже всему міру египетскихъ письменъ тѣмъ, что всѣ нарисованы въ видѣ барельефовъ. Долгое время ими даже не занимались, но вотъ вдругъ была открыта печать, на которой находились двѣ надписи: вышеуказанная и клинообразная. Послѣдняя гласила: Tarkudime, царь страны Ерме. Сопоставили знаки и, повидимому, нашли рядъ гіероглифовъ то въ видѣ идеограммъ, то слоговъ. Болѣе всего сталъ заниматься ими Сейсъ, дешифраторъ ванскихъ клинообразныхъ над-

-----------------------------------------

*) Изъ „Россіи и Азіи".

**) Ср. выше стр. 25 статью М. В. Никольскаго объ Урарту.

[стр. 617]

писей, который назвалъ ихъ хиттитскими по имени одного изъ древнихъ великихъ народовъ Азіи и вскорѣ замѣтилъ ихъ сходство съ кипріотскими надписями, при чемъ открылъ еще нѣсколько новыхъ знаковъ. Затѣмъ это дѣло продолжали Галеви, Пейзеръ и Кондеръ. Тѣмъ не менѣе такой интересный вопросъ долго еще оставался на точкѣ замерзанія. И вотъ въ 1893 –– 94 годахъ за него берется профессоръ Іенсенъ. Разсматривая внимательно надписи, онъ замѣтилъ знаки, ставившіеся въ началѣ и концѣ слова и такимъ образомъ расчленилъ фразы. Затѣмъ онъ отыскалъ значокъ въ видѣ личности, показывающей пальцемъ на самого себя. За нимъ шло нѣсколько другихъ изображеній. Слѣдуя системѣ египетскаго письма, изслѣдователь отыскалъ, что все это обозначало: я есмь. Такимъ же путемъ Іенсенъ нашелъ гіероглифы, означающіе слова: царь, сынъ, князь, страна и др. Оставалось теперь слова прочитать. Для этого Іенсенъ подставилъ извѣстныя или предполагаемыя собственныя имена въ надписяхъ и такимъ образомъ получилъ рядъ слоговъ, которые оказались къ тому же очень похожими на кипріотскіе. Благодаря же тому, что при большинствѣ словъ находили эквиваленты ихъ значенія въ видѣ рисунковъ, удалось возстановить какъ значеніе по крайней мѣрѣ существительныхъ, такъ и ихъ произношеніе. Затѣмъ Іенсенъ подставилъ извѣстныя буквы и, къ своему удивленію, замѣтилъ, что всѣ надписи имѣютъ вполнѣ ясный и опредѣленный смыслъ, хотя и представляютъ изъ себя разнообразную титулатуру хиттитскихъ владѣтелей Киликіи. Но затѣмъ оказалось, что они написаны діалектомъ, очень близкимъ къ древне-армянскому языку. Такимъ образомъ оказалось, что армяне — древніе аборигены Киликіи.

Какъ думаетъ Іенсенъ, армянское названіе націи Хай есть то же видоизмѣненное имя хиттитовъ, хатти. Эти хиттиты когда-то представляли огромную имперію, не разъ грозившую Египту и объединившую всю переднюю Азію. Они между прочимъ помогли Палестинѣ освободиться отъ фараоновъ и водворили въ ней евреевъ, они же принудили эллинскія и италіотскія племена Малой Азіи бросить свою родину и переселиться въ Элладу и Италію, они же, наконецъ насадили свою династію Мермнадовъ въ Лидіи, откуда и происходилъ знаменитый Крезъ. Безъ сомнѣнія, конечно, тѣ же хиттиты сильно повліяли и на языкъ и учрежденія іоническихъ грековъ, хотя только пока этотъ вопросъ еще мало разработанъ. Но уже теперь несомнѣнно, что учрежденіе архонтовъ и тирановъ въ Греціи армянскаго происхожденія. Первое происходитъ отъ слова arkhaj, царь, и означаетъ собою, какъ и по–армянски, царя духовнаго, теократа, a второе отъ глагола tirel, владѣть, и означаетъ, напротивъ, свѣтскаго управителя. По-армянски, между прочимъ, еще Хюбшманъ замѣтилъ множество ничѣмъ не объяснимыхъ корней. Можетъ быть они всѣ явились еще въ эпоху хиттитовъ. Кромѣ того, представляется не менѣе интереснымъ фактъ существованія гіероглифовъ и въ армянскомъ позднѣйшемъ письмѣ. Многіе изъ нихъ, уже съ перваго взгляда, поразительно схожи съ хиттитскими.

Теперь уже нѣтъ никакого сомнѣнія, что армяне не аборигены Кавказа, какъ и современные грузины — не аборигены Грузіи. Въ глубокой древности здѣсь жили вымершія теперь племена, такъ какъ и наши горцы тоже не аборигены кавказскихъ горъ. Армяне вышли изъ Киликіи и долины рѣки Оронта

[стр. 618]

въ Сиріи. Такъ какъ въ это время вся передняя Азія была опустошена саками или скиѳами, они воспользовались удобнымъ временемъ, соединились съ мидянами, разгромили Ассирію, a сами заняли теперешнюю Арменію, которая менѣе всего пострадала отъ сакскаго нашествія. Эта склонность къ жизни въ Киликіи вѣроятно и высказалась позднѣе въ образованіи въ этой именно странѣ армянскаго царства Рубенидовъ эпохи Крестовыхъ походовъ. Такимъ образомъ, какъ оказалось, открытіе Іенсена проливаетъ огромный свѣтъ на всю исторію передней Азіи и по важности своихъ результатовъ можетъ быть сравниваемо лишь съ открытіемъ чтенія египетскихъ письменъ Шампольономъ.

Киликiйскiй армянинъ

Киликiйскiй армянинъ

 

Также по теме:

А. Дж. Киракосян:
Великобритания и Армянский вопрос

Полк. Як. Д. Лазаревъ:
Причины бѣдствий армян в Турціи и отвѣтственностъ за раззореніе Сасуна