Геноцид.ру
Посвящается жертвам геноцида армян в Турции
Уничтожение нации
 
0
День 24-е апреля 1915 года в истории геноцида армян
  Информационная служба Геноцид.руNota Bene

Киракосян Джон

ЗАПАДНАЯ АРМЕНИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

III. Геноцид западных армян в 1915 году


Содержание   Tитульный лист и т.д.   Введение
Глава I-1
   Глава I-2   Глава II-1   Глава II-2   Глава II-3   Глава III-1
Глава III-2
   Глава III-3   Глава IV-1   Глава IV-2   Заключение
Указатель личных имен   Указатель географических названий
Содержание (как в книге)


[стр. 276]

Ужасающей была резня пятитысячного армянского населения сорока сел долины Беркри. Здесь сотки мужчин были связаны друг с другом и брошены в колодцы, женщины и дети утоплены в реках. Позднее была устроена резня в селе Шушанц, расположенном недалеко от Вана, затем был сожжен древний монастырь Варага со своими бесценными армянскими манускриптами. В начале апреля в городе Аканце—центре уезда Арчеш— было вырезано более четырех тысяч из десятитысячного армянского населения. Эту судьбу разделили жители около ста армянских сел 17 уездов Ванского вилайета104. А всего в Ванском вилайете имелось 130 армянских сел и 230 сел с армянским и курдским населением105.

Заместитель начальника Маназкертской епархии в своем донесении католикосу от 7 мая 1915 года отмечал, что «кровожадные османцы омыли кровью уезды Васпуракана и Тарона, без различия пола и возраста вырезали стариков, молодых и грудных детей. Видели резню в уездах Артиш (Аканц) и Алчаваз (Арцке), находящихся на границе Маназкерта и принадлежащих Васпуракану; в Ванской области не оставили армян, вырезали примерно 20 тысяч армян из мирного армянского населения»106.

Бросив разрушенные очаги, чудом спасшиеся от резни и столкновений с карательными турецкими частями, армяне—кто со своей семьей, а кто уже потеряв ее—лишенные какого-либо руководства, стихийно двигались преимущественно в Ван, надеясь найти там спасение. С Абагайской равнины, из Беркри и Тимара, Арчака и Агбака около 80 тысяч голодных и отчаявшихся армянских крестьян покинули свои родные места и ушли куда глаза глядят107. Около 15 тысяч крестьян нашли

______________________
104 ЦГИА Арм. ССР, ф. выписок, д. 45, л. 2.
105 А. Дарбинян, указ. соч., стр. 314.
106 ЦГИА Арм. ССР, ф. 57, оп. 2, д. 692, лл. 5—6.
107 А. Дарбинян, указ. соч., стр. 313.

[стр. 277]

прибежище в Ване108. По подсчетам уже упоминавшегося нами Спортона задолго до ванских событий турки вырезали в сельских районах 16 тысяч человек. Он пишет: «Мужчин расстреливали, мальчикам вспарывали животы, женщин и молодых девушек оголяли и голыми гнали в горы109.

Таким образом, о том, что произошло в районах Вана знали не только по зловещим слухам, но и по сообщениям оставшихся в живых очевидцев, по перенесенным ими мучениям. «...На дорогах от Абаги до Вана повсюду они видели сожженные армянские села... тысячи трупов—жертвы сабли, пули или огня. Эти ужасные описания естественно должны были возбудить толпу, которая сознавала, что турки не пощадят и их, если их силы сопротивления иссякнут до подхода внешней помощи»110.

Джевдет Бей давно разработал план резни ванских армян—до подхода русских частей и армянских добровольческих групп в их составе, о наступлении которых турецкое командование было осведомлено. Еще в феврале 1915 года Джевдет прямо заявил на одном собрании: «Мы очистили Азербайджан от армян и ассирийцев и мы то же самое должны сделать с армянами Вана»111. Он перестал придавать значение «своим друзьям дашнакцаканам», руководители которых Врамян, Арам Манукян, Ишхан принимались до этого как «советники правительства»112.

До этого, начиная с августа 1914 года, когда в Ване была арестована и расстреляна группа гнчакистских Деятелей, ванские городские организации армянских политических партий стремились всячески уладить кон-

______________________
108 Анри Барби, указ. соч., стр. 79.
109 Там же, стр. 154.
110 А. Ерамян, указ. соч., стр. 339.
111 Нансен, указ. соч., стр. 300.
112 В. Мирагенц, указ. соч., стр. 107—108.

[стр. 278]

фликт, не обострять отношения с властями, не прибегать ни к какому общему антиправительственному действию до подхода русских войск. Миссионерка ванского американского учебного заведения мисс Непи свидетельствует, что они «проявили похвальную мудрость и для успокоения своей горячей молодежи... запретили столкновения и приказали крестьянам молча переносить все.. Дали совет не мстить за сожженные села, чтобы со своей стороны не давать повода для всеобщей резни»113.

Многочисленные заявления руководителей этих организаций, в частности депутата османского парламента от Вана Врамяна (Оник Дердзакян), отношения патриаршества, письма содержали одну главную мысль— смягчить конфликт, уладить «недоразумение», предотвратить надвигавшуюся антиармянскую кампанию. В заявлениях на имя министра внутренних дел Талаата, султана, Джевдета, часть которых хранится в нашем историческом архиве114, они взывали к конституции, анализировали факты, корни конфликта, причины дезертирства, показывали, что «армяне если и вооружены, то лишь с целью избавления от резни между собою115», доказывали угрозу жестоких мероприятий турецких властей против армян для страны. Не только в этих посланиях, но и их практических действиях главным было сохранение мира, а не подготовка к восстанию, как это приписывали им турецкие власти. Вина национальных армянских партий, действовавших в Турции, в частности в Ване, заключается не в подготовке к восстанию, а, напротив, в неподготовленности к этому восстанию, в бесцельной деятельности, незнании своих конкретных задач и программы, в смутном представлении приближавшегося будущего. В конечном счете они не знали,

______________________
131 Великая война и армянский народ, стр. 47.
114 См. ЦГИА Арм. ССР, ф. 227, д. 416.
115 Архиепископ Завен, указ. соч., стр. 95.

[стр. 279]

что предпримет завтра правительство и какой должна быть в связи с этим их позиция. Эта их тактика, ожидания от турецкого правительства фактически продолжались до нападения турок на Ван.

В противоположность этой позиции армянских политических партий, «продолжающимся заявлениям патриаршества и моим личным и прочим прошениям, правительство постепенно увеличивало свои репрессии. Повсюду совершались обыски, искали оружие и революционные писания. Увеличились аресты, тюрьмы заполнялись невинными людьми. Армяне, находившиеся на государственной службе, снимались с должностей, армянские полицейские распускались, армянские солдаты разоружались и прикреплялись к рабочим отрядам»116. В создавшихся условиях армянским общественнополитическим руководителям Вана не оставалось ничего делать, кроме как показывать свою преданность властям, стремиться путем переговоров уладить конфликт. Однако этот конфликт не походил на армяно-турецкие столкновения предшествующих лет. Турецкое правительство уже осуществляло свою намеченную программу уничтожения армянского народа. Конечно, Джевдет предпочитал достичь этой цели «мирным» путем, т. е. принудить выполнить его требования, не вызывая подозрения у армян в отношении ожидавшей их трагедии.

Эту цель преследовал он, ведя через американского миссионера доктора Эшра, немецкого миссионера герра Спера, итальянского вице-консула Спортона, своего личного друга—французского консула переговоры с видными армянскими общественно-политическими деятелями. «В этих условиях, когда всё шло к несчастию, Джевдет всё ещё пытался усыпить нас. Он возобновил свои отношения с Врамяном, посещал его дом, заверял, что случившееся—не представляет собой ничего особенно-

______________________
116 Там же, стр. 93.

[стр. 280]

го, «с божьей помощью всё завершится хорошо»117. Он пытался ввести турецкие войска на территорию американской к германской миссий, обусловливая это необходимостью обезопасить жизнь европейцев. На деле же он хотел задушить в зародыше любую попытку сопротивления. Это ему не удалось, он получил отказ.

Тем не менее Джевдету удалось во время переговоров обмануть дашнакских деятелей Ишхана и Врамяна: первый из них под предлогом урегулирования столкновений в Шатахе был послан туда и по пути убит; под тем же предлогом Врамян был направлен в Багеш и убит в селе Хирч.

Потеряв надежду обманом завладеть Ваном, Джевдет обратился к вооруженной силе. Однако, когда 7(20) апреля турецкие войска подошли к армянской части Вана-Айгестану, ванцы уже были готовы отразить нападение врага. Будучи убежденными, что их ожидает та же участь, которая постигла сельское армянское население, они поднялись, чтобы оружием защитить свою жизнь и честь.

С этого дня началась героическая 27-дневная оборона армянского населения Вана против превосходящих сил врага.

Что представлял собой Ван? Сам город был окружен древними стенами, его пересекали узкие и кривые улицы; в городе имелся старый рынок, проживавшее в городе население было смешанным. Айгестан—часть города, в которой проживали главным образом армяне—занимал большую территорию, имел богатые сады, обрамленные деревьями улицы с канавами. Из 41 тысячи человек населения Вана 23 тысячи были армяне118, к которым теперь примкнули беженцы из окрестных ар-

______________________
117 Воспоминания Арменака Екаряна, стр. 191.
118 А—До, указ. соч., стр. 222; А. Дарбинян указывает иную цифру. Он считает, что в самом городе армян было 2500, а в Айгестане—20 тыся. См. указ. соч.. стр. 272.

[стр. 281]

мянских сел. Согласно Екаряну, в Ване всего скопилось 70 тысяч армян119.

Для руководства самообороной Вана из представителей армянских общественно-политических организаций был создан «Военный штаб»—высший орган, взявший на себя руководство обороной и защитой народа. Во главе него стоял Арменак Екарян, который в дни самообороны отличился своей находчивостью и мужеством, организаторскими и военными способностями. Членами штаба были Арам Манукян, «болгарин» Григор, Грант Галикян, известный художник Панос Терлемезян и другие. В подчинении военному органу были созданы другие органы—продовольствия, информации, красного креста и т. д., которые удовлетворяли самые различные нужды населения, прибывшего в город из окрестных сел.

Руководители самообороны стремились сохранить дружеские отношения с турецким населением города и в одном из обращений к нему говорили: «Турки, мы народы-соседи, не имеем вражды друг к другу. Вспомните, в каком положении были вы несколько месяцев назад, когда русские достигли Сарая. Мы проявили дружеское отношение, могли многое сделать, но не сделали—в то время как правительство имело лишь нескольких полицейских. Вспомните, что в эти дни мы дали друг другу слово жить в мире. Не прислушивайтесь к предательским речам Джевдета»120.

Основная часть осажденных войсками Джевдета находилась в Айгестане, другая часть—в городе. Их силы в Айгестане не превышали 1500 человек, а в самом городе было 100—120 человек121. Оружие едва достигало 700 винтовок старой и новой систем, с ограниченным коли-

______________________
119 Воспоминания А. Екаряна, стр. 195.
120 Там же, стр. 190.
121 Война и армянский народ, стр. 53; см. также Анри Барби, Указ. соч., стр. 156.

[стр. 282]

чеством патронов. «Это была вся наша вооруженная сила, ею мы должны были оборонять наши позиции, расставленные на расстоянии четырех, часов, против превосходящих регулярных и нерегулярных сил противника»,—рассказывает Екарян. Он пишет, что Дашнакцутюн, та «боевая» партия, которая «десятками лет говорила армянам страны и заграницы о необходимости вооруження народа, имела всего 133 винтовки и 150 револьверов системы «Маузер»122.

На первый взгляд, арсеналы турецкой армии, сооруженные правительством на господствующих позициях Вана после событий 1896 года, должны были свести нанет даже самую малейшую попытку самообороны. Однако организаторы обороны проявили большую военную находчивость, использовали удобные природные условия, соорудили линии обороны, баррикады, траншеи, подземные тайные ходы, создав стройную систему обороны. Для осуществления этих работ из нашедших в городе пристанище крестьян были созданы строительные отряды, которым помогали женщины и дети.

Регулярные турецкие войска насчитывали 7000 солдат, не считая несколько тысяч неорганизованных башибузуков, которые собрались в предвкушении грабежа. Турецкие войска имели 12 пушек, которыми руководили немецкие офицеры123, транспортные средства, владели портом Вана, имели суда, много боеприпасов, арсеналы.

Лицом к лицу стояли неравные силы; «одна сторона воевала за уничтожение, грабеж и насилия; другая сторона взялась за оружие для защиты своей жизни, очага и чести». Турецкое военное командование было уверено, что своими превосходящими силами, несколькими залпами артиллерии оно поставит на колени повстанцев и расправится со всеми теми, кто не захотел добро-

______________________
122 Воспоминания А. Екаряна, стр. 194.
123 В. Мирагенц, указ. соч., стр. 118.

[стр. 283]

БОЛЬНО отдаться ятагану. В дело была пущена артиллерия. «Из крепости начали стрелять тяжелые орудия старого образца,—рассказывает Арменак Екарян.—Их залпы потрясали воздух. Слева, справа, со всех сторон начали стрелять винотовки. Огонь лился вокруг нас. Это было первое крещение огнем... Вокруг нас неразбериха, шум и гам, вопли и плач»124.

Это первое крещение показало, что нелегко было сломить людей, поднявшихся на борьбу не на жизнь, а на смерть. Под огнем артиллерии и винтовок восстанавливались и укреплялись разрушенные укрепления, дети подносили патроны взрослым,женщины своим присутствием воодушевляли мужей и братьев—для отражения атак ненавистного врага.

За первые десять дней героической самообороны Вана турецкие вооруженные силы не добились никакого успеха. Джевдет дал передышку, чтобы обратиться к новой хитрости, путем обмана добиться перемирия, сломить волю осажденных. Начавший посредством американских и европейских миссионеров переговоры Джевдет предлагал сложить оружие и сдаться на милость правительству125. «Джевдет ждал более удобного повода и новой силы. Джевдет обманывал Врамяна и через него Дашнакцутюн, но ошибался, думая, что ему удасться обмануть других и народ»126.

16 апреля, на десятый день обороны Вана, руководство движения сопротивления говорило в своем воззвании к народу: «Борьба, которую вот уже десять дней мы ведем против презренного врага, является самой прекрасной, самой заветной и наиболее народной борьбой нашего национального освобождения. Враг—коварный и вероломный, варварский и громящий, кровожадный и дикий—хочет положить конец нашему существо-

______________________
124 Воспоминания А. Екаряна, стр. 197—198.
125 ЦГИА Арм. ССР, ф. 242, д. 29, лл. 52—54.
126 Воспоминания А. Екаряна, стр. 191.

[стр. 284]

ванию—национальному и личному. Но мы решили бороться, бороться за нашу жизнь, за наше имущество, за нашу веру, за нашу честь, за наших изнасилованных и оскверненных матерей и сестер, за существование всей нации. Наша борьба направлена против 600-летнего варварского и губительного господства, наша борьба против преступных, попирающих все человеческое и цивилизованное джевдетов, которые жаждут армянской крови и слез, провозгласили джихат против внешних врагов, но начали уничтожать всех крестьян—женщин и детей, младенцев и стариков, молодых и больных»127. Переговоры о перемирии, которые велись с 17 по 23 апреля естественно, ни к чему не привели. Осажденные не имели никаких гарантий, что в случае принятия условий противника, они не будут вырезаны, и героически продолжали борьбу. Наряду с упорством осажденных возрастала ожесточенность турецкого командования. Против защитников Вана было выпущено более 10 тысяч артиллерийских снарядов. Было разрушено около 300 домов128, убито более 600 человек129. Бои за Ван продолжались двадцать семь дней. «Двадцать семь дней, до 3(16) мая, армянский Ван с несколькими сотнями своих бойцов боролся всеми своими возможностями, терпя лишения, и обрек на бесполезность все средства и усилия военных и политических властей, которые стремились заставить сдаться или уничтожить поднявшуюся против них горсточку повстанцев»130.

Благодаря отважной самообороне населения Вана„ продвижению русских войск и в их составе армянских добровольцев, турецким варварам не удалось полностью осуществить свое намерение уничтожения армянского населения этого района.

______________________
127 А—До, указ. соч., стр. 309.
128 Война и армянский народ, стр. 53.
129 Егише Гегамянц, указ. соч., стр. 624.
130 А. Дарбинян, указ. соч., стр. 272.

[стр. 285]

В первые дни мая 1915 года баязетские части русской армии под командованием генерала Николаева уже вступили в Беркри и двинулись к Вану. В одном из своих приказов он призывал армянских добровольцев подоспеть на выручку осажденным в Ване своим братьям и сестрам131.

Опасаясь надвигавшегося удара русской армии, Джевдет был вынужден прекратить осаду Вана и 3 (16) мая обратиться в бегство, уведя с собой большую часть мусульманского населения окрестных сел Вана. Армянское население Вана (восторженно встретило своих освободителей, свободно вздохнуло. В одном из воззваний руководства самообороны к народу от 8 (21) мая читаем: «Продвижение победоносной русской армии открывает новую эпоху для бесправного народа нашего города и уездов. В эти дни мы переживаем конец векового рабства и политического угнетения. Ныне мы празднуем возрождение созидательного духа армянского народа132.

Несмотря на отдельные вспышки мести, армяне с великодушием отнеслись к оставшимся в Ване курдским и турецким женщинам и детям. Очевидец пишет: «Нельзя было без волнения видеть армянских солдат, которые вели турецких женщин, девушек и мальчиков в американскую школу, говоря им: «Не плачьте, для вас нет никакой опасности, мы имеем дело только с Джевдетом, который разрушил и наш дом, и ваш дом»133.

Ван был свободен от кровавого турецкого господства всего 80 дней, до 18 июля 1915 года (по старому стилю). В городе был восстановлен порядок, были предприняты шаги по восстановлению разрушенных строений, оказания помощи сиротам, организации борьбы против

______________________
131 ЦГИА Арм. ССР, ф. 121, оп. 1, д. 6, лл. 6—7.
132 Архив Армянского филиала ИМЛ, ф. 4047/1, д. 81, л. 4.
133 В. Мирагенц, указ. соч., стр. 126.

[стр. 286]

эпидемий и вообще по установлению нормальной жизни.

В эти дни радостное воодушевление господствовало от Вана до Закавказья. Непрестанное оживление и движение началось от Варага и Сипана до седого Масиса. С Кавказа многочисленные интеллигенты отдельными группами посещали исторические места Васпуракана. Однако вскоре турецкая армия перешла в наступление в направлениях Битлис-Ван и Муш-Маназкерт. Русская армия оставила Маназкерт, Арчеш, Ван и отступила в Алашкерт. 200-тысячное армянское население Васпуракана оказалось перед альтернативой: остаться на месте означало без всякого сомнения быть приговоренным к смерти; идти вслед за русскими частями означало покинуть родные очаги, стать беженцами, надеяться на случайности в преодолении всяких трудностей. Армяне предпочли уход с родных мест. Руководствуясь принципом «кто может-пусть спасается», армяне начали отступление к Кавказу—в Игдир, Эчмиадзин, Ереван и Тифлис, дав по пути 40 тысяч жертв. Кавказа достигли всего 150 тысяч человек, многие из которых вскоре умерли от голода, холода, болезней и т. д. «Картина была ужасной... На каждом шагу—больные и трупы, стоны, вопли страданий»134.

Отступление от Вана было неорганизованным. Согласно Екаряну, оно было оставлено на самотек. «Переселение началось—страшное и горестное переселение,— пишет он.—Никакие препятствия не могли остановить народ. Дорога от Вана до Игдира была покрыта нескончаемыми толпами ввергнутого в панику народа. Смешались женщины, мужчины, юноши, животные, повозки; «мать забыла о младенце»—как говорит народ... Мать потеряла своего сына, отец—свою семью, плач и вопли со всех сторон. Сжимающая сердце картина, которую

______________________
134 Война и армянский народ, стр. 62.

[стр. 287]

не в состоянии описать никакое перо. Толпа двигалась медленно, в отчаянии, как табор смерти.

...Руководства не было вовсе... Не было мощной руки, которая руководила бы этой отчаявшейся толпой»135.

Отступавшие массы народа подверглись нападению курдов у Беркри—в ущелье Дондурме. Паника ещё более усилилась. Единственной надеждой на помощь были русские части и армянские добровольческие группы. Но они не всегда были в состоянии оказать помощь армянским семьям, лишенным продовольствия, транспортных средств, встречавшим на пути своего отступления многочисленные непреодолимые трудности и препятствия.

Спустя пять дней после ухода из Вана русской армии и подавляющего большинства армянского населения, Джевдет с небольшим отрядом всадников вступил в Ван и «сам удивилися панике русских»136. Турецкий палач с неумолимой жестокостью перебил оставшихся в городе армян137. Спустя короткое время русская армия вновь взяла Ван и на этот раз укрепилась в нем. А армяне, желавшие возвратиться в Ван, встретили многочисленные трудности и искусственные препятствия, которые чинили царские военные власти.

Вот как описывает Ван в зимние месяцы 1915—1916 гг. современник: «Это некогда многолюдная и оживлен.ная столица древнего Васпураканского царства вследствие отступления русских войск в 1915 году превратилась в обширную кучу руин, среди которых здесь и там возвышались чудом уцелевшие дома»138. Вот во что превратился один из культурных центров Западной Армении, после чего он навсегда прекратил играть свою прежнюю роль в жизни армянского народа.

______________________
135 Воспоминания А. Екаряна, стр. 249.
136 А. Ерамян, указ. соч., стр. 341.
137 Брайс, указ. соч., стр. 646.
138 ЦГИА Арм. ССР, ф. 121, оп. 1, д. 8, лл. 28—30.

[стр. 288]

Обстоятельное изучение провокационной позиции, занятой с самого начала в районе Вана турецкими властями, а также вопросов самообороны армянского народа полностью опровергает многочисленные заявления турецкого правительства, которые они делали, начиная с мая 1915 года, пытаясь в своё оправдание доказать, что в отношении армянского народа якобы не было насилия до середины апреля 1915 года, и что турецкое правительство взялось за оружие, побуждаемое к этому начавшимся восстанием в Ване. «Выдуманный предлог,—пишет академик Е. Тарле,—мнимый «бунт» армян в Ваее (20 апреля 1915 года) был лишь случайным поводом к началу избиений и высылок (равносильных истреблению)»139.

24 мая 1915 года правительства Франции, Великобритании и России сделали заявление турецкому правительству в связи с его антиармянскими действиями. В этом заявлении, в частности, говорилось: «В течение всего последнего месяца в Армении происходит резня армян курдами и турками, при явном попустительстве, а иногда и при прямом содействии оттоманских властей. В половине апреля резня армян имела место в Эрзеруме, Дергане, Эгине, Битлисе, Муше, Сасуне, Зейтуне и во всей Киликии; поголовно вырезаны жители сотен деревень в окрестностях Вана; в самом Ване армянский квартал осаждался курдами. В то же время в Константинополе Турецкое Правительство подвергает арестам и небывалым притеснениям мирное армянское население.

В виду этих новых преступлений, совершаемых Турцией против человечности и цивилизации, Союзные правительства России, Франции и Англии сим публично объявляют Порте, что они возлагают личную ответственность за эти преступления на всех членов Турецкого Правительства, а также на тех его местных представи-

______________________
139 Е. Тарле, указ. соч., стр. 401.

[стр. 289]

телей, которые окажутся причастными к подобной резне»140.

В своем ответном заявлении, которое было опубликовано 3 июня 1915 года, турецкое правительство с циничной ложью утверждало, что в турецком государстве «не происходит резни армян»141, а предъявленные союзниками обвинения объявлялись абсолютно ложными142. Затем правительство убийц Энвер-Талаат пыталось приписать армянам какие-то нападения и резню турецкого и курдского населения. Выдвигались факты организованного на Кавказе добровольческого движения, бегства и присоединения к добровольцам депутата османского парламента Гарегина Пастрмаджяна (Армен Гаро), мнимой связи армян в Зейтуне и Адане с французскими и английскими агентами и прочие лживые и тенденциозные измышления.

Эти «аргументы» опирались на несколько «документов»: на мнимый манифест Николая II армянам Османской империи, призывавший их поднять мятеж. Однако, подобного манифеста никогда не существовало; на различные резолюции, газетные материалы армянских политических организаций, побуждавших западных армян поднять знамя борьбы против младотурецкого режима. Эти материалы, действительно, свидетельствовали о сочувствии армянских национальных партий делу Антанты и, в частности, России и даже решение их содействовать этому делу. Но, как справедливо отмечает А. Мандельштам, они «не позволяют ни коим образом заранее судить о поведении всей огромной массы армянского народа в Турции»143.

В опубликованном турецким правительством официальном документе—в «Verite...»144 говорилось: «Повторе-

______________________
140 ЦГИА Арм. ССР, ф. выписок, д. 45, л. 25.
141 Архиепископ Завен, указ. соч., стр. 105.
142 Там же, стр. 106.
143 Вестник архивов Армении. № 1 (10), 1965, стр. 98.
144 См. «Verite.,.», стр. 10, 15.

[стр. 290]

ние подобных фактов во всех частях Турецкой империи и первостепенная необходимость обеспечить внутреннее спокойствие и внешнюю сторону страны сделали необходимым удаление армян из местностей, где присутствие их рассматривалось как вредное; именно это обусловило необходимость перемещения их в районы, более безопасные и исключенные от иностранного влияния». Таким образом, все представлялось в кривом зеркале, якобы депортация армян была проведена для обеспечения коммуникаций армии, предотвращения угрозы со стороны армян страны, спасения мусульманского населения. Это мероприятие признавалось крайне необходимым. Фарисейски говорилось о том, что «императорское правительство приняло все возможные меры для защиты жизни и имущества выселенных армян, и никогда не переставало уважать их политические права»145.

Однако, вершины цинизма турецкое правительство достигло своим заявлением о том, что «революционное движение армян было подавлено, не вызвав какую-либо резню». И это говорилось тогда, когда уже выселялось население армянских вилайетов, был предан огню Муш, перебиты трапизонцы, не существовало более армянского населения Вана, было выселено большинство населения Киликии!

Когда 27 июня 1915 года патриарх Завен посетил великого везира Саид Халима для получения официального разъяснения о трагической судьбе армянского народа, турецкий премьер ответил перечислением тех же «обоснований», заявив, что могли быть и лишние жертвы146.

Следовательно, превращение Ванского восстания в главную причину было лишь неудачным сокрытием того чудовищного плана, который был разработан против армянского народа.

______________________
145Там же; см. также Гутман, указ. соч., стр. 11.
146 Архиепископ Завен, указ. соч., стр. 122.

[стр. 291]

Естественно, младотурецкие главари-убийцы стремились всячески оправдаться перед международным общественным мнением, приписывали армянам все грехи, обвиняли их в том, что они сами начали выступление. Если армяне и совершали нападения, то они действовали в целях защиты своего имущества и прежде всего своей жизни, а не порабощения других, овладения их достоянием. Усилия турецкой и немецкой пропаганды в обвинении армян в том, что они явились первыми зачинщиками этих событий, имели цель ввести общественное мнение в заблуждение. Однако антиармянские варварства турецких правящих кругов были столь неприкрытыми и очевидными, что все усилия скрыть их находили защиту только у подкупленных турецким золотом европейских газет.

Во-первых, как это мы увидим ниже, до первых турецких залпов по армянскому населению Вана—до 20 апреля 1915 года, турецкие власти уже за 12 дней до этого—8 апреля—приступили к выселению армян из Зейтуна. Первые караваны зейтунских армян достигли Сирии 19 апреля 1915 года147.

Следовательно, официальные турецкие заявления, опубликованные в печати сообщения, которые перепечатывались рядом подкупленных европейских газет, преследовали цель дезориентировать международное общественное мнение, представить оборонительную борьбу армянского населения Вана в качестве восстания и тем самым замаскировать свою политику массового уничтожения армянского народа. Одна лишь хронология Депортации и резни армянского народа—в апреле-мае— Киликия, в июне-июле—армянские вилайеты, в августесентябре—западные и юго-восточные районы—показывает, что это была «продуманная, систематическая по-

______________________
147 Брайс, указ. соч., стр. 627.

[стр. 292]

пытка искоренения армянского населения во всей Оттоманской империи»148.

Выступая в защиту антиармянской политики турецкого правительства, официальные германские круги и, в первую очередь, посол Германии в Константинополе Вангенгейм, сознательно искажали происходившие в Турции события, представляли их в кривом зеркале. Весть о начавшейся депортации армян германское посольство представляло 6 мая 1915 года в качестве «обширных предупредительных мер турецкого правительства против распространения армянского движения». Вангенгейм сообщал в Берлин, что в Ване «армянский народ имел в изобилии оружие и взрывчатые вещества»149, а отсюда эта лживая весть распространялась немецкими газетами с сочувствующих Турции позиций. В своем донесении за № 44 посол сгущенными красками описывал «значение армянских мятежей», лгал, что «армянское движение значительно более распространено, чем полагают ныне», что оно за последние недели приобрело «тревожный» облик и по этой причине правительство «предпримет строгие карательные меры» и т. д.150. В своем послании канцлеру Бетман-Гольвегу от 7 июня 1915 года он не скрывал, что «на деле правительство преследует цель уничтожения армянской нации в Турецкой империи»151.

Английский историк Тойнби считает, что турецкие и немецкие версии относительно восстания и предательства армян были в состоянии обмануть лишь наивных. Он выдвигает ту простую логическую сторону вопроса, что армяне выселялись по всей стране, а в глуби Анатолии, в местностях, находящихся вдали от театра воен-

______________________
148 Там же, стр. 648.
149 См. А. Ташян, указ. соч., стр. 12.
150 См. там же, стр. 12.
151 F. Macler de Nation Armenienne. Son passe, ses Malheurs, Paris, 1923, стр. 57.

[стр. 293]

ных действий, они никак не могли сотрудничать с противником, и, следовательно, карательные меры в отношении их не могут быть никак обоснованы152. Далее Тойнби отмечает, что «не было никакой вспышки мусульманского возмущения против армян-христиан. Все было сделано по желанию правительства и было сделано не исходя из какого-то религиозного фанатизма», а по политическим целям153. Эту же точку зрения защищает и Генри Моргентау.

Касаясь вопроса самообороны Вана, Моргентау пишет, что это было ничем иным, как оборонительным шагом для защиты армянами «чести их жен, своей собственной жизни—после того, как турки вырезали тысячи их соседей, показав, какая судьба их ожидает». Он опровергает турецкую версию о необходимости депортации армянского населения и на фактах доказывает, что целью Энвера и Талаата являлась резня армян154.

Это же подтверждают и другие источники. Германский консул в Эрзеруме Шойбнер писал 16 мая 1915 года: нет повода угрозы восстания со стороны армян, следовательно меры депортации остаются «жестокими и необоснованными». Организаторы резни повсюду признают,—продолжает он,—что их конечной целью является уничтожение армянской нации в Турции. После войны армян в Турции более не будет155.

Это подтверждается дикостями турецких властей, осуществленными во всех населенных армянами местностях Турции. Тойнби насчитал пятьдесят таких пунктов—городов, сел, целых районов. Не имея возможности останавливаться на каждом из них в отдельности, мы опишем происшедшее в основных районах.

______________________
152 A. Toynbee, Armenian Atrocities, d. 69.
153 Там же, стр. 7.
154 Н. Morgenthau, Ambassador Morgenthau's Story, p. 300, 318.
155 Ф. Маклер, указ. соч., стр. 56.

[стр. 294]

В Эрзерумском (Каринском) вилайете антиармянские эксцессы приобрели большой размах ещё до начала военных действий на Кавказском фронте. Участились провокации, насилия, угрозы и убийства.

Патриарх Завен рядом фактов доказывает, что антиармянские мероприятия Иттихад начал осуществлять еще в апреле 1914 года. Он упоминает тайные совещания члена Центрального Комитета Иттихада эрзерумца Назыма Назми с наместником Битлиса (Багеша) и последовавшие вслед за этим антиармянские провокации. На основании анализа этих фактов он приходит к выводу, что ещё тогда «в правительственных кругах Турции готовился заговор против армян»156. В своих воспоминаниях он приводит выдержки из посланий предводителя армян Карина, в которых содержатся многочисленные факты об обысках армян, притеснениях, репрессиях, обвинениях их в мятежах, восстаниях, арестах и т. д. «Как видно,—говорилось в послании от 14 октября 1914 года,—в этой стороне начался период политических преследований армян, и тюрьмы, как раньше, заполняются армянами, появились признаки тюремных избиений и истязаний, вопли которых доходят до нас»157.

В первый период войны поражения турецкой армии, продвижение русских войск, наличие в составе последних армянских добровольцев, распространение о них преувеличенных слухов и сознательное возбуждение в Карине турецкими государственными органами антиармянских настроений значительно усилили антиармянские настроения мусульманского населения. В первую очередь были разоружены солдаты-армяне, которых свели в рабочие отряды и направили на тыловые работы. В ноябре 1914 года уже было выселено армянское на-

______________________
156 Архиепископ Завен, указ. соч., стр. 72.
157 Там же. стр. 68.

[стр. 295]

селение ряда сел Каринского вилайета, хотя «во всей губернии не было никакого признака мятежа»158».

Очевидец следующим образом описывает события в Каринском вилайете до начала массовой резни:

«После начала войны 1914 года известный предводитель бандитов Чхурци Муса бек со своей бандой, направляясь на Басенский фронт, прошел через Хнус и опустошил армянские села. К этим событиям правительство отнеслось с полным равнодушием.

26 чисто армянских сел Хнуса... в дни объявления войны были разорены и опустошены.

...Народ отдавал всё без всякого ропота. В лютый зимний мороз для доставки отважным османским воинам продовольствия армяне переносили на себе хлеб и боеприпасы из Хнуса в Басен, и на пути этих перебросок бураны и мороз нередко отнимали жертвы у армян.

...В начале марта 1915 года видные лица центра и сел Хнуса были арестованы, как политические преступники были заключены в тюрьмы и после недели заключения были высланы в Карин, а оттуда в Кесарию. Но эти несчастные не увидели Кесарии... В начале мая, когда русская армия продвинулась вперед, заняв Буланг, конный полк курдских гамиде потерпел страшное поражение, отступил в Хнус и начал свои адские действия в отношении нас, армян. По указанию и попустительству правительства варвары-курды стали вырезывать армянские села.

Начиная с 1 мая 1915 года они нападали поочередно на армянские села, грабили и убивали. 6 мая настал черед нашего села. В нашем селе было 30—40 домов. Турки, узнав об этом и видя дикости курдов, в первый день, когда курды напали на наше село, дружески нас защитили; в первый день наступления курдов группа армянских юношей, заняв позиции в определенном месте, сражалась до вечера, но после того, как, к сожалению, иссякли боеприпасы, они расстались друг с другом и каждый спасся как мог. После 15—20 дней резни на Хнусской равнине правительство запретило гамиде продолжать резню; равнина несколько начала успокаиваться. Оставшиеся в живых несчастные, нашедшие убежище в горах, испытывая голод и видя, что резня прекратилась, спустились на равнину, пришли в села жандармы, которым правительство поручило охранять армянские села, собрали и аре-

______________________
158 А. Ташян, Указ. соч., стр. 215.

[стр. 296]

стовали этих людей; арестованные были отправлены в центр. Когда их вели в центр, брошенные на дорогах трупы вызывали ужас и отвращение. Жандармы, которые вели нас в центр Хнуса, по пути жестоко избивали до смерти; жандармы были верхом, они гоняли нас как скот, стегали и заставляли бежать. Мы, испугавшись, едва бежали, а они нагоняли нас на конях, нещадно стегая отстававших. Наконец, трехчасовый путь мы прошли за час, и когда достигли двери правительственного здания Хнуса, по приказу начальника уезда н?.с повели в тюрьму, в подвалах которой были сотни армян. Они плакали и стонали. Через несколько дней после ареста, нас группу из 600 душ, сослали в Карин»159.

Можно привести множество доказательств того, что подавляющее большинство армянского народа было совершенно лояльно по отношению к турецким властям и честно выполняло свои гражданские обязанности. Немецкий командир Каринской крепости Поссельт в своем донесении от 26 мая отмечал, что «отношение армян безупречно». Он отрицал надуманные обвинения Иттихада в отношении армян, отмечая, что невозможно, чтобы солдаты-армяне стреляли в своих турецких товарищей: армяне всегда использовались в тылу160.

Германский консул Карина также писал, что «военные соображения», выдвинутые для выселения армянского населения, не существуют вовсе, что «выселялись преимущественно женщины и дети», что «от местных армян не ожидается восстания», что это «бесцельная ссылка» и т. д.161.

Вряд ли следует увеличивать число свидетельств, приводить факты для того, чтобы показать, что с военной точки зрения не было никакой необходимости в выселении мирного населения, в его резне тем более, что это население было безоружно, неорганизованно, заранее лишено мужчин, не имело и намерений восставать.

______________________
159 ЦГИА Арм. ССР, ф. 57, оп. I, д. 612, лл. 1—3.
160 А. Ташян, указ. соч., стр. 10.
161 Там же, стр. 15.

[стр. 297]

В данном случае попирался закон, принятый самим турецким правительством, согласно которому за военными властями сохранялось право в случае сомнения без суда и следствия выселять население городов и сел. А для такого сомнения не было никакого основания.

Эрзерумский епархиальный предводитель епископ Смбат Саатетян писал 17 сентября 1914 года патриарху Завену:

«Армяне до сих пор руководствовались и должны руководствоваться разумом; каждый на призыв о выполнении своего воинского долга ответил личной явкой или выплатой выкупа. Армяне прилагают все силы для того, чтобы не вызвать даже малейшего подозрения к себе; всё это турки и круги Иттихада и правительства прекрасно знают, но нам кажется, что они хотели бы создать повод для того, чтобы показать, что армяне не надежны... хотя правительственные круги всегда дают на наши заявления успокоительные ответы о том, что ни один турок не может совершить нападения на армянина или христианина, в противном случае будет самым строгим образом наказан... и т. д. Но чем объяснить то обстоятельство, что в Кыхе один иттихадист по имени Мидхат, возвратившийся на этих днях из Карина, созывает собрания, в которых участвуют только турки, отдает распоряжения об организации милиции, раздает оружие только мусульманам и требует держать в тайне от армян их совещания—как об этом сообщает нам руководитель армянской общины Кыха»162.

Еле унесший ноги с Сарыкамышского фронта Энвер по пути в Константинополь лично инструктировал местные турецкие власти относительно организации резни армянского населения. Остановившись в Карине, он созвал специальное совещание у губернатора136. По его непосредственному приказу в городе были расстреляны несколько десятков армян164. Ряд источников свидетель-

______________________
162 Архиепископ Завен, указ. соч., стр. 67.
163 ЦГИА Арм. ССР, ф. 57, оп. 1, д. 636. л. 17.
164 См. В. Мирагенц, указ. соч., стр. 53; Брайс, указ. соч., стр. 142, 222.

[стр. 298]

ствует о той активной роли, которую сыграли в этом деле находящиеся в Карине немецкие представители Шнопер, Андерс, Шёбнер и другие, которые инструктировали, тренировали отряды четников, осуществлявших резню, занимались подстрекательством толпы, похищением армянских девушек165.

Эту же работу Энвер провел и в других городах, населенных армянами. Прибыв в апреле в город Кемерек, находящийся между Себастией и Кесарией, в котором 10 тысяч из 13 тысяч населения были армяне, он отдал приказ вырезать всех армян166.

На Сарикамышском фронте турецкая армия потерпела жестокое поражение. Повсюду господствовала паника. Быстрое продвижение и занятие Карина русскими войсками представлялось в Турции невозможным только самым оптимистически настроенным людям. Однако прекращение наступления русских, что было обусловлено во многом неудачами на западном фронте, неполный разгром турецких частей позволили турецкому командованию придти в себя и не только сохранить военный кулак, организовать фронт, но и осуществить свою преступную программу в отношении армян Басена, Алашкерта, Буланга, Ахлата и других районов. Еще до событий в Ване были разграблены 50 армянских сел Алашкерта, Диадина, Баязета, а население их—вырезано167.

Наряду с неудачами турецких войск усиливались шовинизм, пропаганда пантюркизма. В школах распевали пантюркистские песни168. В самом Эрзеруме создалось ужасное положение. В городе и районах свирепствовал тиф. «Заболевание настолько распространилось, что город превратился в открытую могилу для мертве-

______________________
165 Анри Барби, указ. соч., стр. 17.
166 Тюрапян, указ. соч., стр. 90—92.
167 С. Акуни, указ. соч.. стр. 34.
168 ЦГИА Арм. ССР, ф. 227, д. 422, л. 4.

[стр. 299]

цов; каждое утро на каждой улице или рынке из-под снега доставали десятки умерших, которые ночью добоались до города, но не найдя больницы, которая могла бы их принять, были вынуждены остаться на улице и так умереть»169.

В больницы были превращены дома и школы армян. Однако, ничто не могло побороть сеющую смерть эпидемию.

А турецкие власти вместо того, чтобы направить средства и усилия народа на преодоление ужасав войны, сами еще более осложняли положение, искусственно толкая народ на братоубийственную войну. Под угрозами армян города принудили разрушить братскую могилу русских солдат, павших в 1829 году, и памятник поставленный в их честь170. Армян-служащих английского и французского консульств выслали в Кесарию, а трех чиновников-армян при русском военном атташе без суда повесили171.

Для развертывания антиармянской пропаганды и вооружения турецкого населения в Эрзерум Центральным Комитетом Иттихада были посланы Ахмед Хилми бей172, один из главарей младотурок доктор Назым и другие, которые 5 апреля 1915 года, т. е. до восстания в Ване, организовали за городом многолюдный митинг, на котором и иттихадистские ораторы и муллы в своих выступлениях подстрекали фанатичную толпу, призывали ее уничтожить армян, угрожали всем, кто будет защищать армян, предоставлять им убежища. Провокационные сходки такого рода были организованы и позднее.

В Государственном историческом архиве республики хранится один документ, озаглавленный «Причина и

______________________
169 ЦГИА Арм. ССР, ф. 227, д. 420, л. 10.
170 Архив Армянского филиала ИМЛ, ф. 4047, оп. 1, д. 142, л. 35.
171 Брайс, указ. соч., стр. 222.
172 ЦГИА Арм. ССР. фонд выписок, д. 40, л. 17.

[стр. 300]

история выселения армян Карина в июне 1915 года, рассказанная сведущими и внушающими доверие очевидцами—турками, персами и арабами». Документ этот содержит весьма примечательные свидетельства. Один из участников одного из антиармянских митингов, турок-очевидец пишет:

«В мае 1915 года глашатай пригласил на митинг всех турок за город—в место, указанное Киочк-пашой, Собралось более 10 тысяч турок, армян туда не пустили. Начал говорить вали Тахси-паша; он сказал: к сожалению, должен сообщить вам, что армяне отняли у нас Ван и сдали его нашему врагу—Москве. Армяне представляют большую опасность для нашего правительства, следовательно, где армянин—там и опасность повторения печальной ванской истории. Спрашиваю вас—как мы должны отнестись к армянам? Весь народ закричал: вырежем уничтожим гявуров. Выступил Сейфулла... Все собрание в один голос закричало: убьем, уничтожим армян, гявуров. Затем говорил Мефер, предложивший вырезать беспощадно всех армян, взрослых и детей, и избавить страну от них; он сказал: мы в 1895—1896 годах пощадили детей, но как ошиблись—пощаженные нами эти дети сегодня выросли и как добровольцы воюют с нами, убивают нас, отнимают Ван и есть угроза, что отнимут и другие города из наших рук. Митинг единогласно решил беспощадно вырезать всех армян. Однако доктор Назым предложил не проливать крови в городах и селах, потому что говорил он, трупы будут гнить и возникнут болезни, лучше угнать армян в далекие пустынные места, там убить и бросить в воду. Так л было решено, и резолюция телеграфом была направлена в Константинополь»173.

Эти призывы и организационные мероприятия вскоре самым диким образом проявились на практике. В первую очередь, в начале мая было выселено армянское население сел равнины, часть которого, вырвавшись из когтей смерти, нашла пристанище в Эрзеруме, который пока не стал местом скопления беженцев и массовой резни. Ужасное санитарное и продовольственное положе-

______________________
173 ЦГИА Арм. ССР, ф. 57, оп. 1, д. 632, лл. 17—18.

[стр. 301]

ние, холодная зима дополнили те мучения, которые перенесли лишенные дома и крова армянские женщины и дети.

В рассказах очевидцев о депортации и резне армянского населения Эрзерумского вилайета и окрестных мест174, в документе «Воспоминания о страданиях, выселении и резне армянского народа Эрзерумского уезда» содержатся ужасающие подробности выселения и резни населения армянских сел. Ниже с некоторыми сокращениями мы приводим второй документ.

«Караван села Карина двинулся к Мамахатуну тремя большими группами. Первая, состоявшая из жителей сел Гарарз, Одзни, Чифтлик, Кез и Арцати, вторая—из жителей сел Кан, Нличе, Дзитог, Мутуркан, Хиндзк, Двник и других—достигли Мамахатуна, когда третья группа еще не тронулась в путь.

Первая группа без общей резни достигла Ерзнки; вторую группу начиная с Мамахатуна начали громить, только остатки ее присоединились к первой группе, которая сидела к югу от Ерзнка на берегу Евфрата. Третья группа, состоявшая из населения Умосдума, Пателина, Таргуни, Уздадзора, Ерканиста, Норашена и других сёл, достигла Мамахатуна, а оттуда, сопровождаемая местным каймагамом и четниками, продолжила путь до Хауха и Пириза, где почти все были перебиты, а спасшиеся беглецы прибыли в Карин и рассказали в епархии о том, что с ними произошло. Не забуду сказать, что когда начали разрушать села, правительство объявило, что Карин не должен быть разрушен; села были разрушены, потому что проживавшие в них армяне были виновны и преступны. Вот так, обманывая с одной стороны горожан, уничтожая с другой стороны крестьян, наступило 15 мая...

Город стал волноваться, все пошло верх дном. Опасность выселения и резни пронизала сердца всех и свела кишки... Наместник, во-первых, отверг весть об избиении крестьян, скрыл о постигшем их бедствии и поклялся, что только часть армян города должна удалиться, и то до Харберда, со стороны правительства будут даны все средства обеспечения...

Крестьяне, спасшиеся от резни в Хаухе и Ниоизе, уви-

______________________
174 Там же, ф. 227, д. 482.

[стр. 302]

дя, что и в городе найдутся люди, которые подобно им будут обмануты и будут угнаны, чтобы окрасить своей кровью чужие земли, вновь заполнили епархию, имея единомышленниками большую часть ремесленников города, вновь разъяснили совершившиеся события и просили не выходить из города, поскольку повсюду смерть является судьбой несчастною армянина и повсюду смерть одна.

Жалоба несчастных крестьян и ремесленников была неслыханной.

...Первый городской караван поднялся без шума; едва вышли за ворота города, как в епархию прибыл еще один составитель списков, который сообщил целому ряду торгов цев и владельцев магазинов черную весть о том, что они через пять дней также должны покинуть город. Все те, кто не был занесен в списки второй группы, вместе с занесенными в списки бросились на рынок, начали продавать свои вещи, чтобы не быть застанутыми врасплох в тот день, когда и им будет объявлено об удалении из города. Полиция запрещала им торговать, пытаясь убедить, что они должны остаться, но кто мог в это поверить, когда черная действительность возвышалась как вишап.

Без ропота и криков подготовилась вторая группа и тронулась в путь в назначенный день; для того, чтобы обмануть их правительство приказало сопровождать их 250 полицейским—как средство охраны, идти по линии Баберда, потому что дорога на Мамахатун, якобы, перерезана курдами, между тем как действительность была совершенно иной. Так как дорога на Мамахатун была переполнена трупами крестьян, а в самом Мамахатуне и окрестностях скопились без крова, под открытым небом жены и дети несчастных крестьян, то это положение должно было взволновать горожан и могло дать повод обращения к необходимым средствам; поэтому правительство сочло за разумное повести вторую групy через Баберд к Ерзнка, поскольку оно имело много средств для действия и кто мог лишить его этих средств.

Вторая группа едва достигла села по названию Иличе, которое находится в 15 верстах от Карина, когда было объявлено о том, что через два дня должна тронуться в путь третья группа. Эта группа также подготовилась без ропотания, не страх все более усиливался; про первую группу распространялись упорные слухи, что по дороге их постигла участь крестьян, мужчины перебиты, женщины и дети едва сумели достичь Кыха. Слух этот все более приобретал страшны]"!

[стр. 303]

облик: стало абсолютно известным, что для всех запланирована та же участь. Но что мог предпринять несчастный каринец, поскольку не имел руководящей силы, поскольку молодежь не была с ним, а те, кто были—арестованы и брошены в тюрьмы? Каринец отныне не мог действовать, потому что не было крестьян, которые прикрывали его тыл, они были перебиты до каринцев и сами каринцы равнодушно взирали на то, как вырезывают крестьян, думая, что крестьяне виновны, и потому занимают внимание правительства. Единственной надеждой каринца остались обращения и просьбы отца предводителя епархии. Несчастный предводитель, позабыв о проповеди Моисея «око за око», стучался своим посохом в двери наместника, официальных органов и германского консульства. Повсюду в ответ одна и та же песня, повсюду с сотнями клятв опровержение бедствия, свершившегося с армянами. Наместник принимал все меры для того, чтобы обмануть отца предводителя, пользуясь его доверчивостью, и всячески стремился вывести народ из города, разоружить его и изгнать из родных мест. Оказанный радушный прием и отдаваемые лживые распоряжения об обеспечении безопасности армян, наконец, убедили епископа Смбата, который, возвратившись в епархию, стал сам в свою очередь убеждать народ, что наместник оказал милость, предоставив каринцам безопасность всякого рода.

Так или иначе, но из города удалилась и третья группа, численностью значительно больше, «ем первые, состоящая в основном из ремесленников. По примерным подсчетам в труппе было 15 тысяч взрослых и детей, 4000 повозки, запряженные быками и лошадями; в этой группе находился и я, несчастный..

Был дождливый день, 5 июня, когда мы вышли из города; прослезилась природа, чтобы смешать свои слезы со слезами детей и невинных. Толпа двинулась на запад, к дороге «бедствия». Сгорбленные старики, детишки и девушки в черном двинулись в путь... Государственное шоссе было занято нашим караваном; двигался целый город, а не путники. В этот день достигли селения Иличе, где подверглись тщательному обыску; от нас отняли даже ручки и вообще не оставили никакого орудия для рисования. На еле Дующий день к нам присоединились 250 полицейских во главе с сотником Нури эфенди; так мы двинулись к Баберду. Когда ночью мы укладывались на отдых в каком-либо месте, можно было подумать, что там строился белый город. На-

[стр. 304]

конец, достигли Баберда; по дороге видели только труды молодых армянских солдат, разбросанные здесь и там. Не забуду сказать, что пройденная нами дорога к Баберду не могла считаться путем избиения армянских жертв, потому что этим путем не шли до нас никакие беженцы. Все крестьяне прошли по дороге на Мамахатун, нам же не позволили идти по этой дороге, чтобы мы не увидели лежавшие на ней холодные трупы взрослых и детей, не увидели бы несчастных красивых крестьянских девушек, которых специально оставили в разных местах на дороге—для удовлетворения низменных страстей проходящих здесь турецких солдат. В отношении нас было приказано доставить нас в сохранности в Камах (в двух днях пути от Ерзнка на юг), для того, чтобы там уничтожить; это распоряжение хранилось от нас в строжайшей тайне.

До Баберда мы не имели существенных потерь; после пятидневного отдыха здесь, двинулись к Ерзнка. Опять не было никаких изменений. По пути нас догнали наместник Карина Хасан-Тахси бей вместе с наместником Трапизона и каймакамом Баберда, вместе с нами они вошли в Ерзнка. Город нас не принял, для нас было выделено место за городом, на дороге к Камаху.

... Наш караван двинулся в ущелье, чтобы идти к Камаху, но какая ужасная картина предстала перед нами и какой невыносимый смрад! На обоих берегах Евфрата валялись в несчетном количестве трупы людей всякого возраста и пола, тела уничтоженных армян175. Юноши-удальцы, раскинув руки, лежали на спине, подставив солнцу грудь. Красивые девушки, ухватившись за шею своего брата, отца или матери, лежали бок о бок с ними, погрузившись в глубокий, очень глубокий сон. Маленькие дети, заколотые штыками, лежали под камнями или в яме, положив руки на свои раны и так умерев.

... Чем дальше мы продвигались, тем ужаснее становилась картина...

Наш караван видел всё это, и неверными шагами отчаявшихся людей двигался вперед; мы были уверены, что нас ожидает та же участь, которая выпала до нас на долю этих

______________________
175 Число вырезанных в Камахском ущелье армян достигает 25 тысяч. Активным организатором этой резни был небезызвестный Халил-бей, командующий третьей турецкой армией. Свое черное дело он продолжил в районе Мосула, затем в 1918 г. в Закавказье. См. А. Ташян, указ. соч., стр. 112; В. Мирагенц, указ. соч., стр. 142.

[стр. 305]

трапизонцев, бабердцев, жителей Ерзнка, крестьян Карина и Дерджана.

... Куда мы могли уйти? Чем дальше гнали нас, тем ужаснее становилась картина. За пять верст до возмущенного села «Кортун Гарни» четырнадцать детей в возрасте 6—8 лет, по спину зарытые в землю; несчастные дети столько плакали, что глаза их были опухшими и слезы иссякли. Увидев нас, они только подняли отяжелевшие от голода головы, открыли глаза и бросили на нас лишь странный взгляд и без звука и слов вновь понурили головы.

Нам было строго запрещено помогать упавшим на дороге, нас окружали полицейские и четники (добровольцы) и были готовы тут же убить нарушающих приказы. Не забуду сказать, что та свобода передвижения, которую мы имели до Ерзнка, была отнята в тот день, когда из Ерзнки двинулись в путь на Камах. В тот день к идущим с нами полицейским присоединились четники, которые по пути стали постепенно уменьшать нашу численность. Отстававшие от каравана вечером уже не появлялись.

Шагали вперед, как будто для того, чтобы увидеть самую ужасную из могил. Дошли до построенного на Евфрате моста под названием «Ачем-Кеоприси». Ох, какая картина предстала перед нами: внизу, на двух берегах реки трупы были разбросаны, как отара овец...176.

Так мы прошли места бойни армян, ущелье Камаха и достигли Камаха. Два дня оставались в нем для отдыха; в это время сопровождавшие нас полицейские и их командир Нури-бей стремились рассеять ужас народа, уверяя, что отныне такой резни не будет и что султан одарил каринцев особой милостью, разрешив им спокойно прибыть в Алеппо и там обосноваться. Клятвы Нури бея и других не могли более убедить нас и обмануть, но что могли мы поделать, поскольку у нас не было даже ножа и народ за этот месяц как бы умер в подлинном смысле этого слова.

Наконец караван вышел, чтобы идти в город Акн. По пути мы видели те же картины—больше, но не меньше...»177.

______________________
176 Это же подтверждает Анри Барби, который писал, что «воды Евфрата несли столько трупов, что местами они загораживали русло реки, заставляя ее менять течение». Указ. соч., стр. 15.
177 ЦГИА Арм. ССР,ф. 227, д. 420, лл. 20—29.

[стр. 306]

Из другого документа мы узнаем о зверствах, которые были учинены над армянским населением уезда Кых Эрзерумского вилайета178. Между Ерзнка и Мамахатуном было вырезано 30 тысяч человек, в основном— население Эрзерумского вилайета. Во главе этого злодеяния стоял Мехту-бей, который награбил с осужденного на смерть населения 50 тысяч золотом. Он бросал армянских младенцев в ямы и заживо хоронил их179. «Как передать те ужасные картины, которые мне были обрисованы,—пишет Анри Барби,—убитые младенцы, изрубленные на глазах их матерей, эти последние, лишившиеся рассудка от страха и ужаса, которых палачи заставляют пить стаканами льющуюся кровь; изрубленные женщины—если они были стары, изнасилованные—если молоды и красивы, а у тех, кто сопротивлялся, отрублены пальцы, руки...»180.

В самом Эрзеруме массовое выселение армянского населения началось позже—в начале июня 1915 года и продолжалось до конца июля. Глашатаи оповещали на улицах о необходимости быть готовыми к переселению. Первый караван, численностью 1000 человек, тронулся в путь 9 июня, второй—500 семейств—19 июня, третий—около 800 человек—29 июня, четвертый—9000 человек—3 июля и пятый—6—7 тысяч человек—18 июля181. Для подготовки к выселению вначале давалось две недели, а потом условия стали еще более жесткими С небольшими перерывами многотысячные группы людей в сопровождении полицейских и солдат разными дорогами угонялись на юг, где на горных тропах их уже ожидали отряды убийц.

Убийству предшествовали грабеж, насилия, осквернение женщин и детей, продажа их. Отнятое у армян

______________________
178 Там же, ф. 57, оп. 1, д. 741.
179 См. С. Акуни, указ. соч., стр. 143; Егише Гегамянц, указ, соч., стр. 668.
180 Анри Барби, указ. соч., стр. 16.
181 С. Акуни, указ. соч., стр. 146.

[стр. 307]

имущество, золотые изделия, украшения тут же на месте делились между руководителями и организаторами выселения. Деньги, награбленные с армян первого каравана, которые были в основном имущими, составили 360 тысяч лир золотом; эта сумма была разделена между наместником Тахси-беем и несколькими его чиновниками-убийцами, которые грызлись из-за добычи182. Армянские церкви были преданы разграблению. Принадлежавшее армянам движимое и недвижимое имущество выносилось на торги, дома тут же конфисковывались. Только часть полученного дохода едва достигала государственной казны, вся остальная часть становилась добычей привыкших к грабежу турецких должностных лиц и высших армейских офицеров183.

В. В. Готлиб пишет, что турецкие правители стремились сделать популярной непопулярную войну, направив алчность и фанатизм турок на захват и грабеж имущества наиболее многочисленного и имущего слоя немусульманского населения184.

Турецкий командир Махмед Камил паша, который с особой жестокостью обращался с армянами, приказывал: «Нигде не должны оставить ни одного армянина, надо полностью очистить страну от этих гявуров. Если даже кошке будет дано имя армянина, то эту кошку надо изгнать из этих мест и не пускать сюда»185.

То, как осуществлялись подобного рода каннибальские приказы, хорошо видно по описанию Мевлан Заде Рифата. Он пишет:

«Четники, подчиненные исполнительному комитету трех, подобно воронам, ожидавшим трупы, дожидались прихода армянских групп в назначенные места.

Эти несчастные группы, уставшие от невзгод пути, мо-

______________________
182 ЦГИА Арм. ССР, ф. 57, оп. 1, д. 632, лл. 17—18.
183 См. Анри Барби, указ. соч., стр. 17.
184 В. В. Готлиб, указ. соч., стр. 154.
185 ЦГИА Арм. ССР, ф. 57, оп. 1, д. 632, лл. 17—18.

[стр. 308]

рально разбитые, угнетенные болью расставания с родными домами и местами после достижения мест, где находились четники, передавались полицейскими, согласно полученной ими инструкции, этим четникам. Эти группы, находящиеся в подлинном смысле слова в жалком и трагическом положении, могущим вызвать чувство сострадания даже у жестокосердных дикарей. Подобно отаре овец, которую вместе со своими ягнятами гонят на бойню, эти люди, попав в руки четников, подвергались неописуемым и невообразимым мучениям и терзаниям».

«При описании преступлений и дикости, которые осуществлялись этой сворой преступников, перо мое дрожит... Грудные младенцы, спящие на руках своих матерей или смотревшие вокруг своими ангельскими взглядами, нуждающиеся в заботе и любви, не ведавшие ничего, отнимались из объятий матерей, ударом топора разрубались надвое и бросались оземь... Может ли перо при описании этого варварства не дрожать?»186.

Погонщик верблюдов перс-очевидец Кербалай Али-Мемед рассказал следующее:

«Я перевозил боеприпасы из Эрзинджана в Эрзерум. Однажды в июне 1915 года, когда я подъехал к Хотурскому мосту, перед глазами моим предстало потрясающее зрелище. Несметное количество человеческих трупов заполнило 12 пролетов большого моста, запрудив реку так, что она изменила течение и бежала мимо моста. Ужасно было смотреть; я долго стоял со своим караваном, пока эти трупы проплыли, и я смог пройти через мост. Но от моста до Джиниса вся дорога была завалена трупами стариков, женщин и детей, которые уже разлагались, вздулись и смердели. Такое ужасное стояло зловоние, что пройти нельзя было по дороге; мои два погонщика верблюдов от этого зловония заболели и умерли, а я вынужден был переменить свою дорогу. Это были жертвы и следы неслыханного и ужасного злодеяния. И всё это были трупы армян, несчастных армян»187.

Достаточно сказать, что из первого каравана каринцев Харберда достигли один мужчина и около сорока женщин188, остальные были вырезаны в ущелье Кама-

______________________
186 Мевлан Заде Рифат, указ. соч., стр. 200—201.
187 ЦГИА Арм. ССР, ф. 57, оп. 1, д. 632, лл. 17—18.
188 Анри Барби, указ. соч., стр. 19.

[стр. 309]

ха, которое было превращено в настоящую бойню. Эта участь постигла и других депортированных. Лишь ничтожной части их, в том числе выселенным из Ерзнка, Самсона, Себастии, Арабкира, Акна и других мест, было разрешено после непродолжительного отдыха в Малатии, продолжить путь к пустыне Тер-Эль-Зор, Через Ефзнка прошли 75 тысяч армян, из коих только 500 достигли Диарбекира189.

Из населения самого Эрзерума, насчитывавшего 18— 20 тысяч армян, спаслись лишь 100—120 человек190. Русские войска, занявшие в феврале 1916 года Эрзерум, обнаружили в городе лишь 130—150 женщин и детей и 5—б мужчин, спасшихся от турецкого ятагана191.

Как отмечает Брайс, из 400 тысяч армян Эрзерума и Битлиса, спаслись едва 8—10 тысяч человек, т. е. 98 процентов этого населения было вырезано или депортировано192.

В селах Кыхского уезда было убито 53600 человек, которые в основном были высланы из Каринского вилайета. «Из Константинополя или от подготовительного высшего органа был получен такой приказ,— читаем в одном документе,—что население Кыха после выселения должно было быть вырезано так, и чтобы никто во время резни не сбежал к своим знакомым людям или скрылся в других местах. Однако, когда в Гулгане было убито 7000 человек, четники стали противиться резне, говоря, что не должны убивать до перехода через район Балу, но курды, стремившиеся завладеть добычей, пренебрегли этим приказом, за что 30 курдов были приведены в город, где их повесили и расстреляли, так как из-за того, что они действовали вопреки прика-

______________________
189 Н. L. Gates, Ravished Armenia, New-York, 1918, p. 193.
190 И. Тертерян, указ. соч., стр. 245—246; Анри Барби, указ. соч., стр. 17.
191 Архив Армянского филиала НМЛ, ф. 4047, оп. 1, д. 142.
192 Брайс, указ. соч., стр. 221.

[стр. 310]

зу правительства, многие армяне сбежали и спаслись»193. Можно привести свидетельства из десятков и десятков документов о тех зверствах, которые чинились в отношении армянского народа. Разумеется, различные свидетели и очевидцы временами сообщают противоречивые данные о сроках выселения, числе жертв, применявшихся методах уничтожения, организаторах резни и т. д. Но все источники подтверждают ту истину, что выселения и резня совершались в соответствии с полученными из центра приказами и инструкциями, что отдельные отклонения были следствием различия в действиях местных властей—вали, каймакамов и пр. А в целом, каким бы образом ни выполнялась воля центра, это было подлинным варварством194.

Да, повсюду — в Хнусе и Маназкерте, Буланге и Хлате «резню возглавляло само правительство»,— сообщал 2 июня 1915 года заместитель предводителя армянской епархии Маназкерта Ованнес. Он писал о том, что власти посредством жандармов карают тех курдов и черкесов, которые покровительствовали, защищали своих соседей-армян195. Из того же источника узнаем, что турецкие, курдские банды совместно с турецкой чернью, покинувшей свои местности в связи с военными действиями, совершали нападения на армянские села Буланга, Хлата и Хнуса, где «безжалостно убивали армянских крестьян на их же земле, а грудных младенцев— на руках их матерей». Армяне Верин Буланга спаслись, тайно снявшись ночью и перейдя в занятые русскими войсками районы, а из 2000 семейств 13 сел Неркин Буланга, 4500 семейств 22 армянских сел Ахлата и 4000 жителей четырех сел Хнуса едва спаслись лишь 130 человек196.

______________________
193 ЦГИА Арм. ССР, ф. 57, оп. 1, д. 741, л. 22.
194 Там же, д. 621, ф. 227, д. 415.
195 Там же, ф. 57, оп. 1, д. 692, л. 19.
196 ЦГИА Арм. ССР, ф. 57, оп. 1, д. 692, л. 5—6.


Содержание   Tитульный лист и т.д.   Введение
Глава I-1
   Глава I-2   Глава II-1   Глава II-2   Глава II-3   Глава III-1
Глава III-2
   Глава III-3   Глава IV-1   Глава IV-2   Заключение
Указатель личных имен   Указатель географических названий
Содержание (как в книге)

 

Также по теме:

Джон Киракосян — Младотурки перед судом истории
Джон Киракосян — Алексей Дживелегов и его историко-публицистическое наследие